Преображение

Я стоял у окна в коридоре вагона и ловил остывающий воздух, пахнувший железной дорогой и лесом. Небо еще не потемнело до конца, и по его сине-фиолетовой полосе танцевала бесконечная лента верхушек деревьев. Возвращаться в купе не хотелось по причине, увы, совсем не христианской: мой попутчик отчетливо пах бомжем…

Он успел рассказать соседям по купе, что "провел прошлую ночь в обезьяннике" и два дня не ел. На газете он нарезал большие круги розоватой вонючей колбасы и хлеб, а потом долго и шумно подкреплялся ими. Он опознал во мне священника, хотя я ехал "в штатском". Теперь он бодро храпел на верхней полке, а на нижних спали остальные обитатели нашего купе. Мне предстояло занять второе место наверху — напротив него, с подветренной стороны.

Я снова мысленно укорил себя за брезгливость.

Линия между небом и лесом стала почти неразличимой. Теперь я догадывался о придорожном ландшафте по шуму поезда, усиливавшемуся звуком эха или исчезавшему в ложбинах. Я все ждал, что мелькнет тусклым светом окон какое-нибудь жилье — полустанок или просто одиноко стоящий дом. В детстве я всегда думал, что в таких вот не нанесенных на карту домишках идет жизнь, полная неведомого мне глубокого смысла. Свет и уют этих домов-странников оставался для меня тайной и маяком, надеждой, что все будет хорошо.

Позже я понял, что за ночными окнами просто смотрят телевизор, ругаются или говорят о чем-то своем. Но сегодня мне снова хотелось верить в смысл этих бездомных окошек. Какой-то неведомый мне человек совершает суточный круг. Он поправляет фитиль мерцающей лампады, открывает часослов и, перекрестившись, тихо произносит: "Молитвами святых отец наших…" .

Завтра на рассвете я буду дома, вечером служба на Преображение. А перед литургией следующим утром столы возле храма будут ломиться от свежих яблок и разных фруктов, а женщины почти по-южному запоют открытыми голосами, на "а" и "и" тропарь Преображению…

Лес все не кончался. Я мысленно еще раз объяснил себе, что брезговать человеком нельзя, зашел в купе и вскарабкался на свою полку. Тошнотворный запах, как я и надеялся, вскоре перестал ощущаться. Я просто привык к нему. Засыпая, я опять подумал плохое о своем попутчике: если он два дня не ел, то откуда у него деньги на билет и колбасу? Украл?

…Утром проводник разбудил меня, когда за окном уже мелькали знакомые места. Я сразу увидел, что исчезли часы, которые я положил в сетку над своей полкой. Эти часы когда-то подарил мне отец, и двадцать с лишним лет они служили мне верой и правдой.

Я взглянул на широкую спину бомжа, спавшего на соседней полке. Потряс его и сказал:

— Верните часы.

Он повернулся и через плечо, морщась спросонья, посмотрел на меня:

— Какие часы?

За окном замелькали улицы моего городка. Что я буду делать? Позвать начальника поезда? Все равно не успею. Может, проехать свою остановку и разобраться с ним? Он, всё так же обернувшись, смотрел на меня, и было в его взгляде что-то беспомощное. Поезд начал тормозить. Я с трудом сдержал нахлынувшую на меня волну раздражения, поднял свой портфель и направился к выходу.

Я ступил на платформу в смутных чувствах. Мой поезд почти сразу растаял в золотистой утренней дымке, и вокруг стало совершенно тихо. После душного купе утренний воздух был необычайно чист. И тут я понял, что пропавшие часы лежат у меня в кармане рубахи. Я сам переложил их туда под утро, когда был разбужен ярким светом встречного поезда.

Ох, и совестно стало мне, когда я подумал о сонном бомже! Но при этом я почувствовал и радость — не потому, что часы нашлись, а потому, что он все-таки их не взял. Почему я всегда думаю о людях плохое?

…Солнце выглянуло из-за вершины холма. Гора Фавор ведь тоже была, наверное, не очень высокой. Как эта безымянная горка возле нашего города. Я помолился про себя, а потом тихо запел валаамский напев стихиры на Преображение: "…видяще на земли славы Господа".


Рецензии
Случавется, что подумаешь на кого-то плохо, а потом оказывается, что тот человек не виновен. Обязательно нужно произнести вслух "Прости меня, Господи!" и "Прости меня, человек, что плохо о тебе сказал!"
Спасибо Вам за рассказ1
С уважением.

Лариса Потапова   10.11.2018 22:02     Заявить о нарушении
Хорошо, что так кончилось. Бомжами становятся чаще всего алкоголики и наркоманы. Для нашей страны это большая проблема. Об этом говорит в своих лекциях известный пропагандист трезвости В.Г.Жданов:
http://www.youtube.com/watch?v=3ee7Bt0s3C0
http://rideo.tv/zhdanov/
Сайт "Союза борьбы за народную трезвость", который возглавил после известного хирурга, лауреата Ленинской премии, академика Ф.Г.Углова профессор Жданов Владимир Георгиевич:
http://www.sbnt.ru/
В.Г.Жданов знаком с митрополитом Тихоном Шевкуновым и тот его поддержал в его деятельности.
Я человек православный верующий. Очень надеялась на церковь в деле отрезвления народа. Но вот недавно прочитала
http://www.rotfront.su/tserkov-budet-proizvodit-i-prodavat/
Даже не поверила сначала, слишком много лжи выливается на церковь в интернете, но...
http://www.list-org.com/company/8088418
http://www.kommersant.ru/doc/4086206
Пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков рассказал изданию, что речь идет о закрытом коммерческом проекте по выпуску эксклюзивного вина. «Как, скажем, есть у католиков папские вина, которые сложно купить»,—сказал он.
Хотя и от эксклюзивного вина становятся алкоголиками. Алкоголь - наркотик в любом разведении. Вспомним дочь Брежнева, спившуюся от французского шампанского и сына Андропова, спившегося от французского коньяка...

Так может нам совсем перейти в подчинение к папе, если мы берём пример с католиков!?

Грустно стало. Неужели нашему священноначалию так не хватает хорошего вина, что надо открывать собственное производство? Уже такая сильная зависимость от алкоголя???
А об авторитете церкви не думают совсем. Итак её уже задолбали либералы, а тут прекраснейший повод сами дают!
С уважением,

Галина Санорова   04.06.2020 00:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.