Гол, голый - этимология

И выпил он вина, и опьянел, и лежал
обнаженным (ГАЛА)  в шатре своем.
Бытие 9:21 (о Ное)

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

* Гол. Рассматривается как краткая форма прилагательного «голый» - нагой. Этимологии - нет.

* Голый. Корень: -гол-; окончание: -ый. Общее прототипическое значение — лишённый покрова, одеяния или защиты, особенно там, где наличие покрова является нормальным, ожидаемым или желательным. Не имеющий на себе одежды, не несущий на себе естественного, ожидаемого покрытия (как правило, волос, или шерсти), не имеющий на своей поверхности чего-либо скрывающего, маскирующего, перен. взятый сам по себе, без добавок, прикрас или примесей.

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. голъ (др.-греч. ;;;;o; gymnos обнаженный), руск. голый, укр. голий, белор. голы, болг. гол, сербохорв. го, гола, голо, словенск. gol, gola, чешск. holy, польск. goly, в.-луж. holy, н.-луж. goly. Родственно латышск. gala «гололедица», gale ж. «тонкая корка льда», др.-в.-нем. kalo «лысый». Сюда же (с другим вокализмом) польск. galaz, чешск. haluz «ветвь».

б) Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка; evartist.narod.ru/text15/007.htm

Общеславянское – golъ. Древнерусское – голъ, голый. Слово «голъ» («голый») присутствует в древнерусском с XIII в., более ранними являются слова: «голина» – «голая земля» (с XII в.), «голъть» («голот») – «лед» (с XI в.). Слово общеславянское, предположительно восходит к общеславянскому golva из индоевропейского galua, gul. Поэтому русское слово «голый» имеет однокоренные аналоги в других языках: немецкое Kahl, голландское kaal, что указывает на латинское происхождение от calvus – «голый», «лысый». Современное значение слова «голый» дошло без изменений – «нагой, обнаженный», «лишенный растительности (одежды)». …

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., Ан СССР, М., 1977, вып. 4

Голый, прил. 1. Нагой, без одежды, голый. Люди ходить нагы все, а голова не покрыта, а груди голы. X . Афан. Ни-кит., 13. XV—XVI вв. с о 1472 г. … 2. Ничем не покрытый. Одра не имать на голе земли нлътию лежеть. (Муч. Ири- ны) Усп. сб., 146. XII—XIII вв. … 3. Лишенный растителъного покрова. (1430): Въ Смоленьсце явися волкъ голъ, безъ шерьсти, и много людей елъ. Ерм. лет., 146. … 4. Не содержащий ничего иного, только один, без дополнений, имеющийся в наличии. А продал есми стены голые без мосту и без лествицы. А. Кир.-Б. м. I (А), № 49. 1581 г. А продалъ язъ попъ Матфей ему Федору свой жеребей... голую землю… 5. Лишенный достатка, бедный. А которые государь, у насъ люди голые наги, и боси, и те, государь, все пошли розно.

б) Национальный корпус русского языка

В русской литературе XIX века термин «гол» фиксируется с 1809 года, максимальное использование после 2000 г.; «голый», рост употребления термина в литературе с 2011 г.

* В. Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750):  «Из сего непрерывно междо внучаты Изяславли и Ярославли произходит вражда, и меч содержат голый, к войне приуготованный (383)».

* А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву (1779-1790): "Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет".

3) Обобщение и вывод

Мы выяснили, что термин «голый» регистрируется с XIII века,  первоначально означал какой-либо предмет не имеющего покрова, обнаженный, в т.ч. обнаженного, нагого человека.
Термин заимствован из оригинальных библейских текстов,  где ивр. ГАЛА обнажаться, оголять.

4) Терминология иврита и библейский образ

а)  Терминология иврита

ГЕЛАИ обнаженное место.

ГАЛА оголять, делать голым, обнажаться.

См. стронг ГАЛА
б) Библейские образы

* Иеремия 13:22: «И если скажешь в сердце твоем: "за что постигло меня это?" - За множество беззаконий твоих открыт (ГАЛА) подол у тебя, обнажены пяты твои».

* Исаия 47:2: «Возьми жернова и мели муку; сними (ГАЛА) покрывало твое, подбери подол, открой (ГАЛА обнажи) голени, переходи через реки».

* Исаия 47:3: «откроется (ГАЛА обнажится) нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого»; и т.д.

Таким образом, мы определили этимологию термина «гол, голый», происхождение и связь с материнским языком. Выводы лингвистов о праславянском происхождении слова не имеют логического, исторического, теологического, идеологического основания. Для распространения  имени или термина необходима единая культурная и социальная среда общества, на культурном пространстве России всегда господствовало иудеохристианство.


Рецензии