Михаил Булгаков в Ялте
Михаил Булгаков. Путешествие по Крыму
15 мая 2016 года отмечается 125-летие со дня рождения замечательного прозаика и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940). Многие страницы произведений Булгакова непосредственно навеяны впечатлениями от Крыма и Ялты. Это и путевые очерки «Путешествие по Крыму», и роман «Мастер и Маргарита», и пьеса «Бег», и неоконченные пьеса «Ласточкино гнездо», и либретто оперы «Черное море». Напомним хронологию встреч Булгакова с Крымом. Летом 1925 года состоялась их первая встреча. Писатель гостил у М.Волошина в Коктебеле, жил в доме матери поэта Елены Оттобальдовны. В начале июля Михаил Афанасьевич вместе с женой Любовью Евгеньевной Белозерской на пароходе «Игнатий Сергеев» отправились в Ялту. В черновом варианте «Мастера и Маргариты» Булгаков обрисовал город, в котором узнается Ялта: «...Перед ними возникли вначале темные горы с одинокими огоньками, а потом низко развернулись, сияя в свете электричества, обрывы, террасы, крыши и пальмы. Ветер с берега донес до них теплое дыхание апельсинов и чуть слышную бензиновую гарь...» … «Но до чего же она хороша! ...По спящей, еще черной в ночи набережной носильщик привел куда-то, что показалось похожим на дворцовые террасы. Смутно белеет камень, парапеты, кипарисы, купы подстриженной зелени, луна догорает над волнорезом сзади, а впереди дворец,— черт возьми!.. В окнах гостиницы ярусами Ялта... Светлеет».
«В Ялте прожили сутки и ходили в дом Чехова»,— писала Л. Е. Белозерская М.Волошину 10 июля 1925 года со станции Лозовая. Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна пришли в этот дом 8 июля во второй половине дня. Л.Е.Белозерская пишет, что Булгаков относился к Чехову с особой любовью: «…какой-то ласковой, какой любят умного старшего брата». Глубоко знал его творчество. Михаил Афанасьевич восторгался записными книжками Антона Павловича, а многие его письма знал наизусть.
Чеховские мотивы постоянно звучали в произведениях Булгакова. То это слова Сони из «Дяди Вани» - «Мы отдохнем, мы отдохнем» в устах Лариосика («Дни Турбиных»), то московский рефрен трех сестер в «Записках на манжетах», то снег на Караванной из пьесы «Бег», который ассоциируется с чеховской «Тоской». Художественный опыт «Черного монаха» отразился в рассказе Булгакова «Морфий» (1927).
Чехов служил для Михаила Афанасьевича духовным магнитом. Имя писателя Булгаков услышал еще в детстве. «Чехов читался и перечитывался, непрестанно цитировался, его одноактные пьесы мы ставили неоднократно...» — вспоминала сестра Булгакова Надежда Афанасьевна. Одним из первых университетских наставников студента-медика Булгакова, как выяснил киевский историк медицины Ю.Виленский, был друг Антона Павловича, биолог и путешественник профессор А. А. Коротнев. Но, очевидно, наиболее сильный импульс к осуществлению желания вдохнуть воздух чеховского дома дали встречи М. А. Булгакова с М. А. Волошиным. Волошин в период его исключения из университета в конце 90-х годов позапрошлого столетия посетил Антона Павловича в Ялте. Возможно, сама идея строительства Дома поэта в Коктебеле возникла под влиянием Чехова...
В очерке «Путешествие по Крыму», который публиковался с продолжением в ленинградской «Красной газете» (август 1925), описаны впечатления от города и экскурсия по чеховскому дому. Булгаковы побывали на пляже возле набережной, в Ливадийском дворце, в Доме-музее А.П.Чехова. К сожалению, в тексте не названо место ночлега, однако по характеру местоположения можно предположить, что это была или вилла «Елена», или гостиница «Россия». Первое предпочтительней, поскольку в воспоминаниях жены писателя Л.Белозерской о втором приезде в Ялту фамилия владельца виллы Тихомирова упоминается как «знакомого М.(ихаила) А.(фанасьевича)». Вероятно, благодаря этому знакомству Булгаковы поселились в пансионате Василия Тихомирова.
Первый визит Булгаковых в Ялте - в Дом-музей А.П.Чехова. «В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием,— так пишет М. Булгаков. — Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: „А. П. Чехов".
Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это — Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать.
Как странно здесь. ...В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном — он девяностых годов — живой, со смешливыми глазами. „Таким приехал сюда". На другом — в сети морщин. Картина— печальная женщина, и рука ее не кончена. Рисовал брат Чехова...
в кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др. … Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише за письменным столом белоснежный диван, над диваном картина Левитана: зелень и речка — русская природа, густое масло. Грусть и тишина. И сам Левитан рядом. При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаш и перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать...
В спальне на столике порошок фенацетина— не успел его принять Чехов, и его рукой написано «рhеnаl...», и слово оборвано. Здесь свечи под зеленым колпаком и стоит толстый красный шкаф — мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо „наш многоуважаемый шкаф", а потом стал „многоуважаемый" в „Вишневом саду".»... «Мака, ты хотел бы иметь такой кабинет?»— спросила Любовь Евгеньевна при повторном посещении чеховского дома, и Булгаков, не говоря ни слова, утвердительно кивнул...
Если внимательно прочитать очерк Булгакова о посещении чеховского дома, то возникает ощущение Дома, где все приспособлено для творчества: письменный стол, фотографии дорогих людей, большое венецианское окно («мягкий и странный свет»), картина Левитана, которая отвечает общей тональности дома. Тут Булгаков увидел в спальне «свечи под зеленым колпаком» (зеленая лампа — воспоминание о киевском доме на Андреевском спуске), увидел тот самый шкаф, который стал «многоуважаемым в пьесе «Вишневый сад». Это обстановка дома, которая порождает образы, создает атмосферу для творческой работы... Тишина — ценность, о которой автор не забыл упомянуть в романе «Мастер и Маргарита», когда повествовал о «вечном доме», заслуженном приюте Мастера. Именно тогда, в чеховском доме, у Булгакова родилась мысль о тишине как особой ценности творческого бытия: он отмечает, что больного Чехова лишали тишины и здесь, в ялтинском доме. «В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели...»— цитирует он рассказ экскурсовода.
Бесспорно, что в образе булгаковского «вечного дома» присутствуют явственные черты чеховской «Белой дачи» в Ялте, где в саду журчит ручей, над которым весна вскипает белым цветением вишен и черешен, где причудливо изгибается старая виноградная лоза, а в сиреневых облаках глицинии вьется серебряная нить песни дрозда, где в кабинете писателя, наполненном светом большого венецианского окна, играют цветные зайчики витража и где вечером над столом горят четыре белых свечи, где в гостиной на пюпитре раскрыты клавиры Шумана и Шуберта, любимых композиторов Чехова... О Шуберте говорит и возлюбленная Мастера - Маргарита.
Очерк Булгакова, опубликованный осенью 1925 года, рисует Чехова без ретуши и фальсификаций. Не случайно Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, вырезав публикацию из «Красной газеты», тут же переслала очерк в Ялту сестре писателя.
В начале лета 1926 года Булгаковы провели месяц в Мисхоре, который считался лучшим курортом для лечения заболеваний нервного характера (неврастения). 1027 года Булгаковы снова в Крыму – на этот раз в Судаке, на даче у композитора А.А. Спендиарова. Отсюда они совершают переезд на моторной лодке в Ялту. И вот Любовь Евгеньевна и Михаил Афанасьевич сходят на берег... Михаил Булгаков вновь в Ялте, вновь посещают музей Чехова. Его ласково примет Мария Павловна Чехова и опять поведет по комнатам. В эти дни Михаил Афанасьевич познакомится с младшим братом Чехова Михаилом Павловичем.
Л. Е. Белозерская пишет: «Когда мы приехали в Ялту, у меня слегка кружилась голова и рябило в глазах. Остановились мы у знакомых М.А. (память, память, правильно ли донесла ты фамилию этих милых гостеприимных людей — Тихомировы?)».
Кто такие Тихомировы, и где поселились Булгаковы? Со слов Евгении Михайловны Чеховой, племянницы Антона Павловича, известно, что Тихомировы держали небольшой пансионат в Ялте в районе Боткинской улицы. Отсюда до моря пять минут неспешным шагом. Елизавета Тезе, супруга Василия Тихомирова, была хорошей портнихой и обшивала Марию Павловну. В 30-х годах Тихомировы переехали в Москву и до самой смерти М.П.Чеховой состояли с ней в переписке, которая хранится в Российской государственной библиотеке..
Уточним, что пансионат Тихомировых находился не на Боткинской, а на Виноградной улице. Как выяснил краевед В.Навроцкий, Иван Васильевич Тихомиров являлся крупным домовладельцем, построил по проекту Л.Шаповалова комфортабельную виллу «Елена». В этом же доме на Набережной, согласно «Списку владений по улицам Ялты», жила и семья Тихомировых. Его брат Василий Тихомиров приобрел доходный дом по Виноградной, 8 (ныне - ул. Чехова, 8), сооруженный в начале века. Сейчас здесь частная гостиница "Палас" «На другой день мы пошли в Аутку, - вспоминает Л. Е. Белозерская. - Все вверх и вверх. Нас ласково приняла Мария Павловна. В это время здесь жил еще брат Антона Павловича Михаил Павлович, первый биограф писателя. Особенно нам понравился кабинет Чехова. М. А. здесь не в первый раз...».
Вместе с Чеховыми Булгаковы были гостями Ванды Станиславовны Дыдзюль (Дижулис), близкой знакомой чеховской семьи. Мария Павловна и Михаил Павлович познакомились с ней в 1923 году, придя на прием как пациенты (Дыдзюль по специальности была зубной врач). Кабинет ее располагался на втором этаже бывшего доходного дома Мордвинова (ныне гостиница «Крым»). Здание находится в районе порта недалеко от Набережной.
Судя по всему, перед приглашенными Булгаков предстал в роли «свадебного генерала», и Михаил Павлович не без иронии описывал это событие жене в Москву в письме от 13 мая 1927 года: «...Наши здешние дамы стали являть свое искусство перед приезжими и, главным образом, перед Булгаковым. Он ведь теперь знаменитость! … Я дирижировал гран-роном, были и фокстрот, и вальс, и канкан,— чего только не было. Пели соло, пели под скрипку, пели хором. … Даже Маша досидела до такой поры и плясала...». Марии Павловне тогда было 64 года.
Накануне именин состоялась поездка по Бахчисарайской дороге на водопад Учан-Су — одну из самых живописных достопримечательностей Южного берега.
Обстоятельства поездки описаны в письме М. П. Чехова жене в Москву от 12 мая 1927 года: «Вчера утром за Женей и Колей (Е.М.Чехова и ее муж Н.Блюме - Г.Ш.) заехали Вася, Лизочка и автор «Турбиных» Булгаков, который живет сейчас у Тезей, чтобы ехать на Учан-Су. Стали тащить и меня. … пришлось ехать и мне <...> Взлезали на крепость в Исаре, были около водопада и там же завтракали. Хорошо закусили и порядочно выпили. Булгаков был очень мил, хотя грусть все время светилась у него в глазах, несмотря на это и он тоже выпить был не дурак. Обратно ехали верхней дорогой, на Ливадии, когда доехали до дворца эмира Бухарского, то я ... пошел домой пешком... Остальные объехали Ялту и пили чай у Тезей».
Интересно замечание Михаила Павловича о грусти, которая все время светилась в глазах Булгакова… Известно, что в урочище Багреевка возле Исар находилось место массового расстрела: после взятия Крыма красные победители сводили здесь счеты с недобитыми буржуями… Расстреляна здесь была и родственница Булгакова…
Евгения Михайловна Чехова, участница поездки, рассказывала автору этих строк, что на водопаде были сделаны снимки. Булгаков снялся с Лизочкой Тезе и остальными гостями. На ее памяти таких снимков было два. Один из них она передала мне. Теперь он хранится в фондах Дома-музея А. П. Чехова и воспроизведен в книге «Михаил Булгаков в Крыму».
Год назад Михаил Чехов написал пьесу на актуальную тему— «Цветная кожа (колонизаторы)». Действие ее происходит в Индокитае. Судя по всему, пьеса заинтересовала Булгакова, и Чехов писал жене Ольге Германовне в Москву: «27 отсюда уезжает Булгаков. Он хотел бы познакомиться с моей пьесой, чтобы дать совет и продвинуть ее. Кажется, она в кожаном портфеле <...> Если успеете по расчету дней, то пришлите...». Письмо было отправлено 9 июля 1927 года, и неизвестно, держал ли Булгаков эту пьесу в руках.
На Белой даче Булгаковых приняла Мария Павловна. В ее комнате наверху Михаил Афанасьевич читал письма А.П.Чехова и очень хотел иметь на память автограф писателя. Мария Павловна возражала. В личном альбоме Марии Павловны Михаил Афанасьевич сделал запись: «Напрасно Вы надеетесь, дорогая Мария Павловна, что я умру по дороге. Я не умру и вернусь в Ялту за обещанным Вами письмом. М.Булгаков. 13 мая 1927 Аутка».
Зимой 1928 года Михаил Афанасьевич отправил в Ялту свою книгу «Дьяволиада», изданную двумя годами ранее. «Дорогой и милой Марии Павловне Чеховой искренне Михаил Булгаков. 21.11.1928г.» — написал он на обложке. Впоследствии, когда имя Булгакова оказалось фактически под запретом, М.П.Чехова распорядилась, чтобы «Дьяволиаду» не давали посторонним...
По сведениям жены писателя Е.С.Булгаковой, в 1929 году Булгаков вновь побывал в Ялте и получил в подарок от Марии Павловны конверт, адресованный Чехову, веточку из его сада и маленький список книг, написанный характерным бисерным почерком Чехова. Вероятно, это был один из многочисленных листков, на которых Чехов записывал названия книг, отправленных в Таганрогскую библиотеку. 18 апреля 1936 года Булгаков подарил чеховские реликвии зарубежному поклоннику и исследователю Чехова, американскому дипломату Дж.-Ф. Кеннану. Возможно, в США они сохранились.
Но вернемся к чеховской ноте, постоянно звучавшей в душе Булгакова... Невозможно отделаться от чувства, что в словах о вечном приюте Мастера отразился и облик, и сама духовная атмосфера Белой дачи... Однажды в разговоре с чеховедом Евгенией Михайловной Сахаровой жена Булгакова Л.Е.Белозерская подтвердила нашу догадку: вечный приют Мастера – зеркальное отражение ялтинской Белой дачи Чехова…
Итак: документально известно, что Булгаков в 20-30-х годах ХХ века по крайне мере пять раз бывал в Крыму: 1925, 1926, 1927 и 1929 годы. Вместе с актерами ленинградского театра ТРАМ в июле 1930 года отдыхал в Мисхоре (пансионат «Магнолия»), навещал Ялту. Именно Ялта вошла в окончательный текст роман «Мастер и Маргарита». Первые впечатления от Ялты описаны в очерке Булгакова «Путешествие по Крыму», опубликованному в ленинградской «Красной газете». Здесь сообщается о посещении музея А.П.Чехова. Место проживания Булгакова в первый приезд (они с женой провели в Ялте сутки и выехали в Севастополь) не установлено. Возможно, это была вилла «Елена». В мае 1927 года Булгаковы снова в Ялте. По свидетельству жены писателя Белозерской, они остановились в пансионе В.Тихомирова на ул. Виноградной (ныне - ул. Чехова,8) в здании, которое ныне занимает гостиница «Палас». Посетили Дом-музей Чехова, беседовали с Марией Павловной. Побывали в Исарах и на водопаде Учан-Су. Судя по письму Мих. Чехова, Булгаков уехал из Ялты в конце июня 1927 года. Новый приезд зафиксирован в 1929 году: Булгаков посетил Дом-музей А.П.Чехова, где М.П.Чехова вручила ему обещанный автограф А.П.Чехова. Судя по всему, это был запись Чехова на карточке с выходными данными о книгах, которые А.П.Чехов отправлял в Таганрогскую библиотеку.
15 мая 2016 года страна отмечает 125-летие со дня рождения автора «Мастера и Маргариты». Учитывая особый характер связей Булгакова с чеховской Ялтой, есть смысл отметить юбилей писателя памятными досками на зданиях, в которых жил или бывал Михаил Афанасьевич. Эта работа ведется под патронатом председателя Ялтинского горсовета В.Е.Косарева. Следующий этап - создание крымского музея Михаила Булгакова в Ялте. Тут самое прямое участие принимает председатель комитета по образованию, культуре и спорту Ялтинского горсовета Елена Надель. В этом городу готов помочь благотворительный фонд М.А.Булгакова (г.Москва) и его директор Валентина Дименко. Музей станет прекрасным напоминанием о глубинных взаимосвязях города с культурой России. Готовятся юбилейные выставки Булгакова в Доме-музее А.П.Чехова и Историко-литературном музее Ялты. Состоится специальное заседание Общества краеведов города. Кто знает - не суждено ли Ялте стать и городом кино - театральных фестивалей имени Булгакова? Это добавило бы к портрету Ялты много ярких и запоминающихся красок…
Источники:
1. Булгаков М.А. Путешествие по Крыму // Красная газета.1925, август (Булгаков М.А. Собр. Соч. в 5 тт., т.2. М., 1989).
2. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Худ. Лит, 1989.
3. Виленский Ю.Г., Навроцкий В.В., Шалюгин Г.А. Михаил Булгаков и Крым. Симферополь: Таврия, 1995.
4. Шалюгин Г.А. Чеховское притяжение. Гости Белой дачи А.П.Чехова. Симферополь: Таврия, 2006.
5. Письма М.П.Чехова из Ялты семье в Москву от 12 и 13 мая 1927 г. - Чеховский фонд Российского госархива литературы и искусства (РГАЛИ, г. Москва).
Свидетельство о публикации №216051200548
Альфия Шайхутдинова 05.08.2016 13:22 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 29.09.2016 18:19 Заявить о нарушении