Спартак взошел на свой Эверест!

   Балет «Спартак-2016» взошел на свой Эверест,  «взял высоту», равную Прометею  - новую для молодого поколения, но уже не раз покоренную для людей, знающих театр лет сорок назад.  И это другой «Спартак», не тот, каким мы привыкли его видеть в Большом. Совершенно иной - по пластическому языку, драматургическим акцентам, глубине и индивидуализации главных персонажей. И такой, возобновленный и уже совсем иной, он весьма интересен и важен для труппы Национальной оперы Молдовы, важен  для всех нас. Почему? Ответ не прост…
   Премьерное восстановление балета Арам Хачатуряна «Спартак» по модели хореографа-постановщика Игоря Чернышева 1975 года  стилистически очень напоминает балеты 70-х годов прошлого столетия. Масштабный, пафосный, убежденно- гражданственный –  вроде все атрибуты советского балета соблюдены. Но не в этом главное, и не этим силен постановочный язык Игоря Чернышева.  Уже после известных постановок Леонида Якобсона (1956 года) и Юрия Григоровича (1968 года) Игорь Чернышев осмелился создать свой  «Спартак» в Одессе и в Кишиневе, в другой концептуальности, сменив полюса акцентов чуть ли не в противовес изначально мощнейшим и, казалось бы, незыблемо установленным  Ленинградом и Москвой!   
   Сам Спартак – он в балете Чернышева главный, и название балета, акцентированное на его имени, наиболее убедительно именно в версии семидесятых.  Но этот Спартак – не только лидер, борец, не сдающийся  в любых обстоятельствах. Нет. Это прежде всего ЧЕЛОВЕК – ранимый, тонкий, подверженный сомнениям и стрессам, теряющий веру, затем вновь ее обретающий. Здесь он  мучительно неоднозначный, даже лирический персонаж, трактованный  в высшей степени поэтично и  жертвенно, что мы наблюдали  в трактовке Народного артиста Молдовы Алексея Терентьева.  Это не вымпел, не символ, а мужественный человек, закаливший свою волю не только из желания побеждать,  а потому что за ним ЛЮДИ, и он ЧЕЛОВЕК.  Человек – как творение Божье и предназначенное божественной силой преодолеть непреодолимое, как это было в судьбе Христовой. Прямые ассоциации с участью Христа неоднократны в балете, что, кстати, смело для балетного языка советских времен.
   Для Чернышева Спартак – явно символ творения, даже творца, измученного необходимостью творить и жить в заданных условиях. Одновременно это и прямая ассоциация ленинградца, знавшего историю блокады, замкнувшей людей в кольцо немыслимой жестокости, в которой выжить невозможно.
   Сам тип драматургии спектакля – покадровый, кинематографический и странный. Кадры чередуются не связано, а с намеренным разрывом. Следующая сцена возникает после паузы и темноты, обрывающей сцену предыдущую на самой ее кульминации. И чем дальше, тем  бездна-разрыв между желаемым и действительным очевидней. Словно действие специально прервано, изранено и не договорено, задыхается и продолжается вновь, не имея возможности до конца воплотиться во всей своей красоте и мощи.
   А красив балет Чернышева необычайно и весьма эстетизирован с очевидной грацией и элитностью ориентальных линий нео-модерна. Да, красив откровенно, не груб и утончен. Этого Чернышев не боялся. Не побоялась эстетства красоты и хореограф по восстановлению спектакля Наталья Короткова, исполнившая партию Эгины в «Спартаке- 2016». Эгина Коротковой вызывающе эротична в той высокой степени ЭРОТИКИ ВЛАСТИ, перед которой устоять невозможно. В партии Фригии выступила Народная артистка РМ Кристина Терентьева, тонко дополнившая образ Спартака как его духовное продолжение. Красив и женский кордебалет в спектакле, особенно во втором действии и в финале.
   Но «Спартак» знаменит мужским танцем, силой и мощью именно мужской части балета, которую кордебалетом назвать язык не поворачивается. Потому что налицо ХОРЕОДРАМА сильных мужчин, не сумевших спасти от рабства ни себя, ни  своих женщин. И тут горе не общее, а беда каждого мужского персонажа.
   В целом, балет Игоря Чернышева – это балет монолиний: и  в мужском ансамбле, и в дуэтах, и в сольных фрагментах – везде трагедия ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ, что очевидно, если внимательно следить за неожиданными вычленениями персонажей из толпы. Кто-то обязательно не повторит общий рисунок, обязательно индивидуализируется.  Так неожидан в балете Чернышева Красс, активный в пантомиме, но не танцующий.  Сейчас его исполнил Иван Иванишин, по сути, не создающий провокации борьбы и сопротивления.  Меня убедил и экспрессивный Евгений Ткач в партии Грекораба. А Гармодий в исполнении Александра Балана  весьма органичен, да и просто красив в стилистике "Спартака".
   Игорь Чернышев мыслил скорее камерно, чем массово. Он в большей степени мыслитель, а не динамизатор действия, хотя и массовые сцены у него интересны. Но в основе все же ансамбль на уровне 4-5 исполнителей, то есть драма отдельных линий, а не масс.
   В итоге, надо отметить большую корректность, с которой был восстановлен балет Игоря Чернышева, весьма удачно дополненный костюмами  Анастасии Спэтару и обновленной сценографией Народного артиста Молдовы Юрия Матея, оттенившей  антично-центральную колоннаду боковым кулисами с изображениями разрушений на фоне прозрачно-голубых небес.  «Спартак-2016» сделан весьма тщательно, выверено и динамически точно, как в сценической, так и в оркестровой версии дирижера Думитру Кырчумару, избравшего более активные современные темпы, контрастирующие с пряностью знаменитых адажио Арама Хачатуряна. В итоге поблагодарим труппу Национального театра оперы и балета имени Марии Биешу за достойный результат, увенчавший  работу над знаменитейшей балетной партитурой ХХ столетия, совершившей важный переворот в музыкально-постановочном становлении понятия «СОВРЕМЕННЫЙ БАЛЕТ». И пожелаем театру новых балетных откровений!


Рецензии