На братских могилах не ставят крестов...

Они сражались за Родину
Близится очередная дата освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В Республике активным образом идет подготовка к праздничным мероприятиям. Парад, салют и праздничный концерт, чествование ветеранов бесспорно нужные мероприятия, но главное  - это память. А для сохранения памяти, еще предстоит много сделать. Ведь еще имеются неучтенные воинские захоронения, пропавшие без вести, неврученные награды. А это сотни тысяч человеческих судеб. Необходимо  дополнить списки погибших  воинов в книгах «Память», установить имена неизвестных солдат похороненных в братских могилах, отыскать незарегистрированные воинские захоронения, осуществлять уход  за воинскими захоронениями.  Эта работа ведется на местах, как правило, энтузиастами, которые совершенно бескорыстно в свободное время ведут поиски, создают сайты и пишут книги. Идет кропотливая и многотрудная работа. И здесь необходимо объединить усилия  государства и энтузиастов, коллекционеров, реконструкторов. Партнерство и доверие в деле сохранения памяти погибших воинов  –  это и есть мощный патриотический и идеологический посыл, к которому можно и нужно привлекать молодежь.  Главное, не допустить в этом деле формализма и безразличия.  А итог будет обязательно положительный.  Автор данных строк решил внести свой посильный вклад в дело сохранения памяти погибших воинов.
В центре деревни Пуховичи Минской области стоит мраморный обелиск войнам, погибшим при освобождении белорусской земли. В списке рядовые , офицеры и партизаны.  Как поется в известной песне Владимира Высоцкого: «Здесь нет ни одной персональной судьбы/ Все судьбы в единую слиты». Появилось желание установить персональные данные воинов, проследить их путь , установить обстоятельства смерти.  Поиск автор начал с фамилии полковника   Онькова А.Е.  Война есть война, она не щадит ни рядового ни полковника.   Не редко, в сложные моменты боя, старшие офицеры, личным примером воодушевляя бойцов, поднимали их в атаку.  Кто он полковник Оньков, при каких обстоятельствах погиб и был похоронен в деревне Пуховичи?  В архивах МО хранятся личные дела, учетно-послужные карточки, наградные листы. На сайтах «Подвиг Народа», «Память народа», «Мемориал» оцифрованы и выложены более 12,5 миллионов наградных листов, Журналов боевых действии, что значительно облегчает поиск.
Родился Оньков Александр Егорович в 1910 году в деревне Большие Они Пермской (Молотовской) области. Начал свой трудовой  путь с рабочей проходной. Многие молодые люди в 30-ые годы ХХ века мечтали связать свое будущее с армией. Служба в армии давала выходцу из трудового народа возможность получить престижное  образование и продвинуться по служебной лестнице. Миллионы крестьянских  детей сели за штурвалы самолетов, рычаги танков и стали элитой советского общества. В советские годы система социальных лифтов поднимала наверх  самых талантливых, целеустремленных и компетентных молодых людей .  Это было величайшим завоеванием социализма . Данное явление общественной жизни пока еще не изучено и не получило должную оценку в трудах современных социологов и историков..
 В  1931 Оньков Александр Егорович вступает в ряды ВКП, а  в  1932 оканчивает военное училище и получает первое воинское звание лейтенанта  РКК.  В 1940 году участвует в финской компании, был ране и «За проявленное мужество и героизм»  награжден  Орденом Красной Звезды. На фронтах Великой отечественной с  июня 1941. В тяжелейших боях под Ленингадом в октябре  1941 участвует в разгроме элитной немецкой дивизии «Адольф Гитлер». Затем последовали одно за другим два ранения. Госпиталь. Попытка отыскать следы семьи, связь с которой прервалась в июне 1941.
Интересную находку удалось обнаружить автору на просторах Интернета. В рамках акции Бессмертный полк, которую  проводили СМИ России накануне 70-летия Победы, в редакцию одной из газет читательница Зоя Смирнова принесла письмо с фронта и фотографию офицера.  В годы войны работники тыла  оказывали помощь фронту, вместе с посылками отправляли письма. Вот такая переписка завязалась у матери Зои Смирновой с бойцами 1345 стрелкового полка 399 стрелковой  дивизии. Ответ на письмо прислал подполковник Оньков Александр Егорович.  Благодаря этой переписке, и появилось фотография героя. На фото – бравый молодой подполковник в белом полушубке и дата 1942 год.
«Дорогая Нина Михайловна! Получил ваше письмо и посылку. Сердечно Вас благодарим я и мои бойцы. Вы проявили большую заботу о нас,  это не случайно, ибо Армия и народ  едины, в этом залог победы. Наши успехи – ваши успехи; вашим успехам мы тоже рады…
Опишите, как вы живете, только просьба, как есть. Напишите о себе, кто вы, где работаете. Сколько вам лет и где ваш муж, если он есть? Ну, а если нет – после войны наверняка будет. Жених такой орел, что нигде не растеряется. Пару слов о себе. Мне 31 год, я командир кадровой армии. В Красной армии 10 лет. Воевал в Финляндии с первого дня Отечественной войны. Потерял давно семью ( в начале войны). Имею орден».
Дальнейший путь героя удалось проследить по Наградным листам. В феврале 1943года подполковник Оньков награждается вторым орденом Красной Звезды «за образцовую организацию кадровой службы» 68 армии. Вероятно, полученные ранения отразились на здоровье, что не позволило нести дальнейшую службу на передовой.  В канун летнего наступления 1944 года Оньков Александр Егорович получает очередное воинское звание полковник и возвращается в родной 1345 полк.
В июне 1944 года 1345 стрелковый полк 399 стрелковой дивизией под командованием  полковника Онькова принимает  активное участие в прорыве глубокоэшелонированной обороны противника на реке Друть.
Из наградного листа: «Противник занимал выгодную высоту 143,1 в районе Костюшово Рогачевского района. С водным рубежом на реке  Друть. Сделав из нее непреступный узел обороны с наличием 24 Дзота, которые выдерживали прямое попадание снаряда».
 24.06. 1944 г под сильным ружейно-пулеметным огнем подразделения 1345 стрелкового полка совместно с бойцами 186 отдельной штрафной роты 48 армии форсировали реку Друть, преодолели проволочные заграждения, минное поле и ворвались в траншеи врага.
Из журнала боевых действий 1345 полка « Особенно ожесточенные бои полк вел за безымянную высоту , что на юго-западе Заполья и деревню Хапаны. За время боев отбито 5 контратак противника. Не смотря на сильный артиллерийско –минометный огонь тов. Оньков лично поднял батальоны в атаку, смял врага и овладел деревней Хапаны.   27-30.7 полк форсировал р. Березина и к утру 30.6.1944 сосредоточился на сев. Запад окраине Бобруйска. В стрелковых ротах осталось 15-20 человек. 1.07 . полк вел бои с прорывающимся противником. В результате боя уничтожено до 600 солдат противника, взято в плен 1300 человек. Захвачено 500 грузовиков, пушек -31»
 Из наградного листа: «За организацию прорыва сильно укрепленного рубежа, смелый и решительный натиск, проявление личного героизма при командовании товарищ Оньков достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Наградной лист датирован 1 июля 1944. Однако,  вместо Золтой Звезды Героя полковник Оньков получил Орден Ленина посмертно.
Дальнейшие события развивались следующим образом. 2.07 полк прочесывал лесные массивы и занимался пленением блуждающих групп противника. Затем, выдвинулся на марш в новое место сосредоточения. Из Журнала боевых действий 1345 полка: «Во время марша к полковнику Онькову прибыла легковая машина с командиром 1343 полка подполковником Гурьевских , начальником артиллерии полка капитаном Гаврилюком и шофером. Машина уехала в новый район сосредоточения м. Липень, там они попали в окружение к немцам. Полковнику Гурьевских удалось спастись, а полковник Оньков попал в плен. Посланные автоматчики и разведчики, разбив группу немцев, выручили из плена командира полка. Полковник Оньков был тяжело ранен»
Полковник был доставлен в 511 отдельный медицинский санитарный батальон, который вместе с 399 стрелковой дивизией перемещался по маршруту Болочанка-Пуховичи-Блонь-Марьина Гора и далее.
От полученных ран 4.07. 1944 года полковник Оньков скончался и захоронен в братской могиле деревни Пуховичи. Просматривая материалы 511 отдельного медицинского санитарного батальона, автор обратил внимание на наличие отдельных единичных захоронений. Они обозначались словесно без привязки к местности «1,5 километра южнее шоссе, опушка леса севернее 2 километра деревни». Думается, что по данным ориентирам не представляется возможным установить точное захоронение воинов.
В архивах ЦАМО хранится   запрос на имя Горвоенкома Ленинграда от жены полковника Анастасии Ивановны Оньковой . В ответе на запрос уточняется, что полковник Оньков умер от ран 2.07.1944. Запрос отправлен по адресу Ленингад , ул Чайковского 26, кв 11 Оньковой Анастасии Ивановне.
В братской могиле поселка Пуховичи упокоился прах военного летчика старшего лейтенанта Подлесного Леонида Емельяновича, 1918 года рождения, уроженца города Пенза. В РКК с 1937 года, доброволец . Женат на Подлесновой Лидии Васильевне, проживавшей в годы войны в городе Ашхабад.
Подлеснов Леонид Емельянович на фронтах Великой Отечественной войны с января 1942. Проходил службу в 595 ночном легкобомбардировочном авиационном полку. Летал на легендарном самолете По-2.  В феврале 1942 года не вернулся с боевого задания в районе станции Угрюмово Смоленской области, вероятно, был сбит зенитным огнем над территорией противника. Некоторое время числился пропавшим без вести. После возвращения в строй продолжил службу в 430 отдельной армейской эскадрилий связи и был награжден Орденом Красной Звезды и Медалью «За оборону Москвы».  Из наградного листа: «С июля 1942 года по апрель 1943 совершил 110 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника. Произвел более 20 посадок в тылу противника. Осуществлял доставку продовольствия передовым частям . Осуществлял 5-7 самолетовылетов в день. Достоин правительственной награды Орден Отечественной войны II степени». Необходимо сказать, что в годы войны и послевоенное время в Пуховичском районе существовало три аэродрома в Пуховичах, Синче и Скобровке. Можно  предположить, что именно в Пуховичах проходил службу старший лейтенант Подлеснов в 40 отдельном учебно-тренировочном авиационном полку, где и переучивался летать на самолете ЯК-7. Один из полетов 11 октября 1944 года окончился катастрофой и смертью пилота. Летчик был похоронен в братской могиле деревни Пуховичи.
Может быть, прочтя эти строки, уважаемый читатель представит за скупыми сведениями, выбитыми на мраморной плите конкретного героя, который жил, мечтал, хотел сделать этот мир лучше. И не зарастет тропа к обелиску, лягут на мраморные плиты живые цветы и кто- то вспомнит воинов Онькова, Подлеснова и многих других. В церкви отслужат молебен за упокой души. А мы хоть на некоторое время оторвемся от житейских проблем и сделаем шаг по пути созидания исторической памяти.

При написании материала автор использовал Наградные листы, Журналы боевых действий. Фото из архива автора.


Рецензии
Мой дедушка воевал в составе полка 1345. Был командиром второго батальона.

http://proza.ru/2011/12/09/685

О том, что он самостоятельно поднял батальон в атаку свидетельствуют архивные документы. Так в наградном листе дедушки указывается, что бой был 4 января, а в журнале боевых действий полка записано - С 1 по 12 января 1945 года полк занимался боевой подготовкой, готовил личный состав к боям. Значит дедушка действительно поднял в атаку свой батальон, когда на фронте было затишье.
С уважением, А.В.

Александр Владимирович Карпенко   21.01.2017 14:00     Заявить о нарушении
У дедушки были ещё ордена - за форсирование реки Друть - Красное Знамя;за форсирование реки Нарев - Красное Знамя; за бои в Полессье - Красная Звезда. Представлялся к Герою, но что-то в штабах не заладилось. Воевал в составе 399 Новозыбковской стрелковой дивизии с октября 1943 года и до Победы.
С уважением, А.В.

Александр Владимирович Карпенко   21.01.2017 14:24   Заявить о нарушении
Добрый вечер. Спасибо за информацию.Прочитал с интересом очерк о вашем родственнике. Возможно, использую в своих материалах. Мне так показалось, что поступок неординарный. Инициатива у нас всегда была и есть наказуема. Люди, которые способны брать ответственность на себя выпадают из системы. Их не так много.В исторической литературе встречал такое мнение, что в РКК было мало инициативы и самостоятельности. Ситуация слишком быстро менялась, а приказы запаздывали.Хотя, есть "или грудь в крестах или голова в кустах". Но, это про другое время. С уважением, Сергей

Сергей Лихтарович   23.01.2017 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.