Бесцеремонная искренность современного искусства

В центре современного искусства есть инсталляция: работа сложного устройства из цепей, желобов, колес и шаров. Шар медленно поднимается, падает в желоб, крутит колеса и возвращается на исходную позицию. В тишине скрипит, стучит и гулко катится.
Человек десять стояли и глазели с разной степенью интереса. Я наблюдал за ними, ставшими деталью инсталляции. Они – за механизмом и тоже за мной. Полное взаимопонимание.
Ещё там была ажурная типа беседка из ромбовидных фонарей, то меркнущих, то усиливающих свой свет. Я входил внутрь и становился частью современного искусства – за мной вновь наблюдали.
Висели на стенах отфотошопленные фотографии Олега Кулика, человека-собаки. Он давно, одним из первых догадался, что можно превратить себя в действующую модель максимально эпатажного бессмысленного перформанса. И замечательно преуспеть.
Были и другие фотографии: жутковатые полуголые шахтёры в балетных пачках. Была пирамида из нержавейской посуды – ложки, миски и прочие ёмкости. Была темная комната, где по стенам, полу и потолку бегали световыми зайчиками англоязычные слова. Много чего было разного – забавного и отвратительного.
Искусство, называющее себя современным, идет по самому легкому пути: оно признаёт своё бессилие искать смысл, создавать из хаоса гармонию, красоту и прочие устаревшие ценности. Оно вычленяет из окружающего наиболее абсурдное, наспех оформляет его рамкой и сопроводительной табличкой. И преподносит нам: нате, любуйтесь – это произведение искусства. И в этом таки да что-то есть. По крайней мере – честное признание в бессмысленности спрятать от зрителя жуть жизни, в беспомощности замаскировать негуманность бытия. В этом нет фальши, как нет ее в откровенной бесцеремонности попрошайки.
Потом я зашел в странную прозрачную кондитерскую, где снаружи видны все детали; такое себе реалити-шоу «За стеклом». Странно вежливый официант подавал странно вкусный и подозрительно недорогой чай с печеньем. Потом шел по улицам, натыкаясь на странных малолетних попрошаек. Проходил захламленным вонючим подземным переходом...
Так это ж та же инсталляция! Тот же перформанс! Экспозиция продолжается?
Да.
Стихия «сырой» жизни перестала противостоять искусству и бороться с ним – она просто сама стала искусством. Просто надо произнести волшебные слова: «Современное искусство» или «Инсталляция» при виде любой картинки. От чиновника с лживыми глазами до валяющегося в луже собственных выделений алкаша. От одинаковых, как близнецы, витрин с супер-пупер техникой до орущих во дворе соседей.
И сразу отстраняешься, сразу успокаиваешься. Ничего страшного! Ведь это всё, окружающее тебя со всех сторон – просто-напросто центр современного искусства.
А ты – всего лишь его посетитель.


Рецензии
Как прекрасно выражено!)
согласна с Вами)

Вита Дельвенто   29.06.2016 16:44     Заявить о нарушении
Спасибо. Рад, что согласны))

Пётр Вакс   29.06.2016 17:56   Заявить о нарушении