Две русские народности. Н. И. Костомаров
в 1844 году защитил диссертацию "Об истории и значении русской народной поэзии
В 1845 году Костомаров начинает преподавание в Киевском университете. В 1847
году за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства был арестован , а
затем сослан в Саратов.В 1857 году он возвращается в Петербург , где
опубликовал монографии "Богдан Хмельницкий "(1857 ) и "Бунт Стеньки Разина"
(1858), что выдвинуло его в число наиболее известных историков. В 1859 году
Костомаров избирается профессором Петербургского университета, но в 1862 году,
осуждая студенческие волнения, прекратил преподавание.В дальнейшем Костомаров
известен как деятельный член Археографической комиссии. Костомаров выражал
неудовлетворенность современной ему историографией .В статье "Об отношении
русской истории к географии и этнографии " он выделил два этапа в развитии
отечественной историографии. Первый- характеризовался "анекдотическим
характером изложения", когда историк "скользил по поверхности прошедшей жизни "
(до 18 века включительно ).Второй этап , содержанием которого был поиск
внутренней связи событий , когда историки "следили за последовательным
развитием государства ". По мнению Костомарова ,историк должен показать
"нравственную организацию людей ...совокупность людских понятий и взглядов.
На первом плане у историка должна быть деятельная сила души человеческой , а
не то , что содеяно человеком". Основная задача исторической науки, по
Костомарову ,сводилась, во-первых ,к определению "национального духа "-
неизменных национальных качеств народа, и, во-вторых ,к раскрытию их проявлений
в конкретных событиях национальной истории.Подобные установки определили
понимание Костомаровым исторического развития России.Исходной формой
общественного устройства древней Руси был не родовой, не общинный ,а племенной
быт. Разделение восточного славянства на племена произошло в доисторические
времена , и каждое племя, связанное с определенной территорией , начало
приобретать определенные духовные качества.Эти качества , оставшиеся
неизменными в своих важнейших проявлениях, оказывали определяющее влияние на
всю последующую историю славянских племен.В статьях " Мысли о федеративном
начале древней Руси " Две русские народности" Костомаров выводил решение
вопроса о характере взаимоотношений между великорусским и украинским народами
из их психологического склада. По его мнению, украинская народность была
всегда сильна началами народной свободы, самоуправления и анархизмом казачества
Великорусская же народность отличалась чувством дисциплины , организованности ,
государственным началом. В соответствии с этим украинская народность
вырабатывала вечевой строй ,а великорусская народность позднее создала
самодержавие, монархический строй.Борьба этих двух начал и определила
характер русской истории до 17 века- до окончательного утверждения в России
монархического строя. Костомаров создал собственную схему истории России.
Периодизация русской истории строилась им на основе раскрытия борьбы между
федеративым ,удельно-вечевым началом, господствовавшим на Руси до татаро-
монгольского завоевания , и единодержавным началом , окончательно утвердившимся
в 17 веке. Период Киевской Руси был временем господства вечевго строя :
единого государства не было, каждая земля самоуправлялась ,и через вече
обеспечивала себе автономию . Князья выступали как управители и военачальники ,
зависимые от веса , то есть играли второстепенную роль.Земли входили в состав
федерации , являющейся древнейшим государственным образованием славян. История
Киевской Руси связывалась Костомаровым исключительно с историей украинской
народности.В этом смысле он выступал как зачинатель украинской буржуазно-
националистической историографии.В Северо-Восточной Руси первоначально (12-13
века) сохранялись удельно-вечевые порядки.Княжеская власть ослабела ,тем
большее значение приобрели вече все собрания, сохранявшие единство земель.
Постепенно часть славянских племен исчезает вследствие борьбы между ними,
другие объединяются в народности.Таких народностей Костомаров насчитывает
шесть: южнорусскую ,северскую, великорусскую ,белорусскую, псковскую и
новгородскую .Каждая из народностей объединяла на основах федерации систему
"земель", а древняя Русь до татарского завоевания представляла собой
федерацию народностей. Татаро-монгольское завоевание являлось у Костомарова
важнейшим рубежом русской истории. Он писал об этом завоевании как о "великом
перевороте в русской истории", существо которого видел в насильственном
уничтожении завоевателями вечевых порядков древней Руси.Отказываясь от
признания внутренней обусловленности исторического процесса , Костомаров
связывал все особенности нового периода русской истории -периода
централизованного государства ,с внешней причиной -татаро-монгольским
завоеванием . Иго расчистило почву для утверждения единодержавия , разрушив
вечевой строй древней Руси, а единодержавная власть впервые создала
централизованное монархическое государство . Наряду с основной причиной -
содействием татарских ханов , утверждению самодержавия на Руси способствовали
национальные качества великороссов .Эти же национальные черты , по мнению
Костомарова, способствовали и установлению в России крепостного права. Историю
России, периода единодержавия, Костомаров свел к политической , государственной
истории. Он выдвинул формулу, согласно которой "государственность объединила
русский народ", и не видел внутренних социальных , создавших в России
централизованное государство.В монографии "Смутное время Московского
государства в начале 17 столетия" (1868 год) Костомаров рассматривал
историю польской интервенции. Народное антикрепостническое движение историк
объяснял как проявление "удельно-вечевого" начала в новых условиях. Ученый
подчеркивал его "анархический" характер, полагая, что восстание Болотникова
подняло "кровавое знамя переворота русской земли вверх дном ". Главную роль
в борьбе с интервенций и внутренней "анархией" Костомаров отводил духовенству ,
давая отрицательную характеристику руководителям народного ополчения
К. Минину и Д. Пожарскому.
В трудах Костомарова нашли отражение взгляды буржуазно-помещичьих кругов
Украины , которые добивались национальной автономии в составе царской России.
Боязнь народной революции мирила Костомарова с царизмом ,приводила его к отказу
от оппозиционности и националистических притязаний. Народные движения
Костомаров оценивал как "анархические", призывая государство организующей ,
прогрессивной силой.
Свидетельство о публикации №216052201714
Я - не историк. Но было очень интересно познакомится со взглядами человека, предпочитающего исторический взгляд на очень разные темы жизни. И конкретно эта статья (очевидно, общего плана на взгляды Н.И. Костомарова) мне понравилась. У меня есть одна книга Н.И. Костомарова.
Но! обращайте, пожалуйста, внимание на замечания текстового редактора Word.
Подчёркнутое красным и голубым - требует обратить на себя внимание.
Например, точку и запятую "прижимайте" к предыдущему слову. После точки и запятой - пробел. Тире должно отделяться от обоих слов рядом с ним.
Почему-то ещё с юности я запомнил слова С. Есенина:
Когда впервые с рифмой я схлестнулся, / От сонма чувств вскружилась голова! / И я сказал: коль этот зуд проснулся, / Всю душу выплещу в слова!
Вот и мы - любители письменного слова - должны стараться аккуратно преподносить читателям свой текст.
С уважением,
Юрий Анников 2 25.08.2016 19:03 Заявить о нарушении
справедливы. Но , моя компьютерная неграмотность вовсе не означает неуважение
к возможному читателю. Это простое отражение моей недалекости . Так что не
судите строго. С благодарностью и уважением.
Александр Евгеньевич Закатов 25.08.2016 17:10 Заявить о нарушении