Для чего антропоморфизм?
Мы привыкли к выражениям, очеловечивающим Бога, но однажды я задумался над тем, какой смысл в антропоморфизме, почему он возник и чему служит? Действительно ли это просто наивные представления безграмотных людей, или он нужен для чего-то и проявляется закономерно на каждом этапе познания мира? — И тут меня осенило — антропоморфизм это способ познания мира по аналогии! То есть, антропоморфизмы — это модельный способ представления недоступных нам вещей, простое, но в общих чертах, верное и актуальное отражение очень сложного явления или процесса. Этот способ познания давно уже стал привычным для нас. В электронике мне приходилось иметь дело с аналоговыми вычислительными устройствами. Аналоговый принцип лежит в основе разрабатываемых сейчас квантовых компьютеров.
Ключ к пониманию антропоморфизмов в Священном Писании дали нам Святые Отцы — Это инструмент познания Бога, средство понимания и представления Божественного Бытия. Вот что сказал Антоний Великий: «Слово Божие в словах человеческих: здесь лежит тайна и чудо Библии». Этот принцип указал и освятил Сам Господь в Своих притчах, где Он выступает, то как Владелец виноградника, то как Хозяин дома, то как Сеятель. Простые и яркие образы притчей имеют неисчерпаемую познавательную глубину, они открывают для любознательного разума целые пласты или разделы Духовного Знания. Не зря же притчи Господни стали основой для создания многочисленных великолепных произведений в разных разделах искусства!
Но не всегда антропоморфизмы играли конструктивную и позитивную роль. Впервые этот принцип проявился в религиозном мышлении, неосознанно и стихийно, в языческих религиях. Люди, не знавшие истинного Бога поклонялись тогда фактически демонам и бесам, которых представляли себе часто, как отвратительных и ужасных человекообразных богов. Движимые страхом, ведомые бесовским наваждением, они наделяли своих божков худшими человеческими качествами, начинали ублажать их и служить им, и тем самым отдавали свои души и тела в подчинение дьяволу. Это приводило их к выбору в жизни наихудших из всех возможных, поистине адских реальностей.
Однако, начиная с Обетования, в процессе развития Ветхозаветной веры, антропоморфное познание постепенно становится средством приобщения к Божественному Бытию. Оно используется как средство описания неописуемых, в принципе, свойств Единого, Абсолютного Бога. Логической основой такого описания стал важнейшй библейский догмат: о сотворении человека по образу и подобию Божьему. То есть, исходно принимается психическое сродство, совместимость человека и Бога, при всей несоизмеримости их масштабов. Ветхий Завет служил воспитанию людей в нравственных рамках Закона и их введению в русло духовного бытия хотя антропоморфные представления того периода были ещё наивны и искажены наследием язычества.
Можно задуматься над тем, насколько оправдан антропоморфный подход? — С точки зрения верующих авраамических религий — он оправдан полностью. Так, вся библейская история является, по сути описанием взаимодействия Бога и человека, а этого не могло бы быть в отсутствие их подобия. То есть, антропоморфизм — это основа мировоззрения верующих этих религий. Однако, антропоморфный подход выявляет на разных уровнях человеческих верований различные черты запредельного бытия. Поэтому главное и самое важное — сакральное значение антропоморфизма проявляется в мессианских ожиданиях, в просвещении душ и подготовке к Боговочеловечению Христа.
У вдумчивого читателя возникнет, однако, вопрос — как совместить антропоморфное толкование Бога с Его Абсолютной Полнотой, Неизменяемостью и Совершенством? Вот что пишет об этом Антоний Великий:
«Бог благ, и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти.
Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять на нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благодать; так что сказать: Бог отвращается от злых – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения."
Св. Антоний прозревает глубинную суть наших отношений с Богом. Действительно, поскольку Бог Всеблаг, то наши отношения с Ним определяются тем, какие свойства Его Абсолютной Благодати мы выбираем, а от каких закрываемся и отталкиваемся своими грехами. Поэтому, можно сказать, что, наверное, для Бога наши отношения с Ним видятся такими, как их описал св. Антоний. И, вместе с этим, наши отношения антропоморфичны, для нас они выглядят, как личное общение с Богом, что совершенно естественно, поскольку вочеловечевшийся Сын Божий — это и есть явленный нам Лик Бога. Мы верим, что Бог любит нас, как Своих детей и сострадает нам*. Антропоморфизм здесь — это доступный нам, людям, способ увидеть и ощутить в своей жизни Христа. Поэтому оба представления — это две стороны одних и тех же отношений.
*См. мою заметочку "Страдает ли Бог" http://www.proza.ru/2016/07/12/1277
Июль 2016.
Свидетельство о публикации №216072001286
Кроме того, вы не рассказали об антропоморфизме в современности. Такая классика как Нарния - попытка написать произведение, изоморфное Библии.
По сути, это пересказ классиков с их компиляцией, без какого-либо приложения к мировоззрению современного человека. Тогда да, было невозможно представить что-то отличное от собеседника, причём в текущем культурном контексте. Сейчас же есть такие примеры в литературе как Лем, Лавкрафт, научные исследования Лоренца по зоопсихологии, работы по кибренетике, разбор фольклора Проппом и Фрейзером и прочее.
Говорить об обязательности антропоморфизма в современности - всё равно что говорить о пользе римских цифр программисту или о тонкостях изготовления рукописей типографу.
По сути, ваша работа даст обратный эффект.
Кстати, по теме - стих Киплинга [[www stihi-xix-xx-vekov ru/Kipling14.html]]
Инри Рокан Йин 03.01.2017 23:27 Заявить о нарушении
Упрёк Ваш принимаю, размышления эти, конечно же, далеки от полноты.
Я должен был написать, что отличие антропоморфизма языческого и христианского в векторе, в направленности антропоморфных представлений. Это или возведение человека в Божественную бесконечность в христианстве, или низведение Бога к человеческому образу, пусть даже и прекрасному, в язычестве. Первый вектор означает ОБОЖЕНИЕ человека, а второй — его ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ. Первый вектор означает согласованное воплощение ГЛАВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ (Возлюби Бога и Возлюби ближнего). Второй означает низведение божественных смыслов ко второй заповеди, а в конечном счёте к тупику.
Судить о символике «Хроник Нарнии» не берусь, поскольку прочёл её 1 раз, с удовольствием, но, видимо, не очень серьёзно.
По сути, же я не считаю, что современные исследования привносят нечто новое в смысл антропоморфизма. Человек выявляет своим духовным и физическим выбором миры, логически совместимые с его мировосприятием и мышлением. Он, в принципе, не может выбрать сознанием что-то иное, поскольку существует в антропной вселенной. Меняется форма выбора, характер символов, а направленность векторов, о которой я говорил выше неизменна...
Аркадий Костерин 04.01.2017 15:46 Заявить о нарушении
Увы, на уровне тотемизма находятся 99% верующих, их православие - самое настоящее язычество с переименованными идолами. "Храм копии нерукотворной иконы пресвятой богородицы".
Но, конечно, до идеи Абсолюта, непосредственно управляющего всем миром, они не дошли. Зевс - Власть, но Любовь - Эрос. А Красота - Аполлон. И так далее.
Собственно, до вавилонского пленения, религия Иудеи была точно такой же, генотеической. В Библии остались многие ссылки на "других богов". Привели к понятию Абсолюта евреев долгие страдания и размышления, почему им выпала такая доля - ведь жертвы приносились же!
Ещё интересную книгу по сущности Бога рекомендую - Маймонид, путеводитель растерянных. Вы читали?
Инри Рокан Йин 05.01.2017 14:32 Заявить о нарушении
Ссылку пришлите, пожалуйста, я не читал эту книгу...
Аркадий Костерин 05.01.2017 17:59 Заявить о нарушении