Преподобномученица Магдалина Забелина

Имя матушки Магдалины (в миру – Марии Забелиной) связано с Успенским храмом, который на протяжении нескольких столетий являлся средоточием духовной жизни Литвинова, Новинского и еще нескольких деревень Подмосковья. К сожалению, храм был варварски разрушен в 1964 году во время очередной волны гонений на церковь. И вот сейчас, спустя пятьдесят лет после этого акта вандализма, группа православных энтузиастов из близлежащих поселений намерена возвести памятный поклонный крест на месте утраченной святыни. Именно во время сбора материалов об Успенском храме совершенно неожиданно выяснилось, что матушка Магдалина жила и трудилась в Новинском на протяжении двух лет и являлась прихожанкой нашей церкви!

Мария Сергеевна Забелина была родом с юга России – она появилась на свет в 1863 году в семье орловского рабочего. В тринадцатилетнем возрасте Мария переселилась в сельцо Посошки Кромского уезда Орловской губернии. Ее приняли в созданную землевладельцем и купцом А.П. Тороповым богадельню, преобразованную в 1879 году в Иоанно-Предтеченскую общину, а в 1911-м – в женский монастырь. Эта община создавалась по благословению и при деятельном участии оптинского старца Амвросия. Здесь же Мария, получив образование в церковно-приходской школе, осталась послушницей. В иночестве ее нарекли Магдалиной.

В условиях большевистского беспредела, наступившего в 1917 году, начались гонения и на сестер Кромской обители. Осенью 1919 года, когда на Орловщине полыхала гражданская война, Кромы оказались в эпицентре военных событий. В этих местах в который раз решалась судьба Отечества! В ходе Орловско-Кромского сражения Красная армия остановила добровольческие части генерала Деникина, наступавшие на Москву. Сестры были вынуждены покинуть зону боевых действий, и часть инокинь – в том числе Магдалина – к началу 1920 года оказались в Зосимовой пустыни. Еще весной 1919 года эта подмосковная православная обитель была вынужденно преобразована в трудовую артель «Зосимова пустынь». Двести монахинь и послушниц, несмотря на тяжелые лишения и многочисленные ущемления в правах, активно занимались сельским хозяйством: корчевали землю, возделывали пашню, ухаживали за скотом. При этом все они работали в силу своих возможностей, а получали по потребностям, как говорили в советские времена. Женский труд был настолько самоотверженным и примерным, что власти открыто признавали: личные отношения в Зосимовой артели и отношение к общему делу и хозяйству – «это идеал для всякого теоретика, строителя общественного хозяйства».

Безусловно, при всех нововведениях и социальных преобразованиях сестры сохраняли исконно монашеский уклад жизни, ежедневно совершая свой духовный подвиг. В итоге власти, конечно же, закрыли обитель, действовавшую под видом артели. Произошло это 28 декабря 1928 года, а в мае следующего года инокини были силой изгнаны с территории пустыни. Они расселились по близлежащим деревням района. Матушка Магдалина, сестры Евфросиния Шевченкова, Мария Шелякина и Екатерина Хлынова поселились в деревне Новинское: они нашли комнату у одного старика и жили там бесплатно. По свидетельству Василия Кузьмича Яшина, зосимовские монахини жили в доме № 13 – его еще и сейчас можно увидеть в деревне, он сохранился в перестроенном виде.

Неподалеку стоял дом Гвоздевых, в котором монахини иногда собирались для совместного чтения Евангелия и пения молитв. Необходимо отметить, что и живя среди мирян, женщины в полной мере сохраняли монашеский образ жизни, даже их одеяния были черными, по-монашески строгими. На жизнь инокини зарабатывали рукоделием – шили и вязали, строчили одеяла, помогали местным крестьянам в сельскохозяйственных и домашних работах, читали Псалтырь по усопшим. За это сельчане приносили монахиням продукты. В церковные праздники матушка Магдалина ходила со священником по селам, помогая ему служить молебны.

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове отец Петр Смирнов регулярно навещал монахинь в Новинском, они же по мере возможности помогали ему служить; это позволяет с уверенностью предположить, что отец Петр являлся их духовным наставником в это сложное время, а сами монахини были литвиновскими прихожанками. Успенская церковь, куда ходила на богослужения матушка Магдалина, была закрыта спустя всего несколько лет – в середине 1930-х.

Рубеж 1929–1930 годов стал переломным в жизни крестьян – по всей стране был запущен процесс сплошной коллективизации, кулаки уничтожались как класс. Это сопровождалось массовым обнищанием крестьянства, голодом, стихийными выступлениями против советской власти. Полунищий Новинский колхоз не был исключением. Крестьяне разными способами саботировали продовольственные заготовки и другие кампании властей. За проявленное народом недовольство наро-фоминские власти «назначили» ответственными представительниц бывшего духовного сословия – «реакционный религиозный элемент».

22 мая 1931 года три инокини, проживавшие в Новинском, в том числе и матушка Магдалина, были арестованы и заключены в тюрьму при Наро-Фоминском райисполкоме. Тогда же были арестованы пять бывших зосимовских сестер, проживавших в соседнем Таширове. Всех их обвинили в проведении активной и систематической антисоветской агитации, и деятельности, а также обработке крестьян в антиколхозном духе. Из материалов уголовного дела следует, что монахинь обвиняли в срыве общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти в Новинском и Таширове: они якобы злостно противодействовали коллективизации, заготовкам хлеба, яиц и молока. Виновными сестры себя не признали. На вопрос о партийности и политических убеждениях матушка Магдалина ответила, что относится ко всему «безразлично. Но мешают жить»...

Спустя всего лишь неделю после ареста, 29 мая 1931 года, решением тройки при полномочном представительстве ОГПУ по Московской области инокиня Магдалина, как и другие сестры, была приговорена к пятилетнему заключению в исправительно-трудовом лагере, которое было заменено высылкой в Казахстан на тот же срок.

Этапирование в Казахстан растянулось на несколько тяжелых месяцев. Нечеловеческие условия содержания в пересыльных пунктах и перевозка в холодных переполненных вагонах оказались невыносимыми для здоровья шестидесятивосьмилетней женщины. Матушка Магдалина скончалась, не отрекшись от Господа, в вагоне для заключенных 8 декабря 1931 года. Ее похоронили в одной из многочисленных безвестных могил на территории Северо-Казахстанской области.

В 2008 году определением Священного Синода Православной Церкви инокиня Магдалина (Забелина) была сопричислена в лике преподобномучениц к Собору новомучеников и исповедников Российских. День её мученической кончины, 8 декабря, стал днем памяти в церковном календаре.

Наши православные новомученики прославляют Господа и своей жизнью, и своей смертью, являя пример неистовой веры и абсолютного самопожертвования во имя Света и Любви среди мрака безбожия и террора. И то, что на первый взгляд нам кажется трагедией, оказывается животворящим лучом Света, прорезающим тьму. Таким лучом для нарской земли теперь является и преподобномученица Магдалина, освещающая путь к Истине...

Иллюстрации:
Икона "Собор Новомучеников Зосимовой пустыни".
Преподобномученица инокиня Магдалина. Фрагмент иконы "Собор Новомучеников Зосимовой пустыни".

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 2 (194) от 2015г.


Рецензии
Спасибо! Использую материал (в сокращении) с Вашего разрешения и с указанием автора в книге о Кромском районе. Я веду переписку с матушкой Зосимой, наверное, следовало бы сказать, что матушка Зосима многое сделала для прославления Марии Забелиной. С уважением В.И. Агошков, пгт. Кромы.

Василий Иванович Агошков   02.07.2020 14:49     Заявить о нарушении