Об аэролётах

    — ...вам такое слово — «аэролёт» — не приходилось слышать? А-а-а... Так один наш студент окрестил придуманный им летательный аппарат.
    Какие аппараты для полётов в атмосфере вам известны? Воздушные шары, дирижабли и всё, что легче воздуха, здесь не рассматриваем. Остаются самолёт и вертолёт. Есть ещё комбинированная экзотика типа автожира или конвертоплана, но принципиально они ничем не отличаются. И в том, и в другом случае используется свойство крыла создавать подъёмную силу при движении в потоке. Только в первом случае крыло движется, условно говоря, поступательно относительно среды — за счёт тяги двигателей, а во втором — вращается в ней в виде этакого огромного вентилятора.
    Поскольку подъёмной силе абсолютно всё равно, каким образом происходит движение потока относительно крыла, можно вывернуть ситуацию наизнанку и вместо того, чтобы перемещать крыло в среде, организовать движение среды относительно крыла. Собственно, нечто подобное происходит при экспериментах в аэродинамической трубе. Разница в том, что в трубе формируется общий поток, действующий на испытуемый объект, а в данном случае стоит задача создать более локальный поток непосредственно у поверхности крыла. Это можно решить при помощи специальных струйных или щелевых сопел-форсунок, установленных в непосредственной близости перед крылом или даже на его поверхности.
    Такой аппарат выглядел бы, как самолёт, и обладал всеми его преимуществами, но при том имел бы возможность осуществлять взлёт и посадку вертикально или в существенно укороченном режиме. Осталось оценить возможности научно-технического воплощения этой идеи и относительные энергозатраты: будет ли использование такого аппарата экономически оправдано в сравнении с теми же вертолётами...
    Или вот такое предложение: крыло переменного размаха.
    — Это ещё что?
    — Задумка в чём-то напоминает использование крыла с изменяемой стреловидностью. Идея та же — обеспечить в одном устройстве различные режимы полёта: экономичный на крейсерском режиме, быстрый — на боевом и более медленный — при взлёте и посадке.
    — И в чём суть?
    — Как говорится, возможны варианты. Один из них — выдвижное крыло, точнее, его концевая часть. Это позволит увеличить такой важный параметр, как относительное удлинение. Есть и более экзотические идеи: выполнить эту часть надувной. А можно ещё вместо закрылков, предкрылков и прочих элементов механизации снабдить крыло надувными элементами, изменяющими профиль...
    — В общем, сплошное надувательство!
    — И не говорите!..


     26.V.2016


Рецензии
С интересом я читаю ваши трактаты.Интересно.Есть ещё ионолёт ваше мнение по этому поводу?Можно ли создать.

Сергей Комаровский 2   29.06.2019 08:14     Заявить о нарушении
Судя по некоторым публикациям, он на уровне действующих моделей уже создан, только практическое использование под очень большим вопросом. Ведь чтобы любое принципиально новое техническое устройство смогло конкурировать с имеющимися, оно должно обладать явными преимуществами в какой-то области — например, в энергозатратах для достижения сравнимого полезного эффекта. Как представляется, ионолётам тут хвастаться пока нечем, обычные аэродинамические устройства в безусловном отрыве.
Благодарю за интерес!

Августин Летописец   29.06.2019 08:37   Заявить о нарушении
Виктор Гребенников,что-то подобное создал?Можно видимо эффективность этих моделей улучшить как-то.

Сергей Комаровский 2   29.06.2019 08:51   Заявить о нарушении
Всё упирается в громоздкость и массу энергоустановки, неудобство её использования (малая автономность) и относительную дороговизну самого устройства. Пока эти проблемы не будут решены (если вообще будут), обсуждать практическое применение нет смысла. Даже всякие "летающие тарелки" типа ЭКИПа, аппараты на солнечных панелях и экранопланы не вышли до сих пор на уровень мало-мальски серийных образцов, что же говорить о такой экзотике!

Августин Летописец   29.06.2019 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.