185 Морское хамство 09-10 10 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 185. Северная Атлантика. Морское хамство. 09-10.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: Северное море. Шторм урагана Фрэн. Видимость практически «нулевая». Ночь. 09-10.10.1973 г. На пределе видимости через корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451М сделан этот снимок разыскиваемого нами американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» США (USS «Newport News» CA-140).
В предыдущем:
Я «рулил» за штурвалом БПК «Свирепый» и отрешился от всего «земного», потому что такое ровное ведение корабля по штормовому морю требует большого внимания и напряжения, но в моей голове почему-то всё время «билась» одна мысль-слово – «Прости!».
Кто-то во мне настойчиво произносил это слово, и я никак не мог понять, кому же я мысленно говорю это последнее «прости»…
Оказалось, что я говорил это своё «последнее прости» шторму в Северном море, который начал постепенно стихать и угасать.
Ядро субтропического урагана Фрэн после обхода Азорских островов быстро дополнилось холодным воздухом циклона Северной Атлантики и сместилось к берегам Франции на северо-восток, где и рассеялось на европейском материке 12 октября 1973 г.
Далее продолжение большого письма родителям от 09-10 октября 1973 года с пояснениями автора в скобках.
- Веду прямо хронику событий.
- Ночь. Заловили крейсер «Ньюпорт Ньюс»
- Волнение (на море) уже не такое, как днём, но «мотает порядком» (волны перестали идти ровными рядами, как шеренги солдат, а начали хаотично двигаться вперёд-назад и вправо-влево).
Штормовое волнение поздним вечером и ночью 09-10 октября 1973 года в том районе Северного моря, в котором находились наш БПК «Свиерпый» и американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» было неровным, хаотичным, волнующимся. Волны бились, вспучивались, возникали и пропадали «как попало», то есть беспорядочно. Казалось, море волнуется, нервничает, дёргается.
При этом толчки и удары волн были такими, что наш корабль, БПК «Свирепый», получал от волн тоже хаотичную дёргающуюся качку. Было такое ощущение, что кто-то дерётся с нами на ринге, боксирует, бьёт и пихает нас с разных сторон.
Устоять при такой хаотичной качке было практически невозможно без поддержки и удержания руками, потому что невозможно было предугадать, откуда и какой силы будет удар волны или шквалистого ветра (шквал – это внезапное резкое порывистое усиление ветра, сопровождаемое хлёстким ливнем, грозой, мокрым вихрем, бурей).
- В кубрик спать не пойду. Уже привык и тело даже во сне не «переливается» (от качки), как вода.
- Ко мне заходят (в «ленкаюту») когда спокойно (на море). Только мне здесь хорошо. Ведь я показывал фокус им (ребятам, друзьям), от которого они убегают отсюда (из «ленкаюты», которая располагается в самом носу корабля, рядом с форпиком).
Форпик – это отсек в носовой части корабля между форштевнем и первой («таранной») переборкой, то есть «крайний носовой отсек корабля», который на БПК «Свирепый являлся личной кладовой старшего боцмана. Что там хранилось – одному богу известно…
- Возьму берет (головной убор матроса на корабле) и когда корабль взлетает – подбрасываю его вверх, - он и висит в воздухе (невесомость).
- Также и внутренности (в организме, в теле человека) «висят», а это немногие выдерживают…
Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» (USS «Newport News» CA-140) мы обнаружили «классически»: сначала уловили работу его радиостанции, потом увидели на экранах РЛС, но долго не могли увидеть визуально, потому что этот американский огромный боевой корабль шёл один в бурном Северном море в ночи без ходовых огней (!?).
Согласно «Международным правилам для предупреждения столкновений судов в море» от заката до восхода солнца каждый корабль или судно на море обязан нести строго определённые огни «судовые или корабельные ходовые огни».
Так американский крейсер должен был нести:
«топовый огонь» - белый, расположенный в диаметральной плоскости корабля, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225°, светит от направления прямо по носу корабля до 22,5° позади траверза каждого борта, причём один топовый огонь впереди, а второй топовый огонь позади и выше переднего;
«бортовые огни» - зелёный огонь по правому борту, красный - по левому, каждый освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза своего борта;
«кормовой огонь» - белый огонь, расположенный возможно ближе к корме корабля, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта;
«круговой огонь» - огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°;
«гафельные огни» - два вертикально расположенных огня (верхний - белого цвета, нижний - красного), видимые по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль;
«клотиковые огни» - огни белого и красного цвета для сигнализации семафорной азбукой.
Мы увидели в корабельный перископический визир и в бинокли американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» с видом в профиль, то есть во всю его длину (смотри фотоиллюстрацию).
Согласно «Международным правилам предупреждения столкновений судов в море» любой корабль, судно, используемые для передвижения по воде, обязаны нести огни и знаки в строгом соответствии с этими правилами, так как «огни и знаки дают возможность установить тип, курс, характер занятости встречных судов и кораблей».
Поэтому этот американский крейсер должен был нести (в разных случаях) следующие огни:
штаговый - 360 градусов, 3 мили (видимой дальности);
бортовые - 112,5 градусов, 3 мили;
дежурный - 360 гр.;
топовый нижний - 225 гр., 6 миль;
огни маневроуказания (проблесковый) - 360 гр., 5 миль;
буксирные - 225 гр., 6 миль;
аварийные - 360 гр., 2-3 мили;
клотиковые - 360 гр.;
топовый верхний - 225 гр., 6 миль;
флагманский - 135 гр.;
верхний кильватерный - 10 гр.;
гафельные - 360 гр., 3 мили;
якорный гакабортный - 360 гр., 3 мили;
буксировочный - 135 гр., 3 мили;
нижний кильватерный - 10 гр.;
кормовой - 135 гр., 3 мили.
Причём с правового борта крейсера (смотри фотоиллюстрацию) должен был светить зелёный бортовой огонь (огонь правового борта). Но его, как и других ходовых огней, - не было…
Вероятно американский крейсер тоже «увидел» нас и таким образом хотел сохранить свою «невидимость» и «инкогнито», но хождение в бурном море без ходовых огней было не просто нарушением международных общепризнанных правил, а настоящим «морским хамством»…
Свидетельство о публикации №216071100396