Литвиновское имение. Истоки

В истории каждого поселения есть особые памятные даты. Для двух деревень Наро-Фоминского района, Литвинова и Новинского, такой датой является 28 августа. Причём этот день праздничным никто и нигде официально не закреплял. Можно даже сказать, что праздничным он стал независимо от чьей-либо воли или желания – так сложилось в силу исторической традиции. А кто-то, вероятно, скажет, что так было предначертано свыше. Как бы то ни было, коренные жители этих деревень отмечают Успение Пресвятой Богородицы и как День деревни, празднуя его широко и душевно, как и принято на Руси.

Почему именно Успение стало особо почитаемым праздником у местных жителей? Дело в том, что ещё в 1710 году князем Иваном Ивановичем Щербатовым в его Литвиновском имении был возведён каменный храм во имя Успения Божией Матери. Конечно же, престольный праздник сразу превратился в один из самых главных для местных крестьян, которые и были основными прихожанами этой церкви. Успение стало особой духовной составляющей местного бытия. После закрытия храма в советские годы – это произошло в середине 30-х годов – традиция празднования претерпела значительные изменения, но всё-таки не угасла. Даже после варварского разрушения храма в 1965 году, во время очередных гонений на Церковь, память об Успенском храме жила в сердцах людей. В этом году жители двух деревень отметили печальный юбилей акта вандализма, совершённого властями пятьдесят лет тому назад…

Потомки князя-храмоздателя Ивана Щербатова оказались прочно и на века связаны с литвиновской землёй. Но вплоть до наших дней так и оставалось загадкой, когда же на самом деле были основаны Литвиново и Новинское, и кому они принадлежали изначально. В публикациях прошлых десятилетий, освещавших историю Литвиновского имения, утверждалось, что его владельцем в XVI веке был князь Литвинов-Мосальский, а затем в 1612 году оно перешло к Щербатовым. Однако эта информация крайне далека от действительности. Исследование документов XVII-XVIII веков из Российского государственного архива древних актов, предпринятое автором, позволяет дать ответы на часть вопросов.

Сразу же обратим внимание на то, что самыми древними из сохранившихся документов, касающихся невеликокняжеских вотчин и поместий в Боровском уезде, в котором находилось и Литвиновское имение, являются дозорные книги первой трети XVII столетия. И ранее этого периода проследить историю большинства сёл и деревень уезда представляется маловероятным.

Первую запись о «Литвиновском» имении мы встречаем в Писцовой книге Боровского уезда 1628 года. Она же преподносит нам и несколько потрясающих сюрпризов. Оказывается, что сельцом, то есть центром имения, тогда было не Литвиново, а Новинское, именовавшееся в ту пору Новым! И это «сельцо Новое на речке на Плесенке» уже тогда было «старой вотчиной» Дмитрия Петровича Волынского. К сельцу относились семь пустошей, располагавшихся в основном вдоль речки Плесенки, а также «пустошь Литвиново на реке на Наре». То, что в документе речь идёт именно о Новинском, а не о каком-то ином селе Новом, подтверждают материалы всех последующих переписей уезда.

Указание на то, что Новое было «старинной вотчиной», имеет весьма важное значение. Из этого следует, что имение являлось собственностью Волынских, а не было поместьем, подлежащим возврату в казну после завершения государевой службы. К тому же, вотчина Д.П. Волынского была «старинной», а не пожалованной. То есть ей было, по крайней мере, несколько десятков лет, и перешла она к Дмитрию от его отца Петра Фёдоровича. Вполне возможно, что сельцо было основано в конце XVI столетия или даже ранее. Большое число «пустошей» (обезлюдевших деревень) свидетельствует о том, что это имение в прошлом было достаточно крупным. Однако вследствие череды ужасных голодных лет начала XVII века и польско-литовского разорения, вызвавших увеличение смертности и большую миграцию населения, Новое имение пришло в упадок.

Род владельца Нового Дмитрия Волынского вел своё начало от героя Куликовской битвы князя Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского. Он в 1370-х годах выехал с Волыни на службу к Московскому государю Дмитрию I Ивановичу, впоследствии прозванному Донским. Князь Боброк-Волынский, видимо, обладал незаурядным административным и военным талантом, поскольку быстро продвинулся по службе и вошёл в число высшей аристократии Московского княжества, став первенствующим боярином думы. И даже более того, Дмитрий Донской, испытывавший к князю дружеские чувства, отдал за него замуж свою родную сестру княжну Анну. Таким образом, сыновья и все потомки Боброк-Волынского были кровно связаны с великокняжеским домом, и в их венах текла кровь легендарного князя Рюрика. Правда, в силу специфики правил службы того времени Волынские всё же утратили отцовский титул – князья, выехавшие в Москву из других земель, не вправе были передавать свой титул детям.

Сам Дмитрий Петрович Волынский являлся дворянином московским – это была особая категория служилых дворян. Известно, что он стоял во главе нескольких дозорных партий, занимавшихся переписью уездов в Московском государстве, включая и Боровский уезд. Именно при нём вотчинников двор был перенесён из Новой в Литвиново, которое уже в 1646 году числилось сельцом, а Новое – просто деревней. Очевидно, вотчинник стремился обособиться от своих крестьян, поэтому он и выстроил дом в пустоши в полутора километрах от своей деревни. Усадьбу расположили на высоком берегу Нары, откуда и ныне открывается великолепный живописный вид в сторону любановских земель.

В 1677 году владельцем вотчины был Александр Дмитриевич, служивший в 1650-1670-х годах стряпчим, а затем и стольником. Позже имение перешло к его сыну Ивану, который также являлся стольником. Иван Александрович умер относительно молодым человеком в 1704 году, не оставив после себя мужского потомства. И в следующем 1705 году с согласия его вдовы-наследницы родовая Литвиновская вотчина перешла к родной сестре Ивана Агафье Александровне, которая ещё в 1698 году стала женой князя Ивана Ивановича Щербатова. Вот так Литвиново и превратилось в родовую вотчину Щербатовых, владевших этим селом вплоть до 1918 года. Но это уже другая увлекательная страница из истории Литвиновского имения…

В завершение скажем несколько слов о прозвучавших в статье топонимах. Название «Литвиново» не было каким-то необычным для Замосковного края XVI-XVII веков. Обратившись к документам тех лет, мы увидим, по крайней мере, с десяток поселений, имевших такое название; даже в Боровском уезде их было два! Распространённость этого топонима объясняется довольно легко – в силу разных причин в то время в Замосковье оседало много выходцев из Западной Руси и Великого княжества Литовского, и, как правило, их всех именовали «литвинами». Вот и некоторые поселения, основанные ими, стали называться соответствующим образом.

Что же касается топонима «Новое», то так обычно именовались поселения на местах, где ранее никто не жил. С другой стороны, новое село могло быть названо Новым, если рядом располагалось старое имение вотчинника. Вплоть до XIX века во всех официальных документах Новинское именовалось исключительно Новым или Новой. Тогда почему же название деревни всё-таки было изменено два столетия спустя? Совершенно случайно, во время изучения материалов следственных дел 1720 года, касавшихся сокрытия переписных душ в имениях князя Щербатова, удалось установить, что крестьяне уже в то время именовали свою деревню Новинской! А вот князь в документах того же дела называет её исключительно Новой. Очевидно, что оба названия деревни были в ходу одновременно. В принципе, такая практика была широко распространена в Замосковье – некоторые деревни иногда имели даже по три названия. Вероятно, на рубеже XIX столетия документально было закреплено наиболее часто употреблявшееся название деревни.

Опираясь на писцовую книгу Боровского уезда 1628 года, мы можем датировать основание Новинского (Новой) и Литвинова именно этим, 1628-м годом. И хотя оба поселения определённо имеют более древнюю историю, мы должны следовать принятой в исторической науке практике и исходить из первого упоминания поселений в письменном источнике (при отсутствии каких-либо археологических данных). Таким образом, жители Новинского и Литвинова уже через три года отметят 390-й юбилей своих поселений, одних из самых древних в Наро-Фоминском районе. Как говорил Поль Валери, мы входим в будущее, оглядываясь на своё прошлое. И как приятно осознавать, что теперь мы вглядываемся не во тьму безвременья – нам точно известно, с кем именно связано прошлое наших деревень!

Первая публикация: Газета «Основа», № 103 (12450) от 14 октября 2015г.


Рецензии