Вена между Штраусом и Шубертом

           Владимир Голдин

ВЕНА МЕЖДУ ШТРАУСОМ И ШУБЕРТОМ

Как-то в годы отрочества моего сына мы играли с ним в «композиторов», это так же, как играть в «города». Я назвал фамилию – Шопен, сын ответил – Штраус. С моей стороны был выпад – Шостакович, в ответ последовал вновь Штраус. Шуман, получил вновь Штрауса. И так продолжалось раз пять. На Шуберта вновь прозвучал Штраус. Я не возмущался и не говорил ему: «Ты что, как попугай, зачастил: Штраус, да Штраус». Сын был прав. Штраусов в Вене было целое семейство, от отца к сыну и т.д. Я тихо радовался за него, что он где-то почерпнул эти знания.

Я вспомнил об этой игре, когда наш автобус поглощал километры по территории Австрии, а внимательный водитель пан Владек поставил на громкую связь «Венский вальс», затем последовал «На прекрасном голубом Дунае». Что может быть более зажигательным для хорошего настроения, чем эти бессмертные мелодии.

Но наше знакомство с Веной началось не с дворцов бывших правителей бывшей империи, а с современной архитектуры, ведь наша поездка по Европе была полностью подчинена знакомству с этой проблемой.

Дом Хундертвассра. Цветные пятна этажей, выступающие из общего ряда здания квартиры, кривые линии, натуральная зелень балконов. Полет художественной фантазии. Если у заказчика есть деньги, то, пожалуйста – любой каприз.

 Какая же практическая сторона этого «кривого дома»: «Задаем вопрос гиду?» Ответ:
- Дом жилой, в начале его эксплуатации пользовался большой популярностью, но сейчас интерес к нему угас. Действительно, под ногами волнистый тротуар, такой же и пол внутри здания. Если вдруг человек задумается и забудется о волнистости домашнего пола, то невольно начнет спотыкаться. Возникают неудобства.

Рядом с этим домом выстроен специально магазин сувениров: такой же волнистый пол, цветные неровные стены, узкие двери… Сразу возникает вопрос-ассоциация. Где-то что-то подобное я уже видел? Где? В Екатеринбурге тротуар на улице Вайнера выкладывали ровный, но он получился точно такой, как у Хундертвассера, без всякой задумки и хитрости.

 А ещё кривые линии. В Москве есть Кривоколенный переулок, а на нем стоит дом Мельникова, с окнами сотами, построенный ещё в 20-е годы прошлого столетия. Архитекторы и художники всегда стремятся внести в жизнь какую-то разнообразность, я бы сказал свою отсебятину, что нам подают как «своеобразное видение мира». Вспомните «Черный квадрат» Малевича. Иногда такие шедевры становятся модными, и искусствоведы расписывают рядовому жителю, зрителю, слушателю их особенности и значимость для искусства.

Но народ по-своему воспринимает подобные новшества.

Во Вьетнаме в городе Далат есть оригинальный дом архитектора Данг Вьет Нга. Здесь полная свобода фантазии. Скорей здесь не один дом, а несколько соединенных узкими переходами, напоминающими корыто, по которому перемещаются бобслеисты. Все эти переходы ограждены цементными веревками, как лианами. Сказочные серые стены здания обвиты паутиной, окна напоминают глаза бабы-яги. Передвигаться по этим лестницам неудобно, тесно, при наплыве туристов приходиться долго пережидать, создавшуюся очередь. В доме том поначалу тоже жили люди, сейчас в этом здании гостиница. Вьетнамцы называют это архитектурное сооружение – Сумасшедший Дом. Такие архитектурные шедевры необходимы для привлечения туристов.

После дома Хундертвассера Бульварное кольцо Вены, с его классической архитектурой, кажется настолько привычным, устоявшимся, что не вызывает никаких ярких эмоций. И тут же возникает вопрос: «Как венцы сумели сохранить всю эту классическую архитектурную красоту во время мировой войны? Бои за Вену шли жестокие, погибли десятки тысяч бойцов, а город сохранился".

Гид этот феномен объясняет просто: «Сталин, когда-то в 1913 году был короткое время в Вене. Город произвел на него глубокое впечатление. Сталин просил командование советскими войсками сохранить исторический центр города».  Всё просто.

Памятники, здания и парки города Вены и сама размеренная пресыщенная жизнь имперской столицы, конечно, вдохновляли Штрусов на великолепную жизнерадостную музыку вальсов, маршей, полек, но от всего устает человек и от музыки Штраусов, которая подспудно постоянно звучала в голове. Захотелось присесть, отдохнуть, оглядеться заглянуть в размеренную жизнь австрийских бюргеров. Для этого есть сады и парки.

Уединяемся в «Народный парк». Вдоль широкой аллеи длинный ряд скамеек. Но здесь пусто. Солнечная сторона, никто не хочет здесь сидеть. Прогулка по парку заканчивается возле небольшого фонтана в тени. Водоём фонтана густо заселен утками с выводками утят. Утки в городе, сейчас этому никто не удивляется. Утки в Екатеринбурге живут в водах незамерзающей реки Исеть всё зиму.
 
Здесь им полное приволье и тишина. Вот эта тишина вытесняет из сознания браваду маршей и вальсов Штраусов в голове начинает звучать «Аве Мария» Шуберта. Можно предположить, что эта минорная мелодия была написана композитором в честь Марии-Терезии, великой женщины Австрии.

Музыка Шуберта создает романтическое настроение, располагает к созерцанию и размышлению: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай»…


Рецензии
Владимир, с большим удовольствием прочла Ваш репортаж о Вене,я тоже была в ней, лет шесть назад, но впечатления у меня совсем другие, кроме, вальсов Штрауса, которые наш гид ставила на кассете каждый раз, как мы выезжали на экскурсии, конечно,но Вы великолепно описали старинную Вену- с благодарностью- Татьяна

Татьяна Бродская   09.12.2016 09:19     Заявить о нарушении
Европа разнообразна и особенно хороша представителями прежней культуры. Искренне.

Владимир Голдин   09.12.2016 09:28   Заявить о нарушении
И про Голландию тоже прочтите- у меня остались совсем другие впечатления- с улыбкой- Татьяна http://www.proza.ru/board/list.html?start=9&rec_text=2014/05/15/1578

Татьяна Бродская   09.12.2016 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.