Три мнения об одном и том же
«Добром скорее всего можно усмирить злого человека: доброе дело, которое мы делаем ему, как огонь жжет его, жжет дотоле, доколе он не перестанет делать зла. И потому, когда вас кто обидит или оскорбит, то старайтесь поскорее сделать ему какое-нибудь добро, и он перестанет на вас злиться; мало того, будет вашим другом».
И тут же в памяти всплыли сразу несколько весьма известных мест из разных источников. Но поскольку вышеприведенные слова принадлежат христианскому мученику, обратимся сперва к Св. Писанию:
«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12, 17-21).
Сколько сомнений у верующих христиан и сколько злого сарказма у поверхностно воспринявших текст из числа атеистов вызывали и вызывают порой эти строки из Евангелия! Да и то – шутка сказать – само христианское Писание дает в руки недоброжелателей лучший аргумент против христианской нравственности. Ведь при поверхностном (или вообще тенденциозном) восприятии текста получается, что добродетель христиан в данном случае имеет целью собирание на голову врагам пусть и метафорических, но все ж таки жгущих душу и тело объектов. Разумеется, только недобросовестный критик способен не захотеть понять, что речь здесь идет не о чем ином, как о собирании «угольев» стыда и раскаяния для врага, которому мы платим добром за зло. Да и заключительная фраза отрывка напрямую говорит именно об этом. Так что соответствие мнения Кронида мысли Св. Павла практически полное.
Другой вопрос - насколько упования авторитетных христиан на «побеждание зла добром» оправдываются в жизни. Здесь уже все оказывается не столь однозначным. Наверное, каждому из жизни известны случаи, когда в душе совершившего проступок и прощенного его врагом вместо раскаяния возникает еще большее раздражение и именно из-за ощущения некоего морального превосходства простившего. И вот это ощущение, помноженное на собственную гордыню, может дать в результате эффект совсем обратный ожидаемому. Не случайно наш замечательный поэт А.К.Толстой написал в свое время весьма остроумное стихотворение под названием «Великодушие смягчает сердца»:
"Вонзил кинжал убийца нечестивый
В грудь Деларю.
Тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво:
«Благодарю».
Тут в левый бок ему кинжал ужасный
Злодей вогнал,
А Деларю сказал: «Какой прекрасный
У вас кинжал!»
Тогда злодей, к нему зашедши справа,
Его пронзил,
А Деларю с улыбкою лукавой
Лишь погрозил.
Истыкал тут злодей ему, пронзая,
Все телеса,
А Деларю: «Прошу на чашку чая
К нам в три часа».
Злодей пал ниц и, слёз проливши много,
Дрожал как лист,
А Деларю: «Ах, встаньте, ради Бога!
Здесь пол нечист».
Но всё у ног его в сердечной муке
Злодей рыдал,
А Деларю сказал, расставя руки:
«Не ожидал!
Возможно ль? Как?! Рыдать с такою силой?—
По пустякам?!
Я вам аренду выхлопочу, милый,—
Аренду вам!
Через плечо дадут вам Станислава
Другим в пример.
Я дать совет царю имею право:
Я камергер!
Хотите дочь мою просватать, Дуню?
А я за то
Кредитными билетами отслюню
Вам тысяч сто.
А вот пока вам мой портрет на память,—
Приязни в знак.
Я не успел его ещё обрамить,—
Примите так!»
Тут едок стал и даже горче перца
Злодея вид.
Добра за зло испорченное сердце
Ах! не простит.
Высокий дух посредственность тревожит,
Тьме страшен свет.
Портрет еще простить убийца может,
Аренду ж — нет.
Зажглась в злодее зависти отрава
Так горячо,
Что, лишь надел мерзавец Станислава
Через плечо,—
Он окунул со злобою безбожной
Кинжал свой в яд
И, к Деларю подкравшись осторожно,—
Хвать друга в зад!
Тот на пол лёг, не в силах в страшных болях
На кресло сесть.
Меж тем злодей, отняв на антресолях
У Дуни честь,—
Бежал в Тамбов, где был, как губернатор,
Весьма любим.
Потом в Москве, как ревностный сенатор,
Был всеми чтим.
Потом он членом сделался совета
В короткий срок…
Какой пример для нас являет это,
Какой урок!"
Урок действительно немаловажный и заставляющий задуматься о последствиях даже самых, казалось бы, великодушных поступков наших. Что лучше для больного физически – горькое лекарство или усыпляющий боль анальгетик? А для того, у кого патология души? У кого в душе вместо любви к ближнему живет ненависть? Развернут ли такого человека в сторону добра наши всепрощение и любовь? Или лишь утвердят духовно слепого в его уверенности, что поступать с этими «не от мира сего» только так и следует? Ведь по-разному бывает в жизни... Нет, наверное, однозначного ответа на подобные вопросы.
Но обратимся к мнению философа, столь же глубоко чувствовавшего и переживавшего бездну человеческого падения, сколь и мало понятого и воспринятого современниками и потомками. Ницше. Вслушаемся – нет, не в слова его – но в страдание его души:
«Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе. И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного! И если случилась с вами большая несправедливость, скорей сделайте пять малых несправедливостей! Ужасно смотреть, когда кого-нибудь одного давит несправедливость».
Что это? Опровержение всей логики нашего мироустройства и всей нравственности нашей? Насмешка над «мещанской добродетелью» мира сего? Или просто философский парафраз стихотворения Толстого? А может... – попытка в такой парадоксальной форме преодолеть извечный дуализм человеческой натуры и человеческого же восприятия ее? Философское юродство, призванное «сбить морализаторскую спесь» с самоуверенных поводырей рода человеческого.
Но вот читаем далее у Ницше:
«Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие всякой мести. И если наказание не есть также право и честь для нарушителя, то я не хочу ваших наказаний. Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым, особенно если ты прав. Только для этого надо быть достаточно богатым».
И понимаем, чувствуем, насколько далеки от истины всяческие попытки наклеить ярлык антихристианства на свободную мысль этого философа. Если по-настоящему вникнуть в сказанное им, можно почувствовать, насколько близок ему подлинный дух Христов – дух понимания человека, сострадания человеку и прощения его слабостей.
Да, действительно, нужно быть «достаточно богатым» духовно и нравственно, чтобы быть в состоянии выйти за пределы мирской обусловленности и стать истинно свободным – таким, каким призывал нас стать Христос. Это и есть «преодоление человека» у Ницше, - явно различимый отклик на «преодоление ветхого человека» в христианстве. Ведь только преодолев в себе всю мелочную озабоченность всяческого рода обидами и воздаянием либо невоздаянием добром за зло, преодолев саму «естественную» склонность нашу к всяческого рода сравнениям и взвешиваниям на весах узко понимаемой добродетели, сможем мы преодолеть и свое ослепление «ценностями» этого мира и фетишизацию его в нашем сознании.
Свидетельство о публикации №216060700138
Геннадий Ищенко 20.02.2024 07:57 Заявить о нарушении