Санскритология - тайна библейских слов. Исход 1

 Считается, что исход евреев из Египта произошёл в четверг 15 марта в 1495* году до н.э., по нашей версии в 1351 году, после извержения вулкана на острове Тира. Израильтяне, забрав с собой стада животных и одолжив, золотые и серебряные украшения у соседей, двинулись в пустыню.  В Библии говорится, что на их пути было Красное море, которое они преодолели с помощью Бога, а преследовавшие их войска фараона погибли в пучине вод.
  Но посмотрим на карту Египта и убедимся, что в районе города Раамсес или Он, где обитали евреи, нет Красного моря, и они вполне могли пересечь границу Египта посуху. Однако Бог повелел Моисею другой путь, «чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». Поэтому Израильтянам пришлось идти вдоль берега Горького озера, которое соединяется узким протоком с заливом Красного моря. Вот здесь и могло их настичь войско во главе с фараоном и, чтобы перейти этот неширокий проток, Моисей и совершил чудо, когда вода расступилась и они прошли по дну. Мы не знаем, какой климат был в это время, но судя по тому, что были неурожаи и засуха, то и реки были мелководные. Поэтому на обмелевшем протоке наверняка были переправы, о которых пастухи знали и не раз пользовались при переправе на Синайский полуостров. Это теперь прорыт Суэтский канал, а в первом веке нашей эры был сооружён канал Исмаилия, соединяющий Нил с Красным морем.
  «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом перед Пи-Гафиром, между Мигдолом и между морем, перед Ваал-Цефоном» (Исх.14:1,2).
  Эти названия в переводе с санскрита означают следующее: Пи-Гафир – pi-gadha-iyant    [пи-гадха-ийант], где  pi «пить», gadha «мель, брод»,  iyant «столь маленький», т. е. «место у маленького брода, где пьют (коровы)». Слово Мигдол – mih-dola [мих-дола], где mih «туман, испарение, чад», dola «качание, колебание», т. е. «место, где земля колеблется и чадит». Слово Ваал-Цефон – vaal-sevana   [ваал-севана], где vaal «Бог Ваал», sevana «почитание, посещение», т. е. «место, где почитают бога Ваала». На карте видно, что межу морем и «местом, где колеблется земля и чадит» был брод через проток, через который паломники переходили к святилищу Ваала на том берегу. Возможно, что в районе Мигдола произошло локальное землетрясение и камни завалили проток, а когда Израильтяне переправились через обмелевшее дно на броде, то завал размыло, и вал воды смыл переправляющееся войско фараона. Отсюда следует, что израильтяне не переходили Красное море, а нашли брод и благополучно его перешли.
Справка.
*Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 3Цар.6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.
С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;
Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.


Рецензии