Благословенное общество потребления



Человеческое сознание – штука весьма сложная. Часто оно позволяет достичь блестящих успехов, но оно же иной раз играет с нами злые шутки. Одна из таких шуток – способность человека ненавидеть то, благодаря чему он существует и процветает. Ближайший пример – ненависть русской интеллигенции к царской России. Эта старая Россия являла множество непривлекательных черт, но её гибель фактически означала и гибель, уничтожение старой русской интеллигенции.
То же и в случае и с «обществом потребления». Интеллигенция его ненавидит и мечтает упразднить. Но уничтожение общества потребления будет означать и уничтожение интеллигенции.
На написание этого текста меня спровоцировал пост в социальной сети «ВКонтакте». Один мой корреспондент разместил на своей странице цитату известного математика, в которой выдвигались обвинения против американских капиталистов в целенаправленном разрушении американского образования:
«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)». [В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков XX века. Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение». http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm]
К посту я написал комментарий: «Опять теория заговора! Почему у гениальных математиков не хватает ума понять, что они не во всех областях знания умны?» Разместивший пост стал возражать, поминая нелестно общество потребления.
Я решил кратко суммировать свои возражения. Конечно, здесь нужна основательная статья или даже книга, но пока ограничусь этим маленьким текстом. Впрочем, утешает, что о благотворности общества потребления много и хорошо пишет в своих книгах Александр Никонов.
Суждение математика В. И. Арнольда действительно демонстрирует его полную некомпетентность в социальных науках (что было бы математику простительно, если бы он не делал на этот счёт публичных суждений – я вот от суждений в области математики благоразумно воздерживаюсь). Это суждение воспроизводит типичные фантазии западных левых о капитализме. Фантазии очень опасные, ибо они создают идеологическую базу для разрушения современной цивилизации.
1. Так называемое общество потребления - одно из проявлений капиталистической системы. Капитализм же - фундамент современной цивилизации. Она возникла благодаря капитализму и держится на нём. Элементы современной цивилизации, наблюдаемые в некапиталистических странах, являются следствием заимствований с последующим более или менее удачным воспроизведением заимствованного.
Массовое потребление – важнейший элемент капиталистической экономики. А эта экономика создает всё большее общественное богатство, которое посредством множества механизмов финансирует и современную культуру. Нет массового потребления, нет современной экономики, не будет и интеллигенции, которая  с таким упоением критикует капитализм и общество потребления. Этим критикам придётся пахать землю и убирать навоз (в лучшем случае!).
2. Общество потребления – огромное благо. На протяжении всей истории потребление людей было жестко ограничено. Большинство пребывало в нищете и полуголодном состоянии. Ради лучшего потребления разгорались кровавые войны и совершались ужасные преступления. Тексты интеллектуалов всех времен и всех столетий насыщенны сетованиями на жадность, сластолюбие и жестокость людей.
Благодаря обществу потребления широкие массы населения наконец смогли избавиться от кошмара нищеты  и голода. А удовлетворение базовых потребностей, как известно, создает условия для возникновения потребностей высокого порядка. Некоторое количество стран достигли этого достойного человека уровеня, и вот теперь сытые и «упакованные» интеллектуалы призывают всё это разрушить!
3. Критика общества потребления является проявлением сугубо интеллигентской идеологии, и, соответственно, обслуживает интересы интеллигенции. Интеллигенция занимается духовным производством. Как монополист в области идеологии она имеет возможность объявить своё капиталистическое предприятие сакральной миссией. Суть ее заявления в следующем: покупая машину, вы становитесь хуже; покупая же книгу или картину, вы становитесь сверхчеловеком! Слыша это, опытный социальный теоретик понимает: интеллигенция желает, чтобы потребитель тратил деньги не на покупку пылесосов и автомобилей, а на покупку артефактов культуры. Маркетинговая война конкурирующих видов производства!
4. Тезис математика Арнольда является классическим образцом «теории заговора»: некая группа могущественных злонамеренных людей тайно разрушает общество ради собственной выгоды.
Теории заговора в современной социальной науке принципиально не рассматриваются. Это донаучный, профанный способ мышления. Использование теорий заговора – первый признак примитивности мышления.
У известного математика примитивное мышление?  Да! Современная специализация ведет к тому, что человек может совершенно мыслить в одной области и примитивно в другой.
Буржуазия состоит из множества конкурирующих групп и слоев. Именно поэтому тайный сговор буржуазии невозможен.
Выгоды от такого сговора сомнительны. Опасности же крайне велики: если информация о заговоре станет достоянием общественности, то те же леваки мобилизуют общество и угробят заговорщиков и их бизнес. Капиталисты весьма прагматичные люди. Простейшие расчёты показывают, что куда надёжнее частным образом вложить деньги и влияние в технические разработки, рекламу, лоббирование выгодного законодательства и т.д., чем вкладываться в сомнительный и туманный проект разрушения общественного образования.
5. Американское образование очень неоднородно. Есть частные образовательные учреждения, есть общественные и есть государственные. На государственное образование предполагаемые заговорщики в принципе повлиять могут. Но ума не приложу, как они могут повлиять на частное и общественное образование.
6. Рассматриваемый тезис предполагает, что образованный человек потребляет меньше, чем образованный. Крайне сомнительное утверждение! И на эту сомнительную идею прагматичные капиталисты ставят свои деньги, влияние, безопасность своего бизнеса?!
В Америке говорят: «Хочешь жить хорошо – получи высшее образование». Пока эта мудрость всё еще справедлива. Получение образования серьезно поднимает социальный статус и открывает доступ к широкому потреблению. С этой точки зрения наши гипотетические заговорщики-капиталисты должны всячески лоббировать развитие образования. Очевидно, что высокооплачиваемый суперквалифицированный специалист является неизмеримо лучшим потребителем, чем официант или чернорабочий.
Структура потребления низкостатусного человека не может сильно воодушевить капиталиста: еда, выпивка, одежда, бесхитростные развлечения. Потребление же высокостатусного образованного человека открывает находится на принципиально ином уровне: хорошее жилище, дорогая еда и одежда, высокотехнологичные устройства, качественный отдых и другие сложные потребности. 
7. Этот миф о заговоре родился в очень примитивном мозгу левака, который мыслит капиталистов в качестве человеческих уродов, с наслаждением производящих ради прибыли бомбы и безвкусные штаны. Полное непонимание капитализма и буржуазии!
Среди капиталистов огромное число людей, озабоченных общественным благом, ведь им есть, что терять. Кроме того, умный, творческий, образованный человек (а именно таков портрет многих капиталистов), достигнув социального и коммерческого успеха, склонен потратить деньги на гуманитарные проекты. Такая трата денег как минимум повышает его самооценку и удовлетворяет тем принципам, которые он почерпнул из того же источника, что и западный розовый либерал. Ведь вся разница между ними состоит в том, что они учились в одной школе и в одном университете, читали одни и те же книги и смотрели одни и те же фильмы, а потом один успешно занялся реальным делом, а другой сосредоточился на критике господствующего порядка.
Западные критики буржуазного общества делятся на две неравные группы. Первые – весьма успешные люди. Они сделали свою карьеру, став известными и высокооплачиваемыми журналистами, главными редакторами, телеведущими, писателями и теоретиками, общественными деятелями и политиками. Они продают свою критику за хорошие деньги, славу и солидное положение в обществе. А кто же покупает эту критику? - вторая группа: многочисленная низкостатусная интеллигенция, которая компенсирует свой социальный неуспех ненавистью к хозяевам жизни и верой в своё нравственное и духовное превосходство. Законы человеческой иерархии невозможно отменить, они жёстко работают даже в среде отрицающих иерархию. И капитализм - сильнейшая вещь: прибыль можно получить даже на критике и критиках капитализма.
8. Еще раз: капиталисту всё равно, на чём зарабатывать деньги. Образованные и духовные ему здесь не помеха. Допустим, сбылась мечта идиотов, и все стали образованными и духовными (кошмарный мир! мир на пороге гибели!), тратят свои деньги на больницы и помощь голодным. Капиталист и здесь сделает прибыль. Он получит прибыль, строя больницы, производя лекарства и еду для голодных. Он получит прибыль с культурных акций и альтруистических движений. Ему не нужно делать членов общества тупыми и необразованными, ибо с образованных он получит значительно больший доход. Тому свидетельство – история модернизации. За последние пятьсот лет капитализм преобразовал ряд нищих диких аграрных стран в современное общество с повсеместным распространением образования  и сложной культуры. Какой парадокс: повсеместное же распространение образования и сложной культуры создало социальные страты, жаждущие  уничтожить капитализм!
   Чухлеб СН.


Рецензии
Не понимаю, при чем тут «теория заговора» и «некомпетентность в социальных науках» российского математика. Ведь это же не он, а его «американские коллеги» высказали СВОЕ мнение о причине «низкого уровня общей культуры и школьного образования в их стране». Считаете это ИХ мнение ошибочным – предложите взамен свое объяснение данного ФАКТА или прямо заявите, что американские математики ничего не смыслят в качестве образования в собственной стране, которое на самом деле лучшее в мире.

Юный Ленинец   11.05.2016 13:47     Заявить о нарушении
Математик с этим мнением солидаризировался. Следовательно, и к нему можно приложить суждение о некомпетентности. Вижу, Вы не различаете "факт" и "теоретическое суждение" (интерпретация). Это азы мышления. Если Вы их не знаете, то и Вам бы рекомендовал воздержаться от суждений в сложных вопросах. Почему западное образование медленно деградирует? - это отдельная тема. Вы жаждете еще моих текстов? Весьма любезно с Вашей стороны. Но обращаю Ваше внимание, что рассмотрение одной темы, не накладывает на меня обязательств рассматривать и текстовать другую тему (пусть и связанную с первой)

Сергей Белхов   20.05.2016 02:00   Заявить о нарушении
При случае посмотрю Ваши тексты. Но "Ленинец" - имя уже само по себе составляющее плохую рекомендацию Вашей способности мышления...

Сергей Белхов   20.05.2016 02:03   Заявить о нарушении
Прежде чем что-либо мне рекомендовать, потрудитесь внимательней перечитать мою рецензию. "Фактом", о котором в ней идет речь, является признаваемое, как теперь выяснилось, и Вами «медленное деградирование западного образования». Что же касается «интерпретации» данного факта, то повторяю: не нравится объяснение, предложенное американскими математиками – предложите взамен своё. И тогда посмотрим, чего стоит ВАША «способность мышления».

Юный Ленинец   20.05.2016 11:30   Заявить о нарушении
Вижу, мои реплики Вас задели - почитаете себя умным человеком и сердитесь, когда в этом сомневаются. «медленное деградирование западного образования» фактом не является, даже если мы оба согласны с этим суждением. Так что Ваша попытка "выкрутиться" не удалась. Я потому и написал про Вашу эмоциональную реакцию:если бы не она, то вполне догадались бы сослаться на сжатость Ваших первоначальных слов, не предполагающей выписывания деталей. Если Вы желаете дискутировать (с целью выявить, кто из нас дурак; или из любви к истине), то я готов. Это возможно, если Вы живете в Москве. Письменная дискуссия сожрет массу времени. В устной - достаточно и пары часов (скорее всего), чтобы стало все ясно. Но при одном условии. Глупцов множество и я не могу всех вразумить. Мой дивиденд - создание текста. Я буду снимать нашу дискуссию на видео, а потом размещу в интернете. Вы дадите мне на это письменное согласие. Позор будет публичным - мой или Ваш.Ну, а для любопытных и пытливых будет любопытный сюжет. Если согласны, то сообщу контактную информацию.

Сергей Белхов   22.05.2016 21:49   Заявить о нарушении
Не обольщайтесь: я действительно не считаю себя дураком, и Ваше мнение обо мне на мою самооценку никак не влияет. Скорее, это Вас задели мои указания на нелогичность Ваших суждений, чего я, собственно, и добивался. А всерьез дискутировать с "оппонентом", которого страшит мир, где «все стали образованными и духовными», – всё равно что метать бисер перед свиньями.

Юный Ленинец   23.05.2016 11:21   Заявить о нарушении
Рад, что Вы от дискуссии отказались. Долг свой, ученого, исполнил - предложил. А Ваш отказ сохранил мне время и силы. Спасибо

Сергей Белхов   23.05.2016 15:00   Заявить о нарушении
Предложение этой идиотской "дуэли" Вы называете своим долгом ученого? Ну-ну...

Юный Ленинец   24.05.2016 09:27   Заявить о нарушении
"Дуэль" совсем не идиотская - умный человек из всего извлекает интеллектуальную выгоду. Я вот подумал, что наша перепалка вполне подходит для небольшого текста о том, что делать с когнитивно невменяемыми людьми? Вы, возможно, не заметили, но некоторое количество моих и Ваших слов уже много говорит и о Вас и обо мне. Несколько десятков предложений - и уже такая фигура (гештальт)! Если найду время, то этот текстик напишу, с полным цитированием. Вас, конечно, извещу, чтобы Вы имели возможность его прокомментировать. Пока же рекомендую к прочтению мой текст "Наставления в написании кандидатской диссертации". Там кратко говорится, зачем нужна дискуссия ученому. Впрочем, давно собираюсь и об этом написать, но времени не хватает

Сергей Белхов   26.05.2016 00:28   Заявить о нарушении
Заглянул в Вашу ""Классовую" сущность логики". Поразительно! Логики в Ваших рассуждениях просто нет!

Сергей Белхов   26.05.2016 00:34   Заявить о нарушении
Внимательней посмотрел статью. Первый раз пробежал по диагонали. Уяснил, в каком смысле Вы используете термин "классовый". Был не прав. Возражения снимаю. И приношу свои извинения. Но термин использован для марксиста крайне странно. Он используется в другом смысле. Но это не отменяет необходимости читать внимательно прежде, чем делать суждения.

Сергей Белхов   26.05.2016 10:36   Заявить о нарушении
С Вашим памфлетом ознакомился. Поскольку определения понятия «научная дискуссия» я в нем не нашел, предлагаю свое. Научная дискуссия, по моему мнению, это совместный поиск истины УВАЖАЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА оппонентами. Однако здесь явно другой случай. Ну посудите сами: какую помощь в поиске истины может Вам оказать «когнитивно невменяемый» оппонент? Разве что если использовать его «в тёмную» как экспериментальный материал. Но мне-то это зачем? Я готов дискутировать только по-настоящему и только с настоящими оппонентами, а Вы пока что, извините, ничем не доказали, что годитесь на эту роль. На сегодня всё. Можете подумать над ответом до понедельника.

Юный Ленинец   27.05.2016 12:10   Заявить о нарушении
Уже второй раз Вы в вопрос о научной дискуссии примешиваете моральные элементы. На мой взгляд, это очень плохо. Дискутировать надо ради истины. Взаимное уважение здесь ни при чём. Уважение ещё надо заслужить. А можно так и не заслужить. Но дискуссия для учёного обязательна. Мой опыт свидетельствует, что ссылки на моральные параметры есть всего лишь изощрённая уловка для избегания дискуссий. Если оппонент когнитивно невменяемый, то дискутировать с ним можно и нужно, для того чтобы самому не быть когнитивно невменяемым. Тот, кто отказывается от дискуссии, может утверждать всё, что угодно. И он может воображать себя кем угодно. Оппонент же сбивает с нас спесь, выявляет слабые места в наших суждениях и пробуждает мысль. Перефразируя Сократа, скажу, что оппонент - это овод, который нас жалит и не даёт нашему разуму заснуть. Но овода не обязательно уважать. Впрочем, от дискуссии Вы уже отказались, за что я Вас уже и поблагодарил: это как со старушкой - от помощи она отказалась, время и силы сэкономил, но при этом чувствуешь себя порядочным человеком.

Сергей Белхов   31.05.2016 22:18   Заявить о нарушении
Вы опять неправильно меня поняли. Мораль здесь абсолютно не при чем. Речь идет о рациональном подходе к выбору оппонента в НАУЧНОЙ, подчеркиваю, дискуссии. Пусть он будет хоть исчадием ада, но если он компетентен в интересующем меня вопросе, дискуссия с ним желательна. Если же он явно «не тянет», то будь он хоть ангелом во плоти, не вижу смысла с ним препираться. К тому же меня всё время терзает вопрос: можно ли дискуссию на тему «кто из нас дурак?» считать научной?

Юный Ленинец   01.06.2016 08:58   Заявить о нарушении
Вы, к сожалению, не помните, что написали ранее и все время меняете позицию. Два раза примешанные Вами моральные элементы: 1. "А всерьез дискутировать с "оппонентом", которого страшит мир, где «все стали образованными и духовными», – всё равно что метать бисер перед свиньями" - оппонент дискредитируется по его неприятию якобы идеального мира. 2. "Научная дискуссия, по моему мнению, это совместный поиск истины УВАЖАЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА оппонентами. Однако здесь явно другой случай" - это ведь не я большими буквами выделил три слова.
Далее, Вы искажаете написанное мной. Я написал: "Если Вы желаете дискутировать (с целью выявить, кто из нас дурак; или из любви к истине), то я готов".Вы же пишите: "можно ли дискуссию на тему «кто из нас дурак?» считать научной?" Таким образом Вы сужаете мою позицию и делаете ее одиозной. Ученый, который видит смысл дискуссии в выявлении дураков, выглядит несколько странно. Конечно же, цель дискуссии - истина. Но и с дураком можно дискутировать. Цель? Во-первых, можно что-то понять про механизмы глупости и остеречься самому. Во-вторых, нехорошо, когда дураки ходят с важным видом умных. Дураков надо шугать, чтобы сильно не заедали. Образ: если некто вылез на ринг и хвастает, что он сильнее всех, что он - чемпион, задирает профессиональных бойцов, то ему надо предложить поединок. Он, конечно, начнет увиливать, отговариваться и бегать. Гоняться за ним не надо. Достаточно и того, что бегающий то знает, что он от схватки убежал. Врет себе, конечно, про благородные причины, но в глубине знает, что убежал. Вот трусу, дураку и малая острастка.
Кстати, обращаю Ваше внимание, что я первый предложил дискуссию, а Вы первый отказались. И персона моя достаточно ясно проглядывает на моей странице, а Ваша - совсем не читается. Вот и видим, кто уверенно на ногах стоит, а кто - ужиком ползает. Проверить мою компетенцию можно двояко: 1. в дискуссии; 2. в профессиональных удостоверенях (не самый лучший способ - много жуликов, заполучивших важные бумажки). От дискуссии Вы отказались. Переходим тогда к удостоверениям. Я закончил философский факультет МГУ, кандидат фил. наук, преподаватель вуза. Уже есть некие основания считать меня профессионалом, компетентным в исследуемых вопросах. А вот Вы, что за персона? Это Вы старательно скрываете. Вольно же Вам спрятаться за дверью и из-за нее безопасно дерзить крепким людям!

Сергей Белхов   08.06.2016 03:46   Заявить о нарушении
Я, кстати, должен Вас и поблагодарить. Ваши дерзкие (с безопасного расстояния) речи простимулировали меня на написание текста о научной дискуссии. Приведу там и детальный разбор нашей с Вами перепалки - очень все наглядно и характерно. Текст должен вызреть. так что время нужно. Но как напишу, то опубликую и Вас уведомлю. У Вас будет возможность его прокомментировать. Как видите - играю честно и открыто, без уверток. Могу ли я полностью привести в тексте Ваш псевдоним, или должен его несколько исказить?

Сергей Белхов   08.06.2016 03:52   Заявить о нарушении
Мне Вы ничего не должны, поступайте как хотите.

Юный Ленинец   08.06.2016 14:53   Заявить о нарушении
Похоже, я Вас опередил: мой последний опус («Упущенный шанс, окончание») в значительной части посвящен Вам.

Юный Ленинец   23.06.2016 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.