176 Штормовое предупреждение 09 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 176. Северная Атлантика. Штормовое предупреждение. 09.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: Северное море. Штормовое предупреждение и команда-приказ: «Закрепить по штормовому!». Матрос крепит найтовами полученное только что с ПБПЛ «Сванетия» продовольствие. Перетащить в кладовые не успели и в «моём» тамбуре на баке свалены мешки с мукой, крупами и сахаром.

Я снимаю из дверей «ленкаюты». За матросом из БЧ-2 задраенная дверь на бак БПК «Свирепый».

Сильно штормит. Нос корабля совершает головокружительные взлёты и падения, с силой вонзается в гребни волн и здесь, внутри корабля, они воспринимаются, как удары гигантского молота в корпус. Вообще-то страшно очень…

Матрос присел, потому что стоять практически невозможно: то «взлетаешь» вверх от невесомости, то ноги подгибаются от вдруг потяжелевшего тела. Через минуту я отобрал у него тонкий трос и сам увязывал груду мешков «крест-накрест», крепил к переборкам и дверям.


Источник данных о штормовом предупреждении и подготовке корабля к шторму сайт: Морская библиотека, http://sea-library.ru.

В предыдущем:

- Ну, мама, папа, не поминайте лихом! Получили только что приказ: «Следовать в Северное море за авианосцем «Джон Ф. Кеннеди».

Опять в погоню!


(Продолжение большого письма родителям от 09 октября 1973 г.)

- Приказано «закрепить всё по штормовому». Начинаю исполнять.

«Штормовое предупреждение» - это информационное сообщение соответствующих метеослужб, в котором указывается прогноз по таким погодным и климатическим явлениям как: туман, гроза, шквал, шторм, ураган, сильное волнение, снегопад, дождь, град, обледенение, пыльная буря, смерч, резкое изменение атмосферного давления и температуры воздуха. «Штормовое оповещение» - это сообщение о фактических, реальных и действительных погодных аномалиях.

«Закрепить по штормовому» - это значит:

задраить и проверить горловины всех танков и отсеков, двери водонепроницаемых переборок;
заполнить или опорожнить танки и цистерны так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости (чтобы жидкости в качку не плескались, не бились внутри корабля);
проверить льяла в грузовых помещениях (водосток, куда стекает вода) и приёмные сетки, опробовать в действии водоотливные средства, проверить исправность водомерных трубок;
провести на предмет водонепроницаемости внешний и внутренний осмотры корпуса и переборок;
произвести тщательную штивку и крепление груза в грузовых помещениях;
осмотреть состояние люковых закрытий, проверить плотность прилегания крышек к комингсам люков (мой лично люк – это люк в румпельное отделение);
при наличии палубного груза произвести его надёжное крепление найтовами (крепкие тросы или цепи для крепления).
 
За подготовку корабля к плаванию в штормовых условиях отвечали старший помощник командира корабля и командир БЧ-5, старший механик корабля.

Для меня эта команда означала, что я должен был при получении штормового предупреждения:

проверить надёжность закрытия дверей тамбура на баке и дверей «ленкаюты»;
проверить крепление палубного груза в «ленкаюте», в библиотеке и в моей мастерской (фотолаборатории);
проверить крепление корабельного и личного имущества в «ленкаюте» и в том кубрике, где было моё «штатное место»;
надёжно задраить иллюминаторы, за которые я отвечал, предварительно установив в них «броняшки» (металлические пластины с резиновым уплотнением);
проверить чистоту шпигатов (водоотливных отверстий, сливов);
удалить с палубы, со стоек, со стеллажей всё незакреплённое имущество, все свободные предметы или надёжно их укрепить найтовами;
обеспечить свободный и безопасный проход по палубе в «ленкаюте» и внутри корабля на пути в румпельное отделение.

В процессе плавания корабля в штормовых условиях каждый матрос, мичман и офицер должны были вести постоянное наблюдение за проникновением морской воды и атмосферных осадков внутрь помещений корабля, немедленно сообщать об аварийном изменении влажности в помещениях, принимать меры к предотвращению попадания воды внутрь корабля.

Кроме всего прочего, я как рулевой штурманской БЧ-1 и визуальный разведчик, обязан был отслеживать и фиксировать изменение атмосферного давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и других признаков погоды.


- Надо заправить плёнки (в фотоаппараты), да опять поснимать шторм для истории.

- Там (в открытом Северном море) сейчас «жарко» (последствия урагана Фрэн), если даже здесь (район мыса Скаген, Дания) ветер 15 м/с (54 км/час). Да ещё «штормовое предупреждение» получили.

- Ну, не обижайтесь на тон. Бывайте!

Конец второй части моего большого письма родителям.


Рецензии