Развиваем фонематический слух

Как подготовить ребёнка к школе? Что такое фонематический слух и как он влияет на успеваемость и развитие? Чем страшна фонематическая глухота и как самостоятельно организовать занятия с малышом? Да и вообще – стоит ли?

Мы часто сетуем на снижение уровня образования, справедливо сетуем. Но что стоит за нашими претензиями? Желание делегировать ответственность или всё-же желание помочь своему ребёнку? Даже ответственным родителям трудно сориентироваться в потоке псевдопедагогической литературы, в самом смысле обучения.

Удивительно, но при доступности материала, при таком количестве различных методик, речевые навыки детей снижаются, всё больше детей с логопедическими проблемами,  дислалией, дислексией, дисграфией. Страшные термины? Намеренно ввела их в текст статьи, чтобы развенчать родительский ужас перед специфическими понятиями. Дис – недостаток чего-либо. Дислалия – нарушение произношения при отсутствии физиологических нарушений, дислексия – нарушение способности обучению навыкам чтения и письма при сохраненной способности к обучению (т.е. опять-таки речь идет о физиологическом здоровье). Дисграфия, соответственно, неспособность к письму.

Так почему столько детей столкнулось с этими проблемами?
Давайте вместе перенесемся  в наше далекое детство. Вспомните мир неспешных сказок, тихих дворов, редких автомобилей, уютных вечеров с близкими, мир без гаджетов, реклам, мир погружения.
Сколько звуков сейчас окружает малыша с самого рождения, сколько динамично сменяющихся шумов выделяет его слух. Физиология современного младенца работает на пределе сил, вычленяя, отождествляя звуки в соблазнах постоянного переключения слухового внимания. 
Между тем, уже на 3-4 неделе жизни у ребенка появляется сосредоточение не только на сильных звуках, но и на речь взрослого. К 5 месяцам ребенок узнает голос близких, различает интонацию. С 6-7 месяцев появляются  лепетные слоги, которые к году соединяться в простые слова. К 2 годам ребенок изъясняется предложениями, состоящими из 2-3 слов. В лексиконе появляются прилагательные, местоимения. Речь становится активным коммуникативным инструментом. Считается, что именно тогда фонематический слух уже сформирован.  Так что же такое фонематический слух? Это способность слышать, различать речь, основные структурные единицы – фонемы.

С 3 до 5 лет идет формирование фонематического восприятия. Это время, когда происходит дифференциация различных звуков из речи, время воспроизведения услышанного. К этому периоду должно сформироваться правильное звукопроизношение.   

Пеемоориикаке… Сейчас я пыталась, разумеется несколько утрировано,  воспроизвести то, как слышит ребенок с нарушениями фонематического слуха. Усложним. Кремабокадоаваскооло? Это математическая задача, которая требует действия. Представьте, как страдают мыслительные операции при плохом речевом слухе, а это значит, что и мышление ребенка формируется с задержкой.

Так как же помочь своему малышу? Перейдем от теории к практике.
Важно научить ребенка слушать неречевые звуки, основу формирования фонематического слуха. Для этого как можно чаще слушаем тишину. Соревнуемся, кто больше услышал посторонних звуков: скрип двери, разговор соседей за стеной, шум автомобиля, звук льющейся воды и т.д.
Множество игр на определение звуков с завязанными глазами. Сделайте простое пособие, наполнив баночки различными крупами, галькой, металлическими гвоздиками, болтами. Отгадываем, что звенит. Стараемся выделить глухой и звонкий звук. Слушаем, какие звуки издают различные материалы при постукивании: кастрюля, стекло, дерево.

Выделяем звуки на прогулке, вычленяя из общего шума. Слушаем, как скрипит ветка, как звучат шаги на льду, по снегу, асфальту, грунту. Подбираем определения: глухо, звонко, тихо, мягко и т.д.
Прослушиваем звуковые файлы (пение птиц, звуки животных, природных явлений). Придумываем сказку к звуковому файлу.


Игры для формирования речевого слуха.
Хлопаем в ладоши на определенном звуке. По аналогии берем из вазочки 1 ягодку, конфетку, проч. при звуке «З». Ошибаемся – возвращаем в вазочку.
Важно, звуки, которые определяем, должны звучать четко, без оглушения и озвончения, гласные в ударном положении, безударные проговариваем четко.
Различные варианты игры в «города»: придумать имена, начинающиеся на «н», животных на «с», растения на «к» и т.д. Усложняем. Имена с последней «а», любые предметы, название которых оканчивается на «ш».
Игра «где живет» - найти место звука в слове. Например, шуба, корешок, мышь.
Игра-бродилка «найди клад». На этапе, пока ребенок не учится читать, дается задание найти спрятанное в предмете, у которого в названии в середине «з» (помним, что на данном этапе звуки должны быть в четкой позиции, в данном случае перед гласной). Не забываем положить сюрприз в вазу. В следующий раз прячем  в диван и предлагаем ребенку отыскать место, которое звучит: д-и-в-а-н (позвуковое произношение, без слияний, именно так как слышим). Ребенку, обучающемуся чтению, можно организовать большую ролевую игру поиска сокровищ, когда каждое следующее задание прячется в заветных местах.

Обратите внимание на разделение речи на предложения, предложения на слоги. Определяем хлопками конец предложения (слоги). Составляем предложения по картинке с заданным количеством слов. Используем картинки для поиска слов с заданным звуком, с определенным количеством слогов и т.д.

Знакомим со звучанием глухих и звонких, мягких и твердых.

Проводим тестирование. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом, хорошо различают парные звонкие-глухие (га-ка, са-за и т.д.), мягкие-твердые.

Для справки: в произнесении звонких звуков участвует голос. Для определения положите ладонь на горло, при звонких вы почувствуете вибрацию. 

И помните, каждая игра, каждое упражнение должно быть нацелено на выполнение определенных дидактических задач, осознаваемых педагогом.


Рецензии
Спасибо, Лена, за творческую и научную Вашу страничку.
"Мелькание жизни"для детворы, по-моему, началось с... любимого мной Чуковского (хотя его работы по взрослому литературоведению - чудо!) Он советовал пишущим для детей частую смену действий. Англия первая взяла совет на вооружение при создании мультиков для малышей. У нас - "Маша и медведь". Ужас от мельтешения в глазах. А дети любят... Но какой плачевный итог. Они разлюбили читать!
Не останавливайтесь на достигнутом, идите дальше, двигайте науку о детском восприятии. Успехов!

Светлана Словцова -Канакина   05.03.2017 08:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Светлана, за неравнодушие. Странные вещи происходят во всем обществе, мы, зачастую, видим лишь тревожащие следствия, даже не задумываясь, что это звенья одной большой цепи. Казалось бы такое явление как post-truth (постправды) рассматривают только в ракурсе политики, но ведь это касается всех сфер, литературы и образования в том числе. Чрезмерное воздействие на эмоции без глубокого погружения, а только по маркеру сопричастности или самоутверждения, по факту разрушает способность к эмпатии. Отсюда поверхность ощущений, неспособность к длительному сопереживанию.

Елена Гвозденко   06.03.2017 07:37   Заявить о нарушении
Вы знаете, Лена, я поняла в чем назначение человека. Замечать то, чего не замечают другие. То, что Вы мне сейчас написали, говорит лишь о данной ступени развития общества. Неосознанность, неназванность важных явлений некоторые используют для корыстных или низких целей, но не потому, что они так хотят. Просто они, идя по жизни, "проваливаются" в дыру безнаказанности - туда, куда еще не пролит свет разума, не допускающего противоречий. Вы очень близки к какому-то научному открытию общественного сознания, объединяющего всех, с пользой для всех.

Светлана Словцова -Канакина   06.03.2017 08:28   Заявить о нарушении
Мне кажется, что это чувствуют многие. Коллективное бессознательное либо толкнет человечество в пропасть, либо вызовет отторжение, прозрение, хотя бы из поколенческого конфликта. Возможно, это почва для качественной смены, есть какой-то сдвиг от материалистических ценностей в область Над, я это чувствую. Но я для себя определила акценты образовательные, к примеру. Слишком много мусора сейчас не только в официальном, каких-то практик, прикрывающихся банальными ценностями, но разрушающих по сути. Даже на сайте пропаганда подобных методик. Главное сейчас, на мой взгляд, сохранение психического потенциала, сохранение и развитие основных психологических параметров. Да, на воспитывающем фоне, но на фоне, определяющее, повторюсь, здоровье психики. Акцент на понятийность, основу развития мышления, а не на навыки запоминания. Много соображений. Как-то в одностороннем порядке (монолог ученых, обсуждающих мой фельетон) "спорила" с сочетаемостью "логических" задач и развитием креатива. Есть мой фельетон на страничке "Гугл, кто я".

Елена Гвозденко   06.03.2017 08:43   Заявить о нарушении
И я стою на том, что самое важное - образование. Без оценок, экзаменов и домашних заданий (что-то похожее сейчас практикуют в Финляндии). Не халява, а научение общению, уважению себе подобных, самоуважению, умению видеть невидимое (анализировать общественные и природные явления)и т.д.
Думаю, что мы - на пороге социального открытия. И Ваши работы - предчувствие нового времени.
С наилучшими пожеланиями,

Светлана Словцова -Канакина   06.03.2017 09:24   Заявить о нарушении
Я тоже интересуюсь финским опытом, он не кажется мне безупречным, разумеется, но однозначно прорывной и интересный.

Елена Гвозденко   06.03.2017 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.