Последний конвой. ч. 3

Дорога на Дахлак. Как все начиналось…
Наконец все хлопоты по укомплектованию экипажа ,тренировкам и сдаче задачи К-1 закончились, и Т-73  направился в Балтийск. Там ,на  военном заводе предстояло пройти дооборудование для   войны в тропиках, установить  тумбы для  крупнокалиберных пулеметов «Утес».
Пред выходом командование бригады спохватилось, что офицерский состав  катера – сплошь молодые старлеи  одного выпуска с командиром который только чуть их старше, и отправлять их в такой далекий путь без отеческого догляда со  стороны старших товарищей  было бы неразумно.
Поэтому  флотское начальство  назначило начальника штаба  195 дивизиона  ракетных катеров капитана 3-го ранга Белоногова  старшим  на  межфлотском переходе. Так сказать, «во избежание...» Мало ли чего шустрый офицерский молодняк учудить может.
 Надо сказать, что его присутствие во многом помогло Филипчику в улаживании в штабах всяких вопросов  по  обеспечению, ибо все же звезды   капитана третьего ранга и его авторитет «весили» больше, чем все старлейские звездочки  на катере, вместе взятые. Заодно добавили в экипаж и штурмана с ремонтировавшегося  сторожевика. Теперь экипаж катера насчитывал 6 офицеров, трех мичманов и 20 матросов и старшин.
Учитывая  важность задания, на заводе  работали ударными темпами, экипаж, разумеется, был задействован тоже.  Работа была проделана большая-заменен главный и вспомогательный дизели, системы навигации, проведен ремонт и заправка кондиционеров, установлены дополнительные бронещиты, пулеметные турели и сделан тропический навес на  ходовой мостик.
После окончания дооборудования  катер вышел на  полигон боевой подготовки, где провели боевые стрельбы, отработали маневрирование  на всех режимах работы дизелей. Тестировали и навигационные  системы, РЛС, станции наведения артиллерийского огня.  Все работало,  как положено, и Филипчик со спокойным сердцем подписал документы по приемке.
Карты перехода по внутренним водным путям  штурман получил, «добро» на выход из Главной базы Балтфлота подтверждено.
Дальнейший  путь лежал в Ленинград, где выгрузили боекомплект и торпеды, оттуда вверх по Неве и Ладоге до входа в речную систему. Там, по плану перехода, катер берут на буксир и проводят по рекам, каналам и шлюзам.
Для привыкшего к  морским просторам, высоким скоростям и самостоятельности в решениях Филипчика, это было сущим мучением. Старший перехода Белоногов  мудро не вмешивался в  его действия, вполне благоразумно считая, что за все  на корабле отвечает командир, независимо от того, кто и с какими звездами находится на борту.
Тащиться на буксире за медлительным речным теплоходом  или впереди толкача на жесткой сцепке - дело муторное, хотя  живописные среднерусские  пейзажи по берегам рек, зеленые городки с церквушками  пристанями для Филипчика, потомственного морского офицера, выросшего на Тихом океане, были в новинку.
Для того, чтобы  экипаж не расслаблялся, офицеры постоянно проводили тренировки по боевым постам, устраивали учения по борьбе за живучесть. Не были забыты и политзанятия, для советского военно-морского флота элемент обязательный, за  проведение которых гоняли порой  гораздо жестче, чем за огрехи в боевой подготовке.
Большая остановка прошла только в Нижнем Новгороде, где пополнили запасы и сходили в увольнение. Да и на широкой Волге было как-то попривычнее…
Но самое невеселое дело было при прохождении шлюзов Волго-Донского канала, сплошная  тягомотина ожидания заполнения шлюзовых камер действовала на нервы больше, чем  приличный шторм.
Так, не спеша, с мелкими приключениями дошли до Ростова, затем, после недолгой остановки, наконец-то попали  Азовское море, тепло распрощались с буксиром и своим ходом  дошли до Севастополя .Только когда засияли знаменитые огни Инкерманского створа, Филипчик на карте перехода в кают-компании отметил время прибытия -29 сентября 1990года.
Катер пришвартовался к пирсу  бригады ОВРа в Стрелецкой бухте. После представления командиру бригады, Белоногов и Филипчик  на поданной машине убыли в  штаб Черноморского флота на инструктаж. Там , в оперативном отделе, их уже ждали. Приняв рапорт Белоногова  о завершении межфлотского перехода, офицеров ознакомили с планом дальнейших действий.
Отдыхать придется недолго ,отряд  кораблей для  похода в Красное море будет состоять из морского тральщика «Тракторист»,Т-73 и морского буксира МБ-81.
Предстояло получить карты  Черного и Средиземного морей, карты и лоции района боевых действий, пополнить запасы продовольствия, боеприпасов, топлива и питьевой воды до штатных объемов. Необходимо также  получить стрелковое оружие и патроны для экипажа.
Боекомплект снарядов  и патронов для пулеметов для кораблей базы погрузят на тральщик и буксир. Патроны к пулеметам «Утес», исходя из опыта  ночных боев с катерами, будут выданы преимущественно  типов Б-32 и БЗТ-44 новых серий. Завтра в штабе бригады ОВРа  запланирована  встреча с командиром  тральщика и капитаном буксира и очередной инструктаж по переходу.
И снова для Филипчика и офицеров начались горячие деньки. В город удавалось вырываться лишь изредка-немного побродить по Приморскому бульвару, сходить на  Малахов курган с матросами, посидеть в ресторане «Севастополь», что в Артиллерийской бухте, в  тесной офицерской компании.
Экипаж, пообщавшись с моряками бригады ОВРа, побывавшими на Дахлаке, как-то сразу подтянулся, стал строже и более  ответственно относиться к подготовке похода. Все уже осознали, что  предстоит не простая прогулка по морю и даже не учения. Они идут на войну, а там может случиться всякое…
Поэтому матросы спокойно восприняли тренировки по стрелковой подготовке, вдоволь настрелявшись из автоматов, пулеметов и гранатометов на полигоне. Заодно и пристреляли личное оружие офицеров, в принципе мало нужное в   мирной службе.
Ну а дальше были торжественные проводы  кораблей, как обычно оркестр играл «Прощание славянки» и  бравурные звуки далеко разносились по вечерней Стрелецкой бухте.
Так , с 20   октября  1990 года в 19.00  начался поход  последнего отряда советских кораблей на архипелаг Дахлак, на  чужую войну, в которой приходилось участвовать,но нельзя было ни победить,ни проиграть...
Все  корабли отваливали от пирсов своим ходом ,как положено,и только выйдя из видимости Севастополя, катер Филипчика принял буксирный трос от МБ-81.
Погода была свежей, дул попутный ветер, на ходовом  мостике ощутимо  сквозило и  непривычно покачивало - все же чувствовать себя без хода в открытом море  для моряка неуютно.
Курс лежал на Босфор…. (продолжение следует) На фото: катер на заводе в Балтийске.


Рецензии
Хорошо пишете, доктор!Только не обижайтесь на замечания. Если сочтёте их неуместными, уберите всю рецензию, я не обижусь. 1.На мой взгляд Вы мало внимания уделяете личному составу.Ведь любой читатель может прочитать один рассказ и не поймёт, кто такой Филипчик, Босоногов,нет ни должности ни звания и ни инициалов. Вообще не фигурируют имена таких важных персон как боцман, помощник, штурман и ни одного старшины или матроса.Ведь Ваши замечательные мемуары будут читать и все члены экипажа, как только хоть один из них прочтёт Ваш рассказ.2.Есть неточность формулировки "тренировки по боевым постам", надо писать "тренировки на боевых постах" 3.Не мешало бы отметить, что быстроходный катер будет 5-6 суток тащиться на буксире , не из-за низкого уровня подготовки л\с, а для сохранения моторессурса главного двигателя для грядущих боевых действий. Успехов Вам! С уважением, Пётр.

Петр Чванов   11.08.2017 20:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Петр!Ваши замечания,как ветерана ВМФ,для меня особо ценны.Но могу сказать в свое оправдание то,что произведение еще не закончено,оно не является(и не будет) строго документальным (хотя я имею копии ЖБД по каждому дню),персоны моряков ,отмеченных в рассказах, согласованы с командиром и будут в последующем отмечены.И не могу припомнить,чтобы я писал о низком уровне подготовки л/с катера,тщательно отобранного из лучших моряков 24-й БРРКА.Напишите мне на subar-@mail.ru,я вышлю вам эл.копию своей книги "Архипелаг в огне"

Станислав Сахончик   12.08.2017 07:40   Заявить о нарушении
А в заключение повести будет документальное подтверждение со всеми именами,званиями и фамилиями.

Станислав Сахончик   12.08.2017 07:41   Заявить о нарушении
Вы не писали о низком уровне подготовки л\с. Просто в народе бытует мнение,что на буксире таскают неудачников. Бай!

Петр Чванов   12.08.2017 14:45   Заявить о нарушении
Я знаком с этим мнением.Однажды мы буксировили БДК "Н.Вилков" от Камрани.Дали туда своих механиков.Так что в базу вошли своим ходом впереди нас-соблюли традиции.

Станислав Сахончик   12.08.2017 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.