186 Крейсер Ньюпорт Ньюс США 09 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 186. Северная Атлантика. Крейсер «Ньюпорт Ньюс» США (USS «Newport News» CA-140). 09.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс». Апрель 1966 г. USS Newport News CA-148, April 1966, Location: Hampton Roads VA Photographer: Nobe Smith - Atlantic Fleet Sales.
 

В предыдущем:

Вероятно американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» 09-10 октября 1973 года тоже «увидел» нас в ночном штормовом Северном море, отключив свои ходовые огни. Таким образом, он хотел сохранить свою «невидимость» и «инкогнито», но хождение в бурном море без ходовых огней было не просто нарушением международных общепризнанных правил, а настоящим «морским хамством»…


БПК «Свирепый» себя не скрывал и никакие ходовые огни мы не отключали. Мы искали этот грозный с виду американский боевой корабль и гордо шли ему навстречу. Может быть, потому, что мы кое-что знали об этом уже старом американском крейсере и потому, что он был в Северном море один…

Далее из большого письма родителям от 09-10 октября 1973 года с пояснениями автора в скобках.

- Значит, крейсер один. Это новость. Ведь они были вместе. Два авианосца (АУГ) и крейсер, да ёщё 17 кораблей охранения. Ладно, завтра увидим.

Действительно, АУГ (авианосно-ударная группировка) кораблей США-НАТО в данное время в Северной Атлантике состояла из американского авианосца «Джон Ф. Кеннеди», английского вертолётоносца «Гермес», американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» и дюжины различных корабелй и судов охранения и обеспечения.

- Идут они в Осло с визитом, а мы из-за них свой визит потеряли!

- Ночь сейчас (с 9 на 10 октября 1973 года) чудесная. На небе немного облаков. Ярко светит неполная луна.

На дату 10.10.1973 в 12:00 Луна находилась в фазе «Растущая Луна». Это 14 лунный день в лунном календаре. Процент освещённости Луны составляет 96%, то есть она с право-нижней стороны видна почти вся. Восход Луны в 16:35, а закат в 04:38.

- Море словно серебряное. Шумит, пенится белой пеной. А по горизонту много-много огоньков.

- Позади остался Скаген (мыс Скаген, Дания), справа мигает маяк и россыпью огней раскинулась Норвегия, а в море движутся зелёные и красные огоньки (бортовые огни судов).

- Их здесь много. Ведь это одна из самых оживлённых «морских дорог» планеты. А впереди пересекает наш курс громада крейсера (USS «Newport News» CA-140).

- Всё. Прошёл спать (моя «собачья вахта» на руле с 00:00 до 04:00 закончилась).

- А здорово получается! События так пошли, что скоро домой идём, может (быть), даже завтра (10 октября 1973 г.) и письмо пишу сразу по свежим событиям.


Весь день среды 10 октября 1973 года мы следовали за американским крейсером «Ньюпорт Ньюс», который неспешно следовал в Осло. За день все желающие могли наблюдать этот большой корабль в отдалении на горизонте, а я после отдыха по ГКС (громкоговорящей связи) прочитал некоторые данные об этом американском корабле.

В секретном справочнике по кораблям и самолётам ВМС США и НАТО о крейсере «Ньюпорт Ньюс» было написано следующее:

«USS Newport News» СА-140 - крейсер ВМС США заложен 01.11.1945 г., спущен на воду 06.03.1948 г., сдан в эксплуатацию ВМС США 29.01.1949 г.

«USS Newport News» СА-140 имеет стандартное водоизмещение 17 000 т и полное водоизмещение 20 980 т., длину - 218.39 и, ширину - 23.32 м и осадку 8.2 м.

ЭУ (энергетическая установка крейсера) – паровая турбина, 4 гребных вала и винта, полная скорость движения – 32,6 узл., экономическая скорость – 15 узл., дальность автономного плавания экономическим ходом – 10 500 миль, экипаж – 1667 чел., толщина брони башен и надстроек – 102-150 мм, толщина брони бортов – 25-89 мм., толщина палубы – 160 мм.

«USS Newport News» СА-140 имеет на вооружении: артиллерия главного калибра - 9(3x3) - 203-мм/55RF Mark 16; универсальная артиллерия - 12(6x2) - 127/38 мм 127-мм/38 Mk32 Mod 0; зенитное вооружение - 12 ; 2 – 76-мм Mk27 / Mk33 и 6 х 2 – 20-мм Oerlikon Mk2 / Mk3 / Mk4.

На крейсере «USS Newport News» СА-140 может располагаться 1 вертолёт «Sikorsky HO3S».

Таким образом «USS Newport News» СА-140  является тяжёлым крейсером типа «Des Moines» - последней серии артиллерийских крейсеров, построенных в США.

Основными задачами «USS Newport News» СА-140 являются:

поддержка «лёгких сил» (эсминцев охранения), вывод их в торпедную атаку и защита от вражеских эсминцев и крейсеров;
самостоятельное рейдерство, то есть боевое патрулирование обширных акваторий, а также нарушение коммуникаций противника («морская крейсерская охота»).

Во время Второй Мировой войны (1942) оказалось, что крейсера типа «Des Moines» могут выполнять функции артиллерийских линкоров, то есть поддерживать артиллерийским огнём действия береговых частей, а также вести бой в составе крупных эскадр и корабельных ударных группировок (КУГ).

Крейсер «USS Newport News» СА-140 был третьим и последним кораблём в серии из двенадцати заказанных и трёх построенных крейсеров типа «Des Moines». Он длиннее и шире своих предшественников, так как на нём разместили три башни с новыми скорострельными 203-мм пушками.
 
Система броневой защиты крейсера имела верхнюю броневую палубу толщиной 25 мм, которая должна была подрывать авиабомбы до того, как они «дойдут» до главной броневой палубы толщиной 95 мм. Броневой пояс бортов толщиной 152 мм имел ширину 3,05 м, на нижней кромке его толщина уменьшалась до 88 мм.

Внутри корпуса крейсера имеется пять отдельных бронированных зон и броневыми переборками. Общий вес брони – 2189 тонн или 12,6% массы корпуса.

ЭУ (энергетическая установка) крейсера – четыре паровых котла «Babcock & Wilcox» вырабатывает пар под давлением 41,85 атм. для четырёх паровых турбин «ТЗА General Electric» общей проектной мощностью 120 000 л.с. Запас топлива – 3 006 т.

Первые три машинных отделения комбинированные – в каждом из них располагаются котлы и турбина. В кормовом машинном отделении паровой котёл и турбина расположены в изолированных отсеках, что улучшает живучесть корабля.

Орудия главного 203-мм калибра с автоматическим заряжанием при любых углах возвышения, что обеспечивает скорострельность до 10 выстр./мин на ствол. Масса новой орудийной башни крейсера в полном снаряжении составляет 458 тонн.

Орудия главного 203-мм калибра имеют дальность стрельбы 150 каб (32 км 918.401 м) при угле возвышения 41°. Снаряд весит 152 кг. Огневая производительность крейсера (в целом) – 90 выстрелов в минуту или 13,5 тонн «взрывчатой стали» или стальных болванок. Приводы наведения орудий и башен — электро-гидравлические.

Универсальная артиллерия крейсера - 12 орудий «Mark 12», которые располагаются попарно в шести башнях. Это противокорабельные и зенитные орудия. Масса орудия без затвора 1810 кг (3990 фунтов).

Управление огнём орудий главного 203-мм калибра осуществляется ПУС Mk24 по данным РЛС управления артиллерийским огнём Mk13. Универсальная 127-мм артиллерия управляется ПУС Mk25 с РЛС Mk35, 76-мм - от ПУС Mk56 с РЛС управления артиллерийским огнём Mk35.

Все системы управления артиллерийским огнём могут получать данные о цели от РЛС обнаружения надводных целей SPS-6C и SPS-8A. С 1962 года в носовой части крейсера установлена антенна боевой информационной системы «NTDS».

Сразу после вступления в ряды ВМС США, крейсер «USS Newport News» СА-140 начал ежегодно выходить на БС (боевую службу) в Средиземное море и участвовать в учениях в Карибском море (вблизи Кубы).

С 1950 года крейсер «USS Newport News» СА-140 ежегодно участвует в учениях США-НАТО в западной части Атлантического океана. 4 января 1956 года «USS Newport News» СА-140  на боевом дежурстве в Средиземном море является флагманом Шестого Флота ВМС США.
 
В 1957 году, во время кризиса в Сирии, крейсер «USS Newport News» СА-140 был в Восточном Средиземноморье «на подхвате», чтобы вовремя вмешаться в конфликт своими орудиями.

29 февраля 1960 года в марокканском городе Агадир произошло землетрясение и «USS Newport News» СА-140 получил срочный приказ «доаставить гуманитарную помощь» пострадавшим. «USS Newport News» СА-140  шёл в Марокко со средней скоростью 31 узел и преодолел 1225 морских миль почти за 41 час.

В 1962 году крейсер «USS Newport News» СА-140 был переведён во Второй флот ВМС США, где стал его флагманом и был модернизирован (установлена антенна боевой информационной системы NTDS, достроены некоторые служебные помещения). После этого крейсер «USS Newport News» СА-140 постоянно принимал участие в учениях НАТО.

В 1952 году во время «Карибского кризиса» крейсер «USS Newport News» СА-140 был направлен на Кубу, а после демонтажа советских ракет с территории Кубы отправился в главную базу ВМС США в Норфолк, к празднику «День Благодарения».

1 сентября 1967 года «USS Newport News» СА-140 отправился флагманом АУГ США к берегам Вьетнама. Вечером 9 октября 1967 года крейсер обстрелял из 8-ми дюймовых орудий береговые цели Северном Вьетнаме в рамках американской операции «Морской Дракон» - пресечение каботажного судоходства у берегов Вьетнама.

19 декабря 1967 года, крейсер «USS Newport News» СА-140 интенсивно перестреливался одновременно с 28 вьетнамскими береговыми батареями. При этом крейсер ничуть не пострадал.

В мае 1968 крейсер «USS Newport News» СА-140 вернулся в Норфолк (США) для пополнения запасов и планово-предупредительного ремонта.

Всего в ходе «Вьетнамской войны» (1967-1972 гг.) крейсер «USS Newport News» СА-140 провёл 156 боевых стрельб, обстрелял 32 цели, выпустил в различные цели во Вьетнаме рекордное количество осколочно-фугасных снарядов - 59 241 шт.

Летом 1972, крейсер «USS Newport News» СА-140, вместе с ракетными крейсерами «Оклахома Сити» и «Провиденс» принимал участие в бомбардировке порта Хайпонг (Вьетнам). Это была последняя в истории ВМС США операция, во время которой несколько крейсеров вели артиллерийский обстрел наземной цели.

1 октября 1972 года в стволе центрального орудия возвышенной носовой башни крейсера «USS Newport News» СА-140 дефектный взрыватель подорвал снаряд прямо в момент выстрела. Погибло 19 и пострадало 10 моряков крейсера. После этого вся башня до конца службы корабля осталась бездействующей.

С 1973 года крейсер «USS Newport News» СА-140 участвует в учениях, в демонстрациях флага и походах-заходах в иностранные порты и базы.

В этот день он шёл экономическим ходом 15 узлов с визитом в Осло.

А мы, свободный от вахт экипаж БПК «Свирепый», после ужина собрались в столовой личного состава, чтобы в очередной раз посмотреть на приключения Шурика и троих русских мужиков: Бывалого, Балбеса и Труса…

- Бабуся! Как пройти в библиотеку?


Рецензии