Только Шариков виноват?

Как все-таки давят на нас стереотипы!
Никому не приходит в голову усомниться в истинности утверждений: профессор Преображенский умница, образец интеллигентности и вкуса; Шариков – неблагодарный хам, дурак и невежда. Да, еще и сволочь. Автор тоже был убежден в этом. До недавнего времени.
На днях случайно включил ТВ, попал почти на начало «Собачьего сердца». Одна из первых бесед Шарикова с профессором. И вдруг поймал себя на мысли, что, в общем-то, не все так однозначно. 
Уважаемый господин профессор разговаривает со своим пациентом (творением?), просто, по-хамски: - Что за идиотские у тебя туфли? Что за кретинский галстук? И вообще – там не ходить! Там не спать! С Зиной не разговаривать! и пр. Он знает все, его мнение единственное правильное! А у «шавки» своего мнения вообще не может быть. Ни по каким вопросам.  Коротко его монолог можно изложить так: Стоять! Сидеть! Лежать! Молчать! Голос! Фу!!!
Напротив, некоторые вопросы и утверждения Шарикова (даже еще не Шарикова!) кажутся довольно логичными. Даже нагловатое обращение «Папаша!» в принципе обосновано. Таки – папаша! Не биологический, а научно-операционный, но – да! А остальные претензии? «А Вы меня спрашивали: хочу ли я стать человеком? Нет!». «Но если я теперь человек у меня должно быть имя?». «Если я человек, то по Закону я должен быть где-то прописан?».   
Даже наглость профессора чуть-чуть снижается, хотя скоро снова начинается крик.
 А если бы дальше было так.
Задумался Преображенский. Смутился. А ведь в чем-то прав сукин сын! Присел бы рядышком. Даже слегка погладил по голове. А Шарику уже инстинкт подсказывает, что надо бы хозяйскую руку лизнуть!
- Да, «сынок» так называемый, в чем-то я и вправду перед тобой виноват. Ну, насчет твоего согласия на операцию это ты загнул. А дальше… Знаешь, ведь вправду и в голову не пришло, что ты же потом человеком станешь… Меня-то только научная сторона интересовала, как операцию провести! Не думал, что получится-то человек! И что с ним дальше делать, как ему жить? Что у тебя документы какие-то должны быть. Имя, фамилия. Что тебе где-то законно жить надо, работать… Не сердись на меня. Давай-ка вместе подумаем: какое имя тебе взять. С фамилией это ты хорошо придумал! А отчество, куда теперь деваться! ясно, что Филиппович! С документами, пропиской и работой как-нибудь уладим. Есть у меня всякие пациенты, которые помогут. Да не это главное! Ох! И подкинул ты мне заботу! Тебя же теперь всему учить надо. Как говорить, как одеваться, как себя вести…  Ты же теперь со мной и доктором за столом будешь обедать, так что и столовые приборы придется осваивать… 
Думается, что при таком подходе и сам Шариков и его судьба могли бы кардинально измениться. Ведь в основе-то своей был Шарик псом добрым, отзывчивым (от Клима-то Чугункина там один гипофиз)… Полюбил бы «родителя» своего!
Пусть при таком Шарикове попробовал бы Швондер наехать на профессора! Уверен, что получил бы по полной: «Ты, сука, на своих там в домкоме гавкай! А за папаню я тебе пасть порву!!!». 
 


Рецензии
Совершенно с Вами согласен! Очень редко кто сомневается в гениальности Преображенского. Моё мнение о нем http://proza.ru/2022/04/09/420

Александр Старостин 3   17.03.2024 11:16     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, мы с вами прекрасно понимаем, что одни и те же события и поступки людей каждый видит и оценивает по-своему. С большим уважением и пожеланием творческих успехов.

Валерий Черкасов-Минский   24.03.2024 19:31   Заявить о нарушении
Только не каждый может обосновать

Александр Старостин 3   24.03.2024 19:41   Заявить о нарушении
Александр, доказывать нужно в математике, а в искусстве каждый имет право на свое личное мнение. ( Есть такая современная формулировка: "Это мое оценочное суждение") С уважением к Вашему "оценочному суждению".

Валерий Черкасов-Минский   24.03.2024 20:24   Заявить о нарушении
Вы правы, а я нет! Каждый имеет право смотреть в книгу, а видеть персональную фигу!
А ещё я заблуждался, что книги пишут для обсуждения. Век живи - век учись! Простите за банальность.

Успехов Вам! И спасибо за мысль!

Александр Старостин 3   24.03.2024 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.