190 БПК Образцовый и СМТ Лена 11 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 190. Северная Атлантика. БПК «Образцовый и СМТ «Лена». 11.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: Северное море. БПК пр.61 «Образцовый» ДКБ ВМФ (код NATO - Kashin) типа «Комсомолец Украины» заправляется топливом и водой от среднего морского танкера СМТ «Лена» ДКБ ВМФ. 10.10.1973 г.

БПК «Образцовый» уходит на юг, на БС (боевую службу) в Средиземное море в «зону боевых действий». Его, как мухи, сопровождают патрульные вертолёты ВМС НАТО. Значит, земля близко…


В предыдущем:

- Скорей, скорей, скорей!

Так заканчивалась третья или четвёртая часть моего большого письма родителям, которое я начал писать давным-давно в Атлантическом океане…


Истощив свои запасы топлива в поиске и в погоне за американским крейсером «Ньюпорт Ньюс», мы нуждались «в подпитке горючим». На самом деле, командование БПК «Свирепый» надеялось получить с танкера СМТ «Лена» не только топливо, но главное, «курево» (сигареты).

Наши запасы давно уже кончились и сигареты в экипаже были «дороже золота».

Я этими страданиями заядлых курильщиков не страдал, поэтому с удовольствием, с отличным настроением и желанием фиксировал на оставшиеся фотоплёнки всё, что происходило вокруг.

Погода в Северном море вблизи «проливной зоны» нормализовалась. Море успокоилось.

Вахту «на руле» БПК «Свирепый» доверили «молодым» матросам-рулевым БЧ-1, а нам, «годкам», дали часы отдыха, потому что по сигналу «Боевая тревога!» мы, «годки», дежурили постоянно, практически без перерывов…

Кстати, в этом (постоянное боевое дежурство) был настоящий героизм, потому что многочасовое бдение за экранами, у механизмов и у пультов систем управления боевым оружием требует большого напряжения физических сил, выносливости, внимания, точности, терпеливости, выдержки и, главное, - разумности ответственного поведения (точного следования приказам и своим профессиональным обязанностям).

Некоторые «годки» БПК «Свирепый» ещё по итогам сдачи курсовых задач «К-1» и «К-2» получили звания и значки классных специалистов разных степеней. После БС (боевой службы) фактически все «годки» и «молодые» стали классными специалистами и горделиво ходили с соответствующими знаками-значками (кстати, классность повышала денежное содержание матросам, мичманам и офицерам).

По пути к мысу Скаген в Северном море мы догнали БПК «Образцовый» ДКБ ВМФ пр.61 «Образцовый» ДКБ ВМФ типа «Комсомолец Украины» и средний морской танкер «Лена» ДКБ ВМФ. Они были заняты дозаправкой пресной водой и топливом.

Командование БПК «Свирепый» не стало ни просить, ни требовать, ни «гребовать» у моряков наших кораблей, базировавшихся в нашей родной ВМБ «Балтийск», ни продуктов, ни сигарет, ни воды, ни топлива.

Кто ж берёт что-то из запасов тех, кто уходит в море-океан на БС (боевую службу), да ещё в «зону боевых действий» в Средиземное море?..

Мы просто терпеливо ожидали возможности получить с танкера СМТ «Лена», хоть что-то…

 
В книге Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море» (http://alerozin.narod.ru/1973/oktovr-17.htm) в главе 17. «Итоги деятельности 5-й эскадры в ходе конфликта» утверждается:

(Начало цитаты из книги А. Розина).

Нет ясности с деятельностью отряда кораблей Балтийского флота.

Насколько известно в период наращивания сил боевой службы уже в ходе боевых действий в состав 5-й эскадры от Балтийского флота прибыло 3 боевых корабля.

Один из них БДК пр.1171 (LST, по классификации НАТО - Alligator) «Красная Пресня» (бортовой № 527) вышедший на БС из Балтийска в Средиземное море 28 сентября 1973 г., а другие два корабля видимо из состава отряда капитана 2 ранга Ю.Ю. Аристовича.

Сообщается, что в сентябре 1973 г. - апреле 1974 г. эсминцы пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Светлый» и «Спешный», БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Образцовый» и танкер «Лена» (командир отряда НШ 12 дивизии НК БФ капитан 2 ранга Ю.Ю. Аристович, с декабря 1973 г. НШ 128 бригады БФ капитан 3 ранга Л.С.Рассукованый), выполнили БС у западного побережья Африки и в Средиземном море.

Установить, кто и где из них находился, удалось частично только по эсминцу «Светлый», а об остальных неизвестно.

20 сентября 1973 г. ЭМ «Светлый» вышел на БС, 27 сентября в Бискайском заливе при заправке с танкера «Лена», столкнулся с ним, повредил себе форштевень. 9 октября пришёл в Конакри (Гвинея). В конце декабря 1973 г. зашёл в Севастополь для небольшого ремонта на СРЗ-13.

Находясь в зоне военных действий, выполняли боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии в 1973г., на конец октября (1973 г.) 90 судов, включая 43 боевых корабля, 21 подводная лодка, 5 кораблей специального назначения, 18 вспомогательных судов и 3 танкера.

В справочниках, опубликованных в журнале «Морская коллекция» № 1 от 1995г. «Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы»  С.С. Бережной и ж. «Морская коллекция» № 6 от 2000г. «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000гг.» С.С. Бережной, указаны не все корабли, находившиеся в районе боевых действий.

Десантные корабли в журнале «Страницы морской истории» № 3 от 1998 стр51. (указаны) только по ЧФ (Черноморскому ВМФ). Поэтому список видимо выглядит так...
...

В зоне боевых действий в Средиземном море был БПК пр.61 «Образцовый» (к-3р. Владимир Григорьевич Егоров) БФ - в октябре 1973.

(конец цитаты из книги Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море»).


Таким образом, фотоиллюстрации и новеллы-воспоминания автора в книге-фотохронике «Легендарный БПК «Свирепый» восполняют информационный пробел в знаниях о местонахождении и деятельности кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского моря в начале октября 1973 года.


Рецензии