Про авторские права

      Недавно в новостях по ТВ наблюдала проверку документов и скандал в какой-то шарашке, вернее «союзе» по защите авторских прав. Некоторые «великие» исполнители и авторы подали в суд с претензией, что их авторские права нарушаются и кто-то, где-то поёт их песни бесплатно!
       Ну вот я и не удержалась от очередного критического замечания в стихотворной форме:

НЕ  ПРОДАВАЙТЕ  СВОЙ  ТАЛАНТ

Я обращаюсь к ВАМ – певцы, артист, писатель, журналисты,
а также прочие «Творцы»: Поймите! Вы же не министры!

Дарите людям свой талант! Талант ваш вовсе не работа!
В любом оркестре музыкант, как винтик, пусть и петь охота,
да быть солистом не дано, вот ОН работает до пота
Кто защитит права ЕГО  в сравненье  с вашей «неработой»?

«АХ! Кто-то песню спел МОЮ!!!
Но мне за ОНИ не заплатили!»

Поёт народ и я пою… Дал Бог талант, но ВЫ пропили (или проели?)

      Не могу понять современных молодых людей, выбирающих себе творческие профессии, но при этом требующие за них высокую заработную плату. И никому из них не приходит на ум, что это тоже самое, когда спортсмен использует допинг!
      Вот поэтому я решила рассказать современным «творческим» личностям, как случился мой переход от работы по профессии к стихоплётству и писательству.

      Я работала по специальности – инженер лесного хозяйства в ГПИ «Союзгипролесхоз» с 1961года до пенсии, на которую вышла в 1994 году. В то время в нашем институте  компьютерами ещё и не пахло, наши проекты печатали машинистки в пяти экземплярах, переплетали в отделе оформления, а плановый материал готовили чертёжники, которых мы ценили на вес золота.
После развала СССР и перехода на тенге я оказалась нищей, меня выручала дача, которую в 80-х годах нам выделили на землях гослесфонда. Совершенно неожиданно где-то в 2007 году ко мне обратился руководитель научной группы организованной в обществе «Казохотсоюз» с просьбой разработать методику для расчета платы за любительскую охоту на территории охотхозяйств по заказу от Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан. Вероятно, обратиться ко мне посоветовали чиновники из Комитета лесного хозяйства, для которого я когда-то разрабатывала таксы на попённую плату для лесов Казахстана.
      Руководитель группы  познакомил меня – старую седую, плохо одетую бабушку-лесника со своей группой из 10 человек – старших научных сотрудников (снс) кандидатов наук – молодых амбициозных мужчин с ноутбуками. Когда Руководитель сказал, что М.В. поможет разработать методику, я почувствовала их всеобщее презрение, но ничуть не удивилась и не обиделась. Ко мне также относились научные работники и даже доктора наук из КАЗНИИЛХА, когда нашему институту предлагали разрабатывать цены и Госты на посадочный материал (сеянцы и саженцы) для лесных питомников.

      Дело в том, что в Науке, также как и в Театре работники разделяются по категориям – степеням или должностям от которых зависит уровень заработной платы и нет равноправия в оплате труда. О равноправии мечтал Ульянов – Ленин, Карл Маркс и писал В.Маяковский: «Землю попашет, попишет стихи…»
А в проектировании, также как у учителя в школе или врача в больнице зарплата зависит от качества труда или работы – профессионализма человека, а не от главной роли.

      Один из охотоведов с явной обидой в голосе сказал Руководителю научной группы, что им помощь не нужна они сами могут разработать методику. Наверное и сам руководитель засомневался в моих способностях и принял  решение, чтоб я сделала вариант методики для животных, а обиженный А.И. для рыб и добавил:
- Жду вас через месяц с планом или основными положениями, по графику мы должны сдать методику в Министерство к концу года, на работу нам дано 3 месяца, так что сроки сжатые!...

        Я поневоле вспомнила учёных из КАЗНИИЛХА, которые упрекали наш институт за то, что взялись разрабатывать цены и Гост на посадочный материал и кричали мне, что я неграмотная, на такую работу нужно минимум 5 лет...
        За период своей работы я написала и разработала бесчисленное количество методик, указаний, рабочих правил для предстоящих проектов – это входило в мои обязанности главного специалиста. Я  прекрасно понимала, что нельзя разделять животных и рыб и методика должна быть единой, но возражать не стала.

        Через две недели я написала дома не только план, а  практически всю методику, но мне не хватало сведений по численности охотничьих видов животных и рыб чтоб сделать приложение к методике, как производить расчёты.  Поэтому я пришла к руководителю научной группы с предложением дать в помощь молодого специалиста из производственного отдела, который занимается учётом численности.
        В производственном отделе в просторной комнате было 5 столов с компьютерами, за которыми сидели молодые специалисты – охотоведы – четверо юношей и одна девушка. Руководитель представил меня молодёжи, я сразу почувствовала себя в своей тарелке и уважение, несмотря на отсутствие ученой степени и свою специальность. Руководитель обратился к девушке и строго сказал, что она должна снабдить меня всеми необходимыми сведениями.
         На любой из моих вопросов девушка шустро нажимала на клавиши своего компьютера и на экране появлялся необходимый документ. Она тут же распечатывала его на принтере и вручала мне. Так я впервые познакомилась с новой техникой и пришла в восторг, выдав молодым свой экспромт: «ВСЕ сегодня Гении в  новом поколении».

       Через две недели я завершила «Методику» объёмом в 20 листов рукописного текста вместе с приложениями и понесла на суд к Руководителю научно- проектной группы при Казохотсоюзе. Я была довольна своей работой и понимала, что сделала больше, чем просто методика, по которой любое охотхозяйство может само рассчитывать цены на услуги. Через пару дней Руководитель попросил меня зайти.  По его взгляду я сразу поняла, что он доволен и замечаний будет мало. Мы совместно обсудили мои ошибки в терминах и определениях, а также неправильные ссылки на уже отменённые Осты, Госты, и СНиПы. Я пообещала привести свою записку в соответствие с новыми для меня документами и добавила, что я не охотовед и плохо разбираюсь в ценности видов охоты и рыбалки поэтому в приложении к методике привела пример расчета цен по ценностным коэффициентам, которые охотоведы должны расставить сами, в зависимости от ценности животного. После этого Руководитель не удержался и показал мне 3 листа «Методики»  по рыбам, которые автор А.И принес ему вчера и добавил, что ЭТО бред сивой кобылы по сравнению с моей работой. Я искренне засмеялась и сказала, что межу проектировщиком и научным работником есть большая разница, примерно такая же, как между Поэтом и Строителем или между Теоретиком и Практиком. Проектировщик не имеет права иметь своего мнения и в первую очередь должен быть экономистом и найти наиболее целесообразный вариант проектного решения со всех точек зрения. Я не постеснялась сказать, что руководители «Казохотсоюза» ошиблись, организовав  научную группу. Им надо было просто в своем производственном отделе одного из молодых специалистов - охотоведов отправить на курсы или на консультацию в «Казгипролесхоз».

      Поблагодарив работодателя за финансовую поддержку и возможность почувствовать себя на коне, я предложила помощь в качестве бесплатных консультаций для молодых в производственном отделе.
      Можно сказать, что мы расстались друзьями, на полученную зарплату купила себе стиральную машину – автомат и вернулась к "рабочей" профессии на своей даче.

      Я назвала заметку «Про авторские права», а описывая свою победу над кандидатом наук, не имела  цели похвастать своими знаниями. Четыре дня назад я получила бандероль из Москвы с книжкой В.П.Тычинского – Профессора МИРЭА, ветерана ВОВ «Я смог, я доказал, я преодолел…», изданную  его дочерью в 2015 году. Я встречалась с Владимиром Павловичем в 1913 году, через 40 дней после рождения его второго правнука от моей внучатой племянницы.
Это был совершенно потрясающий и в тоже время очень скромный Человек, несмотря на своё положение выдающегося и всемирно известного Учёного – физика.
Книга состоит из отдельных, написанных в разное время по просьбе семьи и друзей воспоминаний, очерков и эссе. Всю свою жизнь, до последних дней Владимир Павлович отдал Науке и последние годы жил в простой трёхкомнатной квартире на юго-востоке Москвы, без золотых унитазов и роскошной мебели. Прислуги у них тоже не было!
      В послесловии к книге дочь Учёного написала от себя:
"За месяц до ухода, когда папа диктовал разные отрывки, был и такой, подводящий итог:
   «...Мне с детства хотелось приключений и яркой, необыкновенной жизни. Все говорят, что я авантюрист. Я ещё маленьким переплывал Днепр и умел ходить на руках. Понимал, что отличаюсь от моих одноклассников и хотел узнать границы своих возможностей. Мне много было дано от природы, но суровые условия жизни часто меня приводили на край гибели. Было постоянное желание ходить по краю и оставаться при этом живым, быть «не как все» и во всём утверждать свою индивидуальность».
     Тогда подумалось, что рано ещё такое писать, ведь в папе ещё было столько жизни!  6 июля 2014 г.!"


     Я решила опубликовать выдержки из последних размышлений и выводов из прожитой жизни Владимира Павловича под общим заголовком: «ПОЧЕМУ  Я  СЧАСТЛИВЫЙ  ТАКОЙ?!»:

      …. «В сентябре 2013 г. я попал в ЦКБ РАН, через неделю полностью восстановился и вновь ощутил радость жизни даже среди людей с потухшим взглядом, неконтактных и сосредоточенных на своих болезнях…
У меня появилось время отвлечься от текущих дел в лаборатории, вспомнить что-то оптимистическое из литературы и богатой событиями моей жизни…

….Почти 40 лет работы в МИРЭА составляют большую часть из 70 лет моей жизни и работы после окончания МЭИС в 1944 году. Сейчас, в 2013 завершается мой последний этап научной активности, связанный с биофизикой клетки. В этом году я перестал читать лекции и только руковожу дипломниками и аспирантами. Появился досуг и желание оглянуться на прошлые годы.

….В последнее десятилетие произошло заметное снижение культурного уровня студентов, потеря мотивации, любознательности и навыков к самостоятельной учёбе. Низкий уровень докладов, выступлений на семинарах, плохое владение иностранным языком… Наука перестала быть модной. Молодёжные гранты и программы не заполняются. В других вузах и МГУ аналогичная картина.
Усилилась тенденция отъезда молодёжи за рубеж.

…..Цинизм и прагматизм потребительского общества разрушают человека и обедняют его душу. Чтобы этому противостоять, мне приходилось неоднократно обращаться к известным образам и примерам, которых достаточно много сохранилось в памяти. Я запомнил с молодых лет замечательную сцену встречи Пер Гюнта с королём троллей, описанную Ибсеном. Король предложил ему богатство, если он женится на его дочери. Но вопрос, как можно жить с таким безобразным существом, он получил чёткий ответ, универсальный и даже пригодный для нашего времени - После небольшой коррекции зрения, ты не будешь этого замечать и станешь счастлив, как и другие тролли…
Любимый мною Омар Хаям советовал: - «Уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше быть один, чем вместе с кем попало».

 …..В детстве нам много не надо. И мне, как младенцу, для ощущения счастья почти ничего не было нужно. Была радость существования. И только оглянувшись много лет позже, я посмотрел на своё детство и юность другими глазами. Сейчас я оценил удивительно благополучное их завершение при многих не очень благоприятных обстоятельствах.
       Рос без отца и встречу с ним запомнил один раз в 6-летним возрасте. Мы с мамой жили бедно, но я этого не замечал, т.к. другой жизни не знал. Моим делами в школе, образованием и друзьями мама не интересовалась. Из журнала «Знание – Сила» познакомился с простой домашней техникой. Сначала починил соседке утюг, потом сделал паяльник и стал заниматься другими рискованными опытами. В 12 лет мама отвела меня во Дворец пионеров, где в радиокружке я нашел друзей с которыми сделали коротковолновый двухламповый радиоприёмник и появилась мечта стать радиоинженером. Вместес близким другом Лёнькой мы решили сократить на год своё обучение в школе и перейти из 9-ого класса на последний курс Днепропетровского индустриального рабфака. В декабре стал студентом рабфака и даже получил стипендию! Окончив рабфак с отличием, в июне 1940 года стал 15-летнем студентом Московского института связи.
              Пусть час не прОбил – жди не уставая.
              Пусть лгут жрецы – не снисходи до них
              Умей прощать, но не кажись, прощая,
              Великодушней и мудрей других
                Р. Киплинг.

…..В 1954 г. на туристкой тропе около Болшево нашёл Марину и мы уже живём вместе почти 60 лет.
Я, Марина и две наши дочери жили во Фрязино в двух комнатах до 1964 года. Дочери окончили физфак МГУ, а жена и старшая дочь защитили диссертации.
      В настоящее время наша семья стала большой и я и Марина согреты вниманием и заботой, у нас уже на только четверо внуков, но три правнука.

       РАЗВЕ  ЭТО НЕ СЧАСТЬЕ?!

….Возможность оглянуться на прожитую жизнь позволила вспомнить слова, выражающие мысли Сенеки, пережившие на много веков самого автора:
        «Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть все оставшиеся у тебя сомнения и продвигаться к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение. Нет рабства более позорного, чем рабство духа».
        «Будь счастлив, всё потеряв. Все заботятся жить долго, но никто не заботится жить правильно. Так будем жадно наслаждаться обществом друзей – ведь неизвестно, долго ли ещё оно будет нам доступно. Подняться на небо можно из любого закоулка. Лучшее средство от обиды – прощение, Чаще пользуйся ушами, чем языком».
         «Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра. Золотая узда не сделает клячу рысаком. Большинство так и мечется между страхом смерти и мучениями жизни; жалкие, они и жить не хотят и умереть не умеют. Сделай свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Итак, проведи этот момент времени, то есть жизнь свою, в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива».

      Начала писать свою заметку после одной передачи по ТВ, а кончаю после другой, которая меня возмутила и шокировала ещё больше.В одной из недавних выпусков передачи «Время покажет» вели спор об искусстве и культуре. Мне было очень интересно и одновременно очень смешно! Один из «Творцов» или свободных художников предложил упразднить Министерство Культуры! Никто из спорящих не подумал, о том, что сколько людей – столько же и мнений, что на вкус и цвет товарища нет и у КАЖДОГО народа СВОЯ культура. У  Андерсена есть гениальная сказка «Голый Король», которую я вспоминаю, слушая хвалебные оды Черному квадрату «гениального» художника Малевича и др.
      Разве настоящему свободному  Художнику или Поэту нужны деньги?! Он просто не может не рисовать, не петь, не слагать стихи. Это не профессия и ЭТОМУ нельзя научить ни в одном Вузе. А жажда признания и Славы – это высокомерие человека разумного.
      В поэзии моего любимого поэта Байрона, есть строки(перевод В. Брюсова):
«Прочь, мирные парки, где преданы негам,
     Меж роз отдыхают поклонники моды!
Мне  дайте  утёсы,  покрытые  снегом, -   
      Священны они для любви и свободы!»
В 1812 году Джордж Гордон Байрон выступил с гневной речью  с трибуны палаты лордов в английском парламенте, после чего за ним закрепилось «звание» мятежный лорд.
     Вероятно поддержки со стороны Государства у поэта Байрона не было...
Поэтому я не могу понять почему теперь поп-артисты, свободные художники и музыканты, а также ведущие телепередач и модели живут лучше, чем простой рабочий человек?
      
        А недавно в той же передаче услышала, как ведущие вопрошают, почему для бабушек нет дешёвых лекарств в аптеках, а для инвалидов бесплатных средств, положенных по конституции?! Я могу подсказать спорящим на передаче – ПОЧЕМУ?
       Потому, что в бывший СССР пришёл Капитализм!
Врачи, поликлиник большей частью полуграмотные, а также продавцы в аптеках вообще безграмотные, чтоб не потерять своё рабочее место завлекают к себе стариков, которые думают, что можно вылечить старость. Не лечится старость, поверьте, уж если пришёл её срок!
Врачи предлагают старикам дорогостоящие чудодейственные лекарства и даже «спасительные» операции по договорённости с аптеками и платными частными клиниками, а бабушки и дедушки без мозгов им верят! А дряхлые артисты делают пластические операции, штукатурят лицо и думают что они работают и дарят зрителям свой «талант» или душу... но за ДЕНЬГИ!

        В.П. Тычинский написал в книжке « Я смог, я доказал, я преодолел…» для своих внуков и правнуков почему в свои 89 лет он такой счастливый.
        А я  – старая, одинокая, больная в свои 80 лет тоже счастливый человек и довольна прожитой жизнью. Но в настоящее время не хочу жить в злобном, жадном мире капитализма, где главная ценность – ДЕНЬГИ!

И у В.П и у меня было трудное, если не сказать тяжёлое детство, но мы сумели построить сами свою жизнь и добиться и счастья и здоровья своими силами.

ДОВЕСОК 19.08.2020

     В связи с последниями событиями в РСФСР и судом над М.Ефремовым и Фургалом, после просмотра своей любимой передачи "Время покажет", я решила поставить свою
"заметку" в анонс, чтобы читатели смогли прочесть мои воспоминания вместе с рецензиями оскорблённых "творческих" писателей.
А сегодня 20.09.2020 услышала от Владимира Соловьёва, что жена Молотова сказала Светлане Алилуевой, что её отец был гений, что вовремя сумел зачистить пятую колонну, иначе бы СССР не победил бы Гитлера и нацизм.


Рецензии
Товарищ Вышенская написала свою фамилию с ошибкой. Видимо, она все-таки Маргарита Вышинская. Какое-то средневековое мракобесие. "Художнику не нужны деньги". Может, художнику не надо есть, пить, содержать семью? Писать стихи могут немногие. Но те, кто могут их писать, должны за это получать плату. И плату,соответствующую количеству умеющих писать настоящие стихи. Грузчиков миллионы, а поэтов- считанные единицы.
Недаром Пушкин писал, что "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".Байрону было хорошо отказываться от платы, потому что у него было огромное поместье, дававшее огромный доход. Баловались стихами и наши дворяне-поэты, которые были к тому же еще и крупными помещиками-землевладельцами. А вот тот же Пушкин был первым русским поэтом-профессионалом, для которого сочинение стихов было работой. И работой тяжелой. Чтобы вывозить свою красавицу на царские балы, недостаточно было иметь захудалое Болдино.
Думаю, Вышинская не обрадовалась, если бы на ее проекте вдруг появилась фамилия ее конкурента по зверям. Сейчас, чтобы написать, например, хорошую песню,надо пройти "меж капель" тысяч и тысяч похожих одна на одну песен. Это тяжкий труд, это счастливый случай, который приходит не ко всем. Сколько мы знаем авторов и исполнителей всего одной песни, которая их сделала знаменитыми.И вдруг приходит какой-то вор и нагло присваивает себе авторство. Да это запросто инфаркт можно получить. И многие получают.

Яцук Иван   20.09.2020 15:09     Заявить о нарушении
Я, уж извиняйте, Маргарита ВышЕнская - бабушка 150 - ти лет. А вот Вы, похоже, высокомерный ДУРАК! НАЧАЛА ПИСАТЬ СВОИ СТИШКИ ПОСЛЕ 70 ЛЕТ, ЧТОБЫ ПАМЯТЬ НЕ ПОТЕРЯТЬ... Не возражаю, если кто-то присвоит авторство потому, что однр\ой ногой уже в могиле! А Вам успеха и удачи! Или "лайков", как у всех называется...

Маргарита Вышенская   29.09.2020 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.