Голод не тётка... 1973
Размытая тропа вела по густому лесу. Мы изредка останавливались у чистой воды, чтобы несколькими глотками обмануть чувство голода. Последний раз ели три дня назад, разделив на девятерых три банки килек с небольшим лавашем, подаренным пастухом.
Неожиданно на пути возникло деревце, густо усыпанное бордовыми ягодами, похожими на вишню. Вот только глянцевые листья, напоминавшие лавровые, вызвали замешательство.
«Валёк! Это можно есть?» - прозвучал в наступившей тишине вопрос. «Валёк» - Валентин Иванович, в миру сотрудник солидного конструкторского бюро, нёс в рюкзаке аптечку и автоматически отвечал за здоровье команды. Втянув голову в плечи, он нерешительно подошёл ближе. Сначала потыкал в одну из ягод штычком ледоруба, затем оторвал её от ветки и медленно отделил небольшой черенок. Восемь пар глаз неотрывно наблюдали за ним. Последовала некоторая пауза. Валёк так и сяк крутил плод в пальцах, рассматривая его со всех сторон и, кажется, мысленно составлял завещание. Наконец, положил ягоду в рот, покатал её языком и начал не спеша жевать. И без того морщинистое его лицо стало похожим на сложенную гармошку. Наше напряжение достигло предела, когда Валентин, звонко выплюнул косточку, вытер губы и, чуть подумав, изрёк: «Можно!»
Нам недосуг было дожидаться положенных пары часов после эксперимента, что там произойдёт – чувство сытости, расстройство желудка или карачун. Слово «Можно» прозвучало как команда – «Фас»! Мы враз облепили "местную флору" со всех сторон. Верхние ветки притянули верёвкой и очень быстро полностью очистили от ягод. У всех заметно порозовели обветренные губы и тёмные от загара щёки…
К вечеру на земле попались плоды дичков яблони, после нашего ухода полянка стала походить на место, где паслись кабаны. Ещё час и мы вышли на окраину села прямо к магазину, где был хлеб! Большой каравай исчез меньше, чем за минуту. Сидевшие на лавочке возле магазина две старушки, глядя на нас, начали креститься.
Спустя год я извлёк из почтового ящика очередной номер журнала «Турист» и улыбнулся, увидев цветную фотографию так запомнившихся красных ягод на фоне тёмно-зелёных листьев. Подпись под снимком гласила, что это – не что иное, как лавровишня! Дальнейшее потрясло меня до глубины души. Оказалось, что всё, кроме мякоти плода – ядовито! В косточках содержалась синильная кислота, а в других частях растения не менее опасный амигдалин, применявшийся в гомеопатических дозах для лечения какого-то экзотического заболевания. Да... подумалось, повезло и вспомнилось расхожее - не ешь всё, что шевелится!
Естественно, что я не забыл порадовать этим своих друзей!
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №216051200977
Виктор Жижин 28.11.2018 05:21 Заявить о нарушении