Словарь литературоведческих терминов том второй А

«Сила и понимание книги в её своевременном прочтении».  В. Белинский.

Чтение собранного мною Словаря предлагаю начать с определения понятий:
 ТЕРМИН в литературе и ЯЗЫК как явление в жизни людей.

ТЕРМИНОЛОГИЯ литературоведческая – совокупность терминов и теории литературы, а также литературной критики, обслуживающих литературоведение. Отражает, прежде всего, традиционные, устоявшиеся представления о специфическом объекте исследования.  «Большую устойчивость в литературоведении обнаружили термины-концепции, за которыми стоят глубокие теории их авторов: внутренняя форма слова (В. Гумбольдт, А.А. Потебня), мотив (А.Н. Веселовский), остранение (В.Б. Шкловский), теснота стихового ряда (Ю.Н. Тынянов), полифонизм (М.М. Бахтин), образ автора (В.В. Виноградов). В литературоведении нет абсолютно единой, принятой всеми терминологии, поэтому всякому читающему труды представителей разных литературоведческих направлений и школ, особенно зарубежных, нужно уметь ориентироваться в многообразных терминологических языках» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).


ЯЗЫК не только и не столько средство общения, сколько кибернетическое устройство, управляющее Бытием, в том числе и человеком. Люди, общаясь друг с другом, за счет интеллектуальной речевой активности снабжают ноополе, являющееся аналогом Интернета, морфологическими языковыми структурами, которые управляют жизнью на земле. Подобно материальной плазме, состоящей из водорода и гелия, ноополе состоит из двух этнических языков, арабского и русского. Они же являются системными языками мозга. Через эти языки раскрываются все тайны слова, смыслы священных книг, все мифы, обряды, все загадки поведения как человека, так и животных. "Вначале было слово" – не метафора. (Н.Н. Вашкевич).


СЛОВАРЬ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ  ТЕРМИНОВ землян

Новый литературоведческий словарь (2019 г.) продолжает рассматривать литературные термины всех стран мира. Автор, изучая историю литературы разных народов, убедился, что в одном словаре (2009 г.) всё множество собранных им терминов не уместилось, а с течением времени появилось многое, ранее ему не известное. Именно это побудило его продолжить собирание новых терминов. Автор, конечно, знает, что и в этом словаре не все термины собраны полностью. Наука о литературе продолжает развиваться, появляются новые жанры литературы, а с ними и новая терминология у литературоведов. Так что будущим собирателям терминов предстоит такая же интересная работа, какую довелось выполнить мне как составителю данного словаря-навигатора, позволяющего взглянуть на Литературу как на единое творение человечества. Понятно, что не все термины имеют достаточно полную расшифровку: иногда просто указывается - жанр поэзии такого-то народа. А хотелось бы знать, когда жанр возник, как он строится, какие темы затрагивает. Эта ознакомительная информация необходима для полноты теоретических знаний, для расширения кругозора, для удовлетворения своей любознательности. Такой словарь должен вызывать уважение читателя к каждому народу, имеющему свою литературу и литературную теорию и рождать желание, как можно полнее познакомиться с той или иной литературой стран мира. 
«…Бери готовое и иди  дальше. В этом сила человечества». Л.Н.Толстой



               

                А 

АБАБА – сирийская песня-жалоба.
АБАДОС – французские провинциальные песни о любви
«АББАТСТВО» – группа молодых литераторов, живших в 1906-1908 гг. недалеко от Парижа, называвших себя группа «А» (имеется в виду утопическое Телемское аббатство из произведения Ф.Рабле). Сюда входили: Ж.Шенневьер, Ж.Ромен, Р.Аркос, Ж.Дюамель и др. Их мировоззрение и художественная практика была направлена против символистов. Создателем унанимизма – поэтически осмысленной социальной психологии – считают Жюля Ромена (1885-1972).

АБЕЛЕ – в голландском театре XVI в. светские драмы куртуазного направления.
АБЗАЦНОЕ членение – приём графического разделения письменной речи в виде отрезков, заключающих сверхфразовые единства. А.ч. применяется в стихах (лесенка Маяковского) или отступ в первой строке строф:
       В час полуденный, горячий
Я смотрю в своё оконце
Ясно небо, ясно море,
Ясны тучи, ясно солнце.              Л.Украинка
AB  OVO –  от яйца, с самого начала. Композиционный стиль хронологической последовательности повествования.
АБИЙРИН-ГАФТ (отцовское слово) -- пословицы у табасаран (Дагестан). Гость -- богатство в дом.

АБОМИНАЦИЯ – речевой приём, демонстрация гнева:
Ненавижу тебя,/ Презираю тебя,
Я другого люблю,/ Умираю любя.         А.Пушкин
АБРЕЧЕСКИЕ песни -- фольклорный жанр адыгейской литературы. Песни о борцах с царизмом Мартине и Ли Чёрном.
АБСОЛЮТНАЯ метафора – термин разрабатывали Ш. Бодлер (1821-1867)и С.Малларме (1842-1898) А.м. состоит в единстве слова и мысли. Метафорический процесс происходит прежде всего в экспрессионистском мышлении. Такую метафору надо рассматривать как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира.
АБСОЛЮТНАЯ рифма – сближение слов, различающихся мягкостью/ твёрдостью предударного согласного: томный –  тёмный.

АБСОЛЮТНОЕ искусство –  попытки обосновать устремление ряда течений западного искусства освобождение художественных произведений от всякого жизненного
содержания, к утверждению автономии и самоценности художественной деятельности.
АБСТРАГИРОАПНИЕ и символ -- веддущими принципами художественной литературы средневековья -- во всём "тленном" видеть духовное, божественное. Символ служил
средством раскрытия смысла.
АБСТРАКТНОЕ вместо конкретного – неточная речь. Перенос абстрактного понятия на конкретное: «Его убийца хладнокровно/ Навёл удар…» – навёл удар, вместо: навёл дуло пистолета или выстрелил.
ABSTRACTUM pro CONCRETO – разновидность метонимии. Основана на замене конкретного названия предмета названием более общим или отвлечённым: «Перед нами сидела юность» (И.Ильф, Е.Петров).

АБУЗИЯ – вид катахрезы. Рассогласование внутренних форм метафорических наименований: «В безмолвии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья» (А.Пушкин).  А. – живей горят змеи … угрызенья.
АВАДАНА (подвиг) -- жанр буддийской художественной литературы, представляющей собой повесть о "благочестивых и греховных деяниях" и олтражении их на последующих воплощениях совершивших их существ.
"АВАНГАРД" -- модернистская литературная группа молодых украинских левых писателей, близких к футуризму. Основана в Харькове в 1925 г. Валерьяном Полищуком. В неё входили Гео Коляда, А.Левада, Р.Троянкер м др."А" декларировала тесную связь искусства с эпохой индустриализации, отстаивал "конструктивный динамизм" как стиль эпохи, направленный на борьбу с мещанством, отсталостью,
за настоящий европеизм  в художественной технике. "А" воспевал модерн цивилизации и смр технической революции. Но на практике опровергал все эти принципы, распространял  мелкобуржуазные взгляды на художественное творчество,
проявлял неуважение к реализму.
АВАНГАРДНАЯ культура – утопическое мышление и выражение в европейской культуре ХХ в., ставшее доминирующим. Оно развивается в двух направлениях: как философско-литературный жанр и как способ мышления и выражения,  одним из архетипов которого является идеальное общество.
АВАНТЮРНО-ГЕРОИЧЕСКИЙ персонаж -- это яркий главный герой, сволего  рода избранник или самозванец,который всегда полон энергией. Его жизненные уели могут быть чистыми, благородными (служение людям, защита слабых), но могут быть и эгоистическими, подлыми.
АВАНТЮРНАЯ сказка -- складывалась в Лаосе. Представляла приключения мифических героев.
АВАНТЮРНОЕ  –  один из архетипов человеческого сознания, играющий существенную роль в мировой литературе (эпос, роман, повесть). Особое внимание уделяли авантюризму романтики (В.Скотт, Байрон, Купер). Пример А. в русской литературе – «12 стульев» Ильфа и Петрова.
АВАНТЮРНЫЕ сказки -- складывались ы Лаосе, представляли приключения мифических героев.
АВАНТЮРНЫЙ герой -- образ человека, который в высшей степени зависит от случая или от вмешательства высших сил. Он лишён инициативности и лишь приспосабливается к сложившимся обстоятельствам.

АВЕРСИЯ – риторическое обращение к олицетворяемому или отсутствующему лицу.
АВИНЬОНСКАЯ школа поэтов – в конце 40-х гг.XIX в. на юге Франции в Провансе Ж.Руманиль (1818-1891) создаёт кружок поэтов. В него входят его ученики: Л.Матье, Ф.Мистраль, Т.Обамель и братья Джиера. Целью А.ш.п. было создание провансальского литературного языка.
АВЕСТА -- священная книга зороастрийцев, содержащая религиозные предписания и гимны.
АВИТА – португальские песни, наполненные мажорным содержанием. Имели часто счастливый конец. Исполнялись в темпе анданте.
АВРОСТ –  погребальные песни района Альп и Пиренеев.
АВТАРКИЯ -- самодостаточность, выражающаяся в идеале полной независимости человека от внешнего мира. Действие этого принципа обусловлено внешними благами, которые он отрицает. Освобождение от такой привязанности благоприятно сказывается на творческой деятельности, даёт ему содержание. По мнению В.Соловьёва, принцип самодостаточности на практике совпадает с нравственным принципом аскетизма. Требование самодостаточности исходит из стремления к благополучию -- но творческий человек получает удовлетворение только от результатов своего труда.
АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ-- последнее десятилетие  ХХ в.-- это период повышенной авторефлексии русской литературы. Её интересует не выдуманный автор, а реальный.
Создаются произведения, в которых авторы выступают под своим именем в рассказах, повестях или романах.

АВТОКОММУНИКАЦИЯ – тип информационного сообщения в культуре, когда информация приходит к тому, кто её отправил (термин Ю.Лотмана). Иными словами, человек говорит с самим собой:
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко.
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублён.              А.Пушкин
АВТОДОКУМЕНТАЛЬНыЙ текст -- произведения, воссоздающие действительность без участия вымысла.
АВТОМАТИЗАЦИЯ – русские формалисты (В.Шкловский, Ю.Тынянов) объясняли механизм литературной эволюции взаимоотношением между А. литературного приёма  и его «деавтоматизацией» (невозможностью выполнять что-либо без контроля человека), их чередованием в истории литературных форм. В литературе частое употребление разных форм становится автоматизмом, не действует на душу читателя.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ анализ дискурса -- метод исследования дискурсных явлений га основе моделированич механизмов социокультурных изменений дискурсных практик.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ письмо – процесс письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего, не способного управлять движением руки. Он как бы пребывает в трансе. Такое творчество напоминает форму «потока сознания».
АВТОНОМИЯ искусства – эстетическая стратегия независимости  искусства от каких-либо внехудожественных контекстов: социального, политического, религиозного и т.п. Стратегия А.и. зародилась в середине ХХ в.

АВТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ лирика – произведения, содержание которых  тесно связано с судьбой автора.
АВИТОР и лирический герой -- сближение в первом лице реального автора и лирического героя свойственно именно лирике, поэтому лирическая личность потенциально мифологична, принадлежит и реальному миру, и вымыслу. Эпический поэт может рассказывать мифологический сюжет, а лирик ы=в этом случае сам становится мифологическим персонажем. Образ поэта в сознании потомков неотделимы от их произведений. Лирик творит не только стихи, но и самого себяБ как некое синкретическое единство. И чем крупнее поэтическая судьба, тем менее принадлежит она истории, тем более универсальный и символический образ складывается в сознании народа (М.Эпштейн)
АВТОР каксубъект именующей деятельности -- единственная функция автора в литературно-художественной деятельности. Он именует ч еловека, предмет, явление, отвечае на вопросы, что и как именуется в его произведении, т.е. анализирует
 внутренние структурно-словесные элементы высказывания. В произведении имеются  именования природно-предметного мир и внешности персонажей, мысли субъекта речи, его эмоции, дейстыия и отношения с другими субъектами.,
АВТОР концепированный – воплощается при помощи соотнесённости всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектом речи – теми, кому принадлежит текст и субъектами сознания – теми, чьё сознание выражено в тексте.
АВТОРЕМИНИСЦЕНЦИЯ -- невольное повторение автором текста  из своего произвндения
в другом произведении: Молчи, бессмысленный народ (Поэт и толпа). Народ бессмысленный (Герой) А.Пушкин.
АВТОРИТЕТ – влияние творчества писателей-классиков на творчество современных авторов.
АВТОРИФМА – случайная рифма: апробация диссертации.

АВТОРОЛОГ – филолог, занимающийся авторологией, способный помочь написать книгу.
АВТОРСКАЯ активность – Н. Добролюбов (1836-1861)считал, что для творчества автора наиболее значимо непосредственно-оценочное отношение к жизни, названное миросозерцанием.  Г.Поспелов (1930-1992) также рассматривал непосредственное  идеологическое познание жизни как источник художественного творчества.
АВТОРСКАЯ воля –  «Во всяком литературном произведении –  признавал М. Бахтин – наличествует "последняя смысловая инстанция творящего", т.е. творческая воля автора объемлет сотворённый ею мир персонажей».
АВТОРСКАЯ воля -- это понятие имеет несколько значений: воля автора, последняя воля автора и т.д. Иногда автор хочет, чтоб его произведение напечатали после смерти или через несколько лет. А иногда хочет, чтоб его произведения сожгли.
АВТОРСКАЯ индивидуальность – основное качество настоящего творчества. Такой автор никому не подражает, не копирует.  А.и. проявляется в выборе сюжета, в способе его раскрытия, в стилистике. У каждого автора свой индивидуальный язык, своя точка зрения на разные жизненные явления.
АВТОРИТЕТ письма -- для конструктивистов любой текст исторической эпохи --
единственная конкретная данность, с которой они имеют дело и означает власть языка художественного произведения, способный создавать риторическими средствами
"мир дискурсов". Этот авторитет обосновывают "интеллектуальностью".
АВТОРСКАЯ рифма  –  рифма, которую нашёл сам автор, её прежде не было: врезываясь – трезвость  (Маяковский).
АВТОРСКАЯ позиция -- это итог размышлений, вывод, к которому он приходит в результате размышлений. Если проблема текста -- это некоторый вопрос, то А.р.--
 ответ на этот вопрос.
АВТОРСКАЯ позиция -- прежде всего, автор обязан иметь свою точку зрения на важнейшие вопросы и уметь её аргументированно отстаивать. Он должен днлаьб ьсвоё дело, не обращая внимание на моду, а только следуя своим убеждениям, если твёрдо верит в их правоту. Только в этом случае он может стать личностью.
АВТОРЧКАЯ правка -- внесение автором некоторых изменений в корректуру своего произведения.
АВТОРСКАЯ характеристика --  непосредственное отношение автора к изображаемому в литературном произведении: поведение героя, его речь, характер и т.д.
АВТОРСКАЯ цель – сделать читателя соучастником своих мыслей и переживаний. Поднять читателя до тех духовных высот, которых достиг сам автор.
АВТОРСКАЯ эмоциональность -- способность автора передавать свои чувства о том, что он описывает. Они проявляются в индивидуальности текста

АВТОРСКИЕ возможности – пределы авторских творческих сил, способностей автора.
АВТОРСКИЕ слова -- это слова, вводящие прямую речь. Обычно содержат глаголы или мысль, а также словосочетания с именами существительными, близкими по значению к глаголам: обратимся с вопросом, произнесём слово. А.с. могут предшествовать прямой речи, быть внутри её, включать в себя прямую речь, следовать за прямой речью.
АВТОРСКИЙ замысел -- творческий набросок художника, намечающий основу произведения. Его можно рассматривать как первоначальную общую схему будущего произведения. А.зь может раскрыть идейный смысл произведения. С него следует начинать изучение текста.
АВТОРСКИЙ лист -- единица измерения объёма литературного произведения, равная 40 тыс. печатным знакам или 700 строкам стихотворного материала.
АВТОРСКИЙ стиль -- личный стиль, воплощающий особый ход мыслей, присущий данному автору, особый ход художественных ассоциаций. На А.с. влияет литературная традиция, религиозные и политические взгляды автора, стиль эпохи, международные литературные влияния и т.д.
АВТОРСКИЙ субъективизм – имеет два важнейших компонента. 1. Активное воздействие на читателя, т.е. среда сознательных и направленных утверждений – мыслей, чувств.  2. Слой пассивный, приходящий в произведение от укоренившихся в обществе представлений. Он появляется как бы помимо воли автора (Д.Лихачёв, 1902-1999).

АВТОРСКОЕ мы – обозначение группового адресанта либо в произведении, написанном несколькими авторами, либо выражающего волю определённого коллектива: «Мы все за мир!»
АВТОРСКОЕ начало -- авторское "Я" выражается уже на стадии отбора фактов, проявляется в выборе лексики. К тому же именно автор сохраняет "целостность текста при всём разнообразии используемого речевого материала" (А,Коньков), определяет способ его речевой организации и общую стилистическую тональность (Койда). А,следовательно, в данном случае нужно говорить о различной степени выражения А.н. в различных публикациях, а не о полном отсутствии или присутствии. Так в заметках авторское "Я" проявляется минимально, а в авторской колонке максимально выражено. В литературе Нового времени А,н. проявилось, развилось и возникло понятие литературной собственности, возможность размножать и закреплять его текст с помощью полиграфии.
АВТОРСКОЕ сознание -- категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, воплощённое в художественных образах произведения, вот всей его структуре. А.с. -- своеобразная писательская оценка бытия, изображённая в произведении. Формы А.с. в зависимости от рода и жанра различны. В эпических и лиро-эпических произведениях особенно ярко проявляются через речь автора, лирические отступления, через развитие сюжетаю
АВТОРСТВО – это словесная, повествовательная доминантно-стилистическая структура литературно-художественного произведения, анализируемая авторологом в аспекте её ориентации на автора. Каждый элемент повествования выполняет знаковую функцию, потому что существует в специфических условиях поэтической реальности, указывая на автора, как на организатора этой реальности и как на организатора реальности словесной.
АВТОРЫ "Правды" -- впервые под заголовком "Правды" в 1903 г. был создан литературно-публицистический журнал под редакцией В.Кожевникова. В нём печатались  А.Богданов, А.Луначарский, И.Бунин и др. Газета "Правда" начала выходить с 1912 г. Литературным отделом в ней руководил М.Горький, а постоянным сотрудником был Д.Бедный. В "П". печатал свою серию стихов "Рабочий молот" К.Бальмонт. Сотрудниками были С.Гусев-Оренбургский, В.Шкулёв, Б.Чириков и др.
После револбции в ней печатались М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов, А.Твардовский и др.
АВТОЭПИГРАФ -- эпиграф, придуманный самим автором произведения. Имеет несколько
вариантов: как маленькое предисловие (А.Ахматова "Реквием"), взятое из своего
сочинения (А.Пушкин "Пиковая дама")Ю Придуманное автором, но приписанное другому (К.Воннегут "Сирены Титана").
АГАЛАР САЗЫ -- в караимском фольклоре слова отцов. Сюда относятся пословицы, поговорки, загадки, афоризмы.
АГГАДА -- в еврейской литературе повествовательная форма (аггадат). Она распадается на две группы: легендарно-историческая и деяния библейских героев.

АГАМА – каноническое сочинение джайнизма.
АГАНАКТЕЗИС – выражение негодования: «О времена! О нравы!» (Цицерон).
АГЕЯ падья –  в Индии ХХ в. напевная поэзия, появившаяся в гуджаратской литературе. Зачинателем  её был Балвантранте Тхокору.
АГИЛОНЕФ  – французские народные песни в честь зимнего солнцестояния.
АГНОЗИЯ -- незнание, отсутствие умудрённости. В творчестве это работа без знания основ, в частности основ литературы.
АДАБ -- направление в арабской культуре 1Х ва, когда начала развиваться светская культура, стали создаваться книги на моральные темы, писались изящные стихи.
Наиболее известные авторы: аль Джахиз, ибн Хутайба, абу Хайон ат- Таухиди.

АГОГИКА речи – учение о ритмическом строении или темпе речи, принимающее во внимание интеллектуальное и эмоциональное содержание произносимого и читаемого текста.
АДАБТУН – в Кандагаре  (Афганистан) школа, созданная в XIX в., там обучались навыкам и приёмам поэтического мастерства.
АДЕКВАТНЫЙ перевод -- один из методов художественного перевода. Его сторонники не настаивают на точности каждой детали, а допускают замену, при условии выполнения ею тех же стилистических функций, что и ав подлиннике.
АДИАПОЭТА – двусмысленность. Фраза или слово с прямым смыслом и скрытым: «ждать отдачу долга до греческих календ» (которых  в греческом календаре не было).
АДИНАТА -- указание на невозможность события путём отрицания, усиленного неправдоподобным утверждением или сравнением. Указание на невозможность выразить: Я смотрел вокруг себя с волнением неописуемым (ап.пУШКИН_).

АДИНАТОН – фигура, в которой трудное сравнивается с невозможным в пользу последнего. «Скорее удержишь стремление вихря, нежели наступление гнева» (И.Рижский, 1755-1811).
АДМИРАЦИЯ – удивление, имитация восхищения или риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь).
адмонация -- ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ ПУТЁМ УГРОЗЫ:
       -- нО СМОТРИю
       если ты недели в три
       Не доставишь мне жар-птицу
       Ы нашу царскую светлицу,
       То, клянусь я бородой,
       Будь ты где, хоть под водой,
       Посажу тебя я на кол (О.Ершов)
АДНОМИНАЦИЯ –  игра на внутренней форме имени собственного: «Горячеву встречают горячо» (заголовок в газете).

АДРЕСОВАННОСТЬ художественного текста – художественный текст всегда рассчитан на определённую категорию читателя. Есть книги для детей и взрослых. Детские книги также делятся на книги для детей дошкольного возраста и для школьников. Но и школьные книги делятся на книги для младших, средних и старших школьников. Есть книги, предназначенные для иностранцев, изучающих русский язык, и адаптированные издания для начинающих читателей.
АДХИКАРИНА – термин индийского театра: главная сюжетная линия, определяющая поступки главного героя, связанные с достижением цели.

АДЪЮНКЦИЯ –  обильное распространение какого-либо члена предложения: Где наша первая встреча,/ Яркая, острая, тайная, / В летний тот памятный вечер /Милая,  словно случайная.    (Б.Белогорская)
АЗБУЧНАЯ война -- литературный спор, разгоревшийся в словении (1830 г.) в связи с принятием новой азбуки, так называемой метелчицы.
АЗИАНСКИЙ стиль  – нарочитая пространность речи с обильными тропами и фигурами.
АЗМАВУР -- у агдамов (Дагестан) стихи религиозного содержания.

АЗМАРИ  –  в Эфиопии сказители. Слагали патриотические и бытовые песни.
АЙДЫШНЫ – в Туркменской литературе  жанр перекличек.
АЙТЫСУЖУАП – у каракалпаков поэтические состязания.
АЙЧХИН – в бирманской литературе жанр попевок.
АЙЯР – в сомалийской литературе песня, исполняемая под бубен.

АКАДЕМИЗМ в искусстве – направление в европейском искусстве, сложившееся в XVI  в. на основе устойчивой ориентации на нормы и каноны классического искусства, догматическое следование которым обернулось косностью художественного мышления.
АКАДЕМИЯ Гонкуров – одна из высших премий во Франции, создана 19 января 1903 г. По завещанию братьев Гонкур всё  их состояние передано в фонд ежегодных литературных премий. Премии должно было присуждать общество из десяти человек, которые и составляли А.Г. 

АКАДЕМИЯ (государственная) художественных наук (ГАХН) – высшее научное учреждение для всестороннего изучения всех видов искусства и художественной культуры, основано в 1921 г. в Москве;  А. распадается на секции по видам искусств: музыкальную, изобразительную, театральную, декоративную, литературную.
АКАДЕМИЯ делла Круска – академия литературы в Италии. Основана в 1582 г. во Флоренции. Сначала носила шутовской характер, но к концу XVI в. стала крупным литературно-филологическим центром. А. боролась за нормализацию языка и его чистоту. Выпустила в XVII в.  «Словарь академии делла Круска». Сейчас готовится новое издание словаря 1863 года.
АКАДЕМИЯ деятельных мужей -- открыта в Словении в г.Дюбляны в 1721 г. Там изучали историю края, язык, поэзию, литературу, медицину и право.
АКАДЕМИИ литературы -- создавались в различных городах Бразилии в 18 в. Творчество поэтов этих А.л. не выходило за рамки чисто академических упражнений.
АКАДЕМИЧЯ абсурда -- независимое международное творческое объединение лиц, поэтов и учёных, работающих в традициях русского авангардизма, а также занимающихся изучением авангардного литературного наследия.

АКАДЕМИЯ наук и словесности – создана в Сальвадоре в 1888 г. А.  выступала против общества «Юность», выпускала журнал «Сальвадорский вестник». В журнале печатались стихи позднеромантических поэтов.
АКАДЕМИЯ поэзии и музыки – основана во Франции в 1570 г. Жан-Антуаном Баифом (1532-1589). Участники  А. стремились возродить античную поэтико-музыкальную метрику, защищали связь музыки и поэзии.
АКАДЕМИЯ согласных -- образовалась в 16 в.  в Долмации. Выполняла функции культурного и интеллектуального центра. Из неё вышел Н.В.Гучетич -- эрудит, философ, политический писатель. Лучший труд по космографии создал А.Джурджич.
АКАДЕМИЯ стиха (Академия) -- создана в 1909 г. в Петербурге Вяч.Ивановым и находилась в его доме (башня Иванова). Потом разместилась в редакции журнала "Аполлон".  Её задачей было помочь начинающим авторам. Поэты читали лекции по теории поэзии, по истории искусства и разбирали стихи. В студию входили С.Маковский, Н.Гумилёв, и др. А.Ахматоа,
.
АКАТАЛЕКТИКАС — случай отсутствия рифмованного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба  и анапеста, женское – для хорея и амфибрахия, дактилическое – для дактиля.
АКИСМА – притворство, мнимый отказ: «Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, – говорил Чичиков» (Н.Гоголь).
АККУЗАЦИЯ – выражение обвинения кратко или пространно, серьёзно или шутливо. Обращено, может быть, к человеку и животному.  «Ты паршивый пёс плешивый, /Грязный, гадкий и ворчливый!/ От тебя одна морока,/ Ты блудилище порока!» (А.Рембо, 1854-1891).
АККУЛЬТУРАЦИЯ -=- сильное воздействие культурнвх традиций одного народа на культурные  традиции другого. Так знакомство арабоа с европейской литературой
помогло им перенять многое и для себя. Термин возник в США в 30- гг.

АККУМУЛИРУЮЩИЕ кусты – лжетеория К.Каутского (1854-1936), согласно которой культура одной нации (более крупной) должна ассимилировать культуру другой нации. «Интернационализм, понимаемый коммунистически, есть сила, которая приводит к чрезвычайно резкому очертанию национальных физиономий в художественно-бытовом отношении в том числе».(А.Луначарский).
АККУМУЛЯЦИЯ – такое построение речи, в котором все приведённые ранее аргументы к концу выстраиваются в последовательности от слабого (второстепенного) к сильному (главному).   

АКМЕИСТЫ второго ряда – С. Ауслендер, Б.Садовский. Они воскрешали  в своих стихах атмосферу маскарада  галантного XVIII в., ампирную Москву.
А КОНЦЕРТАТИВА – не специально  охарактеризованная фигура, связанная с выражением контробвинения.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть сумеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.       А.Грибоедов
АКРОСТИХИДНАЯ азбука -- вид алфавитного стиха, используемый в качестве учебного
текста.

АКРОТЕКСТ (крайний текст) – может быть прозаическим и стихотворным. Текст, в котором начальные слова, строки или фразы читаются сверху вниз, составляя слово, фразу или алфавит.
АКРОФОНЕТИЧЕСКАЯ перестановка – перестановка звуков в слове или фразе: санная луната – (лунная соната).
АКСИОСФЕРА –  мир ценностей. Центром его являются высшие (онтологические) ценности.  Сюда относится истина, добро, красота, любовь, милосердие, вера, свобода, справедливость.
АКТИВНАЯ позиция автора -- это не просто умение декларировать свои убеждения, но и умение их отстаивать в повседневной жизни даже с опасностью для себя.
         Иди в огонь за честь отчизны,
         За убежденье, за любовь...
         Иди и гибни безупречно,
         Умрёшь не даром, дело прочно,
         Когда под ним чтруится кровь. А.Некрасов

АКТАНТ –  абстрактное выражение функциональной сущности персонажа. Используется для описания
глубинного процесса смыслопорождения (в нарратологии это актор).
АКТАНТОВАЯ схема  –  формализованное описание персонажей произведения как определённой конфигурации коммуникативных и функциональных позиций.
АКТИВИСТЫ – группа венгерских писателей (Ш.Бартя, Л.Кошак, А.Комят и др.), созданная в 1915 г. Они выступали с антимилитаристской пропагандой.
АКТИВНЫЙ запас (словарь) – количество слов в языке человека, которые он чаще всего использует в повседневной жизни.

«АКТИОН»  (Активисты)— группа венгерских литераторов, созданная в 1915 г. писателем и художником, пропагандистом идей авангардизма Л.Кашшаком (1887-1967). Сюда входили поэт Аладар Комьят, прозаик Йозеф Лендел, искусствовед Янош Маца. Они выпускали журнал «Тетт» («действие»). В 1920-30 гг. группа прекратила своё существование.
АКТОР (лат.actor - деятель) –  в результате дистрибуции (распределения) акторы трансформируются в одушевлённые и неодушевлённые персонажи (басня, сказка, научная фантастика). Так, в романе Золя «Жерминаль» героем становится шахта.
АКТУАЛИЗАЦИЯ – оживление, овеществление детали или эпизода литературного произведения читателем, превращение мимолётной сценки в развёрнутую картину, порождающую целую сеть ассоциаций и эмоций.  «Море смеялось»  (М.Горький).
АКТУАЛИЗАЦИЯ внутренней формы -- подчёркивание угасшей или неочевидной внутренней формы. Виды А.в.Ф.: буквалтзация, обновление метафоры: Кто-то преставился/ сделал е2-е4 ход с этого света на тот (Г.Улимова).
АКТУАЛЬНОЕ искусство -- совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ в., но также называют искусство, восходящее к модерну или противостоящее ему.

АКУСТИЧЕКАЯ рифма – рифма для слуха, но не для глаза: резко – железка.
АКЦЕНТ – является признаком ритмической единицы в акцентном стихе.
АКЦЕНТИРОВКА философского начала в реализме –  происходит тогда, когда обобщающая   мысль автора находит выражение в собственной эстетической  ткани его творчества, в фабуле, часто носящей параболический (иносказательный) характер, в применении различных форм иносказательности, в обращении к условности и фантазии. Всё это привело, по словам  Т.Манна, к созданию интеллектуального романа.

«АКЦИОН кружок» –  кружок левых немецких интеллектуалов и писателей, основанный в  1911 г. Ф.Пфемфертом (1879-1954). Членами «А.к.» были: Г.Хейм, Л.Рубинер, И.Бехер.  Они выпускали журнал «Акцион», «Штурм», пропагандировавший экспрессионистов. «А.к.» существовал до 1932 г.
АЛАКУ – в абхазском фольклоре сказки.
АЛАУНПАЯ (канбаун) –  в бирманской литературе в XVIII в. период, распадавшийся на два цикла. Первый цикл  (1752-82 гг.) – период развития поэзии. Второй цикл (1782-83 гг.) – время развития драматургии и прозы.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ библиотека – создана при  египетском царе Птолемее II в Александрии (Египет). Насчитывала до 700 тыс. книг. В ней работало много античных учёных. В 341 г. А.б. разрушена группой фанатиков.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ филологическая школа – возникла в III-II вв. до н.э. в Александрийской библиотеке (см.). Учёные А.ф.ш. занимались критикой и толкованием  текстов, писали реальные и мифологические комментарии, а также занимались вопросами грамматики. Изучали диалекты греческого языка, греческую метрику. Создавали биографии писателей, устанавливали главные роды литературы и каноны образцовых авторов.

АЛЕКСАНДРИЯ – роман об Александре Македонском. Популярная книга на Руси ХIII в.
АЛИЯР  –  припев узбекской песни.
АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ поэма –  один из  основных жанров средневековой литературы, восходящий к аллегорическому толкованию Библии. Писался на латинском и народном языке. Образцом этого жанра стал французский «Роман о Розе» Г. де Лорриса и Ж. де Мёна (XIII в.) и анонимная английская поэма «Жемчужина» (XIV в).
АЛЕМАНСКИЙ дактилический метр -- изысканный размер, отдалённо напоминающий гекзаметр с нарастающими в середине стиха наращениями:
О, гора Бездорожная! Тебе ль Бездорожной зваться?
Ты бы злодея сгубить могла, а ты его пожалела!  (Лиутрид Кремонский).
АЛЛЮВИЯ -- повтор речевой единицы с последующим её усилением. Это может быть слово, фраза или стих:  Марш, марш вперёд, рабочий народ (песня).
АЛЛЕОЗИС – фигура, включающая два взаимоисключающих понятия: жизнь или смерть.
АЛЛЕОТЕТА – контраст, основанный на противопоставлении:  «Служить бы рад –  прислуживаться тошно»  (А. Грибоедов).
АЛЛОЙОЗИС – сложная антитеза при контрастной характеристике:  «Ты богат, я очень беден;/Ты прозаик, я поэт» (А.Пушкин).

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история – жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в свой переломный момент пошла по иному пути. Случившееся может быть связано с широко известными событиями или с известными историческими лицами. В некоторых произведениях используется идея параллельных миров или возмущения истории успокаиваются путём бесконечного перебора случайных событий.  А.и. имеет свои жанры и поджанры. Крипто история – показывает участие в исторических событиях иных сил: магов, инопланетян и т.д. Контрафактическая история – это когда события происходят вопреки реальности. Альтернативная биохимия – когда на земле меняются природные условия. Альтернативная география – когда меняется география земли. Стимпанк – описывается общество находящееся на уровне технологий ХХ-XXI вв. Дизельпанк – об обществе на уровне технологий  серединв ХХ в. Постапокалиптика – общество, пережившее крупный глобальный катаклизм эпидемию, ядерную войну).

АЛФАЗ  –   словесная реализация поэтических мотивов в арабской литературе.
АЛЬПТЫХ НЫКАХ  –  хакасское героическое сказание.
АМАРГ — в марокканском фольклоре лирические песни, вставляемые в прозаический текст.
АМВРОСИАНСКАЯ библиотека – основана в 1609 г. кардиналом Барромео в Милане. Огромное книгохранилище,открытое для всех.
АМАУТА (учителя) и КИНУКАМАЙО (библиотекари) -- создатели литературы имперского периода в Перу. Писали на языке кучуа с помощь. кипу (узелковое письмо). Использовали три жанра: эпический,дидаетисемкий и драматический.

АМЕРИКАНИЗМ –  идея национального своеобразия в странах Латинской Америки, когда  утверждение политического и культурного самоопределения бывших колоний сочетается с европеизмом.
АМЕРИКАНСКАЯ мечта – в XIX в. Америка считалась «страной свободы». Но уже в первой трети ХХ в. основной темой литературы стала тема краха «великой мечты». Это особенно ярко показал Д.Лондон в романе «Мартин Иден».
АМЕРИКАНСКИЙ романтизм -- отличается от  европейского смещением хронологических границ и очень долгим периодом господства (182о-1880). У него тесная связь с просветительским рационализмом. Творчество некоторых романтиков (В.Ирвинг, Дж.Полдинг) начиналось с просветительской  эстетики. В зрелом романтизме присутствует драматизм и даже трагизм,ощущается несовершенство мира и человека.

АМОФОНЫ – слова одинаково звучащие, но имеющие разное написание: луг – лук, рок – рог.
АМФИГУРИЯ – нарочитый абсурд. Используется  в шутливых произведениях: «Двухметровый дворник ищет место гувернантки»  (Чехов).
АМФИДИОРТОЗИС – вопросительный ход, содержащий уточнение: «Он придёт сегодня. Но почему сегодня? Он придёт сейчас!»  (А.Пушкин).
АНАГНОРИСМОС – древнегреческий термин, обозначающий узнавание в драматургии. Упоминается в «Поэтике» Аристотеля.

АНАГОРЕЗИС – текст, содержащий запрет, отговаривание: «Не пой, красавица, при мне...»  (А.Пушкин).
АНАКЕФАЛЭОЗИС – повторение главного в конце речи. «Скажу в заключение, что он был вообще недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» (М. Лермонтов).

АНАКОНОЗИС – вопрос, предлагаемый слушателям, но за которым скрывается готовое мнение, желание убедить слушателей в его правоте:   
      Кассий  Бруту
… Поставим рядом Цезаря и Брута –
Что ж в Цезаре особенного есть?
Зачем, ты объясни мне, имя это
Должны мы слышать чаще твоего?        Шекспир

АНАЛИТИЧЕСКАЯ драма – драматическая ситуация заключается в том, что обнаруживается полная противоположность между видимостью жизни и её подлинной сутью. Задача такой драмы – раскрытие внутренней сути, которая показана в начале пьесы, выяснение истинных отношений между героями пьесы и их настоящей природой.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ психологизм  –  в литературе разбор  самим автором характеров своих героев.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ склад ума -- таким складом ума обладают люди усидчивые, способные подмечать малейшие детали, любую ошибку. Они способны стать большими профессионалами.
АНАЛОГИЯ  –   это сходство образов, сюжетов, характеров, тем, мотивов, композиционных и других приёмов.  Установление А. есть приём сравнительно-исторического литературоведения.

АНАНТАПАДОН – нарушение грамматической последовательности слов во второй части фразы: одни не хотят говорить, к тому же, может быть, никто ничего не знает.
АНАНТАПОДАТОН – 1.Опущение одного из двух подлежащих, изменяющее структуру фразы: «Наиболее доступен и часто встречается в продаже шестикратный бинокль» (Ф.Зигель).  Вместо – «Наиболее доступен шестикратный бинокль, поскольку он часто встречается в продаже». 2. Фигура алогизма, резкая смена темы повествования: «Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом дорогая гостья… мамаша моей жены. С нею прибыли мои племянницы… Прекрасные девушки. Весьма рад… очень сыро!» (Чехов).

АНАРХО-ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ течение – появилось в Хорватии после первой мировой войны. Поэты (А.Шимоч, Т. Усвич и др.) провозгласили бунт против буржуазной культуры и морали.
АНАФОРИЧЕСКИЙ ритм – выражается в анафоричности начала трёх строф (По холмам… По пескам… По волнам) и тождественности начал всех строк. Кроме первой (Под лучом… Сапожком… За плащом…).
АНАФОРИЧЕСКОЕ местоимение –  местоимение, использованное после существительного, с которым оно связано, к которому отсылает.
Из вечных далей вещий вестник ворон,
Он реет  и крылами веет полночь.            К.Бальмонт

АНАХОРИЗМ –  термин принадлежит А.Л.Лоуэллу (1917-1977), означает приписывание той или иной стране того, чего у неё нет: африканская тайга.
АНАЦЕНОЗИС – использование говорящим местоимения «мы» вместо «вы»: «А, милый юноша! – встретил его доктор. – Ну, как мы себя чувствуем?» (Чехов).
АНАЦИКЛИЧЕСКИЙ текст – такой текст, который одинаково читается в обоих направлениях, либо по целым словам, либо по целым слогам: шалаш, ротатор.

АНГЛИЙСКИЕ натуралисты – в 80-х гг. XIX в. в Англии появился жанр литературы – натурализм. Писатели-натуралисты не имели своей теории, как во Франции. Они в своём творчестве обсуждали острые социальные и политические проблемы. Своей заслугой они считали то, что их книги не стыдно будет читать молодой девушке.
АНГЛО-НОРМАННСКАЯ литература – литература, которую принесли в Англию в XI в. норманны после завоевания страны. Это была литература на франко- норманнском диалекте.
АНДЕГРАУНДНАЯ культура --культурный процесс и продукты культуры, находящейся вне официальной культуры а пол час находящейся в аппозиции к ней.. А.к. часто балансирует на грани неразрешённой официпально и оыициально запрещённой.

АНДЫЛЬЩИНА – у юкагиров полуимпровизированная любовная песня.
АНЕЗИС – добавление заключительной фразы, которая уменьшает эффект прежде сказанного.
Плачу. Вернее пишу, что слёзы
Льются…                И.Бродский
А. – фигура уточнения. Она либо уточняет сказанное ранее, либо изменяет смысл на противоположный:
Хорошую ты себе жену нашёл… где-то.
Он очень умён. Как осёл.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.