177 Догнать и перегнать! 09 10 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 177. Северная Атлантика. Догнать и перегнать! 09.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: БПК «Свирепый» в боевом походе. Титульное фото группы «СКР «Свирепый» в ОК (Одноклассники).
В предыдущем:
- Там (в открытом Северном море) сейчас «жарко» (последствия урагана Фрэн), если даже здесь (район мыса Скаген, Дания) ветер 15 м/сек (54 км/час). Да ещё «штормовое предупреждение» получили.
- Ну, не обижайтесь на тон. Бывайте! (Конец второй части моего большого письма родителям).
Этими словами заканчивалась вторая часть большого письма моим родителям, которое я так и не смог передать вместе с ПБПЛ «Сванетия» и танкером СМТ «Лена». К тому времени, когда они вернутся домой, мы уже будем в базе, в Балтийске.
Азарт и желание дописать письмо родителям «по свежим следам» событий подвигло меня продолжать писать это письмо практически во время несения боевой вахты рулевого и визуального разведчика. Теперь текст я писал ручкой с красной пастой…
Чтобы найти и догнать корабли американо-натовской эскадры во главе с ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» в бурном Северном море нам потребовались все наши силы и умения. ГЭУ (главная энергетическая установка) БПК «Свирепый» работала в полную силу.
При этом топлива мы не жалели: главное – догнать, перегнать и не пустить «вероятного противника» в Датские проливы, «встретить» их заранее в открытом море. Без поддержки береговых датских и шведских ракетных батарей мы ещё что-то сможем, но если они точно накроют нас баллистическими крылатыми ракетами, то мы «не сдюжим»…
Главная силовая или энергетическая установка БПК «Свирепый» была механическая, двухвальная, с двумя газотурбинными агрегатами М-7К мощностью по 24 000 л. с. Каждый. Они располагались попарно в двух смежных машинных отделениях (МО).
Газотурбинный агрегат (ГТА) состоял из одной маршевой газовой турбины М60 мощностью 6000 л.с. смонтированной на специальной подвесной платформе и форсажной турбины М3 мощностью 18 000 л.с.
Маршевая турбина корабля имела газовый реверс, то есть изменение потока газовой смеси в турбине в обратную сторону и
имела в комплекте оборудования общую маршевую редукторную приставку, которая обеспечивала подключение и отключение любой маршевой турбины, как на оба вала, так и на каждый вал в отдельности. Форсажная турбина подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Такое использование маршевых турбин на гребной вал улучшало экономичность ГЭУ на 25%.
Маршевая турбина М60 запускалась из «холодного состояния» до оборотов холостого хода не более чем за 3 минуты…
Срок службы газовых турбин М60 составлял 12 лет, форсажной турбины М3 – 25 лет, а их моторесурс до капремонта составлял 20 000 часов.
Агрегаты маршевой редукторной приставки передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ) в обтекателях.
Управление ГЭУ (главной энергетической установкой) осуществлялось дистанционно из специального пультового отсека.
Достигнутая во время ходовых испытаний, во время сдачи курсовых задач «К-1» и «К-2», а также здесь в Северном море полная скорость БПК «Свирепый» составляла 32,2 узла или 59,6344 км/час.
Топливные цистерны БПК «Свирепый» вмещали 450-550 тонн топлива. На оперативно-экономическом ходу со скоростью 17 узлов БПК «Свирепый» расходовал 143 кг топлива на одну милю, при этом дальность плавания составляла 3500 миль (5632,704 км).
На полном ходу в 32,2 узла расход топлива БПК «Свирепый» составлял 390 кг на одну милю, а дальность плавания - 1300 миль (2092,1472 км).
Горячий пар для бытовых нужд на БПК «Свирепый» (камбуз, парная, баня, прачечная, отопление) вырабатывался вспомогательным котлом типа «КВС».
Электроэнергетическая система БПК «Свирепый» переменного тока имела напряжение 380 В и имела 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью по 500 кВт каждый. В качестве аварийного источника питания использовались аккумуляторы.
Благодаря ежедневной тщательной профилактической, эксплуатационной и ремонтной деятельности команды БЧ-5 во главе с командиром, капитан-лейтенантом Валерием Николаевичем Силкиным, ежедневному «проворачиванию» и ППР (планово-предупредительному ремонту) ГЭУ, электроэнергетическая система, системы управления и все машины, агрегаты и механизмы БПК «Свирепый» работали и функционировали так, что корабль и экипаж корабля смогли выполнить все поставленные задачи.
Выполнили мы и боевую задачу по поиску ордера кораблей «вероятного противника» в бушующем Северном море…
Кстати, этот лозунг «Догнать и перегнать!», некогда популярный в 50-60 годах нашей советской истории, в начале октября 1973 года вдруг «зазвучал» не иронически, а конкретно, по-боевому, потому что действительно, мы должны были во что бы то ни стало догнать АГУ (авианосно-ударную группировку) американских и натовских кораблей, перегнать их и «запереть» им вход-выход в Балтику…
Заместитель командира корабля, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин вспомнил о работе В.И Ленина, в которой он впервые опубликовал этот основной лозунг экономического строительства молодой Советской Республики, а я нашёл в библиотеке эту работу и зачитал из неё отрывок. Вот он…
«Революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны.
Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».
Статья В.И. Ленина (1870-1924) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь, 1917).
Впервые слова «Догнать и перегнать», как основной лозунг экономического строительства в СССР, прозвучали на XV партконференции ВКП(б) в 1928 г.
Вот так, не жалея топлива и турбин, БПК «Свирепый» нёсся сквозь штормовую непогоду, порождённую далёким субтропическим ураганом Фрэн, навстречу эскадре «вероятного противника» и своей судьбе.
Напоминаю, режим постоянной боевой готовности на БПК «Свирепый» с начала арабо-израильской войны «Судного дня» никто не отменял. Мы жили и служили практически в условиях постоянной «Боевой тревоги».
Свидетельство о публикации №216070801874