Жизель Раду Поклитару

В начале весны  2016 года Раду Поклитару получает Национальную премию Тараса Шевченко за балеты «Лебединое озеро», «Женщины в ре миноре», «Долгий рождественский обед» и балет-триптих «Перекресток». А 9 апреля 2016 года Киев модерн-балет показывает новую громкую премьеру Поклитару – знаменитую "Жизель" Адольфа Адана в Октябрьском дворце Киева.Но почему именно «Жизель»?
    «Когда мы говорим опера, у всех возникает ассоциация с «Травиатой» и «Аидой», когда мы говорим живопись, возникает ассоциация с Моной Лизой, и кто-то, может быть, еще вспомнит Ван Гога. А когда мы произносим балет, то на первом месте, конечно, стоит «Лебединое озеро», а за ним прочно обосновалась «Жизель», - отмечает Раду Поклитару. - И находится она там с 1841 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, именно этот самый старый. Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и ремейк классического балетного произведения, я практически сразу решил, что это будет «Жизель». Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Я не поменял в «Жизели» главную идею спектакля, хотя сильно поменял сюжетные линии. Наш спектакль о  любви, о предательстве в любви. И о том, что настоящая любовь сильнее всего на этом свете. Моя Жизель не милая пейзанка, а обездоленное дитя большого современного города. Как и её классический прототип, она мечтает о настоящей большой любви. И также её мечты терпят крах, столкнувшись с пропастью, которая делит наш мир на богатых и бедных. Но в отличие от своей предшественницы, Жизели в современной версии не будет дано блаженного ухода в идеализированный мир усопших душ. Её судьба страшней, безысходней. Маленькая девочка с городских  окраин, она будет пытаться остаться человеком, несмотря на испытания, которые выпадают на её долю. Моя Жизель отчаянно борется за своё право любить и быть любимой. И хотя в конце её жизнь обрывается, зритель будет верить в силу человеческого Духа, возвышающего нас в часы самых тяжелых ударов судьбы».
    По замыслу сценографа Андрея Злобина и художника по костюмам Анна Ипатьевой: «Хотелось создать некую элегантную версию fusion начала 20 века. В результате - главный элемент на доске настроения (moodboard)- Любовь!  А события происходят в полуразрушенных трущобах  и злачных местах убогого современного мегаполиса,  жителям которого уже трудно вспомнить, чем отличается солнечный  свет от яркой или тусклой искусственной лампочки. Казалось бы, что из  тяжёлых обстоятельств, в которых оказалась главная героиня,  лучшего выхода нет, из двух зол она не может выбрать меньшее, круг замкнут, и  судьба её трагична.  Но в итоге мы понимаем, что всё, через что ей пришлось пройти, было ради того, что бы она сохранила свою мечту и в итоге выбрала свет — свет неподдельной любви, свет души, свет живого открытого сердца».
    Светлая история любви, погружающая балетную героиню в самые неожиданные обстоятельства - злачные места, бордель - все это уже было в рижской версии "Золушки" в постановке Раду Поклитару. И чем невиннее изначальные помыслы юной души, тем извилистее путь, предназначенный ей Судьбой…

              ***
«Жизель» Киев-модерн балета – Кишинев ждал с особым трепетом. Во-первых, хореографу киевской труппы Раду Поклитару на 24-м фестивале М. Биешу присудили звание Народного артиста Молдовы.  Во-вторых, сам спектакль оказался острее, чем ожидалось. Когда открылась занавес, мы увидела спину девочки-оборванки,  живущей в городских трущобах. И постепенно зал смирился c тем, что  Жизель и ее забавные друзья, разряженные в серое тряпье, танцуют, словно дикие зверята. Глядя на пляшущие тельца-комочки, думалось о том, что Раду играет ими, как котенок мотками шерсти. Он всегда сохраняет в спектакле непосредственность детства, о чем бы ни шла речь. На фоне хулиганств серой колшматицы возникает  чувство Жизели и Альфреда, весьма угловатое до того момента, когда Жизель  открывает окошко своей горницы, из которого ярко-синей свежестью врывается картина моря. Но море живет лишь в воображении девушки, пытающейся «плыть русалкой» в мерзкой помойке жизни.
И вот на сцене богатые ребята-байкеры, сопровождаемые высокомерным звучанием меди. Их движения амбициозны, «стальные кони» прекрасны! Предводительница байкеров ослепительно хороша, и она легко  уводит Альберта. Жизель протестует, не отдает любовь без борьбы, показав Альберту, что она тоже может покорить любого красавца. Но силы не равны, и  Жизель падает без сознания.
    Очнётся она во втором действии в гнусном борделе, и чтоб у девушки не оставалось  шансов на иллюзии, в бордель приходят друзья Альберта - байкеры, затем и сам нетрезво-грустный  Альберт. Жизель в ужасе, но  Альберт очарован, и возникает прелестнейшая сцены любви, когда угловатые жесты юнцов становятся плавными и удивительно прекрасными. И вот оно - счастье, Альберт становится на колено, Жизель ждет предложения, но он протянул ей грязную купюру! Жизель смеется, сходи с ума и бросается в окно, за которым спасительно-голубое море! Но мы знаем - там серый асфальт…  «Жизель» Раду – не человек, не велиса  – скорее амфибия, умеющая жить   только в вольном море...
    Удивительно трогательная постановка, нежнейшая до слез. А какие чудные ребята в труппе Киев-модерн балета. С какой радостью и верой в искусство они смотрели в зал на поклоне. Только ради их глаз надо ставить балеты и проводить фестивали! Что же до стиля постановки, то это, пожалуй, самая академичная работа Раду, несмотря на витеватости постмодернизма. Теперь он абсолютно ясен, не суетлив,  и высшей кульминацией балета становится сцена замирания Жизели и Альберта, когда без единого жеста ясно, какой силы любовь их объединяла, и как жаль, что все это  невозможно! Раду четко разделяет моменты своих хулиганств, антипафоса и очень искренние кульминации, подчеркивающие истинные чувства героев. Это все заметно в том, как его проказы сочетаются с музыкой. Музыка все выравнивает и договаривает. С музыкой и музыкальной драматургией он не прокалывается никогда!


Рецензии