Чистосердечное признание

В последние годы я увлеклась философскими стихами. В том числе и стихами, положенными на музыку.

                Призрачно всё в этом мире бушующем.
                Есть только миг, за него и держись.
                Есть только миг между прошлым и будущим.
                Именно он называется жизнь.
                Вечный покой сердце вряд ли обрадует…
                (Л. Дербенёв)               

               
Разве возможно так точно прочувствовать жизнь и найти слова для её описания?!…

Невообразимо красивое стихотворение И. Анненского «Моя звезда» («Звезда», «Среди миров»), положенное на музыку, впервые я услышала в исполнении А. Суханова где-то в конце 70-х. Песня была записана на голубой виниловой пластинке, вложенной в журнал «Кругозор». Тогда я не знала, что это стихи Иннокентия Анненского.

                Среди миров, в мерцании светил
                Одной звезды я повторяю имя.
                Не потому, чтоб я её любил,
                А потому, что мне темно с другими. –

                И если мне на сердце тяжело,
                Я у неё одной ищу ответа,
                Не потому, что от неё светло,
                А потому, что с ней не надо света.

Помню концерты по ТВ Булата Шалвовича Окуджавы – советского и российского поэта, барда, прозаика и сценариста, композитора. Сколько он написал и исполнил чудесных песен, среди которых мои любимые «Виноградная косточка»:
   
                Виноградную косточку в теплую землю зарою,
                И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
                И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
                А иначе зачем на земле этой вечной живу?

и «Молитва»:

                Пока Земля еще вертится,
                пока еще ярок свет,
                Господи, дай же ты каждому,
                чего у него нет…

Сколько замечательных, таких жизненных стихов у Андрея Макаревича!

                Бывают дни, когда опустишь руки,
                И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
                В такие дни я был с собой в разлуке
                И никого помочь мне не просил.

                И я хотел идти куда попало,
                Закрыть свой дом и не найти ключа.
                Но верил я - не все еще пропало,
                Пока не меркнет свет, пока горит свеча…

Когда-то мы купили кассету с песнями в исполнении Жанны Бичевской:
 
                Мой духовный сад, как запущен ты!
                От негодных трав заросли тропы.
                Спит душа моя крепким сном давно,
                Не радит она о пути своём…

Позже я узнала, что это стихи архидиакона Романа (в миру Алексей Генрихович Тамберг) – архидиакона Русской православной церкви, музыканта, поэта. Он не только сам сочинял, но и пел.
 
                Кто не был скорбен, тот не испытал,
                Блаженный миг скорбей земных забвенье,
                И радость обретенного спасенья,
                Доступна лишь тому, кто погибал…

Это надо пережить. Это надо прочувствовать.   Чтобы понять. Чтобы сравнить…

Пришло время, и я поступила в один из московских университетов. На факультет русской филологии. Я попала словно рыба в воду. Я ждала каждую субботу, чтобы поехать в университет. Годы учёбы, мои студенческие годы были увлекательными. Я наслаждалась учёбой, новыми знаниями, которые впитывала как губка. Замечательные преподаватели университета постоянно поддерживали интерес к учёбе! Но иногда очень пугали…

Уже на 4-м курсе мы сдавали зачёт по лингвистическому краеведению. Сажусь, представляюсь.
– Только вчера вспоминали Вас на учёном совете, – спокойно говорит Анна Викторовна.    
У меня едва сердце в пятки не ушло. Соображаю быстро: «хвостов» нет, к занятиям готовлюсь…
– А что случилось? – испуганно спрашиваю.
– Да что Вы творчески относитесь к учёбе, – так же спокойно отвечает Анна Викторовна.

Николай Борисович – преподаватель современного русского литературного языка. Всеобщий любимец! Его лекции всегда были живыми, актуальными. Не помню, какая у нас тогда была тема.
– Бермудский треугольник, – диктует Николай Борисович, – самое опасное место на земном шаре.
– Наши большие суда спокойно проходят через Бермуды. Пропадают только маленькие иностранные суда, – оспорила я заявление преподавателя. 
– Вы там были? – быстро и несколько испуганно и одновременно удивлённо спросил преподаватель.
– Не-ет. Дядюшка рассказывал. (Дядюшка Славик был настоящим морским волком!) Он неоднократно проходил Бермуды на танкере. За ними тут же идёт иностранное судно и подаёт сигнал SOS.
Сигнал SOS – сигнал бедствия.  SOS – многие переводят это как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль), но это просто сочетание трех букв, наиболее удобных для передачи с помощью азбуки Морзе:
 S (. . .) O (– – –) S (. . .).
– Слава те, Господи! Русский мужик везде пройдёт! – выдохнул Николай Борисович.

Анна Владимировна знакомила нас с философией. Так интересно, просто и доступно рассказывала она о сложном, что я подумала: «В университете можно учиться уже из-за того, чтобы изучать философию».

Татьяна Александровна читала лекции по русской литературе ХVIII века.
Давно забылись ломоносовские строки, изучаемые в школе:

                Науки юношей питают,
                Отраду старым подают,
                В счастливой жизни украшают,
                В несчастный случай берегут…

Она рассказывала много, быстро, включая в монолог отрывки из произведений поэтов эпохи Просвещения.
Лидия Петровна вела курс «Введение в славянскую филологию». Профессор знает в совершенстве не только славянскую филологию, но видит, смотря искоса в потолок, и запоминает всех присутствующих на лекции студентов. О чём она нас и предупреждала. Лидия Петровна дважды была рецензентом моих работ.
   
Олег Викторович знакомил нас с языкознанием и древнегреческим языком. До сих пор помню полюбившееся древнегреческое высказывание: ; ;;;;;;; ;;;; ;;;;  ;;; ;;;;; [Гэ андрэиа архэ ести тэс никэс] – «Мужество есть суть победы». С темой дипломной работы мы определились ещё на летней сессии, перед последним курсом. По его рекомендации я неоднократно работала в храме знаний – в Российской государственной библиотеке – с источниками.
      
Александр Александрович умеет коротко и увлекательно рассказывать о произведениях Античной литературы и литературы Средневековья. «Симплициус симплициссимусс» (простейший из простейших) – первый и наиболее яркий образец плутовского романа на немецком языке Гриммельсгаузена. Сложно было выговорить сразу три трудных слова – название романа и фамилию автора.
 
На первом курсе мы изучали педагогику. Эту науку преподавал Александр Фёдорович. Как-то речь зашла про курсовые. И профессор выстроил целую цепочку, некий план развития на ближайшие годы.
– Берите тему, над которой можно работать всю жизнь. Напишете курсовую листов 30 – 40. Затем добавите ещё столько же – будет диплом. Затем к диплому добавите ещё столько же – будет кандидатская. К ней добавляете столько же – будет докторская.
Никаких проблем. Всё легко и просто. Начать и сделать. Сделать…

Именно тогда Александр Фёдорович зародил во мне сомнение-желание: неужели это возможно? Все годы учёбы я раздумывала над словами профессора: писать кандидатскую? И на последнем курсе, к зимней сессии, я решила: не могу сейчас закончить учёбу и больше не учиться.

Так я выбрала научного руководителя. Пришла к Елене Михайловне:
– Возьмите меня … в аспиранты.
Молодой профессор, элегантная, очаровательная Елена Михайловна была рада мне как лучшему другу. 
– Какая у Вас тема диплома? – сразу спросила она. И тут же предложила тему будущей диссертации.
Зимняя сессия ещё не закончена. Диплом не дописан. До государственных экзаменов целых полгода, а тема кандидатской уже определена.

Впереди были годы учёбы. Впереди было столько непознанного!
 
Низкий поклон и великая благодарность моим дорогим преподавателям!

 


Рецензии
Увлекательно пишете уважаемая Наталья.
"Виноградная косточка"- тоже моя любимая песня у Окуджавы.

Понравилось

Всех благ и удачи !

Валерий Олейник   27.12.2016 13:56     Заявить о нарушении
Валерий! Спасибо за проявленный интерес и добрые слова!
И Вам всех благ и удачи!

Наталия Расковская   08.03.2017 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.