Нелегалка -2016. Глава 20. Прадедушка Петергофа. С

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2016/06/25/158
Глава 20. Прадедушка Петергофа. Случайно Тиволи.

          Вокзал Термини я узнала. Семь лет назад, в мае, была проездом, видела его мельком, на больную голову – но узнала! Тамара повела меня в метро. Римский метрополитен оставил у меня двоякое впечатление. С одной стороны – загаженные платформы и уделанные граффити поезда. С другой – везде эскалаторы и лифты, если человек не в состоянии подниматься по ступеням, он будет с комфортом ехать вверх и вниз, не важно, инвалид это или не имеющий денег на такси гость города, с чемоданами и сумками.
          Нам надо было проехать 9 остановок, до Ponte Mammolo. В вагонах было душно и тесно. Мест никто никому не уступал.
          На автовокзале, в ожидании нашего автобуса, я обратила внимание на то, что через одну после нужной нам Пренестины следовала остановка Роккалумера. Мы посмеялись над неожиданным открытием, и поехали к Любе. Она встречала нас возле булочной, с газетой в руке – опознавательный знак. Ей нас опознать было легче лёгкого. Две озирающиеся по сторонам тётки, с багажом, одетые не по погоде – в поезде дуло, прогноз обещал дождь, но его пронесло мимо. А мы не сняли куртки, на всякий случай, за что теперь расплачивались.

          Люба приехала работать в Рим много лет назад. Познакомилась с мужчиной. Тот сделал ей предложение. Синьор был серьёзно болен и сказал русской нелегалке, что не видит смысла оставлять государству трёхкомнатную квартиру. Новобрачная овдовела через три месяца. К жилью получила пенсию, и с тех пор отдыхает. Время от времени пускает на постой наших женщин, надолго. И не скучно, и прибавка к пенсии. Случай с нами был исключением. Мы приехали на 5 дней. Люба предпочитает жиличек на месяцы или даже годы.
          Приняв с дороги душ, мы переоделись, задвинули чемоданы за диван и спросили у хозяйки, что она рекомендует к просмотру в вечном городе, и как туда добраться.  Люба посоветовала посетить Тиволи. Я спросила, что это и где. «Тиволи – это такая красота! Фонтаны! Да что рассказывать, съездите и посмотрите. Представьте только – целая улица с фонтанами! Так и называется. «Дорога ста фонтанов». Значит, доедете до метро, купите единый билет на неделю, на все виды городского транспорта. Там же, от Понте Маммоло, отходят автобусы, на которых написано «COTRAL». На таком автобусе доедете до Villa d’Este, и гуляйте в удовольствие!»
          Мы так и сделали. Купили единые и влезли в котраловский пульман. Автобус прокатил нас по спальным районам, и вывез куда-то в гору, с которой открывался чудный вид.
          Хвалёная вилла не оправдала моих ожиданий. Воображение рисовало нечто вроде Петродворца, с мраморными статуями, переливами радуг в прозрачных струях. В то же время – дорога ста фонтанов! – звучит-то как, а? Я представляла светлый проспект, где слева и справа располагались десятки величественных скульптурных композиций, омываемых замысловатыми потоками.
          Мой интернет окончательно сдох накануне, хотя был оплачен до 4 мая. Я мельком просматривала сайты с достопримечательностями Рима, но про Тиволии не помнила ничего. Треви, Венето, Колизей, Капитолий – да. Тиволи – ни о чём.
          В реальности мы шли по старому, поросшему мхами саду бывшего бенедиктинского монастыря. Скульптуры не блистали изяществом. Фонтаны не поражали разнообразием. Сто фонтанов – побитые веками, повторяющиеся морды обезьян, собак, каких-то других тварей, из пастей которых, в зелёную от плесени каменную канаву, текли одинаковые струи.
          Незаметно моё недовольство сменилось покоем и тихим кайфом. Солнце светило, клумбы, кустарники и деревья колыхались цветочными облаками, птицы пели, фонтаны журчали, панорамы уводили взор в вечность. Дворец был таким же потрёпанным и выцветшим, и он мне понравился едва ли не больше, чем всё остальное. Когда-то богатейший, с бесконечными анфиладами комнат и залов, расписанных до последнего сантиметра, уютный и ненавязчивый. Рассматривая очередные картины на стенах, я сказала Тамаре: «Никакой Венеции. Все пять дней я хочу гулять по Риму!»
          Обратно мы поехали на совершенно другом автобусе. Нам было всё равно – единый билет есть, до метро доедем. А до какого – без разницы. Однако, этот автобус покатил совершенно в другую сторону, через поля и леса. Через полчаса я подошла к водителю: «Извините, я боюсь, что мы совершили ошибку. Куда идёт этот автобус? Нам надо в Рим». Водитель кивнул: «Будет вам Рим, не переживайте!» Ещё через полчаса меня так укачало, что я уткнулась носом в стекло, и сжала зубы. Таблетки от укачивания остались дома. Оставалось только одно – терпеть.

          Люба встретила нас расспросами, как погуляли и куда пойдём завтра. Завтра мы собрались в Ватикан, на мессу. 1 мая – православная Пасха. «А сегодня, - жаловалась я, допивая пиво, - мне стало плохо в автобусе. Мы так долго ехали!» - «Сколько стоил билет?» - «Билет?» - «На автобус, до Тиволи» - «У нас же единый» - «Единый – по Риму. А до Тиволи сколько платили?» Мы с Тамарой переглянулись: «Тиволи – это не Рим?!» Люба ахнула: «Девчонки, вы ездили бесплатно? С ума сошли! Тиволи – это уже провинция Лацио, совершенно другой город! Котрал – фирма междугородных перевозок! Как вас в автобус пустили без билетов?! И обратно не платили? Обалдеть!!!» Зашедшие к Любе в гости знакомые, услышав эту невероятную историю, качали головами: «Ну, вы удачливые!» (по-итальянски звучит более сочно – фортунатые). Если б нас поймали, оштрафовали бы на 50 евро каждую. Я сказала, что эта поездка – компенсация нам за вчерашние оплаченные метро и автобус. Мы же купили абонемент на неделю, а будем пользоваться всего 5 дней.
          Когда улеглись, я попросила Тамару посмотреть в её интернете – что же такое Тиволи. Оказалось, мы были на одной из нескольких знаменитейший вилл древнего Тибура, города, построенного на несколько веков раньше Рима. Его основали сыновья аргосского царя Амфиарая, Катилл и Корас. Название городу они дали в честь своего третьего брата - Тибурта. Во время правления латинян Тибур соперничал с Римом, а затем римляне сделали его любимым местом отдыха знати.
          Достопримечательности Тиволи входят в список ЮНЕСКО. Вилла д’Эсте, самая красивая – это роскошный дворцовый комплекс в окружении великолепного ландшафтного парка. Вилла принадлежала кардиналу Ипполито д’Эсте, назначенному в 1550 году губернатором Тиволи в Италии. Говорят, что над некоторыми её шедеврами работал сам Микеланджело.
          Вилла послужила прообразом для строительства Версаля в Париже. Посетивший её российский государь Петр I был настолько впечатлён, что после визита сюда и задумал строительство Петергофа. Кстати, историки опровергают эти сведения. Но я склонна верить экскурсоводам. Помня неуёмный характер самого непредсказуемого российского императора, вполне могу допустить, что царь-батюшка инкогнито попутешествовал-таки по Италии. Иначе, почему именно итальянских мастеров он выбрал для строительства столицы фонтанов?
          Обсудив с Тамарой распорядок дня на завтра: подъём в семь, завтрак, поход на рынок, к полудню – Ватикан, а там видно будет, завалились спать и вырубились до утра.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/21/1822


Рецензии
Синьора жалко, а тётка ушлая, молодец.

Петр Василенко   11.07.2016 17:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Пётр. Ну, синьоры тяжелоболеющие нередко предлагают себя в мужья. Кто соглашается, получает к больному мужу жильё и пожизненное обеспечение. Тётка не ушлая, а ставшая практичной после нашей родной действительности. Не все так могут. Но кто может, на мой взгляд - молодцы. Обеспечивают себе старость.

Наташа Лазарева   15.07.2016 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.