Луки одиночества - несовпадения и невстречи

Море. Женщина. Теплоход.

Береговая линия её не интересовала – она смотрела туда, где свинец осеннего неба и свинец предзимнего моря сливались в одно целое.

Она опять ничего не нашла.
Поездка к собственному, но малознакомому отцу оказалась напрасной.
 
Сколько себя помнила, женщина чувствовала одиночество и отсутствие целостности. Она всё  искала чего-то такого… чего-то другого… что могло бы её дополнить и сделать чем-то целым... Чего именно и где искать - она не знала. Просто упрямо тыкалась в пространстве в разные предметы, как слепой котёнок. На удачу.
 
Перебирала людей и занятия для себя. Она была молода и ещё не понимала, что с одиночеством такого рода, как у неё, находиться среди людей тяжелей, чем быть наедине с собой.

Прогулочный теплоход. Последние рейс перед закрытием навигации.
Возвращаясь от отца, женщина вместе с сыном и мужем проездом задержались на неделю в этом приморском городе.
Муж… Женщина мельком окинула его взглядом. Хорош… Аполлон… Тоже дохлый номер… Сразу было ясно, что и эта попытка уйти от одиночества ничего существенного не даст. Что он есть, что нет… Но красив, внимателен и любит…

«Буратино! Буратино!»  - возбуждённо закричал сын, женщина обернулась и увидела, что сын обращается не к ней, а пытается привлечь внимание матроса, только что отдавшего швартовы после захода  теплохода на стоянку.
Однако, причина волнения сына была уважительной - нос матроса поражал своими  нешуточными размерами.

В свои четыре года сын был уже парнем адекватным, и у них царило идеальное взаимопонимание. Она попросила:
- Не кричи, ты можешь обидеть дядю. У него такой нос, что его, наверное, в детстве дразнили… А тут ещё и ты… Нехорошо.
- Мама! Это не дядя. Это – Буратино! Это – настоящий Буратино! Я знаю! Посмотри!
- Солнце моё! Настоящих Буратин не бывает.
- Он - настоящий! Настоящий! Смотри! Только, почему-то, не признаётся! Может он забыл себя!?

Рейс был длинный, и остановок было много. Всякий раз, когда матрос проходил мимо, сын уже не кричал, но упорно, громким шёпотом звал его: «Буратино! Буратино!» Он не верил, что это просто человек с длинным носом. Ему казалось, что этот взрослый Буратино по каким-то причинам скрывает свою сущность, и поэтому в свой шёпот сын вкладывал любовь и надежду, чтоб дать понять Буратино, что тому не имеет смысла опасаться и вполне себе можно признаться, раз уж он узнан.
- Мама, ты только посмотри! - отмахивался он на увещевания матери: - Это - старый Буратино!
В его представлении, парень 25 лет был для Буратино староват и вполне себе мог всё забыть. Но он надеялся, что если долго звать, то тот вспомнит, кем является.

От этого нежного шёпота у женщины щемило сердце и хотелось плакать - сына было очень жаль. Что-то увиделось из его будущего, какая-то печалька, связанная с неумирающим доверием к идеям. Объяснять сыну, что сказок в жизни не бывает, казалось таким же сложным, как и разбираться самой в природе собственного одиночества.

Она перестала одёргивать сына и посмотрела на матроса, чтоб, хоть взглядом извиниться и попросить понимания к ребёнку.
Но тут случилось странное… взгляды встретились…
То есть, матрос, похоже, давно смотрел на неё и видел только её, поэтому ажиотажа по поводу своего носа не замечал.

Потёртая стройотрядовская куртка, рукава закатаны по локоть, вихры русых волос…
Глаза у матроса огромные и синие-синие…
Для описания дальнейшего, в природе не имеется слов, потому, что время вдруг потеряло цельность и непрерывность.
Мгновенное узнавание друг друга людьми одной крови…
Понимание, проникновение, слияние, взрыв, завершённость, счастье …
Вот он – дарованный каждому единственный шанс найти свою половину…
«Я никогда не буду больше одинокой, если…»

Ударом – возвращение в реальность.
«Мы всегда будем одиноки друг без друга… Ну, я-то положим, выстою… Вот оно, как бывает... - подумала женщина. – И сделать ничего нельзя… И больше уже ничего не будет...»

Рейс длился и длился. Когда матрос проходил мимо, женщина физически ощущала на себе его взгляд, но сама глаз больше не поднимала. Бессмысленно было обнадёживать и обнадёживаться. Но всё равно она чего-то ждала. Ждала до самого конца пути, до то момента, когда они с сыном и мужем вышли на конечной точке рейса теплохода.

***
Вечные истории несовпадения во времени и пространстве двух половин одного целого…

Редко кому везёт на слияние со своей половиной – делом ли, человеком ли - мало кому везёт даже на то, чтобы хоть раз в жизни почувствовать, что же оно такое – целостность...

Она и не надеялась больше ни на что подобное в своей жизни. Ещё некоторое время трепыхалась, но уже чисто автоматически, по привычке, чего-то делала, чего-то искала… Потом смирилась и успокоилась во вполне комфортном одиночестве. Потому, что научилась принимать факты такими, каковы они есть - разных вариантов полно, но одиночество среди ненужных тебе людей и дел хуже каторги.

Был, конечно, в её жизни последний всплеск надежды…
Из тех историй, когда трагедия повторяется вторично, но уже в виде фарса…
Однажды, перед самым наступлением времени окончательного покоя сердца, ей вдруг показалось, что каким-то чудом, она опять встретила свою половину.
Она не рассуждала, тот ли это Буратино из давних лет или похожий на него, такой же носатый и глазастый, дублет из того же города… Это не имело значения. В память о прошлой потере она просто сошла с ума.
Взрослая, самодостаточная, самоуверенная, самовлюблённая, холёная и циничная тётка повела себя, как хилая и мало кому интересная самка, ищущая к кому бы прибиться на одинокую старость. Она плакала, умоляла, обещала быть хорошей, клялась в вечной любви... и просила, просила, просила… хоть чуток... хоть чего-нибудь...

Что может быть ужасней и болезненней агонии умирающей надежды?
Бьёшься, как за жизнь… Как за последний глоток воздуха…
Лучше бы этих надежд не возникало никогда…

А потом пришёл покой.
Потому что глупости – глупостями, а нажитой капитал самодостаточности – это вам не фунт изюма.
Жизнь - это радость. Если какому-то конкретному организму по судьбе целостность не положена – значит надо научиться радоваться жизни другими способами.

***
Море. Женщина. Круизный лайнер.

















Примечание:
Лук (от анг. Look) – вид, взгляд, смотреть, иметь вид, казаться, образ, разговорное сокращение от почтовой программы Outlook (в жаргоне ай-тишников).

В качестве примера рассмотрим "лук" в значении "образ". Под "луком" в данном осмыслении следует понимать как название фото модели в образе, так и сам образ, в котором находится модель. Образ модели - это не какой-либо элемент платья, макияж, не то, как модель себя подаёт – это всё вместе. Как бы это слово ни коробило слух грамотных людей, но однако оно точно отражает то, о чем говорят. Удивительно, что в нашем великом и могучем иногда не хватает слов, и нечто совершенно простое приходится выражать несколькими словами, что неудобно.

"Луки одиночества" - разные одежды, образы одиночества.


Рецензии
Здравствуйте, Мария.
Понравилось. Одна из «Вечных историй несовпадения во времени и пространстве двух половин одного целого…». Сколько таких историй... Каждый мог бы порассказать.
Вот Вы решились.
Текст компактный, но в смысловом отношении очень ёмкий. И ещё тем хорош, что многое угадывается между строк. Вы пишете для тех, кто, как и Вы, имеет опыт и жизни, и серьёзных размышлений о ней. Таким не нужны детали, которые по большей части не интересны. О них скучно писать, Вы и не пишете, и скучно читать.
А потому – минимум слов там, где это возможно: «Море. Женщина. Теплоход»; «Она опять ничего не нашла»; «Ударом – возвращение в реальность»; «А потом пришёл покой».
Более детально лишь о том, что Вам самой или интересно, или не вполне понятно. Так же и читатель к этому отнесётся. Но здесь уже возможны «несовпадения и невстречи» - обычное дело – субъективность восприятия.
Одиночество.
«…с одиночеством такого рода, как у неё, находиться среди людей тяжелей, чем быть наедине с собой» - Да, такое существует. Я и сам его испытывал практически всегда. Когда-то вычитал у Байрона: «Среди других я не с другими был». Разновидность: одиночество в семье: «Муж… Женщина мельком окинула его взглядом. Хорош… Аполлон… Тоже дохлый номер… Сразу было ясно, что и эта попытка уйти от одиночества ничего существенного не даст. Что он есть, что нет… Но красив, внимателен и любит…». Это очень даже напоминает отношения Маргариты с мужем в «Мастере…». Почему это «дохлый номер» ЛГ не разъясняет. И «сразу было ясно» звучит сомнительно. А многие над этим вопросом бьются… Так бы хотелось получить ответ от ЛГ - «взрослой, самодостаточной, самоуверенной, самовлюблённой, холёной и циничной». Ответа нет. А может он слишком прост и поэтому неприемлем для сложных натур, которой, несомненно, является ЛГ.
Он в том, что все неизбывно одиноки.
«Я говорю об одном, о единственном, о бесконечно одиноком человеке» Борхес.
Иллюзия избавления от одиночества приходит с любовью. Бродский называл любовь «разлукой с одиночеством». Думается, что когда-то и у ЛГ с мужем была любовь. И сынок, как «побочный продукт любви», по палубе бегает. Одиночество временно затаилось. Но «Узы мертвят возжелавшего прелестей их» - это я, скромный, себя цитирую. И со мной согласно «всё прогрессивное человечество»:
«Нельзя любви, земной любви пылать без конца» Л.Дербенёв
«Любовь бывает долгою, А жизнь еще длинней» Ю.Антонов
«Любовь иссякла как ток, хотя искрила вчера… Любовь лежит как зола, хотя пылала вчера» Ир.Богушевская.
«И время, как показывает жизнь, С годами ослабляет это пламя» Шекспир. И т.д. и т.п.
Не уверен, что бывают исключения, хотя многие и пытаются доказать обратное. Если так, то и в данном случае когда-то кончилась любовь, а затаившееся одиночество вернулось. И понятнее становится Чехов, написавший: «Если боитесь одиночества, то не женитесь»: любовь рано или поздно кончится, одиночество вернётся, но узы брака налагают определённые обязательства, при которых вновь избавиться от ненавистного одиночества уже гораздо труднее. Совет хорош, но и сам Чехов ему не последовал.
Что же с одиночеством делать, если оно тяготит, если оно постоянно толкает пойти туда, не знаю куда на поиски «чего-то такого… чего-то другого… что могло бы её дополнить и сделать чем-то целым...»?
А ничего с ним не поделаешь. Оно обязательно вернётся, и адюльтер с буратиноносым матросом, если бы он состоялся, да и с любым другим, до кого бы ЛГ снизошла, или бы до неё снизошли, подарил бы лишь ещё одну иллюзию. В реальной жизни именно так всё и происходит. «Сколь ни обильны яства и питьё, Нельзя навек насытиться однажды. Так и любовь…» Шекспир.
Верно, навек не насытишься, но на сегодня, на завтра… глядишь и ещё на какой-нибудь счастливый денёк… Но это бег по кругу, дурная бесконечность.
"Любить? Но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно".
Но ведь «Жизнь - это радость». А вот это уже неприемлемая для меня натяжка. Если уж и определять Жизнь через Радость, то скорее Жизнь – это у каждого своя последовательность шансов радость испытать. И лишь немногие из этих шансов реализуются. Потому и «целостность» почти никогда обрести не удаётся. В попытках проходит жизнь, иллюзиях и неизбежных разочарованиях. Так оно и будет длиться, хотя, «Что может быть ужасней и болезненней агонии умирающей надежды?». Ужаснее лишь агония последней надежды, когда есть мужество это "последнее" осознать. Смириться с этим не просто, но рано или поздно приходится, потому что "фарс" вместо "трагедии" слишком уж унизителен.
Обычно это удаётся тем, кто сумеет «научиться радоваться жизни другими способами».
Один из этих способов подсказал Стейнбек, и Вы, Мария, им пользуетесь, возможно, не подозревая об этом. В письме к Питеру Бенчли в 1956 г. он написал:
«Мы одинокие животные. И всю жизнь мы стремимся не быть такими одинокими. Один из наших древнейших способов - рассказать историю». На мой взгляд, это понадёжнее будет, чем скорее гипотетические «Понимание, проникновение, слияние, взрыв, завершённость, счастье …», подаренные кандидатами в «Вот он».
Но как бы то ни было, даже за Вратами Вечности одиночество не покидает нас:
«Все равно уходит каждый /на свою звезду» Хименес.

Спасибо за интересный рассказ.

Алексей Алейников 4   17.08.2017 10:13     Заявить о нарушении
Спасибо за сопережевательную рецензию.
Маленькое уточнение - никакой литературизованный рассказ не может считаться строго биографическим. Реальный человек настолько больше схем, что иногда чей-либо рассказ о самом сокровенном в процентном отношении в личности результирующей - разумнее считать ложью:)

Мария Гри   17.08.2017 11:22   Заявить о нарушении
Я знаю это, Мария.
И не думал даже отождествлять ЛГ вашего рассказа с автором.

Алексей Алейников 4   17.08.2017 13:09   Заявить о нарушении
Разве лишь самую малость...

Алексей Алейников 4   17.08.2017 13:17   Заявить о нарушении