Люди третьего сорта. Глава 4

                Глава 4(3.5)
- Есть ещё здесь хоть кто-то, кроме меня?
- Я
- Ну здорово. Только кто это - я?
- Лиза. Я - Лиза.
- Лиза? Могло быть и хуже. Тогда я - Олег. Олег Орлов.
- И чем же Лиза хуже Олега?
- Могла быть не Лиза, а Вася. Я доволен собеседником.
- Собеседником? О чём же нам беседовать с Вами, Олег? Я о Вас ничего не знаю...
- Что ж... Я - социопат. Так мне, по крайней мере, сказали.
- Очень приятно. А я психопатка-убийца. С шизоаффективным расстройством. Смешно.
- Даже слишком. Теперь, когда диагнозы расставлены, что-нибудь попроще расскажем? Мне вот двадцать три года.
- Двадцать один мне. Почти.
- Почти так почти. Может, и на «ты» сразу перейдём - а то неудобно как то...
- Давай. Я думаю - почему бы двум людям, почти одного и того же возраста, к тому же ещё и больным на голову, не перейти на «ты»?
- Да уж, эта переписка - совпадение один на миллион. Могло же нас так свести...
- Всякое бывает.
- Ну ещё бы. Ты ещё не знаешь, с чего я пишу - с НОУТБУКА! Извини за вопрос - ты вообще знаешь такие?
- Знаю конечно же. Я сама за ноутом сижу.
- Совпадение за совпадением... А что за программа здесь? Ни разу такой не видел. Аналог сети социальной?
- Олег, извини. Я на секунду. Мне кажется, я чьи-то шаги услышала...
- Я подождал - с минуту, наверное. Надеюсь, писк от сообщения тебя не выдаст. Чёрт, до чего же смешно - я тоже прячусь и в шаги вслушиваюсь, как идиот.
- Никого. Показалось. Вообще, сейчас все куда-то подевались. Такое ощущение, что на всю больницу я одна осталась.
- Больницу? Что за больница? Это с твоим диагнозом - уж не помню, каким - связано?
- Больница, как больница. Велес называется.
- Велес? Прости, Лиза, начинаю подозревать, что ты мой глюк... Чем докажешь, что не глюк? Я тоже в Велесе!
- Быть не может! Хотя... Мало ли совпадений. Я в Святоярске. Ты же наверное и не слышал о таком городе?
- Святоярск? Кто ж не слышал то о нём? Только мы, выходит, в одном месте находимся... Прости, Лиза, но ты определённо глюк - лекарства меня таки доконали.
- Какой ещё глюк? Я Лиза и я…
- Что - я? В общем, напрягает меня наша ситуация - я сбежать собрался из Велеса, и меня могут застукать в любой момент. Раз не глюк - приходи на кухню, в кладовку, я тут отсиживаюсь. Вот только что дождусь, не обещаю, уж прости...
- Я сейчас…

                Глава 4

                1
- «Ирий» работает ради нашего блага! Он обеспечивает покой и борется с преступностью!
«С инакомыслящими».
- «Ирий» работает ради нашего блага! Он производит продукты, одежду и лекарства!
«И заламывает за них космические цены».
- «Ирий» работает...
- Чёрт! – Олег выругался, сел. Вспомнились ночные посиделки на складе – там хотя бы, за закрытой дверью, вездесущий громкоговоритель не было слышно. Ну, почти... А ведь заметил он это, только пока ждал Лизу. Да... Лизу... Чуть ли не час сидел, поверив девушке. Впрочем, девушке ли – может, она всё-таки была не больше, чем галлюцинацией? – Да нет, я же не совсем псих ещё...
И общение с ней оставило внутри какой-то странный... осадок? Нет, совсем не то. Скорее – снова разожгло в груди тепло – такое же, как после встречи с Савой. Глядя правде в глаза, Олег понимал, что его жизнь в «Велесе» не многим хуже, чем в собственной квартире. И вправду, разница – как был один, так и остался, ну а всё остальное – просто фон. И к чему трепыхаться, бежать, что он поменяет этим? Впрочем, нет. Причины есть, и целых две. Первая – разговор двух воспитателей, подслушанный утром.
«Слышал, Артёма-то вырубил пациент недавно? Мы с ним вместе тогда были».
«Что? Кто ещё?».
«Да этот... Из буйных. Его ещё перевели к нам недавно совсем, сначала в лагерь отправить хотели, да только он тоже с вирусом этим... Исследовать решили».
«Кузнецова, что ли? Саву этого?».
«Ага. Придурок отковырял от стены кусок штукатурки, а когда мы его на процедуры повели, в кулаке зажал да как даст Тёме в висок! Хорошо ещё, не убил».
«А ты что?».
«А я шокером гада. И ногами пару раз приложил. Его в комнату «релаксации» определили…».
Олег хмыкнул. Сава Кузнецов – занесло же его. Впрочем, всё лучше, чем на зону. Если бежать – то только вдвоём. Осталось только понять – как?
Ну а вторая причина... Её он ночью принёс со склада, когда обнаружил, что дверь наружу без магнитного ключа не открыть, и засунул под матрас – о чём уже жалел. Застукают с ноутбуком, и что тогда?
Была, впрочем, и третья причина, исходящая из второй. Всё та же загадочная Лиза. Кто она такая, где вообще сумела ноутбук откопать – странно уже то, что на одну больницу два таких работающих агрегата нашлось...
В замке вдруг щёлкнул ключ, и дверь отворилась. Вошёл Коновалов.
«Ну надо же... После нашего разговора про накладные усы главврач сам меня не навещал. Не было бы беды...».
- Орлов... –Эдуард Романович остановился в дверях, странно глянув на него. Олег встретил взгляд, хмыкнув, улёгся обратно на постель. – Давненько не виделись?
Ответа, конечно же, врач не дождался. Пересёк комнату и уселся на кровать, на самый край. Олег и не подумал подвинуться.
- Что же, другого я и не ждал. У меня к тебе пара вопросов.
«А другого я и не ждал».
- Во-первых. Мне доложили, что утром дверь в твою палату была открыта. Что-нибудь знаешь об этом? Ночью кто-то заходил?
- Ночью я спал, - парень отвернулся. – С вашими препаратами иначе и не выйдет.
- Не выйдет... – Коновалов задумчиво почесал подбородок. – Дальше. Мне всё так же интересен твой случай – как пример влияния электры на биос. Я должен больше знать о тебе.
- Дело почитайте.
- Я читал, и у меня вопросы. Для начала: твоя татуировка на груди. Посмотреть можно?
- Нет.
- А если я санитаров позову? – угрозы в голосе главврача не было, он наоборот был странно спокоен. «Кажись, пережестил я в прошлый раз, - Олег внутренне вздохнул, расстегнул пуговицы на рубашке. – Доктор наш себя, похоже, уязвлённым чувствует».
- Отлично, - Эдуард Романович цокнул языком. - Libertasnecessitasagnitaest. Латынь? Можно узнать точный перевод?
- Вы разве не изучали в медицинском?
- Перевод.
- Свобода есть осознанная необходимость.
- Высказывание Диогена, не так ли?
- Естественно, - хотелось смеяться. Что же все терзают древнего грека, позабыв о несчастном Спинозе?
- Опасная фраза – могут за вольномыслие счесть, - Коновалов внимательно посмотрел на него. И чего он добивается?
- Поэтому она на мёртвом языке.
- Конечно... – главврач покашлял, прочищая горло. – Может, объяснишь заодно, откуда такой выбор?
- Не объясню, - заметив взгляд собеседника, парень чуть улыбнулся. – Даже с санитарами.
- Дальше. Ты занимался спортом? Лёгкой атлетикой?
Олег поначалу собирался промолчать, но всё же не выдержал и недовольно буркнул:
- Раз уже вычитали в деле, зачем спрашивать?
- Спрашиваю – значит, отвечай, - доктор красноречиво потёр висящий на поясе электрошок, больше смахивающий на небольшой электропистолет. Хотя, возможно, им он и являлся.
- Бегал. В школе. Класса до восьмого.
- И почему ушёл из спорта?
- Стал бегать на улице.
- Знаешь, а мне даже нравится твоя манера речи, - засмеялся вдруг Эдуард Романович. – Ты не говоришь, ты будто рубишь слова.
- Польщён. А мне нравятся ваши усы. Такие... естественные, - главврач чуть побледнел. «Ну, сейчас либо меня побьют, либо он свалит отсюда. Оба варианта лучше этого грёбанного допроса».
Коновалов хмыкнул, снял с пояса электрошок. Негромко сказал:
- Ты наверное знаешь, диссоциальное расстройство личности – социопатия, то бишь – характеризуется полным непониманием последствий своих действий. И либо я ошибся, сваливая на электру, и ты самый настоящий социопат, либо ты полный дурак без чувства самосохранения.
Олег не ответил.
- В общем, радуйся. Вместо лекарств у тебя сегодня на ночь будет лёгкая электрическая терапия. Раз, два... Разряд!
***
Олегу впервые за долгое время снились сны. Очень хорошие сны. И пусть запомнились лишь небольшие детали – запах пыли и прогретого солнцем асфальта, смех и беготня по узким улочкам – просыпаться совсем не хотелось. Он словно бы снова погрузился в детство, оказавшись в старых добрых трущобах, всегда бывших для него родным домом. Кажется, он даже познакомился во сне с девочкой – она ещё представилась так смешно: «Лиза. Я – Лиза»...
Но Олега разбудили. По уже выработавшейся привычке он внимательно вслушался, не открывая глаза.
Голос Коновалова. Точнее – крик:
- Да вы уже совсем охренели! В моём, в моём(!) учреждении! Да я вас...
- Эдуард Романович, я... – это уже санитар, обеспечивший вчера Олегу ночную прогулку. Звучали его слова так жалко и надтреснуто, что парень не удержался, слегка приоткрыл один глаз – благо, в темноте вряд ли кто это заметил.
- А ты, Егор, просто заткнись! – главврач нервно погладил усы, ткнул ему в грудь пальцем. – Ты из «Велеса» с такими рекомендациями вылетишь, что даже в морг сторожем тебя не возьмут! А вы, Валентина... Ладно ещё, этот дуболом...
- А я, Эдуард Романович, - девушка стояла, опустив голову. Вдруг резко вскинулась, захохотала. – А плевать мне на вас на всех! Дочка уже выздоравливает, а лекарств теперь мне хватит!
- Каких ещё... – договорить Коновалов не успел. Названная Валентиной внезапно шагнула к нему и рывком сдёрнула накладные усы.
- Ты зачем... – побледнел санитар, испуганно глядя на неё. Впрочем, рядом со своим непосредственным начальником, ставшим вдруг похожим на покойника, он смотрелся как негр, побывавший в солярии. – Эду... Эдуард Романович...
- Я-а-а... ты... су-у-ука! – свистящим шёпотом выдавил главврач. Цвет его лица сменился, став красным. По щекам покатились слёзы, и он упал на колени.
- Старый урод, - девушка удовлетворённо хмыкнула, чуть помедлив, с размаху ударила его ногой в пах. Врач скорчился и повалился набок, так и не издав ни звука. – Тебе самому давно пора в психушку.
- Ты что творишь, дура! – воспитатель схватил её за локоть.
- Пшёл вон! – она поморщилась, оттолкнула его руку. – А то я уже сама в тебя что-нибудь запихаю.
Мужчина неуверенно отступил на один шаг, мотнул головой и выскочил из палаты. Валентина с усмешкой швырнула на пол накладные усы и пошла вслед за ним.

Коновалов полз по полу. Тело тряслось и не слушалось, а слёзы ручьём бежали по щекам. «Усы, мои усы! Отдайте мне усы...». Он видел их – в метре от себя, чуть дальше ножки кровати. Видел – и тянулся к ним. Полз, пусть и очень медленно.
Всё случилось лет пятнадцать назад, и в этом главврач был похож на упрямца Орлова – может, потому и случай его так хотел изучить. Он попал в аварию, когда ехал к жене на день рождения, и лицо сильно обгорело. Тогда Эдуард Романович только начал главенствовать в «Велесе», и деньги на пластику нашлись, следов той трагедии не осталось. Брови, ресницы, волосы ему тоже вернули. А усы... Жена тогда улыбнулась и сказала ему – не надо. Они мне всё равно не нравились никогда. Так всё и осталось, а буквально через несколько месяцев она умерла – по-глупому, от сорвавшейся с крыши сосульки. На её похороны Коновалов впервые решил взять накладные усы, и они вдруг стали словно частью его самого, незаметно, но верно.
...Ползти осталось совсем чуть-чуть – ещё раз вытянуть руку, и вот его сокровище уже будет зажато в кулаке. Вдруг громко скрипнула кровать, и пальцы пронзила резкая боль.
- И куда это вы собрались, Эдуард Романович? – голос Орлова. Главврач поднял взгляд, поняв, что он и наступил на его ладонь. – Я вынужден вас остановить, уж простите.
Олег негромко засмеялся, бесцеремонно стянул с его плеча сумку, снял с пояса кобуру с электрошоком. За ней последовал и белый больничный халат, тут же оказавшийся накинутым на плечи пациента – только бейджик он оторвал и бросил на кровать. Всё это время парень тихо мурлыкал себе под нос какую-то мелодию, – только вот какую? Кажется, Грига – его знаменитую «Пещеру горного короля». Помедлив чуть-чуть, Орлов поднял с пола усы, наклеил их на себя. Выглядел он так, как полный идиот.
- Отдай... – застонал Коновалов. – Они мои... Отдай.
Олег словно и не заметил, задумчиво достал шокер из кобуры.
- Так я и думал, два режима, - буркнул он себе под нос, щёлкнул небольшим рычажком. – Контактный и дистанционный – электропистолет. Вот второй мы и проверим.
- Отда-а-ай!
- И не подумаю. Расскажите мне лучше, где сейчас Сава Кузнецов, - хмыкнул. – И не надо так смотреть, вы точно должны знать про человека, который подрался с санитарами и был отправлен в «комнату для релакса». Уверен, приказ вами и был подписан.
Эдуард Романович застонал, ткнулся лбом в пол. В него и негромко пробормотал:
- Отдай. Он в отделении для буйных, да. Палата «341.1». Верни м...
- Спасибо за сотрудничество, - перебил Орлов, потянулся, словно разминаясь. Тихо засмеялся – Коновалов молча поднял на него взгляд, вытер об плечо губы, поняв вдруг, что по подбородку стекает слюна. – А палата Анто... Хотя, плевать на него.
Задумался на несколько секунд. Продолжил.
– Ну а на ночь у вас сегодня будет лёгкая электрическая терапия, - решительно направил дуло излучателя куда-то между лопаток главврачу. – Раз, два... Разряд!
***
Олега ждало крыло для буйных пациентов. Расположено оно было в части «Велеса», пристроенной лет тридцать назад, и с основным зданием соединялось длинным мостком-коридором на уровне третьего этажа. Бывал там парень всего несколько раз – на процедурах, и знал, что переход всегда охраняют. Сегодня оказалось также – когда он осторожно выглянул из-за угла, увидел спокойно сидящего на вахте санитара. Тот упёрся ладонью в лоб, запустив пальцы в волосы, и было не понятно, спит воспитатель или нет – к тому же он и повёрнут был в профиль. Теперь у Олега было три пути: первый – это искать другую дорогу; второй – постараться проскользнуть незаметно, но с другой стороны его будет ждать ещё одна, точно такая же вахта. Ну и третий путь – пойти напролом, направо и налево вырубая дежурных зарядами электропистолета и не обращая внимания на возможную тревогу. Последний вариант, пожалуй, манил его больше всего, вот только шансы на успех были сомнительные. Едва станет известно, что кто-то, да ещё и вооружённый, пытается сбежать из «Велеса», сюда тут же стянут силы со всего города – хорошо ещё, если людей. Хотя, какой там – просто пустят в атаку штурмовой отряд киборгов из СВК, и всё. Свободу он после этого вряд ли когда-нибудь увидит.
Придётся искать обходной путь, то есть выбрать первый из вариантов действий. Олег внутренне вздохнул – и отправился на четвёртый этаж. Палат там практически не было – только лаборатории, да несколько кабинетов врачей. Собственно, именно на этом же этаже, только с другой стороны здания, его обычно обследовала техник – Мария Семёновна – на предмет изменений в электре. Санитаров пока что не было видно – похоже, дежурный или ушёл вниз, нарушив инструкции, или обходил коридоры. А может, нашёл укромный уголок и дремал, уверенный, что сегодня будет просто очередная ночь без чрезвычайных происшествий. Парень улыбнулся, представив спящего в какой-нибудь коморке верзилу-санитара, но тут же забыл об этом – следовало спешить.
Прикинув расстояние от лестницы до перехода в другое крыло этажом ниже, прошёл к кабинету, расположившемуся приблизительно над вахтой. Дверь была заперта, но в сумке Коновалова отыскался магнитный ключ, открывающий почти любой замок в «Велесе». Оказавшись внутри, осмотрелся – помещение было относительно небольшим, где-то три на пять метров, центр его полностью занимали столы, уставленные различным оборудованием, вдоль стен протянулись картотечные шкафы с цифрами и буквами в алфавитном порядке на дверцах. Времени выяснять, здесь личные дела пациентов, работников, или информация об исследованиях центра, не было, хоть руки и чесались проверить. Вздохнув, Олег прошёл к окну, выглянул наружу. Точно, он не ошибся – плоская бетонная крыша перехода как раз под ним. Открыв форточку (благо, окна тут были большие, не то, что в палатах – мало того, что маленькие и зарешеченные, так ещё и под самым потолком), он собрался уже выбраться наружу – но замер, сообразив, что не сможет забраться внутрь с другой стороны. По крайней мере, не разбивая стекла.
Пришлось порыться на столах. Это заняло минут пятнадцать, не меньше, но зато отыскался небольшой алмазный резец. «Ну вот и супер, - парень внутренне усмехнулся – правда, совсем не весело. – Я теперь как крутой шпион. Ещё бы вертолёт вызвать на крышу, да прикрытие отрядом спецназа обеспечить. Эх, мечты-мечты…». Олег полез в окно; было неудобно из-за украденного ноутбука, который приходилось держать в руке – в сумку главврача он не влез, оставалось только радоваться, что создателями ручка для переноски предусмотрена. Снаружи оказалось прохладно, хоть он и надел на себя халат Коновалова, шёл лёгкий дождик. Парень пополз вперёд, прижавшись к самой крыше – мокрой и довольно-таки грязной, но ночь была светлой – и луна, и фонари в велесовском парке, и окна маячащих неподалёку жилых многоэтажек обеспечили это, - а на глаза охране попадаться не хотелось. На другой стороне беглеца, конечно же, встретило запертое окно – в ход тут же был пущен резец.
- Кто же лазит в окна к нам, режет стёкла по утрам? – тихо буркнул Олег. Сам же и ответил. – Чокнутый с диссоциальным расстройством личности, вот кто...

«Комната для релаксации», куда посадили Саву, была, естественно, не местом для психологического отдыха с кучей подушек, благовониями и светомузыкой, а самым настоящим изолятором с мягкими белыми стенами, без мебели и окон. Вообще, сам Олег там не был ни разу, чему несказанно радовался, но слухи мимо его ушей не прошли. Для большего давления на человека в ней работал кондиционер, нагонявший температуру градусов эдак в пятнадцать по Цельсию, и не было света – так же, как и окон. Пациент просто сидел в холоде и темноте – сутки, двое, а иногда и больше.
Дверь с номером «341.1» оказалась металлической, грязно-белого цвета, в темноте коридора выглядевшего насыщенно-серым. Замочная скважина была самой обычной, как и в его палате, поэтому пришлось повозиться, ища в связке главврача нужный ключ – таковой, к счастью, был. Сделав несколько поворотов, Олег услышал щелчок, осторожно открыл дверь. Заглянул в помещение, готовый отскочить в любой момент – не хватало ещё, чтобы Сава, горячая голова, накинулся на него. В густой темноте ничего не было видно, так же как не раздавался ни единый звук – ни шороха, ни дыхания, ничего.
- Савка? Са-а-ав? – позвал шёпотом. Положив руку на рукоять шокера, неуверенно шагнул внутрь. – Чувак, ты здесь?
- Чувак... – негромкий хриплый смешок раздался откуда-то справа, из темноты шагнула фигура. – Если б не это словечко, я бы ни в жизнь не поверил, что это на самом деле ты, старичок.
- Сава... – обнялись. Олег похлопал друга («Да, именно друга, чего уж там…») по спине, но тот вдруг резко выдохнул и обмяк в его руках. Удержать невысокого, но, в отличие от него, крепкого и широкого в кости товарища оказалось нелегко. – Эй, ты чего?
- Ты ж вроде не задаёшь глупых вопросов? – тихий смешок вышел очень болезненным и слабым. Парень уперся ладонями в его плечи, с трудом выпрямляясь. – Побили меня. Хорошенько так – поэтому больше не вздумай по спине колотить, да ещё и левой своей...
- Извини, - Олег опасливо оглянулся. – Ладно, давай, висни на мне, и пошли отсюда. Нам ещё в другой корпус перебираться.
А мысленно прибавил: «Я просто не знаю, как из этого выбраться можно, а там разведанный путь через кухню. И ключи у меня есть».
- Ну вперёд, - Сава обхватил его за шею. Вышли в коридор, не забыв плотно закрыть дверь. – А ты чего это в халате? Эй, и усы откуда? И ящик этот?
- Не части, это долгая история. Нам туда.
- Ага... А с усами ты тот ещё урод.
- На себя бы посмотрел – на неудачливого пчеловода похож. У тебя зубы-то хоть остались?
- Мои зубы не просто выбить – я, это, мел в детстве ел.
- Ага, точно. А теперь – молчи. Я не знаю, где тут санитары ходят.
- А спеть мне можно?
- Сава...
- Да-да?
- Заткнись.
***
Макс сидел на стуле, подперев ладонью лицо, жевал жвачку и пустым взглядом глядел в тёмный коридор. Ну и куда катится мир? Сегодня через интернет транслируется казнь – в общем-то, самая обычная. Всё должно было быть как всегда – несколько сопротивленцев, ещё – виновные по особо тяжким уголовным статьям и просто враги города. Он никогда не был против этого – но и к ярым сторонникам себя не причислял. Пусть смотрят и знают те, кто нарушает закон, кто идёт против порядков Святоярска и самого «Ирия», который заботится об общем благе. То есть – бандиты, террористы из Сопротивления и все им подобные радикалы и экстремисты. Пусть бояться, пусть мысль о нарушении закона вызывает у них страх... Вот только зачем все его коллеги, работающие в «Велесе» (самом «Велесе»!), сговорились сегодня, во время дежурства, смотреть через свои электры эту самую трансляцию? И ладно бы, будь у них в этом какие-то личные мотивы – нет, они просто хотели увидеть смерти людей. Пусть и максимально гуманные – через мощное ультразвуковое оружие – но всё же смерти. Неужели это исходит из их склонности к садизму? Этого Макс не понимал – да и боялся понять, чего уж там. К тому же, погруженные в дополненную реальность, они и работать нормально не смогут...
Вздохнул, и мысли ушли к другому. Он пять лет потратил на изучение психологии в институте, вот только мечта его – работа в исправительном центре – осуществилась лишь наполовину. Он не стал одним из психологов, которые работают с нарушителями, с людьми третьего сорта, имеющими возможность стать достойными звания настоящего человека, он – всего лишь санитар, и не больше.
Вдруг взгляд уловил в коридоре движение – словно бы кто-то, попавший в его поле зрения, вдруг торопливо спрятался в темноте, прижавшись к стене. Разглядеть удалось мало – разве что белый халат и светлые пятна двух лиц. Наверное, ему удалось бы и услышать что-нибудь, но громкоговоритель привычно вещал: «Ирий» работает ради вашего блага…».
- Эй! – Макс вскочил, скрипнув стулом, шагнул ко входу в коридор. Снял с пояса электродубинку. Фонарик у него, как на зло, именно сегодня сломался. – Кто идёт?
Несколько секунд ничего не происходило, но вдруг, не дав ему закричать ещё раз, из темноты показался... кто? Усатый, одетый в белый халат врача. И на лицо незнакомый...
- Тише, - негромко произнёс он. Быстро двинулся по коридору в сторону Макса. – Или террористы услышат. Они здесь, в здании, надо скорее поднимать тревогу!
- Что? Какие... – он двинулся навстречу пришельцу, не выпуская, впрочем, оружие из рук – но тот вдруг вскинул руку, до этого чуть прикрытую полой халата. Дальше ничего ясно разглядеть не удалось – сверкнуло что-то синее, светящееся, и раздался треск, словно от рвущейся ткани. А потом – парализующая, разошедшаяся по всему телу боль – и темнота.

- Ну ты даёшь! – шёпотом восхитился Сава, ковыляя к Олегу из коридора.
- Стой, дурак! Помогу сейчас...
- Не надо, - товарищ только отмахнулся. – Мне уже лучше.
Присмотрелся к санитару, «отключенному» электропистолетом. Хмыкнул:
- Вот мы и мне оружие нашли. Дубинка лучше голых кулаков, - подошёл к воспитателю, склонился над ним. Олег выругался про себя, тревожно огляделся.
- Чувак, давай быстрее! Нас же могли услышать!
- Да успокойся ты, - он оглянулся. – А я знаю его, он в нашем крыле пару раз мелькал. Ну, до того, как меня закрыли.
Сава вдруг тихо засмеялся, провёл рукой по голому черепу – его гордость, блондинистую шевелюру, сбрили. Олег тоже прошёл через эту процедуру – но почти месяц назад, поэтому успел немного обрасти.
- Ну что ещё? – торопливо подошёл к другу. – Чего ты удумал опять?
- Да этот воспитатель, он жвачку всё время жуёт…
- Ты что, пожевать чего-нибудь хочешь?
- Нет, - Сава вдруг залез санитару в рот, повозившись, вытащил что-то. – Хочу хоть кому-нибудь отомстить за себя. Смотри.
И он старательно – да, просто очень старательно! – закатал бедолаге в волосы жвачку – куда-то в район темечка.
- Так то! - Сава выпрямился, чуть взмахнул электродубинкой. – Ну вот теперь – всё, пойдём.
Олег не нашёл, что ответить.

                2
- Дрянь, дрянь, дрянь…
Семён раз за разом произносил это слово, и Андрей на какой-то миг даже задумался, пытаясь вспомнить: говорил ли техник хоть что-то другое? По всему выходило, что нет. За всё время тестирования чипа только это. И относился этот эпитет в большей степени к доктору Карповой, чем к результатам тестов. Хотя и с ними всё ясно. Положение даже не плачевное, а форменная катастрофа.
Бывшая зам главврача, присутствующая при проверке чипа, тоже прекрасно понимала, к кому относятся высказывания Семёна. Сидела молча на стуле у стены, показательно отвернувшись от происходящего в комнате. Но, внимательно приглядевшись, можно было заметить, как иногда дрожали губы – то ли от обиды, то ли от сдерживаемой ярости.
Естественно, что эсбэшник с лёгкостью подмечал такие вещи. Более того, если учесть, что кроме дрожащих губ имеется ещё и бледное, едва ли не цвета стен в операционной, лицо и широко распахнутые глаза, немигающие, глядящие куда-то в пустоту, то… Андрей готов был поклясться, что доктор банально боится. Точнее, вот-вот сорвётся в истерику. «Но не жалеть же её, в самом деле? Ведь Семён абсолютно прав – дрянь».
Сзади раздался хруст, и Андрей обернулся. Техник сломал карандаш, которым пользовался, как стилосом, периодически со злостью тыкая им в плавающие на экранах графики.
- Шеф, - в голосе встающего со стула техника осталась одна лишь усталость, гнев куда-то бесследно подевался, - Разрешите я её убью? Сам? Вот этими руками?
- Давай-ка без эмоций, Семён. Рассказывайте, и подробней…
- А что тут рассказывать? Каких подробностей вы хотите? Впрочем, ладно… Я её придушу. Эту дрянь. Порву на…
- Стоп! Хватит. Ты прекрасно понимаешь, о чём я спросил.  Меня интересует результат…
- Ну, не знаю. Какой тут может быть результат? - он пожал плечами, добавил с лёгким сомнением в голосе, - Моральное удовлетворение?
- Семён!
- Да ладно вам, шеф. Понял я… Результат… В общем, если кратко – надо всё сначала начинать. Ну, не совсем… Подготовить пациента. Другого. Насколько я помню – на это уйдёт месяц. Так? – дождавшись кивка, продолжил, - Запасной чип имеется. Проведём операцию. Тогда будет результат. А это, - он махнул в сторону полулежащей в кресле и обмотанной с головы до ног проводами датчиков, Лизы, - Всё. Отработанный материал.
- А конкретно?
- «Червь» сдох. Ну, не совсем… но выполнять те функции, которые должен, он не сможет. Сейчас, в принципе, всё что можно, это… ну… за пару месяцев, я мог бы собрать пеленгатор. Можно будет отслеживать сигнал. Таким образом, легко определяя её местоположение. Только какой в этом смысл?
- И ничего нельзя сделать? Если, допустим, извлечь…
- Чип извлечь? Извлечь-то можно, но только путём вскрытия. А мне эту девочку жалко. Вот если бы ей черепушку вскрыть… - он кивнул на Карпову, - То тут я за! Обеими руками… В общем, смысла вытаскивать «червя» нет. Мы его не починим…
- Понятно, - Андрей, заложив руки за спину, стал прохаживаться от стены к стене, - Значит, вариантов нет. Я примерно так и предполагал. Что ж… будем готовить другого пациента. А с ней? Как её мозг?
- Я не специалист. Хотя, если подумать, а кто специалист? Сколько лет мозг человеческий изучаем – до сих пор профаны. В общем, если кратко – аппаратура никаких повреждений не показывает…
- Да цела она… - впервые подала голос доктор, - Всё у неё с головой в порядке. В смысле, как и раньше – не в порядке. Никаких изменений ЭСТ не дало. Ни положительных, ни, к сожалению, отрицательных…
- Ладно, Семён. Снимайте с девочки своё барахло, пусть идёт к себе…
Дождавшись, когда его указание выполнили, эсбэшник выглянул в коридор. Поманил рукой стоящего там санитара, сказал:
- Забирайте Валевскую. Отведите в палату.
- В палату? – санитар растеряно почесал нос, - Хорошо. Просто сейчас уже обед, вот-вот…
- Ну, значит, в столовую отведите!
Когда Лизу увели, Андрей поставил перед Карповой стул. Уселся верхом. Сложил на спинке руки. Заговорил, глядя в наполненные страхом глаза:
- Теперь с вами, доктор… То, что вы сделали – это плохо. Весьма. Но об этом мы поговорим в другой раз. И неоднократно, поверьте. Сейчас о другом. Как вы знаете, профессор Савельев нас безвременно покинул. И поэтому есть у меня к вам, Людмила Васильевна, вопрос. Сможете ли вы провести лоботомию?
***
После обеда была прогулка и Лиза, усевшись на лавку, запрокинула голову. Со стороны – сидит себе девушка, облаками любуется. На самом деле ни облакам, ни даже небу в её мыслях места не было. В голове царил хаос и раздрай.
Ночью, вернувшись из кухонной кладовки, где, естественно, никакого Олега не было и в помине, не на шутку обиженная девушка отправила ему сообщение. Текст был переполнен негативными эмоциями, вылившимися в использование таких фраз, которым позавидовала бы и рыночная торговка с полувековым стажем. Хотя, в целом, сообщение, занявшее по площади две трети монитора, несло в себе не так уж много полезной информации. Весь смысл его можно было бы выразить пятью словами: «Мне не нравятся такие шутки!»
Текст был отправлен, но прочёл ли его Олег, или кто он там на самом деле, Лиза не знала. Поскольку ответа не было. Прождав безрезультатно с полчаса, от скуки принялась осматривать содержимое шкафов. В одном из них наткнулась на папки с «личными делами» пациентов. Никакого Олега Орлова, более того ни одного Олега вообще, среди «отдыхающих» не обнаружилось. Это, в общем, доказывало, что всё произошедшее действительно шутка. Глупая, злая, подлая даже. Ведь с этой бестолковой беготнёй по больнице можно было запросто попасться. И то, что именно так всё и не закончилось всего лишь случайность.
Так ей казалось ночью, сейчас же… Если подумать – «своей» папки она тоже не нашла. Хоть и перерыла всё. Так что – мало ли… Но с другой стороны, если бы ночью кто-то сбежал, весь «Велес» сейчас «на ушах бы стоял». А ничего подобного вокруг не наблюдается. Совершенно. Так что стоило бы плюнуть и на самого шутника, и на его дурацкий «юмор», но не получалось, почему-то. Мысли всё возвращались и возвращались к Олегу. Лизу тянуло к нему и, что было тому причиной, понять не получалось. Возможно недостаток общения: за год проведённый здесь, она толком ни с кем не разговаривала «по-человечески». С врачами лишь «вопрос-ответ» по поводу её состояния, с санитарами… ну у них в голове, судя по всему, кроме похабщины ничего иного не содержалось.
А с пациентами… многие из них действительно были больны, и весьма серьёзно. А с теми, кто был более-менее адекватен, общих тем как-то не находилось.
Конечно, у неё были те, что говорили с ней с самого детства. Но назвать это общением, даже с большой натяжкой, не получалось. К тому же эти голоса… "положа руку на сердце" – Лиза не была на сто процентов уверена, что это всё таки не сумасшествие…
Как итог, за последнюю неделю, периодически говоривший с ней эсбэшник стал чуть ли не «родной душой». Хотя, по сути, она для него лишь объект, лабораторная крыса. Была… Вряд ли он когда-нибудь, заговорит с ней снова, пусть и звучащие у неё в голове голоса утверждают обратное. Всё. Она – отработанный материал…
А Олег… Что же, она в какой-то мере обрадовалась – есть кто-то, кому, как и ей, одиноко. А оказалось – всё это фарс? Обман, глупая шутка? Чья? Кого-то из «кобелей»-санитаров? Или может и правда, есть в «Велесе» кто-то, чьё «личное дело», как и её собственное, не лежит с остальными? Или может не есть, а был? Может, Олег всё же сбежал? А её не дождался… ведь он предупреждал, что не сможет ждать долго, ведь в любой момент кто-нибудь мог обнаружить его отсутствие в палате и поднять тревогу. Да и в кладовку могли заглянуть. А она… она слишком долго шла к нему. Вот и результат…
Но почему же, в таком случае, его не ищут сейчас? Неужели до сих пор не обнаружили пропажу? Разве такое возможно?
Раздавшийся звонок, до боли напоминавший школьный, вывел её из разброда собственных мыслей. Лиза поднялась с лавки – пора было идти в палату, прогулка закончена. Она безропотно направилась к «себе», хотя прежде любила «побуянить» по этому поводу. Сейчас же устраивать «веселье» никакого желания не было.
В палате она долго сидела, уставившись на дверь. Но, как и вчера, никто не удосужился запереть её на замок. А этого она боялась больше всего. Ведь благодаря связке ключей, утащенной из кабинета Савельева, можно было открыть любой замок в больнице. Но проблема в том, что в дверях палат изнутри замочных скважин нет. Только снаружи. Запри кто-то дверь, и ключи станут бесполезным хламом. Но раз никто этого не сделал, значит… «Значит, я сегодня уйду из «Велеса». Заберу ноутбук и уйду. И попробую найти Олега. А там – будь, что будет…».
                ***
Сегодняшняя дежурная смена мало отличалась от предыдущей. В плане того, что точно, как и прошлой ночью в коридорах никого не было. Лиза осторожно, но ни на секунду не задерживаясь, дошла до выхода на лестницу. Выглянула, прислушалась. С первого этажа доносились звуки работающего телевизора. И по их характеру легко было понять, чем занят дежурный персонал. Футбол смотрят.
И это хорошо. В этой смене оба дежурных врача – мужчины. Как и санитары, само собой. Медсёстры и санитарки в «Велесе» естественно имелись, но только днём. Никаких ночных смен. А вот среди врачей две женщины. Но ни одной сегодня здесь нет, а следовательно, полбольницы унести можно – не заметят.
Лиза ухмыльнулась и направилась к кабинету Савельева. Сегодня он был закрыт, но… девушка с видимым удовольствием вытащила из кармана халата связку ключей. Нашла нужный. Две секунды – и она внутри.
Ненадолго задумалась, потом махнув рукой, подошла к столу и нажала выключатель стоявшей на нём лампы. Риск небольшой, вряд ли охрана обратит внимание, но всё же стоит поторопиться. По-хорошему, не нужно было сюда вообще заходить, и, если бы не два нюанса, Лиза так бы и поступила. Но, во-первых – надо забрать ноутбук, а во-вторых… вчера ночью, роясь по шкафчикам и ящикам в поисках ключей, наткнулась на одну очень любопытную вещь. И днём, уже решившись бежать из больницы, поняла, что ей без этой штуки никак.
Открывая ящики, один за другим, Лиза наконец наткнулась на искомое. Лист бумаги, с подробным планом «Велеса» и прилегающей территории.
Разложив схему на столе, Лиза долго изучала её, прикидывая и так и эдак возможные варианты. Но, в конце концов, сдалась. Выбора не было. На входе – пост охраны. И это не «футболоманы»-санитары, а эсбэшники «Ирия». Они зевать не станут. Плюс у ворот, на выезде с больничного двора – тоже пост. И позади больницы ещё один. И, конечно же, камеры наблюдения по всей территории. Нужно спасибо сказать, что внутри клиники их нет. Пока нет. Но чуть больше недели назад, прямо перед тем, как в «Велесе» объявился Андрей, как раз началась их установка. Уже кронштейны поставили. И в коридорах, и в палатах… Но пришлось отложить работы, так как началась подготовка к эксперименту. А потом случилось самоубийство главврача и… В общем, ещё день другой, и вспомнят о них, и тогда уйти отсюда уже не выйдет…
Но пока…ещё есть возможность. Один единственный путь всё же имеется – с задней стороны здания, дверь на кухонный склад. Она, естественно, запирается на ночь и поэтому, скорее всего, никто за ней особо не приглядывает. И, если быстро… и сразу за растущие там, как показано на схеме, кусты, то… То останется стена…
                ***
Андрей, как-будто чувствовал, что не все неприятности, связанные с «Велесом», закончились. Должно произойти ещё что-то. Поэтому он и приехал в клинику чуть за полночь. В саму больницу заходить не стал, ограничившись постом охраны у въездных ворот. И вот вам, пожалуйста. И получаса не прошло, как следящий за мониторами камер наблюдения охранник, ткнул пальцем в один из экранов. Затем, взглянув в задумчивое лицо начальника, потянулся к кнопке тревоги.
- Погоди… - Андрей придвинул один из свободных стульев ближе к пульту. Уселся верхом. Спросил, - Это у нас где?
- Задняя дверь, - ответил подошедший сзади второй из дежуривших на этом посту, - Хозпомещения, кухонные склады.
- Ясненько. Ну-ка, Серёжа, увеличь-ка картинку. Любопытно взглянуть, кто это у нас такой резвый.
Охранник выполнил пожелание, изображение скачком приблизилось, и эсбэшник расхохотался. Проговорил, давясь смехом:
- Надо же… лежит, слюни текут, в глазах как у покойника – пустота. Мы переживаем – бедная девочка, как же она? Выживет ли? А стоило отвернуться и нате – злоумышляем, за кустами прячемся.
Он хлопнул себя по бёдрам и, пружинисто встав, сказал, в голосе его всё ещё звучал смех:
- Это что же у нас выходит, господа? Это ж форменный побег получается. Самый натуральный, - он замолчал, буквально на несколько секунд, что-то обдумывая, потом продолжил, - А знаете, что? А поступим-ка мы вот как… Ты Серёжа, тревогу не включай, не надо. Люди спят, нечего их будить. Пусть отдыхают. А ты, - разворот ко второму, - Позвони-ка Лёша, на второй пост, пусть не дёргаются. Девочка за последнее время натерпелась. Дадим девочке погулять. Недолго…
Он подошёл к двери, но открыв, замер на пороге, бросил через плечо:
- Запись сотрите. И помалкивайте. И тем, на втором посту, передайте… Кто там? Иван и Ромка? Вот им и передайте, что я просил… Всё ясно?
Вышел, услышав в спину:
- Будет сделано, шеф. Не сомневайтесь.
Выйдя за ворота, Андрей усмехнулся, пробормотал:
- Никто и не сомневается…
Сел в машину, завёл двигатель, но трогаться не спешил. Ждать пришлось не долго, минут пять, вряд ли больше. Громкий хруст и метрах в пятидесяти от него, нависавшая над забором ветка дерева, рухнула вниз. Вместе с уцепившейся в неё девушкой. Эсбэшник покачал головой, проговорил:
- А я, дурак, сказал тревогу не включать, людей не беспокоить. Да она сама полгорода разбудит без посторонней помощи.
Вздохнул, глядя, как вскочившая на ноги беглянка припустила прочь, легонько нажал на газ. Поехал следом, тихонько напевая под нос:
        - Ты ждёшь, Лизавета,
          От друга привета…
***
Лиза, прихрамывая, брела прочь. Бежать больше не получалось. Не давало правое колено, наиболее пострадавшее при падении. Но ничего, вроде бы тревоги нет… и это странно – нашумела она изрядно, спят что ли все? Ну и ладно, спят – не спят, главное не гонится никто…
Оглянулась. В голове вспышкой: «Накаркала!»
Сзади приближался автомобиль. С выключенными фарами. Девушка завертела головой по сторонам, взгляд метался, никакой возможности скрыться не находилось. Мысли забились пойманной птицей: «Всё, набегалась! Что же делать? Не хочу назад…».
Машина была уже рядом. Остановилась. Открылась дверца со стороны пассажира. В салоне зажегся свет, и Лиза увидела Андрея. Тот улыбнулся и сказал:
- Спешите куда-то, Елизавета Сергеевна? Садитесь. Подвезу вас…

Они ехали уже несколько минут, всё удаляясь от «Велеса». В салоне, кроме едва слышного урчания мотора, ни звука. Оба, и, казалось, полностью сосредоточившийся на дороге Андрей, и Лиза, нервно поглаживающая лежащую на коленях сумку с ноутбуком внутри, оттягивали неизбежный разговор. Точнее, один единственный вопрос – что дальше?
Эсбэшник перебирал в голове вариант за вариантом и не находил приемлемого ответа. Первый, весёлый азарт улетучился, и вставала дилемма – вернуть девчонку на место или…
- Куда мы едем? – не выдержала Лиза. Не дождавшись ответа, пожала плечами и попробовала ещё раз, чуть иначе, - Не хочу в «Велес»… Мне нельзя туда. Поймите – я хоть и… сумасшедшая, но два и два сложить могу. В клинике я… и доктор Карпова… мы…. Нельзя нам вдвоём… Ведь она же остаётся? Да?
Андрей остановил машину. Заглушил двигатель и повернулся. Глядя девушке в глаза, сказал:
- Доктор Карпова – хороший специалист. После того, как Савельев… Короче. Искать врача с нужными навыками, вводить в курс дела – это долго. А времени не так уж много у нас. Так что, - развёл руками, - Сами понимаете.
Он отвернулся и как-то очень быстро выбрался из машины, Лиза даже головой встряхнула, ей показалось, она и моргнуть не успела, а эсбэшник уже обходит автомобиль. Вон он перед капотом, а вот уже открыл дверцу с её стороны. Протянул ей руку, сказал:
- Ногу.
Девушка медленно закрыла глаза. В голове мелькнуло – это безумие… Подняв веки, ещё раз встряхнула головой. Спросила:
- Что?
- Ногу! – Андрей усмехнулся, - Вашу прелестную ножку, пожалуйста…
- Я всё-таки сумасшедшая… - пробормотала Лиза. Повернувшись на сиденье, выставила за двери ноги, приподняла правую.
Эсбэшник, чуть грубовато ухватил её левой рукой за лодыжку. Потом, опустившись на одно колено, чтоб босая ступня девушки оказалась на уровне его глаз, указательным пальцем правой руки провёл от пятки вверх. Лиза хихикнула, а Андрей уже стоял, выпустив её ногу. Кивнул, указав на салон машины, коротко бросил:
- Поворачивайтесь, - дождавшись, когда Лиза вновь, нормальным образом, разместится на сиденье, добавил, - Обождите немного. Я отойду на некоторое время. Не уходите пока, - он улыбнулся, - Впрочем, я закрою, уйти у вас и не получится…

Он отсутствовал минут десять, Лиза извелась вся. Из «развлечений» было доступно лишь одно – в окна глазеть, выбраться из машины ведь и правда не получилось. Дверцы не открывались, стёкла опускаться не желали. Вот и сидела, глядя по сторонам. Благо хоть было на что посмотреть. В городе год не была, кое-что изменилось, и довольно сильно. К тому же, это ведь почти центр…
Щелчок разблокированных замков, и дверца открылась. Андрей протянул ей пакет, буркнул:
- Надевай.
Отвернулся. Лиза пожала плечами, заглянула внутрь. Спортивный костюм. Тёмно-зелёный. Пара кроссовок, девственно-белых. Шоколадный батончик на самом дне…
Выбралась наружу. Присела, завязывая шнурки. Задрала голову; Андрей наблюдал с лёгкой улыбкой на губах. Улыбнулась в ответ, сказала:
- Как раз… А зачем?
Он удивлённо поднял брови, ответил:
- Вы умудрились свои тапочки потерять, а босиком… можно пораниться.
- А костюм?
- Но это ведь лучше, чем больничный халат?
- Ясно, - Лиза пружинисто встала, - И? Что дальше?
- А дальше, Елизавета Сергеевна… у вас сутки. Чуть больше. Утром будет тревога, паника. Вас начнут искать. Но не я. А вот завтра, скажем с девяти ноль-ноль, вот тут, - развёл руками, - Уж простите, вами займусь и я. Так что давайте, до скорой встречи…
Девушка кивнула. Спросила:
- Можно вопрос?
- Почему я вас отпускаю?
- Нет, - она улыбнулась и покачала головой. Ткнула указательным пальцем себе в плечо, - Почему зелёный?
Лицо Андрея даже немного вытянулось в удивлении. Он поднял руку, провёл ладонью Лизе по волосам, сказал:
- Но ведь зелёный подходит лучше всего…


Рецензии