Mylene Farmer. L amour ne se paie qu avec l amour

По условному лесу легко и весело, будто играя, шла красивая и стройная, смелая и добрая, ещё не старая женщина. И нечаянно раздавила условного муравья. Такое часто случается. C`est la vie. Муравьём был я, и это не стыдно. В поэзии, прозе, пении, музыке, артистизме она превосходила многократно, а её любовь – это оружие массового совершенствования вселенски огромной силы. У меня не было шансов.
* * *
Это было странное одностороннее свидание. Пожалуй, самое продолжительное. Свидание началось больше десяти лет назад, когда она ступила на ту сцену, сделав шаг мне навстречу. Как, впрочем, и всегда до этого – большинство её клипов я смотрел с десятилетним опозданием – в них она была моложе своего реального возраста, но это ничего не меняло. Я более двадцати лет назад – с первой нашей встречи – понял, что она мастер создания музыкальных клипов (актёр тоже создатель клипа, даже если он не сценарист и не режиссёр), содержание и стоимость которых были сравнимы с небольшими фильмами. Но что-то не позволяло нам встретиться. Жизнь? Генетика? Несчастный случай? Неволя? Всего понемногу?
* * *
5-й мужчина (обращаясь к первым четырём): - Мужчины, ваше мнение – в какой камере тюрьмы лучше сидеть – в общей или одиночной?
1-й м.: - Ты ненормальный. Что за странный вопрос.
2, 3, 4-й м.: - Конечно, в общей.
Шеф: - Это зависит от характера человека – одному лучше в одиночке, другому – в общей. В одиночке, правда, есть опасность сойти с ума.
2-й м.: - Это для нормального есть опасность, а для не совсем нормального такой опасности нет.
3-й м.: - Нормальный человек может застраховаться от психологических расстройств. Врачу – исцелися сам.
4-й м.: - Всё зависит от того, что считать нормой.
Шеф: - Нас тут собралось свыше ста человек, все люди неглупые; но единогласное мнение об общей камере будет умозрительным, и, вероятно, неверным. Ум не заменит опыта, а его-то большинству из нас и не хватает.
____________________
(1) За любовь платят любовью. (Франц. пословица.)
* * *
Билет в один конец дороги. В меланхолически чёрном пространстве театральной сцены (космоса?) находилась роскошная солнечная Женщина и разворачивала действо, непосильное для коллектива (жанр другой), и гораздо более эффектное и эффективное, чем от любой другой исполнительницы. Казалось, что я сижу один в театре, и Она поёт для меня одного. Она пела, пританцовывала и могла делать что угодно без риска увидеть мою реакцию. Я слушал, смотрел и мог делать что угодно, но Она не могла этого узнать. Я начал смотреть клип одним человеком, а закончил другим. Она излучала стомегатонный заряд положительной энергии, хвативший бы на многих. В послании было столько доброты, что хотелось уткнуться лицом в Её круглые коленки и шептать сокровенное. Кем я мыслил Её? Типа матери? (Но Её стыдливость была почти девчоночьей.) Типа дочери? (Но Её любовь была любовью зрелой женщины.) Типа подруги? (Где Она и кто я?) Женщиной. (Её радость была будто впервые за двадцать лет расставания. Подумать только, я не видел Её около двадцати лет! За это время Она стала ещё обаятельнее и лучше.) За любовь платят любовью, как говорят в Её стране.
Хотелось плакать. Или полететь в Город Любви, будь крылья. Или умереть. Потому что более искренне, чем сыграла (прожила?) Она, можно было только умереть. Может, при смерти и рождении всегда так? В таком случае я умер – за Неё не жалко умереть – и родился заново, и родила меня Она – легко, свободно и весело. Никому другому сие не под силу. Сердце щемила сладкая боль. Здравый смысл требовал ткнуть пальцем в плэйэр и прекратить, но сердцу было нужно это лекарство жизни.
* * *
Это был странный доверительный мысленный диалог. Его вели Фемина (Ф.) со сцены и Мужчина (М.) из зрительного зала.
Ф.: «- Вот такая я.»
М.: - Я расстроен, Ваше Величество.
Ф.: - Подкузьмил, что ли? Я из свободной страны.
М.: - Прости. Не хотел Тебя обидеть. Ваша страна положила миллионы своих лучших сынов и дочерей на алтарь борьбы за свободу и независимость.
Ф.: - Приятно говорить со знатоком. Расстроен, говоришь? А может, разочарован?
М.: - Ты не можешь меня разочаровать по определению. Расстроил твой клип. Ну неужто так прижало, что надо было показать всему миру предпоследнее из того, что у Тебя есть?
* * *
О, эти глаза, полные непролитых слёз. За осушение одной такой слезинки не жалко бриллианта той же величины, или стократного объёма своей крови. Кто посмел Вас обидеть, Ваше Величество? Скажите, и я накажу его. Если это был я, то тем более. А может, это была просто игра, и я всё нафантазировал? Тогда это игра очень талантливой актрисы.
* * *
Ф.: - Лучше было поручить это кому-то другому?
М.: - Нет, наверное. Ты не любишь заставлять других работать вместо себя, это признак честности. А честность – это разновидность смелости. Ты честная и смелая, бесспорно. Но Ты могла бы просто спеть.
Ф.: - А ты бы стал смотреть и слушать меня с песней, слов которой не понимаешь?
М.: - Не думал об этом. Скорее всего, нет.
Ф.: - А может, я хотела, чтобы ты посмотрел и послушал меня.
М.: - У Тебя получилось. Теперь я буду смотреть и слушать Тебя, когда будет возможность.
Ф.: - Ещё приятнее говорить с ценителем. Кажется, я тебе небезразлична?
М. (Это ещё мягко сказано): - О, да.
Ф.: - Ну, поддержи, выйди. Встанем рядом.
М.: - Неодетый?
Ф.: - А сам как думаешь? Мужчина должен быть справедливым.
М.: - Понял. Я стесняюсь. Меня забросают тухлыми яйцами и гнилыми помидорами.
Ф.: - Ты думаешь, мне меньше досталось? Тут можно поскользнуться и упасть. Кто-нибудь любит падать?
М.: - Нет, но объективно: кто Ты и где я?
Ф.: - Вот так вы всегда. Как коснётся дела, сразу в кусты. Да ладно. Первый раз, что ли? А тебе приходилось создавать послание от коллектива или коллективу?
М.: - Приходилось.
Ф.: - И насколько большие коллективы?
М.: - От одной половины человечества другой.
Ф.: - Серьёзно?
М.: - Ты же честно вышла и честно отработала. Почему я должен лгать?
Ф.: - Дай подумаю. Ты мужчина, значит, это было послание от всех мужчин всем женщинам, видимо, стихотворное. Такое обычно бывает 8 марта. Я права?
М.: - В десятку. Ты необыкновенная.
Ф.: - Тоже мне, бином Ньютона. Получается, ты тоже поэт. Значит, мы с тобой в определённом смысле коллеги и ты меня сможешь понять.
М.: - Ну да, Тебя считают поэтом во всём мире, а меня таковым даже я не считаю. Ты очень изящно выразилась – «в определённом смысле коллеги». Я даже немного загордился.
Ф.: - Всё же, может, послушаешь, раз мы встретились?
М.: - Говори, пожалуйста.
Ф.: - Поэт, сочинив стихи, хочет, чтобы о них узнало максимальное количество читателей. Если к стихам сочинили музыку, получается песня; о ней узнают ещё и слушатели. Авторское исполнение добавляет искренности. А если исполнителю ещё и есть что показать, то пусть будут и зрители. Если им интересно. Ты пойми: я сочиняю стихи, потому что поэтесса. Я пою песни, потому что певица. Я играю, потому что актриса. Всем нам надо как-то зарабатывать на жизнь.
М.: - Прости меня. Во мне говорил мужской эгоизм, ни на чём не основанный. Кто я такой, чтобы судить Тебя? Ты всё правильно сделала.
Ф.: - К сожалению, так понимают не все.
М.: - Если обращаешься к очень большому коллективу, почти невозможно угодить всем. Обязательно кто-то вылезет и будет критиковать, намекая, что он(а) лучше, или мог(ла) лучше. Часто это просто зависть. Не парься.
Ф.: - Ошэн спасиба, мили.
М.: - Это Тебе спасибо за то, что Ты есть.
* * *
Нынешний клип был совершенно особенным – там был минимум реквизита и всего одна актриса, но какая! ОНА. Такое было впервые – я смотрел на поющую женщину и не мог оторваться. Атака была организована более чем грамотно – в сосуд моей души вливались: через уши – авторская песня на прекрасном незнакомом языке; через глаза – вид прекрасной женщины, дарящей радость; через сердце – что-то вроде любви. (Задворками сознания я понимал, что это, скорее всего, результат работы не Её одной, а ещё и аппарата Её сотрудников; но это ничего не меняло.) Все три сущности, попав в душу, перемешались, расширились, чуть её не разорвав, и образовали новую неделимую субстанцию, которая будет в моём сердце очень долго. Может, это Любовь? Бывающая с первого взгляда, и бывающая через двадцать лет, когда дозреешь? «Все возрасты покорны». Очень стоило жить более пятидесяти лет, из которых тридцать бежать этот жестокий марафон будучи больным, пьяным, даже с переломанными костями, чтобы увидеть такой гениально простой и вместе с тем потрясающий клип. Какое счастье одновременно жить на одной планете с Королевой Любви.
* * *
Это была странная беседа – парочки, затесавшейся в театре – Неизвестной Женщины (НЖ) и Неизвестного Мужчины (НМ). Они временами поочерёдно разговаривают с Мужчиной (М).
* * *
НЖ.: - По-моему, она не замужем.
НМ.: - Почему?
НЖ.: - Настоящий мужчина не разрешит своей жене …
НМ.: - Много ты понимаешь в колбасных обрезках. Они – не мы. Может, их обычаи это допускают.
НЖ.: - У неё висят.
НМ.: - Что висят?
НЖ.: - Завязывай, а? Будто сам не знаешь.
НМ.: - В её возрасте это естественно.
НЖ.: - Она стоит левым полуоборотом. А почему не правым, или прямо?
НМ.: - Это же её номер. Как хочет, так и стоит. Если у тебя будет свой номер, ты тоже будешь вправе стоять, сидеть или лежать, и пусть кто попробует что вякнуть.
НЖ.: - У меня не будет такого номера.
НМ.: - Точно.
НЖ.: - Подкузьмил, что ли? Кстати, я сразу поняла, что она всё не покажет.
НМ.: - Конечно, она же всё-таки больше певица, чем шоувумэн. А я бы не отказался, честно говоря.
НЖ.: - Ага, зайцем сюда пролез, и вон чего ещё захотел. Три в одном. Это было бы неинтересно.
НМ.: - Откуда тебе знать?
НЖ.: - А вот и знаю. Однажды мы сидели с одним мужчиной, выпивали и периодически бросали игральные кости на раздевание.
НМ.: - Я его знаю?
НЖ.: - Это было до тебя.
НМ.: - У вас что-то было?
НЖ.: - А, заревновал. А мне каково? Нет.
НМ.: - Тогда зачем это было нужно?
НЖ.: - Решила подразнить.
НМ.: - Его или меня?
НЖ.: - Не будь занудой. Конечно, его.
НМ.: - И как, удачно?
НЖ.: - Ну, так ничего. Я так же, как она, прикрывалась.
НМ.: - А он что?
НЖ.: - Он не прикрывался.
НМ.: - Я не об этом!
НЖ.: - Ах, да. Извини, торможу. Он смотрел на меня, не отрываясь.
НМ.: - И что? Потом он заплакал, оделся и ушёл? Тряпка.
НЖ.: - Не надо так. Плачут боксёры, борцы, штангисты – настоящие мужчины – когда проиграют. Это не стыдно. Мне их бывает жалко. А этот не плакал, оделся, поблагодарил; сказал, что было интересно, и ушёл по-джентльменски, не прощаясь.
НМ.: - И что он у тебя нашёл такого интересного?
НЖ.: - То, что я ему показала не всё.
НМ.: - Что, так и сказал?
НЖ.: - Да.
НМ.: - Он не такой, как я.
НЖ.: - Точно. Слушай, мне не нравятся её песни.
НМ.: - Как они могут не нравиться, если ты не понимаешь слов?
НЖ.: - Не так. Мне не нравится музыка её песен. Какая-то она однотипная.
НМ.: - О всех композиторах сказать не могу, я не так много их творений слышал; но по крайней мере у половины композиторов музыка однотипная. Это претензия к её композитору?
НЖ.: - Да, и к ней тоже. Могла бы получше музыку выбрать.
НМ.: - Ну знаешь, у неё вкус другой, думаю, тоньше твоего будет. Какие у тебя любимые песни? Про клён? Про алые маки? Тоже, знаешь, не шедевры. И вообще, ты что, тут жюри по музыке? Сидишь, ну и сиди.
НЖ.: - Сам посиди, я схожу с фраером одним пообщаюсь.
НМ.: - Зачем?
НЖ.: - А зачем с фраерами общаются?
НМ.: - Ты молодец. Смотри, не зафлиртуй там.
НЖ.: - Ну да.
* * *
НЖ.: - Bonjour.
М.: - Э-э, здравствуйте. Мы знакомы?
НЖ.: - Нет. Но можем познакомиться.
М.: - Лучше не надо.
НЖ.: - Поговорить охота. Давай на «ты»?
М.: - Как угодно.
НЖ.: - Нравится она?
М.: - Откажусь от комментариев.
НЖ.: - Образованный, да? Ну, ладно. Самоудовлетворялся?
М.: - Нет.
НЖ.: - А что так? Не мог?
М.: - Не хотел.
НЖ.: - Почему?
М.: - Это моё личное дело. Не люблю, когда под шкуру лезут.
НЖ.: - Ты почему так разговариваешь?
М.: - Слушайте, я пришёл на концерт, трачу свои время и силы. Тут приходите вы и начинаете отвлекать. У вас же есть с кем поговорить, ну и говорите между собой. Я-то при чём? Я хочу с Ней пообщаться, а вы мешаете.
НЖ.: - Ну и чёрт с тобой.
* * *
НЖ.: - Слушай, не колется клиент. Сидит, весь какой-то жалкий, как побитый пёс, в глазах тоска.
НМ.: - Ладно, теперь моя очередь.
НЖ.: - Не трогай его.
НМ.: - Что так, понравился, что ли?
НЖ.: - Нет.
НМ.: - Тогда тем более его надо тронуть.
НЖ.: - Не надо. Мне кажется, он потерял что-то ценное, и, по-моему, он свой парень.
НМ.: - Имел проблемы с законом?
НЖ.: - Не похоже. Может, воевал или служил в армии, не поняла.
НМ.: - Разберёмся.
* * *
НМ.: - Привет.
М.: - Привет.
НМ.: - Классная женщина, правда?
М.: - Да.
НМ.: - Хорошо бы с ней задружить.
М.: - Вокруг Неё таких, как … я – как грязи.
НМ.: - Ну, а вдруг?
М.: - Не будет никакого «вдруг».
НМ.: - Вот ты бы мог с ней поговорить, если бы удалось?
М.: - Смог бы.
НМ.: - На её языке?
М.: - На её втором языке.
НМ.: - Ты знаешь её язык? Переводчик, что ли?
М.: - Нет.
НМ.: - Ты крутой, или, по крайней мере, мог бы стать таким.
М.: - Что тут крутого? Кто на что учился.
НМ.: - Тебе уже легче. Можешь написать ей письмо, что-то предложить.
М.: - Нечего предложить. У Неё своих идей вагон и маленькая тележка; способностей – как у пятерых, штат суперпрофессионалов, денег немерено. Я даже в конкурсе Её слуг не смогу участвовать, так как ничего не умею.
НМ.: - Ты вроде умный, а не соображаешь. Пригласи в свои края.
М.: - Это птица другого полёта, она и работает намного больше нас, и отдыхает лучше нас.
НМ.: - Ты не понимаешь. Любому артисту нужны зрители, работа, гонорар и отдых. Если артист известный, зрители придут и работа будет. Гонорар узнать у него самого и посчитать при составлении бизнес-плана, который можно разработать самому или заказать. Может, жаба душит?
М.: - И что, прямо так взять проект бизнес-плана и послать?
НМ.: - Конечно. Не поедут же её работники выяснять, во что обойдётся один или два концерта – на большее-то вы же не потянете?
М.: - А как быть с их музыкальным оборудованием? Его много.
НМ.: - Тебя это вообще не должно волновать. Сам же говоришь, что там профессионалы – помогут если что. Всё это решаемо, если захотеть и уметь. Ну, а жильё, еду, отдых и охрану можешь организовать и финансировать сам – если надо будет.
М.: - Дорого, наверное, обойдётся.
НМ.: - Не дороже денег. Думаешь, миллионеры питаются исключительно форелью и мясом пингвинов? Тем же, что подают в ресторанах, только, конечно, очень хороших.
М.: - Никогда не думал, что всё это может быть так просто. Как-то боязно браться. Да и чего себя травить?
НМ.: - Ты влюбился.
М.: - Не знаю.
НМ.: - Запомни – клин клином вышибают. Это я тебе говорю. Найдёшь себе ещё. Удачи.
М.: - И тебе удачи.
* * *
Этот клип не бессюжетный. Сюжет в нём есть. И этот сюжет – Она. Ангельский голос. Лицо, подобное целому миру. Внутренний мир размером с вселенную. Всё это – Она. Певица и Королева Любви.
Тоненькая свечка, горящая для людей. Путеводный огонёк, греющий душу замерзающего путника в гудящей ветрами Великой Степи. Хрупкий нежный цветок, пробивающийся сквозь каменное бездушие жестокого мира. Откуда в этой маленькой женщине столько энергии и пробивной силы? Какую же надо иметь галактически необъятную любовь к людям, чтобы выйти обнажённой и петь для них? Настоящая актриса, потому что может показать и сыграть всё. Изящно, красиво, непринуждённо, радостно. Настоящая певица, потому что поёт в любых условиях, даже в холодной тюремной клетке. «Лучик света в тёмном царстве». Настоящий человек, потому что честная, а значит, смелая. Настоящий боец, потому что на каждый концерт идёт как в бой, и каждым своим клипом идёт в бой. Сделать или умереть. Настоящая женщина, потому что ей нужна любовь. Та, которую к ней испытывают. Либо та, которую испытывает Она. Эту любовь мы и видим.
Откровение от Mylene. Не самая красивая (хотя и красивая), не самая стройная (хотя и стройная), не самая молодая (как это не важно!); но с шармом, покоряющим миллионы. Казалось бы, что тут такого сложного? Выйди на сцену, спой, станцуй и ещё что-то – без пошлости. Мало кто такое сможет придумать. Немногие такое могут сделать. А если даже и смогут, то уже навсегда будут вторыми и в таких же масштабах вряд ли заинтересуют. По крайней мере, меня. Даже за очень большие деньги. Ниша занята с 22.03.2016. вселенной Mylene Farmer. И если бы даже я прожил тысячу лет, вряд ли нашлась бы такая, кто могла её вытеснить. Потому что такие женщины прецедентны и рождаются один раз в Millenium. В лучшем случае.
* * *
Прецедентны имена великих людей, населяющих Олимп – неважно какой, литературный, художественный или музыкальный. Часто надо умереть, чтобы занять там одно из мест, которых мало.
На золотой полке литературы навечно остался Л. Толстой со своими 90 томами. Но разве гениальные творения обязательно должны быть монументальными и их должно быть много? И потому там хватает места американцу O`Henry с его трогательными героями-неудачниками из “Short stories”.
В золотой галерее искусства навсегда остался француз Э. Дэлакруа с расхристанной Libertie и другими бойцами на истекающей кровью Парижской баррикаде… Но разве величие самопожертвования измеряется арифметикой? И потому там хватает места русскому Г.М. Коржеву с его «Подымающим знамя».
В золотом зале музыкальных фильмов и видеоклипов тоже, видимо, можно найти всемирно известных титанов в номинациях: у кого больше фильмов, у кого дороже клипы, у кого знаменитее актёры. Но разве хорошего обязательно должно быть много? Да один клип Mylene Farmer “L`Amour n`est rien” трогает сильнее, чем энное количество дорогих клипов других артистов, вместе взятых. Потому что с Ней можно штурмовать вершину и защищать Парижскую баррикаду. Её не жалко прикрыть собой от пули. За что? За Её Любовь.
Будьте здоровы, любимы, счастливы и успешны как можно дольше, Ваше Великолепие – Королева Любви. Нижайше прошу великодушно простить поклонника, недостойного обувать Вам туфельку; но, по-моему, Любовь – это не ничто. Я понял Ваш клип наоборот: Любовь – это всё.
Пройдёт время, забудутся сильные мира сего и их дела. Но в пространстве культуры человечества навсегда останется хрупкая нежная бунтарка Mylene Farmer из Страны Любви, ставшая её Королевой.


Рецензии