Письма А. С. Голубкиной

"Краеведческо-генеалогическое общество"
89262371485@mail.ru 89031588923 Евгений Пажитнов
===
Разыскиваем потомков!
===
ПРИГЛАШАЕМ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ВСЕХ ТЕХ КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ МАТЕРИАЛАМ!
===
Приглашаем волонтёров для работы в архивах!
===

ВНЕСИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОПРАВКИ И ДОПОЛНЕНИЯ!

            
ПИСЬМА А.С.ГОЛУБКИНОЙ
==

1.Переписка с сестрой Александрой.
1.1980-е годы. Зарайск

Саня, я тебе долго не писала потому, что наши дела всё не определились.
   Теперь вот что: Николай продал в Егорьевске вагон за140 р., еще запродал там же 2 вагона по 30 к. за пуд с дост(авкой) туда. Мы купили 3-х лошадей. Деньги плохо водятся.
    42 р. Мы получили. На 4 тысячи у нас уже не рассчитывают. Капусту еще что-то плохо берут.
    Достань, пожалуйста, программу на домашнюю учительницу. Здесь негде достать, да, кстати, узнай, возьмут ли фельд(шерскую) школу с дипломом домашней учит(ельницы). За ученье брать будут 10 р… На 2 месяца у меня деньги есть, а может, и еще найдутся.
   Если ты там не найдешь программу, то напиши. Я буду еще где-нибудь искать. Да ты поскорей – я думаю скоро начать.



2. 1891год Москва

Саня, ты напрасно думаешь, что у нас голод. Я с осени тоже думала, что будет совестно жить, а оказывается нисколько не больше стыдно, чем всегда. Дела у нас в таком положении: в Зарайс(ком) уезде урожай хлеба несколько ниже среднего, зато яровые были хороши, так, что при теперешних ценах на овес они оказали большое подспорье мужикам. Воз овса, продававший(ся) прежде за 6и7 р., теперь стоит 20 и 23 р. В Михайловскомуезде тоже как у нас, т.е. местами урожай, мест(ами) нет. И в Скопинском в некоторых местах не хватило на посев, только редко, большей же частью хлеба было до Заговенья и Николы. С осени у них ездили чиновники и переписывали у кого до которых пор хватит хлеба, и на основании этих записей стали выдавать по 30 ф. на человека в месяц. Податей и оброков, конечно, не спрашивают, так что никаких воплей, какие я слышу тут в Москве и читаю в газетах, у нас нету. А ведь мы сама знаешь, где же и узнать о том, как они теперь живут, как не у нас. У нас из всех этих мест бывают мужики, даже работники живут. А вот еще факты, по которым я проверяю свои впечатления. Лошади подорожали с Рождества, хлеб в одной цене. Рабочие руки тоже, нищих не прибавилось, торговля в лавках идет по-старому.
   Если бы так дело шло до нови, то и толковать бы нечего.(…) У мамаши опять инфлюэнца, вот уже 1 1\2 месяца из комнаты не выходит, хворает (…) Конец письма утерян.




3. 1891-1893 годы Москва

Саня, прости, пожалуйста, что я так тебя напугала. Ты уж в другой раз не пугайся, пожалуйста. Знаешь,  какой у меня  бешеный характер. Все это случилось нечаянно.  Положим, денег у меня не было, но все-таки так беситься не следовало. Хотя я могу оправдаться тем, что это подготовлялось в течение недели: хлебом, селедкой и беганьем за 10-тью или 30 к. в долг занять. Больше не давали. И потом еще в тот же вечер нас с Капытковской очень оскорбили в ссудной кассе, когда же мы пришли домой, то Капытковская стала плакать вперемежку с зубрением вслух лекций Плачет и зубрит, плачет и зубрит.
    Так мне стало невыносимо, что я и сделала эту глупую приписку.
    Ну, довольно об этом. На самом деле мне ведь уж далеко не так плохо жить. Хотя ученикам и не верю, но все-таки то, что они говорят, поселяет во мне надежду добиться чего-нибудь. Столько я от учеников узнала нового, что просто как будто другой неизвестный мир открывается перед глазами. Потом я смотрела их наброски и нахожу, что мне особенно унывать нечего. Право, я не из самых плохих, и думаю,  что учиться мне можно. Авось. Но на номер в этом месяце рассчитывать трудно. Я хочу ходить на вечерние занятия в Строганов(ку), надо только внесть 3 руб. в год. Как ты мне посоветуешь: ходить или не надо? Я тебе после 2-го напишу еще.
     Если что меня погубит, так это невозможность работать летом дома. Ведь ни у кого нет такого малого количества рисунков, как у меня.
   Не верю я ученикам еще потому, что я им нравлюсь сама. Они все видели барышень, а я просто человек, вот они и хвалят меня так, что мне становится страшно.
    Жаль, что ты так далеко, вот было бы что тебе рассказать.
    Ты мне напиши побольше, а то всегда пришлешь письмо, а вычитывается из него мало. (конец письма утерян)


4. 1891-1893 годы Москва.
Саня. Я тебе не писала потому, что не хотелось писать наудачу, а адреса твоего я не знала.
   Не знаю, дойдет ли к тебе это письмо. Дома у нас ничего, хорошо. Лошадей купили, работников наняли и довольно дружных. (…) В Ляпинке много новостей, только о них лучше говорить, чем писать. Про мои школьные дела тоже лучше говорить. Мне очень хотелось с тобой увидеться. Нельзя ли это как-нибудь устроить. (…) у меня свободные дни воскресенье и вторник и, пожалуй, понедельник.
   В школе я, кажется продвигаюсь. Боюсь как бы не сглазить, а  учителя начинают хвалить.
   Насчет денег я не знаю, как тебе сказать, вот если бы ты приехала, так мы бы потолковали.
   Я хочу купить себе какую-нибудь шляпку, да я, право, ничего не знаю. Живу в школе, да и только. Только мне опротивел желтый болван, в котором я хожу. Приезжай, пожалуйста, а то ведь не скоро увидимся.
   Была у Глаголевых – зовут к себе жить. О деньгах не беспокойся: это все пустяки, да у меня и есть еще немного, а главное, хорошо бы нам с тобой увидеться. (…)
                А. Голубкина.

• 5. Май-июнь 1897 Зарайск

Милая Саня. Дома у нас всё хорошо, огурцы уже отправляют,а в тот день, как я приехала, Сема уехал в Пит(ер). А сегодня и мамаша поехала к Любе, откуда они думают с Люой, Володей ехать к Троице. Люба давно ее звала, да мамаша ждали меня, - дом оставить. Теперь, должно быть, поедут. Людмила все хворает, даже раз упала в обморок. (…)
   Я приехала домой очень кстати.
   Последние двое суток на меня напала лихорадка, так что я  насилу доехала. Случись она раньше, хуже было бы, да и дома еще день трясла. Теперь от хины все прошло. Последнее время Сема все охотился, и так избегался, что поехал очень худой, совсем нехороший на вид, но говорит, что здоров. О Зар(айских) новостях ты, наверное, узнаешь из газет, было безобразное побоище.
    (…) Я там позабыла франц(цузскую) книжку, пожалуйста, разыщи ее и убери. Она Агафьи Семеновны. Пожалуйста, не забудь, она в зеленом переплете, небольшая.
   Я видела дорогой вещи из селенита, это такой мягкий камень, что мне пришло в голову, не могу ли и я что-нибудь сделать из него. И вот, если это не будет тебе трудно, то достань мне, пожалуйста, селенит в породе, не обделанный. Только, пожалуйста, если это тебе легко будет, а то, может, я и камень-то еще испорчу и вообще, если он тебе будет стоить труда или денег, то я его буду бояться работать. И вот еще что, если ты его будешь брать, то выбирай, чтобы не было полос, потому что эти полосы могут прийтись туда, где им не следует быть.
     Жена одного приказчика Бебенинского магазина ехала со мной, и вот (она на курсы едет) она дала мне записку, говорит, что ее муж тебе скажет, как достать этот селенит. Только, пожалуйста, не выписывай через их магазин, это будет стоить очень дорого. Да спроси его, как шлифуется этот камень. Он знает это. Это тоже нужно.
    (…) У нас в саду очень много слив. Они еще зелены и хорошо, если бы ты из застала. Я тебе бесконечно благодарна за эту поездку. Только приезжай скорее домой.
     В общем, у нас настроение здесь не дурное, денег хотя и нет, но о них и не думают тужить.(...)
6. 21.11.-2.12.1897 Париж
Я себя чувствую хорошо. Так что даже, встретившись с барышней с которой жила тогда и которая посмотрела на меня, презрительно сощурившись и не поклонившись, я подумала и огорчилась только на 1\4 часа, пока не пришел натурщик. Я было хотела идти  домой и расследовать свои недостатки, да стала работать и позабыла. А теперь уже отношусь к ним совершенно равнодушно. Они живут там же, около мастерской, где я работаю, и я не боюсь уже ходить мимо их дома.
   Теперь я живу с замечательно хорошими людьми, которым я верю и они мне очень нравятся, в особенности Ольга Федоровна  Латышова. Замечательно хорошая.
   Только мне не нравится, как я стала работать. Как-то робко, нет того смелого размаха, что прежде. Боюсь, не пропало ли то. Антальберт говорит, что я стала лучше работать, а только, бывало, сделаешь нечаянно мазок и он живет, а теперь я стала копаться. Я думаю, что мое душевное настроение отразилось на работе. Нет смелости, да и все. Бывало, я ни у кого из учеников не занимала, а теперь мне все думаетсся: «а ведь они лучше», точно так же, как и люди мне все кажутся лучше меня.
    Да, очень трусливо я стала работать. Может, потому что 2 года не работал, может осмелюсь еще.
   (…) Ольга Федоровна хочет меня или к Антокол(ьскому), или к Родену устроить. А в Академию меня не приняли, туда берут только до 30 лет. Через месяц я думаю   поискать чего-нибудь получше Коларосси. Знаешь, что я  думаю, что Митю надо как-нибудь поддержать (ободрить), сказать ему, сто он умный, возбудить энергию, а то ведь  он замучается вовсе. Мамаша мне, должно быть, потому не пишет, что знает адрес как написать. Вы ей напишите на конверте и пошлите в Зарайск.
     Ольга Федоровна такая добрая, что пришла сегодня пить (чай) ко мне, что(бы) не скучно мне было.
      Здесь очень много русских, в одном этом доме 7 семей. А по-французски-то я плохо понимаю, чуть-чуть получше, чем прежде.
   Когда-нибудь, когда будешь в Зарайске, пришли мне, пожалуйста, фотографию (большую) с моего эскиза углем (знаешь, эту, с ангелом). Может, можно будет барельеф сработать.
   Думаю, думаю, что бы вам написать про Францию, и ничего не видела, нечего да и нечего. Постараюсь увидеть скоро.
    Теперь, я думаю, ты домой уехала, теперь  напишу через неделю или полторы, не раньше.
    Прощай, всем поклон.
                А. Голубкина
7. 12.1897 Париж
Милая Саня, теперь я уже не зову тебя сюда, потому что проектируется поместить меня к какому-нибудь художнику, чтобы он занимался мной отдельно, а это будет стоить дорого, не знаю, какого устроится.
    Обо мне хлопочут разные люди. Денег у меня за этот месяц вышло порядочно, потому что я делала разные покупки; но, вообще, боюсь, что они с меня берут слишком дешево, так, напр(имер), обед- 50 сантимов. Это невозможно дешево в Париже и,  вообще,  все так дешево и, притом, без всяких хлопот с моей стороны. И меня не столько огорчает дешевизна, сколько то, что все так много для меня делают, а я  ничего не могу.
   Последнюю неделю я себя чувствовала немного неловко, так разные мысли лезли в голову, и я испугалась. Но поговорила с Ольгой Федоровной и успокоилась. (Это сделалось, т.е., что я успокоилась только сейчас). Она говорит, что это от того, что я приняла слишком горячую ванну, дали мне лекарства и теперь я чувствую себя хорошо. Но все-таки жить мне теперь славно, я не ожидала, что будет так.
     Я все-таки как-то не теряю надежду, что мои дела примут такой оборот, что ты приедешь. Положим, это в случае невозможности попасть к какому-нибудь художнику, тогда я думаю, что тут особенно проживаться не стоит будет. Свою работу тоже боюсь ставить. Я спросила Ажальберт(а), он  говорит, что я могу работать дома и что это очень полезно для меня, но я побоялась сказать, что хочу работать для Салона, а сам он не сказал. Работать же для пользы, не зная своих сил, очень дорого это будет стоить, не меньше 200 рублей, так что я совершенно оставила эту мысль. Хотя мои товарищи, которые работают хуже меня, приготовляют что-то к Салону. Я все надеюсь, что мои силы выяснятся, когда я стану работать еще у кого-нибудь.
   Отчего ты мне так странно пишешь? Если бы у меня не свежо было в памяти, как ты ко мне относилась, то я подумала бы, что ты сердишься. Если ты не довольна мной, то скажи. Мне так и кажется, что ты скажешь: «Ну ты теперь выздоровела, пошла от меня». Пожалуйста, не говори так никогда.
    Лидия Николаевна говорила, что приедет. Когда я узнала лучше Марью Васильевну, то она оказалась очень хорошей, то что казалось упрямством, оказывается застенчивостью. Она страшно застенчива.
    Говорят, что Лид(ия) Ник(олаевна) уезжает в Крым. Я не стала тебе посылать отдельно письмо, чтобы не вводить в смущенье мамашу. Ты прочитай и зачеркни то, что ее может обеспокоить. Кстати, помарки не редкость в моих письмах.
     Прощай. Пиши, а если очень не хочется, то не надо. (…)
                А. Голубкина.
8. 12.1897 Париж
Милая Саня, вот спасибо тебе за это письмо, а то какое-то сердитое было. Я здесь вовсе не скучаю, только устаю иногда. Пришли мне поскорее, пожалуйста, фотографию с мальчишки ту, у которой на изнанке написано «мой» и барельеф бабы с девчонкой. Мне они нужны, чтобы показать. За меня хлопочут у Родена и Антокольского, а мне показать нечего. Пришли, пожалуйста, поскорее.
    Не знаю, что выйдет из этого, но они обещали принять меня для разговора. Только вот жаль, что мне нечего им показать. Ты у мальчишки отрежь всю белую бумагу, чтобы он поменьше занял места.
    Хотя я  и не очень надеюсь на успех хороший, вряд ли они возьмут меня в ученицы, но все-таки я думаю, что у меня в занятиях будет перемена. Тогда напишу. Теперь еще ничего не знаю, как и что.
     (…) Довольно с меня Коларосси, надо что-нибудь другое. Я будто чуточку посмелее стала работать. (…)
     Теперь я не думаю ни о деньгах, ни очем, а с удовольствием работаю, потому натурщики очень хороши попались, и жду, когда пойду к Артистам Ант(окольскому) и Род(ену). Я думаю, что тогда мне что-нибудь уясниться. Прощай. Я только что вчра тебе написала, теперь еще нечего. Завтра Ольга Федоровна покажет меня доктору, она боится, что я устану, и хочет не давать мне работать больше, чем он позволит. Хотя я   совершенно здорова. Только она говорит, что евли был болен и опять начинаешь работать, то надо спросить доктора.
       Напиши мне, пожалуйста, кем, где и на каком основании устроен ночлежный дом и на какие средства. И кто им пользуется, и как. Это очень интересно. Помнишь старик-то замерз?
     Этот бархат, что я послала тебе вчера, есть всех цветов и цен, его носят здесь рабочие и художники, по-первых, он не пачкается и, во-вторых, необычайно прочен. Не знаю, почему его не носит публика. (…) Он мне очень нравится. (…)
     Прощай. Кланяюсь всем, всем.
                А. Голубкина.
9. 12.1897 Париж
Милая Саня, сейчас только получила твоё письмо и спешу отвечать. Когда я только что приехала сюда и стала работать, то чувствовала себя очень хорошо, лучше, чем дома, и так продолжалось больше месяца. Тогда я начала прибавлять работу и дошла до 12 часов в день. Так усиленно я работал недели 2, ха эти наступил упадок сил и печальные мысли, повышенные впечат(ления), такое состояние, как ты меня видела в Москве перед отъездом. Был доктор и назначил режим, и теперь мне лучше, хотя я не могу ни в гости ходить, ни переносить громкого разговора и смеха, хожу только к Ольге Федоровне, там мне хорошо. Теперь я  работаю дома и руки и головы, чтобы показать Рдену — по три часа в день. (…) Удивительно умный Роден, задал мне очень трудную и полезную вещь, еще никто мне не говорил этого, и я  никогда не делала руки, и мне теперь страшно трудно сделать. (…) Род(ен) и Ант(окольский) решат. Я после них могу определить, сколько надо оставаться здесь. (…)
     Прощай. Всем мой поклон.
               А. Голубкина.
10. 1.1898
1.1898 Париж
Милая Саня, вчера я получила твоё письмо, в котором ты говоришь, что хочешь ехать в Сибирь. Относительно того, что совестно пред Станк(?) и переселенцами, мне думается, что ты права. Только вот жалко, что ты из дома уедешь. И мне думается, если ехать, то теперь, чтобы к весне вернуться домой. Похоже, теперь там самое нужное время.
    Только все-таки жалко, что ты уедешь из дома. На, а относительно того, что ты будешь мне высылать деньги, так это положительно не стоит, потому что, если здесь работать как следует, то мало 100 р. в месяц, а я, вероятно, на свои деньги доживу до Салона и все. Салон открывается в мае. И то еще, пожалуй, не хватит. У меня теперь около 200 руб. есть здесь. Чтобы быть художникам, нужны большие деньги, нужны тысячи, а это все пустяки и 80, и 100; на них только можно смотреть, как другие работают, вот и все.
    Я теперь работаю у себя в комнате, ничего, привыкла как-то. Я иной раз сильно хочу свою мастерскую, перемучу всех знакомых учениц и они тоже захотят, а потом сделается как-то все равно. Здоровье у меня теперь хорошо. Ем я много. И все в порядке.
     Скульптор, как я и ожидала, не хочет уже мне давать работы. Ну, и пускай, все равно.
     Ты можешь подумать, что я в отчаянии говорю «все равно». Нет, это просто так, хоти не хоти, ничего нет., ну и нечего. У других еще меньше, чем у меня.
    В Париже что-то все утихло, похоже, до суда Золя. Его будут судить в феврале за оскорбление военных в письме. Тогда, наверно, что-нибудь особенное произойдет, потому все ждут очень.
        Как пошли у меня натурщики каждый день по 2, так уж я и перестала думать, что ты приедешь, а все-таки мне очень жаль отказываться от этой мысли. А может, еще как-нибудь обернется. Вот бы здорово.
    О, господи, господи, живешь, живешь и все суета. Ты сейчас будешь браниться за эти слова. Нет, право, я сегодня сработала 2-х  человек, и такой мир напал на меня, как будто я отговела.
      Что ж, а может, и вправду обернется как-нибудь. Вот ты все говоришь, ходи смотри Париж, а ты знаешь, что в какой день пойдешь его смотреть, то он уже для работы потерян, только задаром устанешь. Мое пребывание здесь ограниченно, и я хочу захватить отсюда знания только из области искусства и как можно больше. А Париж смотреть я отказываюсь, все равно ничего не увидишь, тут надо годами жить. Да вот погоди, когда-нибудь приедешь и увидишь. Впрочем, ты-то увидишь, пожалуй. Советую тебе все-таки заняться французским языком. Потому что все равно, рано или поздно, но мы приедем сюда. Все говорят, что я буду зараб(атывать) деньги. Я выхожу смотреть Париж 1 раз в 2 недели. Будет с меня. День у так распределяется: встаю в 8 часов, в 9 приходит натурщик, работаю до 12, потом обедаю и в 1 1\2 иду в мастерскую, работаю до 4 1\2 и домой, в 7 — ужинаю, в 9- спать Вот и все.
    Вот так еще недурно бы сделать, ты заработаешь деньги и приезжай за мной. Кстати, я к тому времени проживусь до тла, так вот ты и отвези меня домой.
   Ну что бы стоило этому Карлю (французу-то) взять побольше работы и для меня чтобы, так нет, хочет взять только одну статую и работать одному. Ну, так и быть. Последнее время я страсть как волновалась из-за мастерской, я даже письмо тебе не могла написать, а теперь мне что-то ничего не хочется.
   Если бы не жалко переселенцев, то лучше бы не ездить тебе, а денег мне не надо.
    Ну прощай. Пиши. Да побольше, мне чуется, что тебе скучно. (…)
                А. Голубкина.
11. 1.1998 Париж
Милая Саня, ты видишь, какой я не постоянный человек

12. 1.1998 Париж
Милая Саня. Я теперь работаю с большими удобствами, мастерская большая и я работаю совсем одна. Знаешь,

13. 2.1998 Париж
Милая Саня. … Видишь ли, я думаю, что здесь учиться и добиваться до конца невозможно…

14.
2.1998. Париж.
Я тебе послала свою фотографию
Милая Саня, если не знать меня, то можно подумать, что ты пишешь самому жадному сребролюбцу на свете. Разве ты не знаешь, на что мне нужны деньги.

15.
3.1898 Париж
Милая Саня, давно я тебе не писала

16.
3.1898 Париж.
Милая Саня, сегодня я получила

17.
4.1898
Милая Саня. Ну, теперь уже известно, что самое лучшее

18.
4.1898
Милая Саня. … Ты пишешь

19.
5.1898
Милая Саня, Роден говорит, что я подвигаюсь и непременно велит жить здесь.

20.
5.1898 Париж
Милая Саня, мне тоже жалко.

21.
9.1898 Париж
Милая Саня, ты бы хоть открытое письмо писала, что же это. Разве ты не знаешь, как я боюсь твоего молчания

22.
9-10.1998 Париж
… Я была недавно в театре. Смотрела Сару Бернар

23.
10.11.1998 Париж
Милая Саня. Видишь ли какая история.

24.
6.1899 Зарайск
Милая Саня. Вот я выставила в Салоне

25.
1901-1903 Москва
Милая Саня. Оттого я не пишу

26.
5-6.1904 Париж
Милая Саня, я не ошиблась, что задумала делать мрамор

27.
6=7.1904 Париж
Что такое, меня так все хвалят за мрамор, что я уж боюсь, не смеются ли.

28.
6-7.1904
Милая Саня, мне сдаётся, что я посылаю 8 письмо. Уж давно я тебе послала адрес
29.
6-7.1904
Милая Саня. Ведь вот чем хорош ещё мрамор, что я теперь и дома могу работать. Модели можно делать летом

30.
6-7.1904 Париж
Милая Саня, только что вернулась из Лондона

31.
Лето 1912 Москва
Милая Саня!
Вчера я, должно быть, сгоряча написала отчаянное письмо.

32.
Лето 1912 Москва
… Очень я боюсь за "Муромцева". Прямо смерть. Выходит совсем не то, что я ожила. Вроде коненковского "Чехова".
Ай, ай, ай … Прощай.
А.Голубкина.

33.
Лето 1912 Москва
У меня дела ничуть не двигаются (вещи все до одной целы, кроме "Земли" и "Кариатиды",

34.
4.1915 Москва
Милая Саня!

35.
12.1921 Москва
Милая Саня, сейчас я вышла из клиники, и их исследования показали, что у меня язва

36.
Зима 1923 Москва
… Вот ты всё говоришь про уровень. Я приехала сюда и мне показалось, что попала в душный курятник. Пахнет перьями, помётом и теплом. Интересы искусственные, мелкие, состоящие из личных отношений. Земля опрятнее.
Была на выставке В.Х.М. (Вхутемасе). Бросили футуризм и сразу объявилось, кто что стоит. Человека четыре очень талантливых (…)
До свидания. Всех целую. Может, это случайно я попала сразу на приспособленную метафизику и аппетиты, только мне показалось, что, пожалуй, уровень-то в Зарайске повышею
   А.Голубкина.

37.
1923 Москва
… Хочу оправить камеи. Может, что и выйдет.

38.
1923 Москва
Милая Саня!
Ты мне не особенно верь, когда я тебе пишу скучные письма. Бывает и хуже, чем в письме, но бывает и лучше. Наталья Фёдоровна (Розенберг) мне прописала ванны и пилюли какие-то, и я теперь чувствую себя хорошо. Я было маленько расстроилась, а теперь ничего.
39.
Осень-зима 1923 Москва
… У меня как-то особенно новостей нет. Премию получила.

40.
12.1923 Москва
Милая Саня! … Приехать на праздник домой я не могу.

41.
12.1923  Москва
Милая Саня! Сейчас получила Ваше спешное письмо

42.
1924 Москва
Милая Саня!

43.
5-6.1924
Милая Саня!

44.
5-6.1924
Милая Саня!
Спасибо тебе за письмо.

45.
11.1925
Милая Саня!

46.
1.1926
Милая Саня!

47.
1-2.1926
Милая Саня!

48.
3.1926
… у меня были из Петербургского музея.

49.
6.1926
Милая Саня! Мне кажется

50.
6.1926
Милая Саня!

51.
11.1926
Милая Саня!

52.
3-4.1927
Милая Саня!

53.
4.1927
… Милая Саня!

54.
4.1927
Милая Саня,

55.
Лето 1927
Милая Саня! Я как приехала, так без памяти и начала работать. Инструменты тёплые



====
Письма к матери

1. 1891
Милая мамаша. Вчера я была в училище.

2. …
Милая Мамаша и все наши.

3. …
Милая Мамаша и все наши. Мои дела идут так себе.

4.
Милая Мамаша, Никола, Саня и Сёма.

5. 1896 Париж
… Да ведь, Мамаша, ведь в Зарайске

6. 
10. 1897 Париж
Милая Мамаша. Вот я живу живу здесь уже больше недели ..

7.
 11.1897 Париж
Милая Мамаша, вот это здание находится в нашем переулке

8.
12.1897
Милая Мамаша. Поздравляю Вас с днём Вашего ангела

9. 21-23 12.1897  Париж
Милая Мамаша. Поздравляю Вас с праздником Рождества..

10. …
… Недавно я ходила к Антокольскому.

11. 1.1.1898 Париж
Милая Мамаша, вот Вам вид Парижа

12.
3.1998 Париж
Милая Мамаша. Я живу и работаю понемножку, к Родену ещё всё не ходила

13.
6.1898
… О.Роден сказал приходите, когда хотите, а уж это так, в виде особой малости
===
Письма от матери.

1.Анюта, твоя дедушкина статую удивляет… Был Яков Антонов, прямо говорит:"Поликарп Сидорович!". Я не знаю чего тебе робеть!

====
===
Письма к Глаголеву Александру Николаевичу.

1. 20.5.1886
Вы мне хотели помочь, Александр Николаевич.

2. 30.6.1886
Извините, что так долго Вам не отвечала, было некогда.

3. 17.7.1886
Вы, Александр Николаевич, совершенно напрасно на меня рассердились

4. 16.12.1886
… Мне бы теперь очень хотелось получить от Вас письмо. Думаю, что Вы теперь на меня смотрите настоящее. Я ведь говорила Вам, что Вы на нас смотрите не так и разочаруетесь. Так и вышло. Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение о Толстом и его теории непротивления злу. Кланяюсь Евгенье Михайловне. Будьте так добры, Александр Николаевич, ответьте ..
Прощайте. Желаю Вам всего хорошего.
Уважающая Вас А.Голубкина.
Нет ли у Вас какого поручения в Зарайске? Скажите, если что нужно, мы сделаем.
====
Письма к Глаголевой  Евгении Михайловне.

1. 1891-1893 Зарайск
Евгения Михайловна, голубчик, помогите мне. Пошлите свою няню в наше училище узнать, когда у нас будет экзамен по анатомии и перспективе. В целой Москве мне больше не к кому обратиться. Да, пожалуйста, поскорее напишите. Я в газете вычитала, будто 13-го начнутся занятия, тогда значит, я опоздала. Вечно опаздываю. Простите, что я Вам долго не писала. Дело в том, что я всё лето не работала. Значит и нечего было сообщать хорошего. А канючить мне не хотелось …
А.Голубкина.


12.1905 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна. Пожалуйста, напишите, как у Вас теперь. Всё ли у Вас благополучно. Я теперь всё думаю о Вас. Похоже, плохо теперь живётся там. Мне опять хотелось бы быть там. Наши находят, что я хорошо сделала, что отдала бюст. Хорошо, если бы его удалось поскорее продать. И вообще меня бранили только за то, что я говорила: "Зачем Вы за мной приехали?". У нас всё тихо. В Коломне расстреливали людей. Пожалуйста, напишите, как Вы там. Всем кланяюсь. Прощайте.
 А.Голубкина.

2.
12.1906 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна. Спасибо, что Вы сказали, а то я считаю долг Вам самым нужнейшим. На грех выставки, на которых я могу выставиться, отложат до после Рождества. На передвижку  мне не хочется выставляться. Ну, теперь все равно. Московская откроется на Масленице и я лучше успею отделать вещи. С попом обошлось по хорошему – родители ездили в округ, приезжала ревизия и попа протурили из обоих училищ. Это хорошо, что Вы взяли деньги. Ведь самое трудное сначала, а потом и наладится жизнь – Если бы не устроилось так, то Вам очень бы трудно пришлось сразу. Я как приехала немножко хворала, теперь ничего. Я надеюсь, Евгения Михайловна, что у Вас всё пойдёт по-хорошему. Ребята Ваши хороший народ. Вам их не видать было, а вот посмотрите, как они будут проявлять свои качества, когда они понадобятся. Пождите, ещё они Вас много порадуют. Славный, правдивый и мягкий народ.
Пока прощайте - 
Если Вам взгрустнётся  очень, не приедете ли к нам на минутку. Наши Вас все очень любят и ценят. Знаете так, чтобы перебить мысли – Я иногда так делаю. Это такой механический способ перебить мысли, а то они иногда начинают повторять свою прежнюю дорогу. Тут самое лучшее куда-нибудь уехать. Если вздумаете, приезжайте.



 
3.1907 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна, я уже дома. Вы правы, для тюрьмы я совсем не гожусь, и меня на 5-й день повезли было в больницу, но тут подоспела Саня с распоряжением об освобождении. Выпустили на поруки за 300 руб. Теперь я ничего, только нервы немного не в порядке. Простите, что-то не хочется писать. Я потом ещё напишу. Наши все Вам кланяются. До свидания. Целую Вас. А.Голубкина.

4.
Лето 1907 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна! Вы спрашиваете, не можете ли Вы чем-нибудь помочь. Вот чем Вы можете и очень можете. Ведь у Вас есть богачи, продайте им какую-нибудь мою вещь. 4 мрамора мои, вещи находятся в Москве у Николая Семёновича Ульянова . Кажется на Самотёке свой дом. Если ошибаюсь, то Михайловский должен знать его адрес. Во, если это Вам удастся, то я просто счастлива буду. Знаете, прежде я хоть надеялась, а теперь что-то уж очень плотно надо мной крышка захлопнулась. Пожалйста, Евгения Михайловна, авось удастся что-нибудь. Может. Да тут много всего. Прощайте, может, увидемся и всё расскажу.
А.Голубкина.
Ответьте, как Вы смотрите на это дело. Тюрьма вздор, я её не боюсь.

5.
9.1907 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна!
Что же это Вы Зине-то пишите. Или рассердились, или уже думаете, что я пропала совсем. Нет, я цела, сижу дома. Осудили меня на год в крепость, адвокат Лидов взял от меня доверенность, хочет какие-то кассации подавать, а больше я пока ничего не знаю. Я что-то об этих судах не очень беспокоюсь. И т.к. я уже не управляю своей судьбой, то и пускай оно делается как хочет. Саня была в Москве, хотела зайти к Вам, но не знала адреса, разыскивать Вас у неё не было время. Так что Вы сами виноваты, что ничего не знаете. Как Вы поживаете, как устроились. Напишите наладилась ли жизнь. Как хотите, Евгения Михайловна, а уж как-то мы зацеплены друг за друга – надо Вам всё-таки давать о себе вести ..


6.
10.1907 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна! В Москву мне теперь ехать незачем. Работаю я дома неважно. Только "Бараны" недурно вышли; а всё задуманное провалилось, Лидов – московский. Кажется, больше Вы ничего не спрашивали. Живу я всё по прежнему и по близарукости, что ли, Домоклова меча не вижу – потому наплевать. По нашим временам ничего гадкого случиться не может, потому что оно уже есть . Ну, что же бы Вам ещё сказать. Вот солнышко сегодня очень уж светит. Вы говорите, что у Вас там все уж очень работают, что ж, по-моему, в этом хорошего тоже мало – шелестят, шелестят листами бумаги, а потом медикаментами жизнь поддерживают. Думается Бог на не для этого создал. Даже если мы и сами создались из какой-нибудь примитивы, то и то не стоило из неё выбираться, чтобы зайти в такую глушь…

7.
12.1907 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна и все  Глаголевы!
Тут у нас недавнопосадили на год в крепость члена Второй Государственной Думы, депутата от рабочих Рязанской губернии, Александра Григорьевича Фёдорова, бывшего во фракции социал-демократов. Если у Вас есть знакомые в какой-нибудь газете, то, пожалуйста попросите напечатать в газете. Он по 129-ой. Ещё у меня к Вам просьба. Пожалйста, попросите Ваших детей достать программку на аттестат зрелости, это для этого же депутата, он хочет в тюрьме учиться. Я знаю, что память у него замечательная и мужик он умный, т.ч. надо думать выучится …
А.Голубкина

8.
1908 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна. Вы как-то говорили, что Нилочка играет. У нас в Зарайске устраивают Народный театр, не хватает актёров, не согласится ли Нилочка поиграть немного. Компания славная, простая, всё молодёжь. Пожалуйста уговорите его. Пусть он приедет к нам и познакомится со всеми. Играть будут нечасто. Пожалуйста попросите его приехать к нам, чтобы всех рассмотреть самому. Очень уж дело то хорошее затевается. Очень его ждём сюда. Все наши кланяются. Спасибо Анюте за письмо. Я отслала её письмо. Самый раз оно подходило. Желаю всем Вам всего хорошего. Целую Вас. Всем кланяюсь. А.Голубкина.

9.
1-2.1908 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна, смотрите, какие дикие казусы я проделываю. Вот тут один малый (Вы о нём узнаете всё по прилагаемому письму), будучи в затруднении попал к нам, я придумала и послала его к Александру Фёдоровичу Гатлиху с письмом в Рязань, а оказывается, что он и не живёт там. Он (малый)  попал к Гартвигу, а тот и письмо не стал читать. До чего мне совестно перед этим молодым человеком, Вы и представить не можете. Ведь он небогатый, надеялся, ехал. Как-никак, а его надо устроить кончить образование. К тому же у него в Москве дядя, так что он может жить задаром. Пожалуйста, призовите на совет Ваших детей, и обсудите , не может ли он кончить на Ваших курсах. Прилагаю Вам ещё листок, где он написал для Вас, до сколько они дошли в науках. Скажите, можно ли с его знаниями на курсах подготовиться (в один год или во сколько?) за среднее учебное заведение или за звание учителя. Если Вы всё это найдёте подходящим, можно ли придти этому человеку к Вам, чтобы узнать подробности. Мы знаем его, его отца и деда. Люди хорошие. Так вот, пожалуйста, помогите этому человеку найти дорогу, а мне выбраться из стыда. Безобразие, ведь я и до сих пор не могу разобрать, какой Гартвиг и Гатлих. По-моему, Вам это не трудно сделать. Спросите Сашу и всех. Пожалуйста, напишите поскорее, очень жду, да заказным нельзя ли, очень письма пропадают. Отец этого ученика крестьянин-лесник. Ну, что ему в лесу делать? Надо как-нибудь его выпустить на волю. Спросите Нилочку с Алёшей. Прощайте. Кланяюсь всем. Хочу вещи послать за границу и на конкурс. Дорогая Евгения Михайловна, есть ли у Вас деньги, не нужны ли мои?
Пожалуйста пишите откровенно.
Хочу на конкурс выслать и за границу . Всё это будет к весне. А теперь что-то я и сама не знаю, что делать. В москву мне ехать вовсе незачем, на продажу у меня нет ничего, а для показа не стоит деньги тратить. Право не знаю, что и делать. Пожалуйста, пишите по правде, если очень надо, я добуду в долг.
А.Голубкина.

10.
6-7.1908
Дорогая Евгения Михайловна. Сегодня был у нас разговор, где мне в Москве жить.  Наши говорят, что у Вас мне жить нельзя, вредно и для Вас и для меня. Я потому Вам это пишу, что, может, вы сдадите эту лишнюю комнату.
Они говорят, что ходить к Вам полезно и Вам и мне, а жить нельзя по горячности моего характера. Ну ладно, на том и положим. До свидания, я всё-таки раньше снега в Москву не думаю ехать. Да ведь и далеко Вы от всего живёте очень. Я рассчитываю работать в Училище живописи и давать уроки в частных училищах. Я всё-таки не очень скоро приеду. Напишите, всё ли у Вас обладилось. Как приеду, так пойду к Вам, а Вы всё-таки напишите, что у Вас, всё ли по-хорошему. До свиданья.
А не находите ли Вы, что недурно бы сдать эту комнату порядочному человеку? Иногда чужой элемент бывает полезен. Ведь, если порядочный человек, он много внесёт живости и разнообразия. Ещё я тем не удобна, ведь я не товарищ Вашим детям, а надо бы кого-нибудь из учащихся получше. Вообще из молодёжи кого-нибудь. Подумайте. А. Голубкина.

11.
7-8.1908 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна! У меня к Вам просьба не очень трудная по выполнению, но хорошая по результату. Вот какое дело. У нас в гимназию выдержало 48 девочек (2 уехали, так что осталось 46). Теперь 46 и наша Санька держала, у неё две четвёрки и тройка. Экзамен был конкурсный, комплект – 40, и вот, в результате, приняты некоторые девочки с двумя и даже тремя тройками и, похоже, будут приняты все 44. Остаются только наша Санька да Бесчастнова (у Безсчастновой 4,3,3). Те, сверхкомплектные, подали в округ прошения с рекомендацией головы, педагогический совет против ничего не имеет. Сделана явная несправедливость. Ну, мы про нашу Саньку уже не говорим. Всё равно мы её выучим, и пусть они остаются со своей низостью, но вторую девочку Безсчастнову Вы должны всадить в гимназию, Евгения Михайловна. Её положение таково, что ей или учиться и жить на свете, или умереть. Она принадлежит к семье грубых бедных сапожников. От плохого питания у неё сделался было горб, и она около года носила медицинский корсет. Года полтора не училась совсем, и вот сама, одна без репетиторов, подготовилась в гимназию. Прилежный, благородный ребёнок, ей прямо больше ничего невозможно делать, как выучиться хоть за четыре класса. К физическому труду это хрупкое создание совершенно не способно. Ведь её просто забьют, как бесполезный рот, а учительница из неё должна выйти чудесная. Удивительно, в самых страшных местах встречаются изящные бриллиантики, и как они там заводятся! Оказия. О плате заботиться нечего, у нас до 5-го класса все бедные даром учатся. Прилагаю её прошение. Говорят надо Флерова попросить. Говорят он добрый человек. Дайте, Евгения Михайловна, жить этой кроткой девочке, а то ведь она пропадёт до смерти. Устройте. Всё-таки надо действовать поскорее. А если Вы сама совсем не можете устроить, то у меня есть одна хорошая знакомая – Марья Анатольевна Киреева: Арбат, Хлебный переулок, д.Титова. Сходите, или спосылайте. Нет, лучше сходите к ней с этим письмом. Она, надеюсь, возьмётся помогать Вам. Я бы и ей написала, да не уверена, что она вернулась с дачи. Она тоже может помочь – человек хороший она. Голубчик, Евгения Михайловна, наперекор всем поганцам, уладьте счастье этой девочки.
Целую Вас, всем Вашим кланяюсь. Свои новости напишу после.
Как поживаете Вы? Прощайте. А. Голубкина.
Если нужно, то Вы, пожалуйста, перепишите прошение. Фамилия правильно Безсчастная. Подписи её матери здесь нет. Уже несколько лет у нас берут  девочек сверх комплекта. Всегда.

12.
9-10.1908
Дорогая Евгения Михайловна. Спасибо Вам большое за Нюшку Безчастную (1). Её ведь приняли. Она так рада бедная, что даже плачет от радости. Вот уж спасибо. Ну, прямо я и сказать не могу. А там в Москве теперь живёт брат Николай и торгует капустой на Рязанском вокзале. Он похоже скоро к Вам придёт. А у меня в Париже продалась одна вещь и я уплатила Ольге Петровне (2)свой долг весь. Вот я рада была. Приезжайте к нам. Никола часто ездит домой сговоритесь с ним и приезжайте. Погуляем по Зарайску, старину вспомним. Приезжайте, Евгенья Михайловна, очень уж очень хорошо. Давайте маленько погуляем.  Я Вам чего-нибудь расскажу; Вы нам расскажете – право – Зимой я в Москву непременно приеду. Ну пока до свиданья. Целую Вас.
А.Голубкина.
Мы вчера долго говорили о Вас – Может и Вы он нас вспомнили. Приезжайте на солнышко, а потом зимой я приеду – Прощайте. Я уже послала в Москву на выставку одну вещь – Считала её очень плохой, а ей там обрадовались. Пожалуй продастся. Странно: те вещи, которые я ценю даже никто, как будто и не видит, и уж никогда не торгует, а что мне не нравится почти всегда продаётся – Пожалуй и это продастся.

Прим.
1.Бесчастных Анна Петровна ( в замуж. Арефьева) (1898-1970) Окончила Зарайскую женскую гимназию на средства А.С.Голубкиной. Педагог, работала директором Коломенской 8-летней школы (ныне шк.№7 им.А.С.Пушкина, ул.Зайцева 11)
2. Переплетчикова Ольга Петровна, жена художника В.В.Переплетчикова, которая одалживала деньги А.С. на поездку в Париж. Также она внесла залог 300 р. для освобождения А.С. из тюрьмы в марте 1907 года.

13.
1908 Зарайск
Дорогая Евгения Михайловна и Саша. Пожалуйста, в это воскресенье утром к Вам придёт за советом та самая учительница, которая Вам писала, которая не встала перед Флинком и теперь этот Флинк начал её приследовать. Та самая, которую я Вам  называла честным и верным человеком. Флинк не может этого терпеть вероятно он её и выставит в конце концов, но Вы разберитесь пожалуйста хорошенько  нельзя ли ему по крайней мере хоть гостинец какой устроить. Не может он терпеть, прямо ненавидит всякую самостоятельность и будет преследовать чуть не до седьмого колена, уже начал теснить и братьев, которые учатся в Реальном. Уж он допечёт. Но, Саша, не будьте, пожалуйста, равнодушны, Вы можете разобраться и посоветовать. Она хороший человек и нарочно за советом едет к Вам. Так Вы уж помогите ей. Знаете человек совершенно не опытный научите её. Может Гатлиха спросить надо. Вы думаете, что она не знает арифметику. Она много занималась со своим братом студентом, т.ч. не хуже прочих учителей и учительниц в Зарайске. Просто он мстит ей за дочкину двойку. Вы скажете, пожалуй чтож я тут могу

14.
1-2.1909
Дорогая Евгения Михайловна! Спросите, пожалуйста, Сашу, не узнает ли она вот что: можно ли попросить Россолиму, чтобы он прочёл свою лекцию о воспитании в Зарайске.
… Родители и педагоги тут одинаково невежественны, и с девчонками то творится, что

15.
1-2.1909 Зарайск
Конечно, по-видимому,

16.
3.1909 Зарайск
Милая Евгения Михайловна. Ваши сны правду говорят

2. Дорогая Евгения Михайловна. Саня ходила к голове. Он обрадовался, говорит что знает всю Вашу семью. Только говорит "а она от нас не улизнёт?". Уж не знаю, он ведь врун у нас. Сказал сам что вероятно в январе он поедет в Москву и придёт к Вам. Для него ясно, что Саша для гимназии драгоценность, только ведь и правда она пожалуй не пойдёт сюда. Ведь тут жалованье 35 руб. за урок (уж я не знаю того что это значит). Но Парфишка получает 170 р. он ещё учит естественной и на курсах физики. Уж я не знаю сколько выйдет у Саши. Вот когда голова придёт к Вам Вы и разузнаете. Но если будет подходяще, пусть Саша приезжает почистить Зарайские конюшни, которые пожалуй не чище Авгиевых будут. Думаю, что это возможно будет сделать потому что и самим живущим, то в них тяжко стало. Тут она себе  найдёт одну верную и преданную товарку и твёрдую.  Старые кисела развалятся, а стадо перебежит. Поступайте Саша. Порфишку голова прогонит. Этого омерзительного поганца. Да, я всё говорю, и о деле позабыла. На учительское место Вы будете приглашены. По понятиям головы. Начальница только сторожит, а учитель важнее, и этот вопрос остался открытым. Он видит сам, что дело плохо, но никак не может догадаться почему. Про улизнёт он сказал в том смысле, что как бы ему не упустить Сашу. Может Вы и естественную станете преподавать? Ведь он её по книжке преподаёт, да безобразничает. Я думаю, что Саша во сто раз лучше его научит. Не складное письмо, да Вы уже извините, что ум разбежался. Ну как с Евлампием? У нас голова с бурею, но очень старательный. Думается, что с ним можно делать дело. Знаете, на каком счету мы в Зарайске, а он страшно благодарен Сане что она сказала ему про Вас. Саня говорит что и без естественной выйдет рублей сто с курсами.



4. Дорогая Евгения Михайловна! Ваше письмо меня очень удивило. Никогда Вы так  мне не писали. Я могу Вам все Ваши письма показать – страничка и только о дереве и больше ни звука. Чудеса. Или у Вас что-нибудь случилось  и Вам не до писем. Тогда при наших отношениях можно и не писать. Или, что мне кажется самое верное, Вы рассердились. Только за что? Я прямо понять не могу. Неужели за то, что я не советую Вам зря старушиться? Так ведь это как раз я (и Вы) я Вам говорила что и себе желаю. Ну как хотите. А всё-таки я буду ждать от Вас ещё письма, где увижу, что это значит.
Дерево я куплю сама. Прощайте.
Ну, ну, удивили Вы меня. Ну ладно. Прощайте.
А.Голубкина.

5. Дорогая Евгения Михайловна! Ну стало быть я ошиблась. Это от раскаяния. Тут меня после все пробрали, говорят "ты что за учитель? Человек отдохнуть приехал, а ты пристаёшь и т.д. и т.д. Ну я и раскаялась и думаю, знать правда я её обидела, если она уж и писать не хочет. Но ведь я и у Вас и всегда всё говорю. Мы не настолько чужды друг другу, чтобы думать и не говорить. Ну ладно. У Хотяинцевой мать умерла. Так мне её жаль. Такой чудесный человек она была. Она меня с … примерила. Такой чудесный человек был. Так мне её жаль. Прямо как родную. В ней были большие достоинства.
Дерево погодите покупать. Раз оно существует на складах, то уж всё вдруг не продастся. Я сама куплю. Пока до свидания. Ну не взыщите, что я Вас потревожила. Прощайте. А.Голубкина.

6. Дорогая Евгенья Михайловна. Посылаю Вам письмо о дачах. Напишите как у Вас дела. Обладилось ли всё или ещё так себе. Приезжайте к нам потолкуем, право Вы у нас успокоились бы. Всё оботрётся и разберётся. Пожалуйста приезжайте. Больше нету нового. Я уехала в тот же на другой день. Прощайте. А. Голубкина.

= Дорогая Евгения Михайловна…

===
Письма к Глаголевой Александре Александровне
1.
2-3.1908 Зарайск
Дорогая Саша! … Ну, теперь про мои дела. Мне третьего дня прислали с выставки такую телеграмму

2.
2-3.1908 Зарайск
Дорогая Саша! Не ходите на выставку. Сегодня я получила письмо, что моя группа "трое" продалась. Завтра ночью я поеду в Москву. Утром приеду к Вам. До свидания.
А.Голубкина.

3.
1908 Зарайск
Дорогая Саша! Наша знакомая, молодая учительница

4. 1908 Зарайск
Дорогая Саша! Вот спасибо Вам, умница Вы.

5.
3.12.1912 Зарайск
Милая Саша! Вот я много думала
7. 1905
Дорогая Саша. Вчера Вам позабыли сказать про употребление крапивы. Очень уж Вы неожиданно ушли. Надо так сделать. Заварить в чайник, поставить минут на 20 на самовар, остудить, профильтровать хорошенько и потом пускать по 5 капель три раза в день. Надо сделать так чтобы она хоть раз прокипела (это сейчас Саня говорит) . Для того это делается, что если крапива грязна, то вскипев, она себя обезвредит. До свидания.
Всем кланяюсь. А.Голубкина.

8. Дорогая Саша. Не ходите на выставку, сегодня я получила письмо, что моя группа продалась (трое). Завтра ночью я поеду в Москву утром. Приеду к Вам. До свидания. А.Голубкина.
3. Дорогая Саша.
Ведь может я и неверно про жалованье написала. Как же Порфишка 2400 получает? А учителя русск. яз. 2000. И они очень здоровые на вид. Вы узнайте от головы. Может мне неверно сказали про 35 руб. Уж очень бы хотелось Вас залучить сюда. Ведь ни ни единого человека тут не было как следует. Есть тут одна порядочная, да что же она смыслит в смысле ведения школы. Ничего она кроме Зарайска не видала. Вы хоть её то бы поучили. Ну теперь про мои дела. Мне третьего дня с выставки прислали такую телеграмму. "Предлагают тысячу согласны ли" Я ответила согласна. Но пока о продаже извещения не получала. Так вот если эта вещь (3 головы) продалась за тысячу, то за вычетом в пользу выставки 100 рубл. Я буду иметь для уплаты долга 900 руб. Следовательно теперь мне в долг уже надо будет только 2600 р. Будьте добры узнайте кто-нибудь на выставке Моск. Товарищества продались они или нет. Понимаете тогда уже не нужно 3500, а 2600.  Я поторопилась продать, думаю хоть маленько уплачу. Остальным вещам такая цена: ребёнок 600 р. можно уступить 100 р. хоть даже двести: Поля 500 можете делать такую же уступку; барельеф тоже 500, уступайте до 300 р.; девица с косичками (вы её пропустили ) 1000 р. уступайте за 700,  старуха 1500 без всяких уступок, ещё 2 летящие головы 2 тысячи (они Санины, а она дёшево не продавать не когда). Вы думаете запрашиваю. Да нет же, они всегда торгуются. Я назначаю настоящую цену, но так как я хочу во что бы то не стало расплатиться, то пусть хоть и дёшево. Все равно – лучше я ещё наработаю. Всем очень кланяюсь. Если мои "трое" проданы, то напишите и я приеду получить деньги и платить долги. Выставка около почтамта на Мясницкой. До свидания. А.Голубкина.


===================
Переписка с Роденом.

1.
4-5.1907 Москва
Глубокоуважаемый господин Роден!

=========

   Письма Хотяинцевой
1.
26.7.1913
Милая Александра Александровна. Это пятое письмо я пишу. Не знаю, допишу ли.

2.
9.1913 Москва
Милая Александра Александровна! Теперь у меня передышка

3.
10.1913 Москва
Милая Александра Александровна!
Вот уже неделю отбыла с учениками.

4.
11-12.1913
Милая Александра Александровна!
Давно я собиралась Вам писать, да всё откладывала до какого-то уяснения.

5.
12.1913 Москва
Милая Александра Александровна!
Получила я от Вас цветы. Только вчера выбросила,

6.
1914 Москва
Милая Александра Александровна!

================
Письма к Розенберг
РГБ-НИОР, Ф 251 (Розенберг В.А.) картон 9, ед. хр. 48

1.Почтовая карточка. 07.061911  Адрес: Здесь. Леонтьевский пер. 20. д. Гранато(?) Наталье Федоровне  Розенберг
Дорогая Наталья Федоровна. Возвратились ли вы? Я вас жду.
                А Голубкина.



2.Дорогая Наталья Федоровна.
Пожалуй, у меня не найдется подходящей вещи для ваших знакомых. Все дороже. Я сижу потому здесь, что надо кой что сшить, а то уж очень я оборванка была. Как-то очень уж все подносилось. Надо немножко привести себя в приличный вид. Варя у нас была и уехала вводиться в наследство. Вообще ей надо было какие-то наследственные дела  сделать. Поручить, как мы ей советовали, она не захотела. Хочет осенью поступать в группу и к Шелявскому, кажется, это хорошо для ней. Все таки, я скоро приеду, тогда приду к вам.
 До свидания, наши все вам кланяются. Желаю вам всего хорошего.
 А. Голубкина.

3.Дорогая Наталья Федоровна.
И теперь я еще на стала вам писать, потому что все еще я ничего не понимаю на свете. Вы не беспокойтесь, я жива и здорова, кажется.
 Сейчас ко мне пришел мой ученик. Он болеет каждое лето уже года три. Что-то ему не помогают.
Я вспомнила одно испытанное средство. Пожалуйста пропишите его ему. Пусть он попробует. Пропишите ему, пожалуйста, хинин в растворе, что б пить ложками. Мне думается, что у него неясно выраженная лихорадка и он не может уловить ни пароксизма, ни вовремя выпить лекарство — кажется, надо 2 грана на ложку и 6 или 5 ложек в день.
Пожалуйста, Наталья Федоровна, пропишите ему это. Не совестно, что я доктору предписываю прописать. Но, Наталья Федоровна, дайте ему попробовать это лекарство, все равно ему никто не помогает и я  считаю(?), на 3-х или 4 случаях, когда при таких ощущениях, как он рассказывает, хинин в растворе действовал. Да и не вредно это. Вы, пожалуйста, пришлите рецепт ему. Зовут его Кондратьев.
Арбат, Никольский переулок д.№13, Александру Кондратьеву.
Я потому прошу ему послать рецепт, что сама все собираюсь уезжать. Да дом перешел другие руки, а от новых владельцев еще нет ответа, сдадут  мастерскую или нет. Мой контракт кончается в этом месяце. До свидания.
                А.Голубкина.

4.Почтовая карточка. 18.07.1916  Адрес: Торжок, Тверской губ. им. Митино ЕВ. Дм. Дм. Романову. Наталье Федоровне  Розенберг
«Дорогая Наталья Федоровна. Мажет быть, все-таки вздумаете приехать? Очень лето хорошее, все такое свежее, как весной. Когда будете садиться в поезд, не забудьте спросить кондуктора, что бы он указал вам Зарайский вагон, иначе вам где-нибудь придется пересаживаться.
 До свидания. А.Голубкина.»

5.Дорогая Наталья Федоровна. Большое вам спасибо за заботливость. Я себя чувствую ничего себе. Еще бы два, три таких дождя и вовсе бы хорошо было для хлебов и трав.
Ходят тучки, может, и еще соберется.
Я приду как будет можно.
До свиданья. Спасибо. А.Голубкина.

Конверты.
1.Конверт. Из Москвы 16.06.1914 Адрес: Одесса Миризмевская д.? Хирургическая лечебница Наталье Федоровне Розенберг. В Одессе 18.06.1914
2.Конверт Из Зарайска ?.?.1914 Адрес: Москва, Б. Чернышовский д.9 Наталье Федоровне Розенберг.

==================
Письма к В.Н.Фигнер
1.
22.1914
Глубокоуважаемая Вера Николаевна.

2.
1914 Москва
Глубокоуважаемая Вера Николаевна.

===
Письма к Чулковым

1.Н.Г.Чулкова
8.5.1923 Зарайск
Дорогая Надежда Григорьевна!
Боюсь, что моё письмо было печально

2. ГТГ Ф.39 Чулков е.х.1
На конверте:
Ростов-Москва 10.5.1925
Смоленский бульвар д.8.кв.2 Георгию Ивановичу Чулкову.
=
Многоуважаемый Георгий Иванович. Если Вы будете так добры получить за меня деньги, то я в письме к Надежде Григорьевне написала как это сделать с наименьшим беспокойством для Вас. Вы прочитайте это письмо. Ещё я позабыла форму доверенности и просто посылаю Вам свою подпись. Уж будьте добры напишите её сами. Если же Вас всё это затруднит – бросьте всё это. Пора и Вам ехать на природу. Хорошо теперь. Наверно там куда Вы поедете Вы добудете себе высокия настроения, а я тут просто пью весну и воздух.
Желаю Вам и Надежде Григорьевне отдохнуть и поздороветь.
От наших  Вам поклон. До свидания А.Голубкина.


2.Г.И.Чулкову
8.9.1926 Зарайск
Дорогой Георгий Иванович!
Дело в том, что моих братьев через Гипиу (некоторые люди)  хотели сослать в Нарым. Были поданы клеветы в самую Гпиу. Потом вступились соседние деревни с опровержением, т.е. кажется дело разберётся. Хотя оно ещё не кончено, но всё это приняло такие уродливые формы, что кажется всё это должно упасть само собою. Приеду расскажу. Хотела я сделать здесь несколько этюдов, но положительно не нахожу ни дня, ни часа -  даже подумать. Можно сказать, что у огородников всё лето продолжается рабочая пора и я не могу выбрать время для своей работы, хотя в лес могу ходить и хожу всё-таки.
Надо, чтобы были свободны натуры, помещение и я, а это не вовпадает, так я и не работала.
Надежда Григорьевна, наверно, возвратится всячески окрепшей. Хорошо. Ладно, а мы порадуемся. У меня, Георгий Иванович, тоже ничего за лето не нажито. Пожалуй, и Вы скажете: "писано с удовольствием". И, право, Вы не ошибётесь. Что-то меня это не огорчает. Я думаю, что воздух так действует. Хороший теперь воздух, съездите куда-нибудь, хоть недалеко.
Ну пока до свидания. Мой привет Вам и Надежде Григорьевне. Съездите куда-нибудь в лес, Георгий Иванович. Тепершний воздух равняется весеннему. Замечательно хорошо. До свидания. Всего лучшего.
А.Голубкина.

====
===
Переписка с К.С.Шахор-Троцким (1)
==
Письма к А.С.Голубкиной
1. А.С.Голубкиной
7.2.1926
… Мне сообщили вчера, что наконец-то на днях Музей наш получит деньги и сможет дать Вам первую часть своего долга. Это меня немного утешило. Сегодня едет в Москву П.И.Нерадовский. Думаю, что он побывает у Вас. Был я на днях в здешнем музее Революции – у заведующего им. Он сказал, что будет в Москве недели через две-три и что очень хочет побывать у Вас прсмотреть "Маркса". … К тому же это здешний заведующий Музеем (Мих.Бор.Каплан) ценит Ваше имя. …. Часто, часто Вас вспоминаю. Вы стали для меня близким, родным человеком. …
P.S.  Да, говорил я о Вашем предложении выполнить портреты русских писателей для Пушкинского Дома. Сказали, что у них принцип выставлять только портреты с натуры, и что поэтому они могли бы если заказать Вам, то только бюсты современных писателей. Вот Ремизова, А.Н.Толстого, Андр. Белого они могут, а Тургенева заказать не могут, так как это будет "не с натуры". Напишите мне, есть ли готовые бюсты современных писателей, которые Вы можете продать Пушкинскому дому. Я переговорю.

Письма от А.С.Голубкиной
==
1. К.С.Шахор-Троцкому
12.2.1926 Москва
Дорогой Константин Семёнович!

2К.С.Шахор-Троцкому
20.2.1926
Дорогой Константин Семёнович, два письма

 
(1) Шахор-Троцкий Константин Семенович (1892-1937), литературовед, член редакционного комитета юбилейного издания сочинений Л. Н. Толстого, собиратель материалов сектантов и последователей учения Л. Н. Толстого.
РГБ, ф. 345, 4233 ед. хр., 1910-1936.
МИРА, ф. 16, 280 ед. хр.. 1862-1925.
ГМТ, АКШ—X, 178 ед. хр., 1912 - 1937


===========
Письма Ефимову
= И.С.Ефимову
14.12.1907
Многоуважаемый Иван Семёнович! Я тут ещё двух "Андреев" сделала
=============
Письмо к Гатлиху.
= А.Ф.Гатлиху
1-2.1908 Зарайск
Многоуважаемый Александр Фёдорович!
=============
Письма к Бычкову
= В.П.Бычкову
1909 Москва
Милостивый господин, Вячеслав Павлович.

4.В.П.Бычкову
1909 Москва
Милостивый господин, Вячеслав Павлович.

===========
Письма к Симонович-Ефимовой

= Н.Я.Симонович-Ефимовой
1909 Москва
Дорогая Нина Яковлевна! Спасибо большое за письмо. Знаете, я по Вашему письму почти догадалась, как обстоит дело – оно мне много дало.
==============
Письмо к Серову

= В.А.Серов
1910 Москва
Многоуважаемый Валентин Александрович!

  ========
Письмо к Конратьеву            
= А.С.Кондратьеву
26.2.1915
Дорогой ученик Кондратьев!
Очень рада Вашему письму.

============

Письмо к Михайловой
= К.И.Михайловой
Зима 1919-1920 Зарайск
=========
Письмо к Мартынову

=  А.В.Мартынову
18.12.1923
Многоуважаемый Алексей Васильевич! Я не нахожу достаточно сильных слов, чтобы
Разные адресаты


=========
Письма к Замятиной

= РГБ-НИОР Ф109 к .. ех ..
Письмо к Замятиной Марии Михайловне.
"Дорогая Мария Михайловна. Надо пока отложить работать С.Эр(?). Когда приду к вам, объясню почему.  Из души рвется самое лучшее приветствие Вячеславу Ивановичу  и вам всем.
                А. Голубкина"
====
Письма к Иванову В.И.

 РГБ-НИОР Ф251 к .. ех ..
Письмо к Иванову Вячеславу Ивановичу.
 «Еще не знаю какой поставить эпитет.
  Вячеслав Иванович, пожалуйста, придите ко мне сегодня для последнего, а может быть, и начального) разговора. Очень мне надо спросить вас. Мне очень надо.
                А Голубкина»

===
Письма Волошину

= М.А.Волошину
1911 Москва
Многоуважаемый Максимилиан Александрович! Я нечаянно соврала, что только в двух местах есть мои вещи – сестра мне напомнила ещё несколько. Не можете ли Вы написать мне Ваши вопросы, и я с помощью сестры сделаю, что Вам надо в этом смысле. Желаю
Всего лучшего. А.Голубкина.

= М.А.Волошину
1-2.1911 Москва
Пожалуста, не надо Декоротивный эскиз. Пожалуйста, не надо этого противного слова "Декоративный". Просто эскиз.
Многоуважаемый Максимилиан Александрович!
Те названия, которые я Вам сказала, неверные. Я другие имена нашла.
Пожалуйста, замените те, я скажу другие.
Желаю всего хорошего.
А.Голубкина.

==============
Письма к Губиной

=Л.А.Губиной.
1909 Зарайск
Дорогая Любовь Андреевна!
2 дня Вам на Лувр

= Л.А.Губиной
1912 Зарайск
Милая Губина! Потому Вам так долго не отвечала, что всё ешё думала сама поехать в Москву.












 



 










 






 


Рецензии