3 Вкус детства

Предыдущая глава:  http://www.proza.ru/2016/05/29/635 

      Минут через пятнадцать я уже в своём сорок первом квартале. Кварталы появились в начале семидесятых. В ту пору, это были далёкие окраины города. Квартальное строительство только зарождалось. До этого мы жили в самом сердце Улан-Удэ. Советский район. Центр города.

      Всё рядом: кинотеатр «Прогресс» - куда мы детьми бегали в кино, мой любимый «Колос», продовольственный магазин «Спутник», где мы пили самый вкусный молочный коктейль за 15 копеек. Театр «Оперы и балета».

      Школа №3, где английский язык изучали со второго класса. Бесплатно. И где я пошла в первый класс. В школе, в старших классах учился чернокожий мальчик. Почему-то он запал мне в память. Щуплый мальчишка, с кучерявой головой. И лишь белки глаз и зубы сверкали белизной на чернильной мордахе.
Помню себя на одной из школьных фотографий: круглолицая, крепенькая девочка. Большеглазая, с короткими вьющимися каштановыми волосами. Увы, фото затерялось во времени… такая я, лишь в собственной памяти.

      Наша улица - Кубинская выходила на железнодорожное полотно, а другая Борсоева на центральную часть города. Деревянные дома тянулись линейкой вдоль проезжей части. В начале 1974 года эти дома пошли под снос. И мы получили квартиру в новостройке, 41 квартал. Это было очень далеко. Так из центра города мы переместились в Октябрьский район.

      И вот я в родном дворе. Ничего не изменилось. Тот же маленький столик, с двух сторон скамеечки. Также пенсионеры стучат в домино.
Всё те же сосны внутри дворика. Сколько же им лет?
Помню, как мы провожались с подругой до трёх сосёнок. Смешно вспоминать, как мы считали шаги, от подъезда до подъезда и делили поровну. Три сосны и точка расставания.

      Стою возле «своего» дома, подъезда. Очень хочется попасть внутрь. Вспомнить «вкус» детства.
Зайти в подъезд нельзя. Да, и чему удивляться? Двадцать первый век на дворе. Везде кодовые замки. Не то что, в то время, советское! Когда жизнь проходила нараспашку.
Я жадно всматриваюсь в окна. Может кто-нибудь выглянет. Так и есть. На балконе второго этажа появилась баба Аня. Она озирается вокруг, смотрит вниз.

      Я то, её узнала, и мне хочется закричать от радости: «Это я, Галя, дочь Тани Ланской». Что, я впрочем, и делаю.
     - Галя, ты что ли? Я ведь почти ничего не вижу. Только по голосу тебя и узнала. Уж очень голоса у вас с мамой похожи. Ты, что в отпуск приехала?
     - Да, хотелось бы зайти в подъезд – кричу ей снизу.
     - А к кому ты собралась? Никого из старых жильцов почти не осталось, но если хочешь, набери номер моей квартиры, я открою.
     - Хорошо, баба Аня.


       Есть такие люди, которые в памяти всегда остаются пожилыми. Может это потому, что ты никогда не видел их молодыми. Баба Аня старше моей мамы. Лет на десять, это наверняка. Значит сейчас ей 80 лет. Она из тех людей, которые всё про всех знают: кто, куда, откуда ушёл, пришёл, с кем, к кому, зачем и почему? Ночами к ней приходила бессонница, тормошила бабу Аню, и та, что бы скоротать время, занимала свой наблюдательный пост: летом – на балконе, зимой – у окна, на кухне.
 
      Да, и верно, чем ещё заняться ночью, Интернета не было, книг она не читала, а ночная жизнь соседей всегда интересна. Баба Аня находилась в эпицентре всех дворовых событий.
Зашла в подъезд. Прожили мы здесь ни много ни мало – семнадцать лет. Прислушалась к своим ощущениям: ничто не всколыхнулось во мне. Словно случайно ошиблась адресом. В подъезде грязно, изгажено, мусор, пустые бутылки из-под пива. Запах не проветриваемого помещения. Всё чужое. И люди за дверьми чужие.

      И зачем мне это? Я медленно поднялась на четвёртый этаж, остановилась перед дверью «своей» квартиры «14». Затем позвонила в квартиру напротив. Послышались шуршащие, неторопливые шаги. Медленно открылась дверь. Маленькая такая, узенькая щелочка. И в этот проём просовывается взъерошенная седая голова. Щуря подслеповатые глаза, всматриваясь… и совершенно не узнавая меня. Бесполезно объяснять, кто я, что я, и откуда. Она меня не помнит совершенно. Последний раз мы виделись шесть лет назад. Тётя Лена тогда растрогалась, что, я зашла её проведать. Мы хорошо, с теплотой поговорили. Пили чай с конфетками, на кухне. Вспоминали, как мы жили, по соседству. Двери их дома всегда были открыты для выросших детей и внуков. Интеллигентные милые люди. В доме всегда вкусно пахло пирогами, борщами, булочками.

      - Здравствуйте, - кричу я,- помните меня, тётя Лена, мы жили в квартире напротив. Я Галина, а маму звали Татьяна - безуспешно пыталась я втолковать.
Она долго вглядывалась в меня, но так ничего и не вспомнила…
- Извините, я Вас не знаю – ответили мне и закрыли дверь.

      На меня навалилась щемящая тоска. Нет здесь больше тех соседей. Они остались там, далеко в прошлом. Разъехались, продали, или просто уехали в другую страну. Одноклассница, которая жила через стенку, теперь на постоянном месте жительства в Израиле.

      Над нами, на пятом этаже, жила Люба с дочкой, растила одна, без мужа, милая добрая женщина, мы хорошо общались. Хлебосольная хозяйка, она накормила меня до отвала, так радовалась моему прошлому приезду! Мы не могли наговориться. Ей, всё было про меня интересно. Собиралась продать квартиру и купить домик в деревне, так как беспокоилась о дочери. Дочь ждала ребёнка. Видимо дом Люба купила. И её следы затерялись во времени. А жаль… очень бы хотелось встретиться снова.

      Я пыталась вернуться в то время, когда была беззаботной девчонкой и была жива мама… но, невозможно вернуться туда, где тебя давно уже нет.
Двери не запирались. И чистота. Мы, дети в пасмурную дождливую погоду, играли в подъезде. В жмурки – ведущему завязывали глаза, крутили на месте, а затем разбегались в разные стороны. И повисали гроздьями на перилах, как обезьяны, уворачиваясь от рук ведущего.

      Придумывали концерты, пели песни. Мы ходили друг к другу без звонка, потому, что телефонов у нас не было. Допоздна бегали на улице. И мамы кричали нам в открытую форточку: «Галя…Саша…Таня…Лена – домой!». Играли во дворе в казаки-разбойники, прятки, выжигалы, «кольцо-мальцо выйди на крыльцо». Играли в «классики».
Прыгали через скакалку, резиночку.

      « Детство – пора золотая, бегай, играй, веселись! Детства, второго не будет, сколько к нему не тянись» - вспомнилось вдруг. Это лишь мои детские воспоминания. Они живут лишь в моей голове. Только и всего. И нечего больше сюда ходить. Ни к чему. Зачем ворошить то, чего давным-давно уже нет.

     Медленно побрела, не зная куда. Захотелось позвонить подруге детства. Мне нужно было об этом переговорить. Достала телефон и набрала её номер, не очень рассчитывая на ответ.
Следующая http://www.proza.ru/2016/06/19/1219


Рецензии