Деду

Грусть и усталость. – Что так? – Читал «Утро помещика» Толстого. Нехлюдов так сам себе сказал после бесед со своими мужиками. – Помню: он главный герой этой повести. Заметная личность. – Нехлюдов – это Толстой в молодости. Помню его переписку с его тётушкой – графиней. – Да, многозначительная переписка! Он ей сообщил о выбранном им курсе в жизни: желать делать добро и любить его. Главным злом он считал жалкое, бедственное положение крестьян. Он считал, что это зло можно победить трудом и терпением помещиков. – Я считаю главным злом невежество людей. – Это сложная тема. Графиня мудро ему ответила: «… у тебя прекрасное сердце, но наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Ты говоришь, что чувствуешь призвание к деревенской жизни, что хочешь сделать счастливыми своих крестьян и что надеешься быть добрым хозяином… знай, что мы чувствуем своё призвание только тогда, когда ошибёмся в нём в первый раз; что легче сделать собственное счастье, чем счастье других; что для того, чтобы быть добрым хозяином, нужно быть холодным и строгим человеком; ты считаешь свои рассуждения непреложными и даже принимаешь их за правила жизни… твои планы – ребячество… выбирай проторенные дорожки, они ведут к успеху, который необходим для того, чтобы была возможность делать добро, которое ты любишь. Нищета нескольких крестьян – зло необходимое, или такое зло, которому можно помочь, не забывая всех своих обязанностей перед обществом, своими родными и перед самим собой…» Поступил он о-своему. Как он беседовал с крестьянами! Как невежественны и «культурны» они были, упрямо стоя на своём «народном». – В этом «тайна русской души», ты не находишь? – Очень близко к ней. Душа Нехлюдова - тоже «тайна русской души». Есть это дело и в нас: и крестьянское невежество, лень и безалаберность, и сентиментальность, без меры. – Меня задело окончание повести: во дворе порядочного крестьянина – хозяина было так уютно, радостно, тихо, прозрачно…, что Нехлюдов мгновенно забыл тяжелые впечатления от бесед с нищими крестьянами.  – А мне особенно понравилась та часть повести, в которой Нехлюдов говорит сам с собой: неужели вздор были мои мечты о цели и обязанностях моей жизни, отчего мне тяжело, грустно, как будто я недоволен собой; тогда как я воображал, что, раз найдя эту дорогу, я постоянно буду испытывать ту полноту нравственно – удовлетворённого чувства, которую испытал в то время, когда мне в первый раз пришли эти мысли?  - Так и мы – старики – «совки» себя сегодня чувствуем. А как он мечтал, лёжа под деревом и глядя в небо! Мысль наполнила всю его душу… мысль, что только любовь и добро есть истина.  Он видел перед собой огромное поприще для целой жизни, которую он посвятит на добро и в которой, следовательно, будет счастлив. Ему не надо искать сферы деятельности; она готова; у него есть прямая обязанность – у него есть крестьяне. И какой отрадный и благодарный труд предоставляется ему – «действовать на этот простой, восприимчивый, не испорченный класс народа, избавить его от бедности, передать ему образование, исправить его пороки, порождённые невежеством, развить нравственность, заставить полюбить добро». Какая блестящая, счастливая будущность! И за всё это я, который будет делать это для собственного удовольствия, буду наслаждаться благодарностью их, буду видеть, как с каждым днём я дальше и дальше иду к предположенной цели. Чудная будущность! Как мог я прежде не видеть этого? Так же возвышенно он мечтал о своей семейной жизни. Нет, не могу я хорошо пересказать повесть «Утро помещика». Её надо читать! Особенно современным предпринимателям. – Не надо им её читать. Одно расстройство произойдёт. От противоречия добрых дел с законом пятипалой руки рынка. – А в твоей СРДС? – И там рынок, и там проблем будет много, из – за несовершенства человека, но РППП/Н с её целью: реально обеспечить справедливость в нормировании, оценке, оплате труда всех, живущих праведно, людей поставит всё на свои места, в том числе и «невидимую руку рынка», по своей природе склонную к грабежу.  – Дай – то Бог.  – Не Бог, а старейшины – профессионалы.  Нам всем не грешно подчиниться им.  В. Лоб. 


Рецензии