Короткий свиток жизни Есенина

И к охлопьям рос лазурных
Прикасался он губами,
И любовь в стихах ажурных 
Нам рассыпал жемчугами.

2015год –год Литературы, 120 лет со дня рождения народного любимца, поэта Сергея Александровича Есенина, 90 лет со дня его смерти. Современники Есенина отмечали  не только его начитанность, открытость, готовность прийти на помощь, но и его уязвимость, какую-то детскую незащищённость; да и он сам описывал это так:
 «Будто жизнь на страданье моя обречёна;
Горе вместе с тоской заградили мне путь».
Особенно это чувствовали любившие его женщины, пытались его укрыть от бед, от нападок критиков, от многого другого.  Но незаурядному человеку тесно жить премудрым пескарём в бытовых рамках, он должен заниматься любимым делом, ему требуется простор:
«Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.
Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья».
В своих стихах он  показывал нам душу России – её глубинные деревни, с их широтой  и красотой, тишиной и уютом бревенчатой избы.  Он очень хотел видеть процветающую деревню: «ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колёс», потому как:«нищету свою видеть больно и берёзам и тополям», и верил, что всё сбудется с лучшей долей для крестьян. Он любил народ, среди которого вырос, и гордился им:
«Вот где, Русь, твои добрые молодцы!»
В его поэзии узнавались ближайшие окрестности, видна его связь с родными местами; ему близок язык народа и он старается  запечатлеть детали деревенского быта: «мать с ухватами не сладится, нагибается низкО», « под окном балЯкают старухи», «дремлет кот на брусе». В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» Есенин психологически изложил как бы путь жизни, и такую богатую  цветовую гамму он вложил в вечерний осенний пейзаж, что, несмотря на то, что там «изба-старуха» и «осенний холод»,  мы любуемся картиной, где  «обняв трубу, сверкает на повети  зола зелёная из розовой печи».
Краски переливаются в его стихах, в них живёт  сама природа, а что может быть красивее природы? Стихи его полюбились народу, захватывая своей простотой и глубокой душевностью, но, несмотря на это, Есенин переживал не только радостные взлёты, но  и горькие разочарования от неустроенности, от непонимания, от насмешек так называемых «друзей-критиков». Про Поэта и критиков поэт Эдуард Асадов так напишет:
«И если вновь вы встретите поэта,
Что пишет на лирической волне,
Кого ругают критики в газетах,
А он идёт упрямо по стране.
Идёт, всё сердце людям отдавая,
Кто верит, что горит его звезда,
Чей суд – народ. Ему он присягает,
И нету выше для него суда».
И Есенин, «отмеченный особой метой», шёл по пути, предназначенному ему свыше, бережно храня старое, и чутко прислушиваясь к биению нового времени. Мог ли Сергей Есенин, осознавший главное…«как прекрасна земля и на ней человек», и какая у него родина: «тебе одной плету венок, цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, тебя люблю, тебе и верую», уехать жить за рубеж? Ведь в своей стране он переживал сложные чувства, произошло столкновение двух миров, ломались устои  жизни: война, солдаты-калеки, просящие милостыню, революция, братоубийство из-за принятия новой власти, и из-за её неприятия – всё это приводит к гибели огромного числа людей, и всё это страшно:
;
«Россия-мать!
Прости меня,прости!
Но эту дикость,подлую и злую,
Я на своём недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую».
Но пройдя через сомнения, душевные терзания, он принимает становление нового государства, где «на смену царщине- с величественной силой рабочая предстала рать». И Ленин В.И. для него был Капитаном новой жизни:
«И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племён».
 
Потому и на вопрос о вожде революции: «Скажи, кто такое Ленин?» в поэме «Анна Снегина» отвечает радовцам вместе со своим героем, как он и сам лично уже осознал: «Он – вы». И после смерти Ленина, те, «кого оставил он», то есть люди, верящие идеям Владимира Ильича, «ещё суровей и угрюмей они творят его дела». Он рад, что будет «свобода, равенство и братство», и не хочет, чтобы бывшие соотечественники смеялись над новой Россией, а свои неприятности отражает так: «И пусть меня сегодня не поют - я пел тогда, когда был край  мой  болен».
Уехать навсегда из своей страны Есенин не мог, он об этом так и писал: «Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь».
Всякий человек когда-нибудь задумывается о смысле жизни, вот как писал известный поэт и философ Омар Хайям:
«Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
Где круга этого начало, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдём отселе?».
И также Есенин, как большой гуманист, «не бивший братьев меньших по голове»,  рано начал задумываться о хрупкости жизни: «В этом мире я только прохожий», «День ушёл, убавилась черта, я опять подвинулся к уходу», «Душа грустит о небесах, она нездешняя жилица», - и о своём предназначении на земле. Но, несмотря на то, что: «Жизнь и горька и бедна», он любит жизнь: «Но и всё ж, теснимый и гонимый, я, смотря с улыбкой на зарю, на земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю».И нежно любит своих родных, разговаривает с ними в стихах: «Я красивых таких не видел», - это  сестре Шуре, и признание матери: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет», и сколько тепла в обращении к деду: «Наивность милая нетронутой души!».
И ещё он любит Поэзию!
 Стихи Есенина- лучшее подтверждение, что он – любящий сын русской земли, который смотрел вдаль, в будущее, и был обеспокоен судьбой народа. Мне понятно его творчество,  я сама родом из маленького посёлка,  видела поля, доходящие до горизонта, - а это сродни рязанскому раздолью,  мне знаком тяжёлый крестьянский труд. Есенин мне дорог как брат, я согласна с ним как с человеком. Открываю наугад сборник его стихов - с каждой страницы плещет васильковым наивом  распахнутой настежь есенинской души. Я тоже люблю деревню и Русь, и в свете сегодняшних событий в «Руси бесприютной» его строки отдаются болью. Уже не только мальчишки, «ночующие в котлах» в нашей жизни, но и обманутые доверчивые учёные мужи и простые труженики, ставшие лицами без определённого места жительства - «нам знак тяжёлого укора». Причудливый виток истории возвращает нас в есенинскую деревню! Во многих стихах С.Есенина читатель найдёт отражение сегодняшней жизни на селе. Вот как будто бы только что Сергей Есенин заглянул в мой посёлок, где теперь царит разруха,  и написал:
«Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный, лес да монастырь.
Избы забоченились, а и всех-то пять,
Крыши их запенились в заревую гать».
И мы уже в 21 веке! всё продолжаем надеяться на лучшее, что «скирды солнца в водах лонных» и впредь будут нас радовать. А пока живём по нетленным есенинским строкам: «А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам….И Русь всё так же будет жить, плясать и плакать у забора», принимая его простой жизненный вывод:
«Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена», и понимая его обострённое душевное смятение: «Никого со мной нет. Я один…. И разбитое зеркало…» В смерти Сергея Есенина больше вопросов, чем ответов и по сей день… Да, свиток  жизни «мечтателя с синими очами», который «пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть» короткий, но какой! Чувственный, насыщенный, певучий, звенящий. Сколько песен поётся на его стихи, и сколько ещё будут петь!  Его поэзия очаровывает до глубины сердца, подкупает до слёз, а сила его изображения впечатляет. Будем показывать красоту его слова и глубину его любви к жизни, народу и Родине, - это и будет лучшей памятью о нём!




;


Рецензии