Сказка о царе Салтане

Молодой учитель русского языка и литературы Александр Александрович Тихомиров шёл на первый урок к 4 классу со страшного похмелья. Вчера после уроков физкультурник Трошин, загадочно улыбаясь, зазвал его к себе в «тренерскую», а там… На столе стояли две бутылки водки с хорошим набором закуски: копчёная рыбка, консервы «Сайра», домашнее сало с домашней же тушенкой и прочая снедь!
-Сань! Ты давай садись и никуда не дёргайся! – почти силой усадил его физкультурник за стол.- Событие у меня большое – внук родился! Как тебя Саней назвали! Так что, корешок, уважь коллегу!
Молодой учитель так «уважил» коллегу, что остался ночевать в спортзале на матах. Сторож Антипыч не возражал, потому что ему тоже поднесли стакашек. И вот утром наступила расплата. Впереди шесть уроков, а до начала первого оставалось минут двадцать. 4 «Б» почти в полном составе стоял у кабинета литературы.
-Здрасте, Сан Саныч! – миролюбиво встретил его класс. ( С фамильярным обращением «Сан Саныч» Тихомиров вёл непримиримую борьбу, но все от директрисы до двоечника Пузырина звали его «Сан Саныч»). В этот раз было ни до отчества.
-Здрасте! Здрасте! – не поворачивая головы, стараясь не дышать на ребят, одними губами поздоровался Тихомиров и стал открывать класс. 4 «Б» хотел войти следом, но Тихомиров быстро прикрыл дверь со словами: «Погодите, я хоть число напишу на доске!» Мысли в голове молодого учителя блуждали, но каждая была сама по себе. В логическую цепочку они выстраиваться никак не хотели. Сан Саныч подошёл к вазе с полуувядшими цветами, которые родители подарили ему на День рождения, и, придерживая цветы левой рукой, жадно напился затхлой воды из вазы. Вода немножко освежила. Затем с подоконника Тихомиров взял россыпь мелких гвоздочков, припасённых для изготовления планшета, зажал их пальцами, сделав своеобразную расческу, и причесался перед стеклом книжного шкафа. Следующей операцией было устранение запаха. Тихомиров достал подаренный одеколон из шкафа, щедро полил его на ладонь, прошёлся ладонью по щекам, оставшиеся капли с ладони слизнул. Перекрестившись, Сан Саныч открыл дверь и широким жестом руки, без слов, показал ребятам, что можно заходить
-Так открываем учебник литературы! – громко произнёс Сан Саныч, отходя к классной доске.
-А у нас сейчас русский должен быть! – хором загудел весь класс.
-А я говорю, открываем учебник литературы! – властно настоял Сан Саныч, который ни к одному уроку не был готов. – Русский будет следующим уроком!
Класс безропотно стал менять учебники.
- А чё, как воняет! Как в парикмахерской! – возмутился двоечник Пузырин.
-Тебе, Пузырин, что не нравится? К доске хочешь? – властно спросил Сан Саныч.
- А чё сразу Пузырин-то? Других что ли нет? – возмутился четвероклассник.
-Так, ребята, открываем начало «Сказки о царе Салтане»!
-А мы начало уже читали! – хорм напомнил класс.
-Я знаю, знаю, ребята! – как можно ласковее проговорил Тихомиров, который в этот момент ненавидел весь мир, а себя особенно. – Повторение – лучшее учение! Итак, нашли начало?
-Да, нашли, нашли! Куда оно денется? – проворчал за всех Пузырин.
-Так читать начнёт…, - Тихомиров осмотрел весь класс. Все опустили головы, и только Вася Малявин , подхалим и подлиза ко всем учителям, гордо поднимал руку. Вася всегда поднимал руку –хоть знал чего-нибудь, хоть – не знал. Соображать он начинал тогда, когда вставал. Причём, читал Малявин как страдающий заиканием беззубый, плохо видящий пенсионер.
-Читать начнёт Наташа Рябкова! – определил Сан Саныч. Его любимица в этом классе Рябкова Наташа задорным звонким голоском начала:
                «Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком…»
-Погоди, погоди, Наташа! Пузырин, ты что делаешь?
-А чё она свои ласты толстые растопырила! – пожаловался на свою соседку-толстушку Сметанину Пузырин.
-Дура тупая! – конкретно обратился он к своей соседке.
-Ой, - подбоченилась Сметанина. – Ты-то, дебил, уж помолчал бы!
-По харе получишь после уроков! – флегматично посулил Пузарин.
-От тебя что ли? Ой, напугал недоделок!
-Так, хватит! Пузырин, сейчас пойдёшь за дверь! – взорвался Тихомиров. Пузырин замолк.
-Читай, Наташа, дальше!
                Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком
                «Кабы я была царица,-
                Говорит одна девица,-
                То на весь крещённый мир
                Приготовила б я пир.-
                Кабы я была царица,-
                Говорит её сестрица.-
                То на весь бы мир одна
                Наткала я полотна.
                «Я б для батюшки-царя
                Родила богатыря!»

                Только вымолвить успела…

-Стоп! Погоди, Наташа!
Тихомирова вдруг осенило. Вчера, когда они с Трошиным уже внедрили по парочке рюмашек, разговор у них зашёл о смысле жизни. Помнится ,Трошин достал свой затрёпанный блокнот, куда он выписывал всякие умные мысли великих людей.
-Слышь, Сашок, какая сильная мысль! – и Трошин, подняв вверх указательный палец левой руки, чтобы подчеркнуть важность момента, медленно прочитал. –«Каждый человек получает в жизни ТО, чего хочет. Но не каждый после этому рад!»
-Скажи, Сань, сильно сказано?
Тихомиров вспомнил, как попросил повторить это выражение. Трошин повторил и пояснил:
-Вот понимаешь, Сань, Господь нам даёт то, о чём мы мечтаем. Ну, вот взять меня. Я после армии мечтал стать учителем физкультуры! Ой, как мечтал! Ну, вот стал. А сейчас? До пенсии ещё 4 года, а силы уже не те. Еле скриплю! Давление скачет, спина болит, в ушах звон. А тут шесть уроков! И идут эти дебилы. Вон 8 «В» возьми! Да, я бы лучше один машину дров разгрузил, чем у них один урок провести.
-8 «В»! Да, уж! – как Киса Воробьянинов поддакнул Тихомиров. – Сабачатник, а не класс!
-Ну, вот и я говорю! – подвёл итог разговора Трошин. – Что и не рад я этой работе теперь! Ну, а куда теперь пойдёшь? Сторожем или грузчиком? Тоже здоровье нужно! Ну, давай, Санёк, ещё по одной! За тебя! У тебя-то всё ещё впереди!
И вот это высказывание о том, что человек хочет, вдруг всплыло в сознании Тихомирова на уроке.
-Так быстренько открываем тетради по литературе. Пишем. Число. Классная работа. Запишем одну умную мысль, которая позволит нам порассуждать о смысле сказки!
-Сан Саныч! Мы не успеваем! – за всех попросил Пузырин.
-А ты,Пузырин, только в столовую успеваешь! – повеселевшим голосом снисходительно ответил Сан Саныч. Отправная точка была найдена ,и за урок можно было не беспокоиться.
-Пишите в тетради. «Каждый человек получает в жизни ТО, чего хочет! Но не каждый после этому рад». Записали?
-А кто это сказал? – вежливо поинтересовалась отличница Рябкова.
-Тебе какая разница! – за учителя ответил Пузырин. – Самая умная что ли?
-Правильно Наташа задала вопрос! – поддержал Рябкову Сан Саныч, который сам не знал, кому принадлежит это выражение. – Это сказал… Спиноза.
-У Спинозы в спине заноза! – вдруг съязвил молчавший Малявин. Класс грохнул смехом.
-Тише, тише,ребята!  - попросил Сан Саныч.
-А « Спиноза» вместе пишется или раздельно? – вежливо поинтересовалась отличница Рябкова.
-Задолбала! – прокомментировал её вопрос Пузырин. Тихомиров погрозил Пузырину пальцем и написал слово «Спиноза» на доске.
-Так, записали, положили ручки и слушаем дальше. Ну, вот, ребята, и вам в вашей жизни придётся делать выбор. Вы будете выбирать себе профессию. И нужно выбрать так, чтобы потом не раскаиваться! И в сказке Пушкин пишет о таком выборе. Вот видите. Одна девица решила стать поваром. Хорошая, (Тихомиров вспомнил, что должен в столовую 300 рублей, чмокнул губами и продолжил) но очень трудная работа. Представьте, целый день у плиты стоять!
-Да, уж! Чего хорошего! – согласился Пузырин.
-Вторая девица решила стать ткачихой. Профессия почётная, но вредная! Не зря им молоко и сметану дают.
-А третья девица! Постоянно рожать что ли будет? – опередил учителя Пузырин.
-Ну,видишь ли, раньше семьи были большие, по 10-15 человек! Много было многодетных матерей…
-И у царей было много детей? – уточнил Пузырин. – Вот стрёмно-то!
-Танька! – обратился Пузырин к своей соседке-толстушке Сметаниной. – Ты тоже многодетной будешь!
-Отстань, ишак бестолковый, - спокойно отозвалась Сметанина.
-Пузырин! – прикрикнул Тихомиров. – За дверь хочешь? Так вот видите, ребята, сколько зависит в жизни человека от правильного выбора профессии! У меня знакомый учитель физкультуры с детства мечтал о своей профессии, а сейчас вот еле дорабатывает. Здоровье не позволяет.
-Наш Семёныч что ли? – неожиданно догадался Пузырин.
-Какой он тебе Семёныч? – одернул юного наглеца Тихомиров. – Вы вообще этого человека не знаете. Так, сейчас, ребята, доставайте карандаши. Я вам дам листочек, вы нарисуете свою будущую профессию. Как вы её представляете. А потом мы ваши рисунки обсудим .Так, сейчас я выдам вам листочки.
Тихомиров, вздохнув, стал вырывать листочки из своей рабочей тетради по литературе. Через 5 минут класс увлечённо рисовал. Тишина прерывалась небольшой вознёй Пузырина и покашливанием. Дверь приоткрылась и в класс заглянула завуч Августина Авдеевна. «А я думала, кабинет пустой, - сказала она вполголоса Тихомирову. – Надо же! Какая дисциплина! Молодцы!»
Завуч удалилась. Тихомиров гордо расправил плечи. Через 15 минут руку поднял троечник Романов. «Я готов!» - торжественно заявил он.
-Ну, иди к доске. Показывай и рассказывай. Остальные дорисовывайте и слушайте! – Тихомирову уже самому надоело ждать. .Романов вышел к доске и показал свой рисунок прежде всего учителю, а потом ребятам. На рисунке был большой человек, а за ним дом, на котором была вывеска «Магазинъ. Всякая Всячина. Романовъ.» Больше всего Тихомирова поразил «Ъ» на конце слов «магазин» и «Романов». «Это же надо! – пронеслось у молодого учителя в голове.
-Я хочу стать предпринимателем, иметь 10 магазинов. Торговать и получать большой барыш! – важно сказал Романов. « Это же надо! – ещё более поразился изумлённый Тихомиров. – Совсем мы детей не знаем!»
-Да, это видно, Костя, из твоего рисунка. Садись. Ты меня приятно удивил. Пятёрку тебе поставлю. А раскаиваться не будешь в этой профессии?
-Да, не, – садясь на место, ответил Романов. – Я лет в 45 всё продам, деньги положу в банк и буду жить на проценты. «Это же надо! – в который раз изумился Тихомиров. – Совершенно, совершенно детей не знаем!»
-Так со своим рисунком к доске пойдёт…
В это время раздался звонок.
-Сан Саныч! А давайте ещё одну литературу вместо русского проведём, - предложил Пузырин от всего класса. Все одобрительно зашумели .Всем хотелось поведать о своих планах.
-Ну, ладно! Уговорили! Второй урок тоже литература! – улыбаясь, разрешил Тихомиров. –Звонок был?
-Давно уже! – зашумел класс.
-Тогда все свободны, - щедро разрешил Сан Саныч и вдогонку похвалил учеников. – Молодцы! Хорошо сегодня поработали на первом уроке!


Рецензии
И хоть тяжко было Тихомирову, но урок получился. С теплом.

Наталья Скорнякова   26.02.2024 18:59     Заявить о нарушении
Урок получился, но только урок рисования! Спасибо за отклик! С уважением!

Алексей Жарёнов   27.02.2024 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.