Дневник. 9-12 ноября 2014 года

                9 ноября 2014 года.

   Как говорится, "война войной, обед по расписанию!" В данном случае - ужин. За окнами грохочут выстрелы, стёкла дребезжат, а я тороплюсь что-нибудь приготовить, пока совсем не стемнело. А темнеет с каждым днём всё раньше и раньше! В семнадцать часов в квартире уже совсем темно... Хорошо ещё, что в этом году время не перевели, а то бы и в четыре часа дома ничего было бы не сделать. Со свечой на плите всё равно почти ничего не видно, приходится подсвечивать ещё и фонариком, чтобы разглядеть, закипело или нет, не подгорело ли... А свечи и батарейки у фонарика (их целых три надо!) заканчиваются слишком быстро, а стоят слишком дорого...

   А грохот канонады? Да он уже привычен, к сожалению... До нас снаряды не долетают - и слава Богу! Как говорят, "будем решать проблемы по мере их поступления". Что толку пугаться? Стреляют уже неделю. Не будешь же всё время бегать в бомбоубежище! Так что готовлю ужин: макарончики и гуляш из куриного филе. Ну, и капусточка квашенная у меня получилась - просто язык проглотишь! Конечно, краем уха прислушиваюсь к стрельбе: не приближается ли, не свистят ли снаряды над головой... Мозг уже научился отличать, когда опасно, а когда вот так, как сейчас - можно спокойно заниматься своими делами.

   Недавно купила куриный фарш в лоточке. Тамара, торгующая у нас овощами предложила:

   - Бери! Такой фарш вкусный! И дешёвый!

   - Почём?

   -По двадцать пять гривен лоточек.

   -Не знаю, что-то слишком дёшево... - Засомневалась я. - Ты точно его пробовала?

   - Ну конечно! - Тамара уверенно и честно смотрела мне в глаза.

   Поверила. Купила. Дома открыла, понюхала - вроде, запах нормальный, свежий. Сделала котлетки, как я умею, классные. Попробовала и поняла, что... есть их не могу! Не знаю, почему... Пахнет изумительно, вид привлекательный, а есть невозможно!

   Пришёл с работы Славик. Ничего ему не сказала, положила котлетки с гарниром (может, это я такая капризная?!!).

   - А что это за фарш?

   - Куриный!

   - Чёт не похоже! Не-е, я такие есть не хочу! Лучше кашу с капустой!

   - А на что похоже?

   - Не знаю...

   Я вздохнула:

   - Вот и я не знаю...

   Решила я эти котлетки улучшить. Поджарила лук, морковку, перец болгарский, чесночок, помидорчик. Добавила водички и протушила вместе с котлетами. Запах - просто слюной можно подавиться! Пробуем - есть невозможно! И главное -непонятно, ЧТО не так! Вот просто не лезет в рот!

   Спрашиваю:

   - Так будем себя пытать котлетами или лучше собачкам отдадим?

   - Давай лучше собачкам!

   Сказано-сделано! Сложила я вкусняшку в пакет (а там двадцать две котлеты!!!) и понесла на улицу.  Стоят "девчонки"(моего возраста и немного моложе). Рассказываю им историю котлет. Они сразу:

   - Ой, дай я соседской собачке одну возьму!

   - А я парочку для кошек!

   - И мне дай! Я в гости иду - там Наташа кормит кучу бездомных кошек и собак!

  Так и разобрали. Правда, по котлетке я оставила Басе, Пушку и Катьке, которых кормлю за двадцать четвёртым домом. Им они очень понравились! А Жуля, оставшаяся одна у Тани (её щенков кто-то "добрый" отравил, вторую собачку Раду - тоже), красующаяся в пальтишке красного цвета с золотыми звёздами и Луной, с огромным удовольствием навернула три котлетки. И я успокоилась: не напрасен был мой труд! Мы не съели, зато животным получилась нечаянная радость!

   ------------------------------------

   Вернусь к выборам. Накануне их, Сергей Лавров заявил, что если выборы у нас состоятся, Россия признает их (или республику?). После выборов прошла ровно неделя. Теперь Россия говорит, что УВАЖАЕТ выбор народа! И только-то?!! И после этого снова обстреливают наши города?!!Нагло и безнаказанно! В Донецке на спортивной площадке убиты снарядом дети, игравшие в футбол... И, как всегда, Киев хотел перевести стрелки на ополчение. Но уже есть доказательства, что снаряд прилетел со стороны украинских военных... Интересно, сколько ещё будут продолжаться убийства мирных жителей?!! Погибли люди в Кировске, Стаханове, Первомайске... Это в нашей области. Про Донецк я просто молчу: его "утюжат", не переставая... Нагло нарушается перемирие, а весь мир опять ослеп и оглох... И снова санкции против... России!!! Я просто не могу понять, ЧТО происходит! Неужели в наше время, в двадцать первом веке, можно вот так просто убивать людей, уничтожать города - и ни за что не отвечать?!! И это воспринимается во всем мире, кроме России, как в порядке вещей! Как будто ничего не происходит! Ну, типа тараканов или грызунов потравили... А мы в роли этих таракашек...

  У моей приятельницы Нины дочка с маленьким пятилетним сынишкой живут в Первомайске. Я их несколько раз видела, когда приходила к Нине в гости. Очень серьёзный, рассудительный мальчик. И вот сейчас они практически не вылезают из подвала...

   - Представляешь, кровати там поставили, еду принесли, воду. И живут в этом холоде и темноте! - Нина чуть не плачет в трубку, рассказывая мне о своём маленьком внуке. - А через улицу от них-прямое попадание снаряда! От дома ничего не осталось! Повезло, что хозяева пошли в это время к матери...

   И вот у меня сложилось стихотворение от имени Нининого внука, Максима.

                ПИСЬМО ДЯДЕ ПУТИНУ ОТ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА ИЗ ПЕРВОМАЙСКА.

Дядя Путин, мы сидим в подвале.

Холодно и сыро тут у нас...

Дома жить обстрелы не давали...

Света нет, воды, есть только газ...

   С мамой мы на днях голосовали

   За республику, за мир, за "нет войне!"

   Чтобы детки пели, танцевали,

   Чтобы мирно спали в тишине.

Чтоб снаряды сон не нарушали,

И осколки бы не рвали плоть,

Чтобы малыши не погибали,

Надо всех фашистов побороть!

   Нас признают - и войны не станет!

   Пушки и гранатомёты замолчат!

   Почему ж весь мир не понимает

   Страх и горе маленьких ребят?!!

Мы ведь дети, не сепаратисты!

И хотим мы просто мирно жить!

В будущем мы лётчики, артисты,

Мы играть мечтаем и дружить!

   Дядя Путин, почему Вы замолчали?

   Не торопитесь теперь нас признавать?!!

   Мы надеялись, ведь Вы же обещали!

   А теперь решили просто УВАЖАТЬ!!!

А у нас снаряды снова рвутся...

Страшно так, что больше нету сил...

Порошенки нас освобождать берутся...

От кого?!! Никто их не просил!

   Наши папы не пошли на Киев!

   И не убивают там детей!

   И не ждут их бабушки и мамы,

   Как у нас, непрошеных гостей!

Дядя Путин, мы хотим жить дома!

И в своих кроватках сладко спать.

А пока приходится в подвалах

Нам под вой снарядов ночевать...



                11 ноября 2014 года.

   Вчера вечером всё же не выдержала: нагрела воды и налила в пластиковую полуторалитровую бутылку. Положила на кровать под одеяло, пока ёжась от холода, переодевалась в ночнушку. И поняла, что я была неправа, когда столько времени себя зря "закаляла"! В комнате-то восемь градусов (!!!), а на улице сегодня - семь! Разница только, что нет ветра и сверху не льёт дождь! Бутылка согрела постель, и не надо было, приняв позу эмбриона, пытаться прогреть дыханием ледяное ложе! И потом, когда почитала при свете своего ночничка на солнечной батарее, озябшую руку, которой держала книгу, тоже быстро согрела импровизированной "грелкой". Интересно, что вода довольно долго не остывает, и я даже во сне перемещала бутылку то к ногам, то к спине. В общем, сегодня тоже ложимся спать "вдвоём". Я и бутылочка из-под "Живчика" с горячей водой.

   Ночью вдруг проснулась от того, что кровать ходит ходуном! Знакомые ощущения: когда летом шли обстрелы, и я точно так же просыпалась от лихорадочной трясучки, как будто кровати тоже страшно! Неужели к нам опять вернулась война?!! Вставила слуховой аппарат - без него звука не слышу. Только вибрацию ощущаю... Посмотрела на часы: двенадцать минут первого... А бабахает, похоже, "Град"! Далековато. Почему-то даже не сделала попытки встать. Страха тоже не было. Привыкла? Хотя разве можно к войне привыкнуть?!! После восьми - десяти залпов всё затихло. Я послушала ещё, послушала, вынула свою "слухалку" и, к удивлению, сразу заснула! И проснулась только утром от того, что Славик тарабанит в дверь - будит. Уже утро. Пора вставать.

   - Как тебе сегодняшняя ночка? - Спрашиваю.

   -Да это же далеко было, - Спокойно говорит сын, как о чём-то обыденном. - Я и не дёргался.

   А в газете, которую я сегодня продаю, написано, что укры продолжают обстреливать Стаханов, Кировск, Первомайск... Это опять из анекдота:" не зьим, так понадкусую!" Если им шахты не достанутся, значит надо их разбить! А уголь при этом закупать втридорога в Южной Африке! Не могу понять: Украиной вообще-то правят нормальные люди?!! Адекватные?!! Что-то берёт очень большое сомнение!

 ---------------------------------

   Газетами торговать всё труднее. На улице холодно, людей меньше. Острый информационный голод, возникший, когда по всему городу не было ни света, ни связи, уже утолился. Это один наш западный район пока обесточен.. Молодёжь в интернете, остальные черпают информацию по телевизору. И только бабушки-дедушки привыкшие и любящие читать, специально приходят ко мне за газеткой. Большинство из них я уже запомнила, здороваемся, разговариваем "за жизнь".

   Вот София Ивановна протягивает трясущейся рукой мятую гривну:

   - Я не могу без газет! Для меня это как воздух! Спасибо, что Вы тут продаёте, не надо далеко идти!

 Или скажет:

   - А я уже сегодня приходила! Вас ещё не было! Второй раз вышла!

   Другая бабушка хромает, тяжело идёт, опираясь на палку. Улыбается ещё издали. Когда подходит, я шучу:

   - А я Вам вчера прогул записала (её вчера не было).

   Она оправдывается:

   - Я плохо себя чувствовала, не смогла выйти...

   Дедуля в берете и неизменной тельняшке, который каждый день подолгу со мной болтает (иногда так долго, что уже хочется, чтобы ушёл...), сегодня вдруг "выдал":

   - Эх, мне бы лет пятнадцать-двадцать сбросить, я бы тоже в этих фашистов из "Градов" шандарахнул! Хотя... мы ведь не знаем, что у ополченцев на уме... Что от них ждать? Голосовали, конечно, за них...

   Я говорю:

   - Мы ПРОТИВ фашистов голосовали!

    Он соглашается:

   - Ну да! Ну да!

   Ещё одна бабулька, когда я улыбнулась ей и поздоровалась, прямо умилилась:

   - Ой, Вы меня уже узнаёте?!!

   Конечно, узнаю! У меня же профессиональная память педагога. Даже много лет спустя я узнаю своих бывших студентов. Так что бабушек-дедушек мне запомнить ничего не стоит!

   А продажи упали здорово... Если раньше я легко продавала двести газет, то теперь не всегда продаю и сто... Другие реализаторы тоже жалуются на плохую торговлю. Некоторые вообще рискуют брать только пятьдесят штук. А мама с дочкой и вовсе бросили эту работу: несколько раз были большие остатки, а возврат Юля категорически не принимает... И смысл тогда стоять на холоде, и ничего не зарабатывать... А то и в убытке оставаться...

   Иногда я думаю, что поменять бы своё место торговли - слабенький пошёл поток людей в "Народный". Интерес, вызванный рекламой, удовлетворён, цены, в действительности, не всегда и не на всё "народные", хоть я и защищаю этот супермаркет, как могу. Если раньше сюда съезжались со всего города, то теперь ходят в основном жители этого района. Но и среди них много таких, которые вначале покупали газету ежедневно, потом - через день, а потом и вовсе отказываются:

   - Да что там читать?!! Пишут одно и то же!

   А другие и вовсе злятся:

   - Врут они всё!

   Но есть ведь и такие, как Софья Ивановна, которые ЖДУТ меня, надеются, что купят у меня газетку. И таких ещё много. Как же я могу их бросить?!! "Мы в ответе за тех, кого приручили!"



                12 ноября 2014 года.

   Вдруг вспомнила, как когда-то моя подруга, работавшая на севере в интернате, в котором учились дети чукотских оленеводов, рассказывала:

  - Представляешь, привозят детей в интернат. Там, конечно, еженедельная баня. И... дети начинают болеть! В чумах живут не моются - и не болеют! Родители приезжали, ругались: нельзя мыться каждую неделю! Вредно!

   Мы смеялись над этим. Потом я прочитала, что, оказывается, вредно смывать с мылом защитный слой, который образуется на коже. Особенно зимой!

   И вот мы теперь, как те чукчи, всю осень нормально не моемся. То, что мы проделываем на кухне (потому что в ванной настоящий ледниковый период!), купанием или мытьём назвать никак нельзя! И я, вспомнив чукотских детей, успокаиваю себя тем, что может, не так-то это уж и страшно! Хотя так хочется сходить в баню и нормально помыться! А если бы ещё и с парилочкой - вообще бы полный кайф был! Интересно, есть ли у нас сейчас бани, которые работают?

----------------------------------------------

   Сегодня денёк более-менее. И стрельбы не слышно. И ветра нет. Относительно тепло. И газетки двухгривенные ушли до двенадцати часов.

   Уже дней десять я стою возле "Народного" не одна. Подошёл скромный такой паренёк:

   - А можно я рядом с Вами буду продавать пополнение счёта на мобильный?

   - Конечно можно! Вдвоём веселее будет!

   И вот у нас с ним теперь "спетый дуэт"!

   - Газетка сегодняшняя с программой на следующую неделю! - "запеваю" я.

   - Пополнение счёта МТС, Лайф! - Вторит мне Михаил.

   - Свеженькая газетка! - Верещу я.

   - Стартовые пакеты МТС, Лайф! - Подпевает Миша.

   Вдвоём гораздо веселее. Мы на разные темы беседуем. И как-то не чувствуем разницу в возрасте. Но больше всего меня заинтересовало, что Михаил, оказывается, САМ бросил пить и курить!

   - Как это ты к этому пришёл? - Удивляюсь я. - Это смелое решение!

   - А я посмотрел ролики Жданова и Алена Кара. И пришёл к выводу, что мне совсем не хочется от чего-то зависеть! Особенно от никотина и алкоголя.

   - И что-сразу вот так и бросил?!!

   - Нет, - он смеётся. - Докурил пол-пачки начатые. Жалко выбросить было!

   - А тяжело далось?

   - Тяжело... - Вздыхает парень. - Особенно меня пугали сны, где я закуривал или выпивал! Просыпался в холодном поту: неужели не выдержал, и всё насмарку?!! Фу-у! Это только сон! Не бывает ведь бывших алкоголиков или курильщиков! Сорваться можно в любой момент! Особенно во время войны приходилось себя контролировать! Вот у нас снаряд прямо в крышу попал! А мы с женой только перед войной ремонт сделали! Так хотелось и закурить, и выпить от горя и отчаяния! Но это ведь только кажется, что закурил или выпил - и станет легче... Проблемы-то никуда не деваются!

   - Ну да,-согласилась я, - они на время как бы отодвигаются. Пока длится опьянение. А потом их всё равно решать надо! А можно ведь и время упустить!

   - Вот именно! Вот у нас сейчас дом не пригоден для жилья. Тут хоть запейся и закурись - крыша сама не покроется, окна не застеклятся! Пахать надо! Деньги зарабатывать и ремонтировать! А пока пьёшь - дожди пойдут, что потом делать?!! Нет уж! Свою жизнь надо самим контролировать!

   В это время мимо нас продефилировала дамочка примерно моего возраста. Уже третий раз заходит в супермаркет за пивком. Цены на пиво у нас сейчас астрономические. Но её это, видимо, не останавливает. Выходит каждый раз с литрухой. В первый раз шла трезвая. Второй раз остановилась возле меня, обдала перегаром и заговорчески сказала, подняв указательный палец:

   - В нашем деле главное - правильно опохмелиться!

   Вышла с очередной бутылкой, снова притормозила и мне на ушко, типа по секрету:

   - Я ведь когда выпью, могу ТАК послать! Но - тс-с-с! - никому не говори!

  Идя с третьей литровкой, она уже никого не замечала и с трудом держала равновесие. Глаза смотрели в разные стороны, ни на чём не фокусируясь.

   - Вот и пример расслабления! - Покачал головой Михаил. - А на женщин ТАКИХ смотреть особенно неприятно!

-------------------------------

   Перед магазином осталась ждать хозяина пятнистая охотничья собака. Его долго не было. Псина и подбегала к двери, и становилась на задние лапы, заглядывая в стеклянную дверь, и скулила... И металась вслед за каждым вышедшим из супермаркета мужчиной. Но, поняв, что ошиблась, тут же возвращалась назад.

   Я подозвала беднягу:

   - Иди сюда!

  Она подошла. Я погладила её по голове:

   - Не переживай, выйдет твой хозяин!

   Она посмотрела на меня умными глазами и опять заскулила.

   Наконец вышел слегка выпивший бородатый мужичок. Собачка радостно бросилась к нему. Он на неё никакого внимания!

   - Это Ваша собака? - Спрашиваю.

   Он удивил меня:

   - Нет не моя! Его хозяин заснул пьяный на улице и замёрз! Он мой сосед. Ну, мне и говорят: "Собака скулит возле Петьки! А он, похоже, мёртвый лежит!" Петьку в морг увезли, а я кобеля его теперь кормлю! Жалко! Хотя он мне и не нужен совсем!

   Так и ходит он с ненужной ему собакой, а она боится его потерять!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/12/619


Рецензии
Так и ходит он с ненужной ему собакой, а она боится его потерять!
Прям, как люди! Одной фразой целая судьба.

Арчибальд Скайлс   04.06.2018 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Арчибальд! (не знаю, как Вас зовут на самом деле). Кстати, этот мужчина до сих пор ходит со своей уже собакой, и рассказывает об ее проделках с удовольствием, и заботится!

Светлана Красавцева   04.06.2018 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.