Одиссея Хачика Оганесяна
Я расскажу вам историю сержанта Хачика Оганесяна примерно так, как сам ее себе представляю. Я не уверен, что мой рассказ будет точен в деталях, поскольку после побега Оганесяна из расположения части я о нем ничего не слышал. И уж тем более не общался с беглецом непосредственно. Напишу этот рассказ, опираясь на свою интуицию и знание некоторых черт характера Оганесяна. Достоверно известно мне лишь время и место его исчезновения: Афганистан, войсковая часть 34587, 17 ноября 1979 года. И место появления: Франция, Париж. Точного времени его появления в Париже я указать не могу. Может быть, это случилось через год, а может быть и через два после того, как Оганесян смылся из части. Но знаю точно, что после побега и длительного путешествия по белу свету он обосновался именно там, в Париже, у своих родственников-эмигрантов. Куда, собственно, он стремился и ради чего заварил всю эту кашу.
Сержант Хачик Оганесян большую часть своей жизни был никакой не сержант, а простой мужик, страдающий аллергией на советскую власть, плюс к тому немножко альпинист. Хачик имел диплом об окончании политехнического института, но предпочитал никому его не показывать, ибо зарабатывал деньги способом, не имеющим отношения к своему образованию - красил заводские трубы, уплотнял гидроизоляционным материалом стыки в стенах панельных домов, мыл окна и, в общем, делал все, что обычно делается в подвешенном на веревке состоянии. К тому же по инженерной специальности он никуда не мог устроиться из-за его, ну скажем, не криминального, но в общем-то нехорошего прошлого. А именно, как-то раз в порыве искания справедливости он швырнул бутылку с чернилами в свеженький портрет Брежнева, повешенный на стенку в предпраздничную ночь. Хачика быстро вычислили и долго мурыжили в КГБ, а потом вызвали в паспортный стол и поздравили с высылкой на сто первый километр. Конечно, после этого об интеллектуальной деятельности пришлось забыть. На сто первом километре инженеру-микросхемщику делать нечего.
О звании сержанта Хачик вспомнил в 1978 году, когда население бурным потоком текло в военкоматы с неистребимым желанием оказать интернациональную помощь дружественному Афганистану. Афганистан - почти заграница, а оттуда до реальной заграницы намного ближе, чем непосредственно из Союза нерушимого.
Поначалу все шло как по нотам. Вертушкой закинули Оганесяна и еще пару чуваков на точку, откуда он должен был передавать сведения о движении моджахежов по участку горной дороги. Улучив момент, Хачик слинял. Он хотел, пользуясь хорошей физподготовкой и альпинистскими навыками, перебраться через неохраняемый участок афгано-пакистанской границы и сдаться в Пешаваре тамошним властям, а дальше как получится. Но получаться стало иначе задолго до пересечения афгано-пакистанской границы. Пересечения, которое, кстати, вообще не состоялось. А состоялось пересечение индо-афганской границы, не входившее в планы Хачика. Просто Хачик слегка заблудился. Решающую роль в дальнейшей судьбе Хачика сыграли отнюдь не индо-афганские пограничники, как можно было бы с естественностью предположить, а легендарный пандит Матападья. Да, да, тот самый пандит Матападья, который в 1934 году поймал и продал в рабство советского писателя Бориса Матвеевича Лапина. Точно так же он поступил и с Хачиком - продал его в качестве раба в Тибет. Пандит к этому времени был уже столетним старцем, но бизнесу своему был верен.
2. Тибет
Таким образом герой наш оказался рабом при буддийском монастыре, расположенном высоко в горах. В нашем сознании рабство тесно ассоциируется с бесправием, оковами и плетьми, и понятно, что перспектива стать рабом нашего пленника не особо радовала. Но все оказалось не так уж плохо. Обязанности, а точнее единственная обязанность раба была смехотворно проста: крутить молитвенное колесо, обычно вращаемое ветром, в те редкие дни, когда ветра не было. Лихой на выдумки Хачик умудрился упростить даже эту крайне простую задачу - на протекающем неподалеку ручье он соорудил что-то типа мельничного колеса и соединил оба устройства веревочной передачей. Настоятель монастыря был поражен смекалкой доморощенного гения и проникся к нему уважением. Уважение это выразилось в том, что он предоставил рабу для житья просторную келью с двумя окнами и позволил ему два раза в неделю пользоваться услугами монастырских проституток. Надо сказать по этому поводу, что в буддийских монастырях, в отличие от христианских, аскетизм никогда не пользовался особой популярностью, мало того: общение с противоположным полом считалось занятием, возвышающим и облагораживающим душу, и всячески поощрялось монастырским начальством.
И в прочих аспектах жизнь раба в тибетском монастыре была просто замечательной: разнообразная и здоровая пища, хотя и немного экзотическая для европейца, полная свобода передвижения в нерабочее (нерабское) время, блестящая возможность для физических тренировок под руководством опытных мастеров, доступ к богатейшей монастырской библиотеке, где имелось также изрядное количество книг на европейских языках, включая русский. Именно в рабстве Хачик приобщился к русской классике, увлекся Толстым и Достоевским, о творчестве которых ранее имел довольно смутное представление. Попутно, проводя часы в монастырской библиотеке, Хачик изучал тибетский язык и достиг в этом занятии весьма ощутимых успехов. Теперь ему не доставляло особого труда общаться с монастырским народом на местном наречии. Для закрепления устных навыков он часто заводил разговоры с настоятелем, а тот, видя, что его собеседник не последний дурак и знает много диковинных вещей, с охотой поддерживал означенные разговоры.
Если бы воину Красной Армии жилось так, как рабу в буддийском монастыре, юноши только и стремились бы попасть в казарму, а менты навек были бы избавлены от необходимости отлавливать юношей для доставки их в военкомат. Куда тяжелее и напряженнее была жизнь монахов. Жесткий режим, посты, молитвы, ограничения, изнурительный труд. Отдельные фанатики, представляющие касту монахов-нсоу, добровольно заточали себя в тесные каменные клетки, где можно было лишь сидеть согнувшись в три погибели без света и почти без воздуха - клетку соединяла с внешним миром пробитая в скале дыра диаметром с кулак, расположенная на уровне пола с наклоном наружу. Через эту дыру, а точнее, через трубу, с помощью деревянной лопатки удалялись нечистоты, и через нее узнику на той же лопатке передавалась вода и пища. Кельи эти находились далеко за пределами монастыря, в горах. Можно представить себе "бытовые условия" затворников-нсоу, если учесть, что никакого специального персонала для их обслуживания не было в помине, а кормили их из собственных скудных запасов и создавали минимальные санитарные условия бродячие нищие пустынники. Никакого отопления, понятно, тоже не было, а зимы на тибетских высотах суровые. Затворник обязан был непрерывно, изо дня в день твердить молитву, звучащую примерно так: "Ом-мани-пад-ме-хумммммм!!!" Если молтвы не было слышно, то стража пустынь необыкновенно шустро заделывала цементом дырку, полагая, что затворник умер - неважно, если он просто надумал поспать или сотворил перекур между молитвенными ариями. Известный миру исследователь Центральной Азии Николай Михалыч Проживальский извлек однажды такого монаха из кельи. Нсоу был грязен, слеп, глух и не предпринимал попыток разогнуться, но механически повторял молитву "Ом-мани-пад-ме-хумммммм!!!" Впрочем, чего это я. Слишком далеко ушел от темы Хачика Оганесяна.
Итак, настоятель охотно поддерживал беседы с Хачиком. Но как иногда бывает с представителями различных культур, возникали моменты взаимонепонимания. Как-то раз Хачика дернула нелегкая брякнуть: "Очень странно, что в наш век технического прогресса вы живете изолированно, не имея радио, телевидения, компьютеров. Но ведь Тибет входит в состав Китайской Народной республики, одного из мощнейших индустриальных государств мира. Неужели Китай не оказывает на вас никакого влияния?"
- Какой там еще Китай? Какие компьютеры? - не понял вопроса настоятель. - Ни про какой Китай и ни про какие компьютеры мы не знаем. Нехорошо врать, уважаемый господин раб.
После чего Хачика больно высекли за вранье и лишили его части рабских привилегий.
3. Индия
Рассказывают, что спустя какое-то время Хачик сбежал из тибетского монастыря. Не потому, что тяжело было жить, а просто надоело и захотелось новых впечатлений. Да и цель манила - Париж. Его снова поймали и с толпой пленников пригнали на дурбар в город Лахор. Не подумайте, это вовсе не тот дурбар, который описывается в литературе. У слова "дурбар", надо сказать, два значения: одно - это пышный прием с участием царствующих особ, другое - просто базар, на котором, в частности, продают и рабов. Так вот, с этого дурбара наш Хачик тоже удрал. Далее начались его невероятные приключения, в сравнении с которыми безнадежно блекнет период его тибетского рабства. Трудно было беглецу скрыться от работорговцев в густонаселенной Индии. Днем Хачик спал, а ночами пробирался на юго-запад, подальше от дикости отсталых северных окраин и поближе к цивилизации. От голода Оганесян превратился в доходягу, но тут ему несказанно повезло: он наткнулся на бродячую корову, зарезал ее и перетащил в джунгли, где целую неделю предававлся обжорству и копил силы для финишного рывка на западное побережье страны. Коровья шкура тем временем сушилась на солнце и обещала путнику сослужить крайне полезную службу. Как известно, корова в Индии - священное и неприкосновенное животное, в высшей степени почитаемое местным населением. Поэтому, облачившись в коровью шкуру, можно было обеспечить священную неприкосновенность и самому себе. Единственное неудобство состояло в том, что передвигаться надо было на четвереньках и периодически мычать, причем достаточно громко, во имя подтверждения своего священного статуса. Изобретательный Хачик Оганесян долго брел на четырех конечностях, не вызывая подозрений у аборигенов. Для ночевки ему теперь не надо было забираться в заросли, спал он теперь в открытую, в любое время суток и в самых неожиданных местах. Особенно понравилось ему спать на скоростных дорогах. Водители, привычные к лежащим на шоссе коровам, неизменно притормаживали и с почтением объезжали спящее священное животное. Безопасность была абсолютной.
Увы, вскоре нашему герою сильно не повезло. Пересекая рисовое поле, он услышал позади себя оглушительный рев, и обернувшись, узрел, что его настигает бык. У Хачика, в натуре, от страха душа в пятки ушла. Мигом сбросив шкуру, он помчался, как образно рек когда-то Михал Юрьич Лермонтов, "быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла". Путник надеялся, что произошедшая с ним метаморфоза дезориентирует преследователя, заставит быка в растерянности остановиться. Не тут-то было! Обманутый бык, видимо, не потерпел такого унижения своего бычьего достоинства и лишь ускорил погоню. В смертельном ужасе Оганесян перепрыгнул через двухметровый забор, чего он ни за какие коврижки не смог бы сделать в иной ситуации, и совершенно обессиленный, скатился в овраг. Он чувствовал, что ни бежать, ни даже ползти, он уже не в состоянии. Земля тряслась, бык с ревом приближался и с разгону снес широкий кусок забора, асимметрично повисший у него на рогах - что, видимо, и спасло нашего беглеца, ибо зверь, занятый стряхиванием инородного предмета с головы, не заметил лежащей жертвы и промчался мимо.
Теперь Хачик не влез бы в коровью шкуру даже под угрозой расстрела. А двигаться дальше как-то надо было. Зона работорговли осталась позади, но теперь легко можно было напороться на полицейский паспортный контроль. Сообразительный Хачик тут же разработал новый тактический план. Никто не проверит документов у бабы, поскольку баба в Индии - существо забитое, бесправное и уж понятно, не имеющее ни малейшего намека на удостоверение личности. Хачик тщательно соскреб с лица усы и бороду, разбросал по плечам буйную растительность, отросшую на макушке за время тибетского плена и индийского путешествия, огрызком найденного где-то химического карандаша намалевал на переносице жирную точку, а когда наступила ночь, спер чье-то сохнущее на веревке сари.
И вот он снова в пути. Неплохо было бы слегка расширить задницу и соорудить подобие бюста, но сойдет и так - женщины в этой нищей стране голодные, полудохлые, полубесформенные.
Успешно проистекал третий день пути Хачика в новом обличье. И впрямь, никому дела не было до бредущей куда-то угловатой бабы. Но опять же случилось непредвиденное: путника обступила толпа мужиков в чалмах, дико галдящая на своем наречии. Умный Хачик, изучивший в монастыре тибетский язык, по ходу дела прихватил также и санскрит. Лучше бы он не знакомился с этой премудростью. Из галдежа мужиков он понял, что в нем признали вдову, уклоняющуюся от священного обряда сати, а покойник уже третий день лежит на дровах погребального костра, который все не зажигают, потому что повсюду ищут сбежавшую вдову. И теперь вдова будет возведена на костер, прикована к железной скамейке и сгорит живьем вместе с упокойным мужем.
Сожжение супружеской пары должно было состояться на берегу священного Ганга. На зрелище уже собралось около пяти тысяч зевак из окрестных деревень - хотя по масштабам Индии пять тысяч, это тусовка далеко не масштабная. Толпа с улюлюканьем гнала "вдову" по людскому коридору в сторону костра, в три ряда окруженного брахманами с зажженными факелами в руках. Один из священнослужителей влез на поленницу и царил там, потрясая медной цепью, которой вдову надлежало приковать к железной скамейке. Он опасливо косился на горящие факела - а ну как прилетит искра и зажжет костер раньше времени. Уже бывало, когда в процессе манипуляций по приковыванию вдова спрыгивала, а ни в чем не повинный брахман сгорал. Но тут, как бывает во всех историях с запланированным хеппи-ендом, случился крупный облом. "Баба", уже подтаскиваемая к стремянке, приставленной к поленнице, вдруг сбросила с себя сари и обнажила нечто такое, что повергло в ужас и брахманов, и зевак. Индусов, конечно, не удивишь непроницаемой шерстью на груди, но такого гигантского мужского органа явно не видел ни один индус со времени рождения Шивы. А Хачик, воспользовавшись всеобщим замешательством, сиганул в воды священного Ганга и был таков.
Продолжение, может быть, последует.
Свидетельство о публикации №216060200607
Жму руку, помнящую холодок горлышка "Агдама".
Вадим Яловецкий 02.06.2016 17:33 Заявить о нарушении
Тутошний врач, к которому я иногда обращаюсь, имеет фамилию Pandita.
А эпопеей Хачика я со временем займусь....
Мишаня Дундило 02.06.2016 20:30 Заявить о нарушении