Рапеи

   «Северные Увалы – это возвышенность на севере Восточно-Европейской равнины; Вологодская, Костромская, Кировская обл., Республика Коми, Коми-Пермяцкий АО. Название от термина «увал» – гряда с пологими склонами, широким, плохо выраженным гребнем. Форма множ. числа в этом случае отражает наличие ряда увалов, разделённых речными долинами».
   «Возвышенность на востоке Русской равнины, образует водораздел Волги и Северной Двины (Костромская и Кировская обл., Респ. Коми, частично в Вологодской обл. и в Коми-Пермяцком нац. окр). Простирается с Ю.-З. на С.-В. на 600 км. Сложена четвертичными ледниковыми и водно-ледниковыми осадками, местами выходят коренные породы (палеозойские известняки, песчаники и др.). Макс. выс. 293 м, в ср. 180-230 м. Пологоволнистые и плоские междуречья, часто заболоченные, чередуются с широкими, плоскими долинами рек, где также много болот. Климат умеренно-континентальный, с холодной зимой и прохладным летом. На относительно сухих участках хвойные леса средне – и южно-таёжного облика, фрагменты вторичной растительности (мелколиственные леса)».
   Похожая информация размещена и на других сайтах Сети.

   Всё же рассмотрим сведения из других источников.

   «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона [Борея] счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это – самый счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
   Только вовсе ленивый исследователь не приводил в своих работах эту цитату из Плиния Старшего.

   «На далеком севере, где земля полгода покрыта снегом, находится чистый, прекрасный, кроткий, желанный мир. В той части земли, которая всех других прекрасней, чище, обитают великие боги: Кубера, бог богатства, семь мудрецов сыновей бога-творца Брахмы и, наконец, сам владыка Вселенной Рудра-Хара, «носящий светлые косы», «камышеволосый, русобородый, лотосоголубоокий всех существ Предок». [Махабхарата. Выпуск V, кн. 1, гл. 280.]

    И далее там же:
   «Для того чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названы в гимнах Веды хребтами Меру, а величайшая из них – Мандарой. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы — семь сыновей Брахмы, а в центре мироздания расположена Полярная звезда – Дхрувалока. За северными горами полгода длится день и полгода – ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания.

   В Авесте это горы Хара с их главной вершиной горой Хукарья. Отсюда, с золотых вершин Высокой Хары, берут начало все земные реки и величайшая из них – чистая река Ардви, ниспадающая с шумом в белопенное море Ворукаша, имеющее широкие заливы, широко изрезанное. Над горами Высокой Хары вечно кружит быстроконное солнце, полгода длится здесь день, а полгода – ночь.

   С этих гор устремляются вниз все великие земные реки, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие – на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки, а в небе над океаном сверкают радужные водяницы. Но не дано простым смертным проникнуть в этот чудесный мир, лишь только птицы да великие мудрецы – «риши» знают дорогу в этот край. Самые мудрые и смелые из них преступали этот предел и уходили навеки в блаженную страну предков, скрытую водами Молочного океана».

   «Выдающийся ученый Ю.А.Мещеряков называл Северные Увалы аномалией Русской равнины и, говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская, Приволжская) уступают им роль главного водораздельного рубежа, делал следующий вывод: Среднерусская и Приволжская возвышенности возникли лишь в новейшее (неоген-четвертичное) время, когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов северных и южных морей. И даже более того, во времена каменноугольного периода, когда на месте Урала плескалось древнее море, Северные Увалы уже были горами». [Мещеряков Ю.А.Рельеф СССР].

   «Северные Увалы – главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспийского морей – находятся там, где на карте Птолемея (II век н.э.) помещены Гиперборейские (или Рипейские) горы, с которых на этой карте берет начало Волга, названная древним авестийским именем Ра или Рха. Но по древнеиранской традиции исток этой священной реки находится на горах Высокой Хары, на золотой вершине Хукарья».

   «Именно на широте Северных Увалов помещал Птолемей (II в. н.э.) Рипейские, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным Меру и Хара арийской древности. Он писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами». Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н.А. Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем». Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор».

   На этом, пожалуй, и хватит. Общая картина ясна. Описание Алаунских гор греками и персами большого доверия не внушает, тем более что писали не очевидцы и даже не с рассказов очевидцев, а с рассказов очевидцев очевидцев, и сами «описатели» никогда там не были. По поговорке: хороши пироги с пшеном, правда, сам я не едал, но видал, как мужик едал. Другая, и поныне, наша беда – косноязычие греков. Например, русское слово «омужёнки» (наши прямые со скифами предки) они превратили в омузонок, а позже – в амазонок. В древности Северные Увалы наши люди называли Рапейскими горами, Рапеями, а никак не Рипейскими. Рапеи, в переводе с русского на русский, – пьющие Солнце. Ангажированные историки упорно относят название «Рипейские горы» к Уралу. Вдумайтесь, зачем? Ведь даже поверхностное описание Урала не подходит к Рапеям: Урал простирается строго с севера на юг, Рапеи – с запада на восток. И другие отличия, в том числе начала рек. Кстати, считалось, что Волга берёт начало в Рапеях, потому что главной как раз называли Каму: Кама при соединении с Волгой больше неё.
   
   Теперь же «спустимся на землю». На протяжении нескольких лет я «щупал» Рапеи буквально ногами, а именно, велосипедными путешествиями по Костромской, Вологодской и Архангельской губерниям по полторы-две тысячи километров каждый раз. Не добрался пока ещё до Вятской, но там картина, по многим описаниям, та же. Вероятно, ещё побываю.

   Свои поездки я громко называю экспедициями. Другая их задача – изучение языка, гидро – и топонимики, ибо названия изначальны. В самом деле, места эти сохранили свои имена и, насколько возможно, первозданный русский язык: туда не притекали чужеродцы, народ там жил вольный, почти не познавший крепостничества. Разумеется, время стёрло языковые различия «между городом и деревней», но бабушки в глухих деревнях говорят порой не совсем понятным для «цивилизованного» индивидуума языком. Санскритологи утверждают, что их, бабушек, язык является одной из ветвей санскрита. Думается, скорее санскрит произошёл от русского языка, ибо это наши предки пришли в своё время в Индостан, а не наоборот. Кроме того, если горожанин в быту обходится одной-полутора тысячами слов, и то вряд ли, то в «глухих» деревнях применяют семь-девять тысяч. Это наводит на тяжёлые мысли. Бедность словарного запаса, а значит, образов-понятий (!), является причиной скудости мыслительного процесса, приводящего к дебилизму. Послушайте язык городской «средней» молодёжи.

   Рапеи были когда-то высокими горами, возможно, не ниже Уральских. Но тысячелетия назад по их вершинам прошёлся ледник и сгладил, умельчил, так сказать, уменьшил их высоту. Ледник, он ведь не горы возводил, а «канавы» засыпал. Но даже ныне, проезжая по Рапейским дорогам, этаким вертикальным «синусоидам» до 50-200 метров в высоту и от полукилометра до пяти (каскадами) в длину, ощущаешь их былое величие.

   В своей первой поездке по Вологодской губернии я толком не понял, отчего в этом красивейшем краю ещё и такие «красивые» дороги. Пешком преодолевая крутые подъёмы, таща нагруженный велосипед, великим матом костерил на всю округу, благо, некому слышать, Христа с его мамашей и апостолами. А позже узрел на карте название «Северные Увалы». И «заболел».

   «Экспедицию» нынешнего года затеял по Архангельской губернии. До Подпорожья на электричке, затем Оштинский Погост – Вытегра – Пудож – Каргополь – Няндома, то есть пока с запада на восток. И никаких тебе увалов. Злобострастия начались, когда из Няндомы свернул на Коношу, то есть с севера на юг. Это около ста километров. И если при моём здоровом, крепком сне мне вдруг начнут видеться кошмары, первым явится направление Няндома – Коноша.
   
   В этой связи обязательно отступлю на «политику». В упомянутых населённых пунктах (и, наверное, по всей стране) обращают на себя внимание здоровенные предвыборные плакаты с изображёнными на них мордатыми добрыми молодцами, которые предлагают себя во власть, чуть ли не умоляют об этом, обещая всяческие блага. Насколько я знаю нашу историю и обычаи, положение, начисто не присущее русской сути, менталитету. На Руси во власть вели чуть ли не насильно. Ведь слово «должность» произошло от слова-понятия «долг».

   Все эти «предлагающие себя» считают шиком прилепить на плакат какой-нибудь девиз. Так, в Няндоме, на плакате одного из таких ухарей, выставлен девиз «РАБОТАТЬ ЧЕСТНО». Стало любопытно, что хотел сказать будущий властитель всего и вся?
1. Что до него все работали нечестно?
2. Что если они работали честно, то он будет ещё честнее? Тогда пиши: работать честно в квадрате.
3. Что уверен: уж он-то покажет миру, как надо править на благо народа?
   Этому недоумку невдомёк, что если он, по глупости своей, начнёт рыпаться и залупаться, «среди него» проведут такую «воспитательную» работу, что обещанные им блага отступят далеко на задний план, он и думать о них забудет, если не совсем тупой. Паче же станет выполнять опрометчиво данные народу обещания, а не отстёгивать денежку «наверх», скрутят в бараний рог, обломают на корню молодые рожки, чтобы не бодался, ославят на весь мир неудавшимся политиком, просто не будут выделять средств, наконец, подсунут взятку – да мало ли методов у нынешней кремлёвской «элиты». Службы работают, блюдут.

   Потому стокилометровый участок «дороги» Няндома – Коноша вполне показывает радение сих благодетелей, нынешних и потенциальных. Половину её я, 69-летний, протопал пешедралом.
   Но это бы и ладно: ведь секретная часть моей экспедиции заключается в ликвидации отросшего за зиму пуза. Через недельку начинают спадать штаны, ещё через одну заменяю их другими, прихваченными из дома. Но старые штаны не выбрасываю, так как в январе-феврале они вновь становятся мне впору.
   Редкие места сохранили древний асфальт, но в основном идёт так называемая грунтовка. Что это такое? Посередине поперечная «гребёнка», которую на большой скорости машины хоть и пролетают, но подвески всё равно гробят. По обочинам жуткие колдобины либо толстый слой песка. На велосипеде ехать НЕЛЬЗЯ. С горы ехать тоже НЕЛЬЗЯ: попал колесом в такой песок, навернулся как следует – будешь и с горы пешочком ползти. И – жуткая пыль, но это уже как бы «мелочи». Так-то. А они пишут – РАБОТАТЬ ЧЕСТНО.

   В той же Няндоме (и в других районных городах) городских дорог практически нет. Те же «традиционные» колдобины. На фоне городских ухабов более или менее приличное здание администрации и обязательный стандартный памятник Непогребённому, указывающему рукой куда-то поверх непотребных уличных покрытий, вероятно, в светлое будущее.

   Прошлым годом путешествовал я по Костромской губернии – картина та же. Взять городок под названием Шарья. Покосившиеся дома – обычная картина. Их много. А улицы… Представьте себе уличную «дорогу» из одних только ям. Ничего, только ямы. Представили? Наверное, трудно. А я это видел. Проехал на городском автобусе, так все кишки перетряхнуло. Спрашиваю у жителей: как же вы здесь живёте? Равнодушно пожимают плечами: привыкли. Таксист на вокзале рассказал мне жуткую историю. Оказывается, какой-то властвующий хрен, как раз отвечавший за благосостояние города, сменил фамилию (!!!) и был определён вроде бы в помощники питерскому губернатору. За что? За некие неведомые народу заслуги? Темна власть «народная».

   Когда, повинюсь, посередине города меня внезапно прижало по великому делу, я справил необходимость в самом центре Шарьи, в густых зарослях крапивы, и в преступлении никем уличён не был.

   «Там не будет горка, где князья купцы и где сильные землИ барышничают. Сила в тех, кои самоцветных камней не видали и на золото не завистны».  (Горка – верх, победа).
   Народная власть возможна ещё и в том случае, когда властвовать станет материально невыгодно.

   Плиний Старший никак не упомянул о человеческих качествах живущего в Гиперборее народа. Видимо, ему, как европейцу, это не было важно. Либо умолчал, видя, что качества эти неизмеримо превосходят качества племён «просвещённой» Европы. Между тем, и ныне северный люд настолько отличается от наших столичных особей, что думается, это жители другой страны. А ведь, по сути, так оно и есть. Доброжелательные, отзывчивые, особенно в дальних от «федеральных» дорог селениях. Ночевать зовут в дома, но я, привыкший останавливаться на ночлег в лесу, довольствовался крышей какого-нибудь навеса или сарая. И то, если дождь намечался. Конечно, их русскую суть поганит продажное телевидение и всяческие СМД (средства массовой дезинформации), особенно молодёжь (которая, вопреки воплям СМД, не пьёт и не курит). Но пока «держатся», и есть большая надежда, что истинно русская первозданная чистота сохранится и перейдёт, после ухода «барышников», на весь народ России.
   Необходимо время.

   Увалы закончились примерно на середине пути между Котласом и Верхней Тоймой. Пошла «обычная» дорога – и сразу стало «неинтересно».

   2016 год.
   
 


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Николаевич. Вот этим, про молодёжь порадовали, честно: "Конечно, их русскую суть поганит продажное телевидение и всяческие СМД (средства массовой дезинформации), особенно молодёжь (которая, вопреки воплям СМД, не пьёт и не курит). Но пока «держатся», и есть большая надежда, что истинно русская первозданная чистота сохранится и перейдёт, после ухода «барышников», на весь народ России."

Тамара Брославская-Погорелова   27.03.2018 22:57     Заявить о нарушении
БлагоДарю за отзыв.
"Рапеи" - это "отчёт" за позапрошлый год.
За прошлый год - статья "Полдарса.
Также пишу об этом и в романе "Уход".
В этом году тоже собираюсь.
Есть два предполагаемых маршрута.
Здравия Вам и Удачи.

Ведогонь   27.03.2018 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.