Блуждание. Часть 4. Глава 6

   Разместились с комфортом, перед сном искупали Дариена и сами обмылись. Реми с большим интересом наблюдал, как работает дровяной водонагреватель, его нехитрое устройство казалось парню величайшим изобретением человечества, а водопровод и городская канализация - пределом мечтаний. Бастиан вкратце, по-простому, объяснил зятю, как работают эти системы жизнеобеспечения в городах, и Реми жадно слушал, впитывая в себя, как губка, его слова.
-  Ты так много знаешь, почему тебя не приняли в университет?
   Бастиан засмеялся:
-  Видимо, ещё недостаточно моих знаний.
-  А сейчас ты где занимаешься?
-  Есть тут у нас один профессор, у него и подготавливаюсь, но больше всего занимаюсь репетиторством... - по глазам своего собеседника Бастиан понял, что Реми не знает, что это такое. - Помогаю ученикам помоложе освоить учебную программу за небольшое вознаграждение.
   Реми благодарно кивнул.
-  А я по вечерам хожу на репетиции в наш местный театр, он хоть и небольшой, но вполне достойный. Мне даже дали маленькую роль в пьесе, - беззастенчиво влез в их разговор Конег, - называется "На перекрёстке семи ветров" и написана она местным прозаиком. Скоро будет премьера!
   Если останетесь в Морле, обязательно всех приглашу!
   Реми даже представить себе не мог, что такое театр. Цирки повидать удалось, а вот высокое искусство было ему неизвестно.
-  Тебе нравится у нас?
   Реми молча кивнул, не хотел рассказывать о своих впечатлениях, чтобы не выглядеть окончательно дикарём.
   Но шурины и не думали над ним подсмеиваться, они сами вышли из низов и хорошо знали, каких усилий в жизни стоит подняться хотя бы на ступень выше. Благодаря Мирабель и её тайному покровителю, снабжавшему семью деньгами, им удалось получить достойное образование и иметь надежду на его продолжение. Им было понятно, что парень, сидящий с ними рядом, ничего в своей жизни не видел, кроме тяжёлого труда от рассвета до заката.
-  Прости за нескромный вопрос, ты умеешь читать?
-  И читать, и писать нас с братом научила Жюзьен...
-  Это очень хорошо! Если хочешь, я могу помочь, не стесняйся, с тебя я денег не возьму, - предложил свои услуги Бастиан.
-  Да, я тоже могу поделиться знаниями... - Конег тепло улыбнулся, и его добрые глаза согрели Реми душу.
-  Было бы неплохо! Спасибо, ребята! - Реми увидел на столе какие-то чертежи и начал их разглядывать.
-  Это моя вступительная работа, я спроектировал мост, а на нём жилые здания, по примеру Понте-Веккьо, во Флоренции.
-  Где это?
-  Это в Италии.
   Реми это слово ни о чём не говорило. Братья переглянулись и кивнули друг другу, подумав, что работы с ним непочатый край!..

   В это время Жюзьен вышла на кухню, чтобы попить воды, и столкнулась с Мирабель, сидящей в темноте у окна.
-  Простите, не хотела беспокоить...
-  Что ты, какие тут беспокойства, просто не могу уснуть. Долго ворочаюсь, и всякие мысли лезут в голову.
   Жюзьен присела на стул рядом. Благодаря яркой луне в кухне было достаточно светло, чтобы различать предметы и черты лица собеседницы. Профиль Мирабель напоминал греческую статую Богини Афродиты, которую Жюзьен видела на картинке в книге из домашней библиотеки аптекаря. После рассказа Бернарда про мифы Древней Греции, она заинтересовалась этой темой и прочла то, что ей удалось найти.
-  Вам всё ещё тяжело?.. Каково это?
-  Что именно?
-  Жить без него.
   Они  обе понимали, о ком идёт речь.
-  Тебе покажется это странным, но у меня такое чувство, что он никуда и не уходил.
-  Мне? Странным? Вовсе нет. Я часто слышу его голос.
-  Вот и Генри, тоже. А мне остаётся только верить...
-  Вы расскажете мне, что случилось тогда? Я слышала грязные домыслы, но это не может быть правдой!
-  Смотря, что считать грязным... Мучительная жажда принадлежать любимому человеку и невозможность быть с ним рядом? - продолжала рассуждать Мирабель. - Ты хочешь знать, что произошло в последний день его жизни? Но готова ли ты услышать об этом, девочка?
-  Я не девочка, и тоже многое повидала...
-  А может быть лучше, если он останется для тебя святым?!
   Жюзьен с трудом сглотнула, как никогда сильно ощущая присутствие отца Эдуарда, ей даже на мгновение показалось, что он стоит рядом с Мирабель и его руки лежат у неё на плечах.
-  Вы правы, он всегда был для меня святым, и этого не изменит никто и ничто, никогда!
-  А как ты относишься к Бернарду? - попыталась увести разговор в другое русло Мирабель.
-  Я бесконечно благодарна ему за проявленную к нам доброту.
-  И всё?! Прости мне мою бестактность, но вы оба выглядели влюблёнными.
-  Чувства вспыхивают и гаснут, остаётся судьба. А моя судьба - это Реми. Если бы я не вернулась, он бы погиб. Если бы я осталась с Бернардом, погубила бы и его.
   Они обе вздохнули.
-  Ты - очень сильная, Жюзьен, ты смогла остановиться ради спасения дорогих тебе мужчин.
-  Мне же наоборот казалось, что я его спасаю. Он был так слаб и холоден, почти неживой... И я думала, что отогрею его, если отдам всю себя, то верну к жизни!.. - Мирабель смахнула слезу, и у Жюзьен стали влажными глаза. - Мы два дня провели у моря. Целебный воздух, как говорят врачи... Эдуарду становилось всё хуже, но он был счастлив, и я уверена, ни за что бы не променял наше единение даже на годы жизни.
-  Если бы я тогда была рядом с ним, то не дала бы ему умереть!
-  Я тоже так думала...
-  Вы не знаете, на что я способна!
-  Жюзьен, ты была маленькой девочкой, которую Эдуард очень любил, любил больше, чем я могла понять.
   Слёзы покатились у Жюзьен по щекам горячими струйками.
-  Ты казалась мне навязчивой, капризной, непослушной, прости за прямоту, и я не понимала, зачем Эдуард подпускает тебя так близко. Почему потакает твоим причудам? Помнишь тот день, когда ты кричала мне проклятья за то, что тебя уводят из его палаты?
   Жюзьен помнила всё от первой встречи с Эдуардом до последней так, словно это произошло вчера.
-  Я не сообщала в приют, клянусь тебе, и не знаю, кто это сделал. Возможно, сами врачи, потому что боялись, что ты заразишься, они и взрослых-то к нему пускали с большой предосторожностью. Но то, как ты цеплялась за него, как безрассудно впивалась пальцами невозможно было понять...
-  Я убегала из приюта, чтобы лечить его. Мои руки уже тогда начали обладать силой, - Жюзьен подошла к Мирабель и протянула ладони, пытаясь объяснить.
-  Возможно... Но встань на моё место, и ты увидишь истеричного ребёнка, который шипит и кусается только потому, что его просят вернуться в школу.
   Жюзьен чуть не обожгла её своим прикосновением. Мирабель вздрогнула.
-  Чувствуете? То-то же... но весь мир ополчился тогда против меня и все вечно мешали хоть что-то сделать для него. Вы не понимаете, он - МОЁ ВСЁ!.. Так было всегда и так будет, даже если я ещё тысячу раз умру. Я смотрю на жизнь как на спектакль и играю в нём заданную роль, но никто никогда не был и не будет для меня дороже его!
   Мирабель искренне пыталась её понять, но это было непросто.
-  Мы обе ЕГО потеряли... И теперь нет причин всё так же ненавидеть меня, Жюзьен! Я чувствую свою огромную вину перед тобой, поэтому и попыталась всё исправить... Пусть не тебе, но мальчикам я отдала свою любовь, искренне приняв их в своё сердце.
-  Я благодарна Вам за это!
-  Дело не в признательности вовсе! Просто, позволь тебя любить. Ведь то, что нас разъединяло, теперь - соединяет.
   Одна невидимая ладонь лежала на плече Мирабель, другая легла на Жюзьен. Она не могла противостоять призраку, ощущая его близость и воздействие.
-  Постараюсь, видит Бог, я сделаю всё, что в моих силах... Вы покажете мне, где его могила?
   "Зачем тебе моя могила, если я рядом?!" - прозвучал бархатный и такой любимый голос в её голове.
-  Мы обязательно сходим туда завтра утром, обещаю тебе.
-  А ещё мне нужно отправить одному человеку телеграмму.
-  Я поняла. Мы и это сделаем. Позволь, просто обнять тебя!
   Жюзьен уступила этому объятию, и даже попыталась проявить чувство симпатии... На какие-то мгновения она представила, что именно так эта женщина обнимала ЕГО, а ОН её. Так ОН слышал легкое пьянящее дыхание своей вечной возлюбленной в последний день жизни, так стучали их сердца, кипела кровь, сливаясь в нечто единое, завещанное Богом стать плотью одной...
   Мирабель онемела, застыла, не в силах пошевелиться от ужаса и счастья: кажется, что она вновь обнимает ЕГО, и ОН, наконец, впервые нежно коснулся её губ, хотя всегда избегал поцелуя, из-за болезни.
   Обе женщины явственно ощутили присутствие Эдуарда и его слова: "Благодарю тебя, Жюзьен. Прости, что на миг позаимствовал твои руки и губы..."
   Жюзьен молча ушла. Им обеим нужно было опомниться. Когда-то будучи духом бесплотным она сама воспользовалась Патрицией, чтобы сделать ЕГО счастливым. Что ж всё возвращается на круги своя: долги должны быть отданы...
   Придя в себя, она вновь появилась на кухне, и протянула Мирабель завёрнутые в мужской платок деньги.
-  Что это? Мне не нужно от вас ничего, ради Бога, Жюзьен, я от всей души приняла вас...
-  Просто спрячьте эти деньги у себя и используйте, когда будет нужно. Мне их всё равно мужу не показать.
-  А-а, кажется, я понимаю... - Мирабель улыбнулась. - И даже знаю, как вам помочь.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/03/886


Рецензии
Потери, всегда объединяют людей, с которыми ты не общался или виделся редко, у нас так с дедушкиной сестрой стало, он умер и я к его племянницам ездила, хотя могла бы уже давно даже, когда он живой был, но мы так близко не общались)
Зато над Реми не смеются мальчики и очень хорошо его понимают и как важно встретить человека, который часам прошёл тернистый путь, прежде чем кого-то осуждать…
Трогательная глава! Особенно, затронуло то, когда отец Эдуард был рядом с женщинами, которые ему дороги!

Спасибо тебе, Наташенька за труд ❤

Ал Стэн   09.03.2024 16:34     Заявить о нарушении
Тебе спасибо за внимание и отзывчивость!
Я потом наверстаю...
Ну, а пока нет сил и времени даже почитать.

Натали Бизанс   12.03.2024 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.