168 АУГ Быстрое движение 08 10 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 168. Северная Атлантика. АУГ «Быстрое движение». 08.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: АУГ объединённых ВМС США-НАТО в океане. 2015.
В предыдущем:
Из-за аварии ЭМ «Бойкий» (Краснознамённый Северный флот) вынужден был уйти домой и БПК «Свирепый» вынужденно (по обстоятельствам непреодолимой силы) принял на себя слежение за АУГ во главе с авианосцем «Д. Ф. Кеннеди» и крейсером «Ньюпорт Ньюс».
Таким образом, наша первая БС (боевая служба) продлилась на неопределённый срок…
АУГ (авианосно-ударную группировку) американских и натовских кораблей во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и крейсером «Ньюпорт Ньюс» и 17-ю кораблями охранения и обеспечения мы встретили поздно вечером, практически ночью 06 октября 1973 года, в тёмном и туманном штормовом Северном море.
Корабли АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») спешно двигались на север вдоль побережья Норвегии (так по наименованию натовских учений мы назвали эту эскадру кораблей «вероятного противника»)…
Если американские корабли добросовестно сохраняли радиомолчание, то английский вертолётоносец «Гермес» вышел в эфир своими сигналами, но практически на телевизионной частоте вещания, поэтому наш включённый корабельный телевизор выполнил роль «радиопеленгатора».
Старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Николай Валерианович Протопопов то ли случайно, то ли по личному опыту настраивал телевизор на приём устойчивого сигнала и обнаружил характерное «вещание» РЛС вертолётоносца «Гермес» (ВМС Англии).
(Об этом случае рассказал в своих воспоминаниях командир зенитной батареи №3, командир корабельного грузового катера и второй штурман, лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский (книга А.С. Дробота «Свирепый» на страже Отечества. Судьба корабля в эпизодах и лицах». Калининград, Аксиос. 2015. С.316).
Отряд кораблей АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») был обнаружен сначала по сигналу телевизионного канала, затем по сигналам их локаторов, затем визуально по корабельным огням.
(Корабельные огни (судовые огни) – это сигнальные огни корабля (судна), предназначенные для показа другим кораблям (судам) своего местоположения, размера и характера действий с целью предупредить столкновение с ними, для управления совместными действиями и связи. Включаются от захода до восхода солнца и при ограниченной видимости. Назначение, количество, цвет, расположение, дальность видимости, секторы освещения и другие характеристики корабельных огней устанавливаются специальными правилами. Военно-морская энциклопедия).
БПК «Свирепый», ведомый командиром корабля, капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым, приблизился к ордеру американо-натовских кораблей АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») таким образом, что те практически не заметили (сразу), что чужой корабль вклинился в их ряды.
Нам повезло, один из некрасивых с виду, «тупых» (с вертикальным форштевнем) и старых английских фрегатов неожиданно вышел из строя ордера АУГ, отвалил в сторону и куда-то отправился восвояси. Вот тут-то, БПК «Свирепый» тихо, плавно и не торопясь занял место ушедшего «англичанина»…
Только ближайшие корабли охранения и суда обеспечения беспокойно «поморгали» в нашу сторону светом сигнальных прожекторов, один из фрегатов (ВМС ФРГ) даже попытался повернуть в нашу сторону, но мы, по приказу командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова, тоже в бурной штормовой ночи «отстучали» своим сигнальным прожектором какую-то «смесь непонятных сигналов».
Сигнальщик на вахте, матрос Валерий Петрович Маховик (дата призыва 06.11.1971 г.) бодро поднялся наверх к большому сигнальному прожектору, за который я держался в момент фотографирования волн и буруна жестокого шторма урагана Эллин, и весело просигналил ярким светом в сторону натовских кораблей какую-то «абракадабру».
- Пока они будут пытаться сообразить, что мы такое им послали, - сказал задумчиво командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, - мы прочно войдём в их ордер. Главное, впереди их авианосец и крейсер, а мы за ними…
Сигнальщики доложили на ходовой мостик, что на наш сигнал натовские корабли отвечают каким-то запросом, на что командир корабля приказал отвечать всё той же абракадаброй, но не долгой, а короткой, как будто мы отвечаем.
- Добавьте им несколько цифр, - приказал Е.П. Назаров. – Это их должно успокоить. Например, передайте бортовой номер ушедшего «англичанина» (английского фрегата).
Странно, но когда Валерка Маховик отстучал в ночь бортовой номер английского фрегата, всё успокоилось, даже немецкий корабль снова вернулся в строй ордера. Мы не возражали…
Только утром 07 октября 1973 года, когда весь ордер кораблей АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») вместе с нами ходко нёсся вдоль Норвегии к Северному полярному кругу, американцы и натовцы «очухались» и заметили нас – наш необычный, непривычный, красивый, а для них - угрожающий силуэт советского большого противолодочного корабля проекта 1135 типа «Буревестник» (по кодификации НАТО типа «Krivak» I, II, III).
(Далее текст из письма родителям от 08 октября 1973 года с пояснениями автора в скобочках).
- Мы нашли этот крейсер («Ньюпорт Ньюс»), а вместе с ним авианосец «Джон Ф. Кеннеди», а с ними ещё дюжину (натовских) эсминцев.
- Сопровождаем. Тут уж я от перископа (корабельный перископический визир) не отходил. Исписал журнал (записей разведданных), разрисовал (альбом для рисунков) Короче, моя работа (визуального разведчика).
- Сильный «молочный» туман и плохая видимость мешали фотографировать.
- А они (крейсер, авианосец, корабли охранения и обеспечения АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») чего только не вытворяли! Ну, это вам не интересно… Одно только скажу, для тебя папка (он поймёт), мы находимся на БОЕВОЙ СЛУЖБЕ…
Я специально выделил эти слова, чтобы дать понять папе, что мы в отношениях с эскадрой натовских кораблей были в состоянии боевого взаимодействия, потому что мы почти случайно ночью вклинились в ордер натовских кораблей, а они – британские эсминцы – опасно маневрировали и пытались нас вытеснить и вытолкнуть изнутри их ордера.
Ордер - регламентированное командующим (командиром) по направлениям, интервалам и дистанциям взаимное расположение кораблей (судов) и действующих с ними самолётов (вертолётов) при выполнении задачи. Может быть походным или боевым.
- Лётчики у них хорошие, но и наши неплохие. Видели…
Утром 07 октября 1973 года, увидев новейший советский боевой корабль класса БПК (большой противолодочный корабль проекта 1135 типа «Буревестник»), американцы с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» запустили звеньями по три самолёта сразу «кучу» истребителей-бомбардировщиков.
Американские самолёты стали с боевого разворота «свечкой» пикировать на нас, отрабатывая ракетно-бомбовый удар. Самолёты «сыпались» один за другим, оглушая нас рёвом турбин.
Тогда с востока вдруг появились на небольшой высоте наши стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16. Всего два больших советских самолёта, грозно гудя своими турбинами, пролетели ниже облаков мимо американских и натовских боевых кораблей.
Атаки «фантомов» и новейших палубных патрульно-противолодочных самолётов «Викинг» S-3A на нас сразу же прекратились…
- Ну, вот. Ходили, ходили они (ордер американо-натовских кораблей АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») вокруг, а мы – за ними. Подходили к самому Северному Полярному Кругу.
БПК «Свирепый» следовал в строю американо-натовского ордера АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») вдоль Норвегии до линии Северного Полярного круга, пересёк эту линию и опять неотступно следовал вместе с натовскими кораблями, пока они не вернулись в Северное море.
В общей сложности БПК «Свирепый» почти 5 суток неотрывно следовал за АУГ «Быстрое движение» («Rapid motion») по всему маршруту их боевого похода по Северной Атлантике за Северный Полярный круг и обратно в Северное море вплоть до разделения ордера и ухода крейсера «Ньюпорт Ньюс» в Осло (Норвегия).
Это была увлекательная, опасная и утомительная гонка…
Свидетельство о публикации №216070401400