Две русские народности. Н. И. Костомаров

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) закончил Харьковский университет, где

в 1844 году защитил диссертацию "Об истории и значении русской народной поэзии

В 1845 году Костомаров начинает преподавание в Киевском университете. В 1847

году за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства был арестован , а

затем сослан в Саратов.В 1857 году он возвращается в Петербург , где

опубликовал монографии "Богдан Хмельницкий "(1857 ) и "Бунт Стеньки Разина"

(1858), что выдвинуло его в число наиболее известных историков. В 1859 году

Костомаров избирается профессором Петербургского университета, но в 1862 году,

осуждая студенческие волнения, прекратил преподавание.В дальнейшем Костомаров

известен как деятельный член Археографической комиссии. Костомаров выражал

неудовлетворенность современной ему историографией .В статье "Об отношении

русской истории к географии и этнографии " он выделил два этапа в развитии

отечественной историографии. Первый- характеризовался "анекдотическим

характером изложения", когда историк "скользил по поверхности прошедшей жизни "

(до 18 века включительно ).Второй этап , содержанием которого был поиск

внутренней связи событий , когда историки "следили за последовательным

развитием государства ". По мнению Костомарова ,историк должен показать

"нравственную организацию людей ...совокупность людских понятий и взглядов.

На первом плане у историка должна быть деятельная сила души человеческой , а

не то , что содеяно человеком". Основная задача исторической науки, по

Костомарову ,сводилась, во-первых ,к определению "национального духа "-

неизменных национальных качеств народа, и, во-вторых ,к раскрытию их проявлений

в конкретных событиях национальной истории.Подобные установки определили

понимание Костомаровым исторического развития России.Исходной формой

общественного устройства древней Руси был не родовой, не общинный ,а племенной

быт. Разделение восточного славянства на племена произошло в доисторические

времена , и каждое племя, связанное с определенной территорией , начало

приобретать определенные духовные качества.Эти качества , оставшиеся

неизменными в своих важнейших проявлениях, оказывали определяющее влияние на

всю последующую историю славянских племен.В статьях " Мысли о федеративном

начале древней Руси " Две русские народности" Костомаров выводил решение

вопроса о характере взаимоотношений между великорусским и украинским народами

из их психологического склада. По его мнению, украинская народность была

всегда сильна началами народной свободы, самоуправления и анархизмом казачества

Великорусская же народность отличалась чувством дисциплины , организованности ,

государственным началом. В соответствии с этим украинская народность

вырабатывала вечевой строй ,а великорусская народность позднее создала

самодержавие, монархический строй.Борьба этих двух начал и определила

характер русской истории до 17 века- до окончательного утверждения в России

монархического строя. Костомаров создал собственную схему истории России.

Периодизация русской истории строилась им на основе раскрытия борьбы между

федеративым ,удельно-вечевым началом, господствовавшим на Руси до татаро-

монгольского завоевания , и единодержавным началом , окончательно утвердившимся

в 17 веке. Период Киевской Руси был временем господства вечевго строя :

единого государства не было, каждая земля самоуправлялась ,и через вече

обеспечивала себе автономию . Князья выступали как управители и военачальники ,

зависимые от веса , то есть играли второстепенную роль.Земли входили в состав

федерации , являющейся древнейшим государственным образованием славян. История

Киевской Руси связывалась Костомаровым исключительно с историей украинской

народности.В этом смысле он выступал как зачинатель украинской буржуазно-

националистической историографии.В Северо-Восточной Руси первоначально (12-13

века) сохранялись удельно-вечевые порядки.Княжеская власть ослабела ,тем

большее значение приобрели вече все собрания, сохранявшие единство земель.

Постепенно часть славянских племен исчезает вследствие борьбы между ними,

другие объединяются в народности.Таких народностей Костомаров насчитывает

шесть: южнорусскую ,северскую, великорусскую ,белорусскую, псковскую и

новгородскую .Каждая из народностей объединяла на основах федерации систему

"земель", а древняя Русь до татарского завоевания представляла собой

федерацию народностей. Татаро-монгольское завоевание являлось у Костомарова

важнейшим рубежом русской истории. Он писал об этом завоевании как о "великом

перевороте в русской истории", существо которого видел в насильственном

уничтожении завоевателями вечевых порядков древней Руси.Отказываясь от

признания внутренней обусловленности исторического процесса , Костомаров

связывал все особенности нового периода русской истории -периода

централизованного государства ,с внешней причиной -татаро-монгольским

завоеванием . Иго расчистило почву для утверждения единодержавия , разрушив

вечевой строй древней Руси, а единодержавная власть впервые создала

централизованное монархическое государство . Наряду с основной причиной -

содействием татарских ханов , утверждению самодержавия на Руси способствовали

национальные качества великороссов .Эти же национальные черты , по мнению

Костомарова, способствовали и установлению в России крепостного права. Историю

России, периода единодержавия, Костомаров свел к политической , государственной

истории. Он выдвинул формулу, согласно которой "государственность объединила

русский народ", и не видел внутренних социальных , создавших в России

централизованное государство.В монографии "Смутное время Московского

государства в начале 17 столетия" (1868 год) Костомаров рассматривал

историю польской интервенции. Народное антикрепостническое движение историк

объяснял как проявление "удельно-вечевого" начала в новых условиях. Ученый

подчеркивал его "анархический" характер, полагая, что восстание Болотникова

подняло "кровавое знамя переворота русской земли вверх дном ". Главную роль

в борьбе с интервенций и внутренней "анархией" Костомаров отводил духовенству ,

давая отрицательную характеристику руководителям народного ополчения

К. Минину и Д. Пожарскому.

В трудах Костомарова нашли отражение взгляды буржуазно-помещичьих кругов

Украины , которые добивались национальной автономии в составе царской России.

Боязнь народной революции мирила Костомарова с царизмом ,приводила его к отказу

от оппозиционности и националистических притязаний. Народные движения

Костомаров оценивал как "анархические", призывая государство организующей ,

прогрессивной силой.


Рецензии
Здравствуйте, Александр Евгеньевич!
Я - не историк. Но было очень интересно познакомится со взглядами человека, предпочитающего исторический взгляд на очень разные темы жизни. И конкретно эта статья (очевидно, общего плана на взгляды Н.И. Костомарова) мне понравилась. У меня есть одна книга Н.И. Костомарова.

Но! обращайте, пожалуйста, внимание на замечания текстового редактора Word.
Подчёркнутое красным и голубым - требует обратить на себя внимание.
Например, точку и запятую "прижимайте" к предыдущему слову. После точки и запятой - пробел. Тире должно отделяться от обоих слов рядом с ним.

Почему-то ещё с юности я запомнил слова С. Есенина:
Когда впервые с рифмой я схлестнулся, / От сонма чувств вскружилась голова! / И я сказал: коль этот зуд проснулся, / Всю душу выплещу в слова!

Вот и мы - любители письменного слова - должны стараться аккуратно преподносить читателям свой текст.

С уважением,

Юрий Анников 2   25.08.2016 19:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий. Благодарю Вас за отклик, за науку. Ваши замечания
справедливы. Но , моя компьютерная неграмотность вовсе не означает неуважение
к возможному читателю. Это простое отражение моей недалекости . Так что не
судите строго. С благодарностью и уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   25.08.2016 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.