4. Полинезийский культурный центр

Среда, 6 сентября 2000 года. Сегодня едем в Полинезийский культурный центр. Что такое – неизвестно. Встали, смотрим: солнечно, тепло. Наметили после завтрака сходить в бассейн. Пошли позавтракать пораньше, но так наелись, что не могли двигаться. Сидели смотрели телевизор. Миса позвала Нину в свой номер смотреть теннис, а то “отец всё время переключает каналы”, это про меня. Вышли налегке, тёплого с собой ничего не взяли. Зашли купили еды в дорогу: сэндвичи, японское суши, всё упаковано. В 11:00 подошёл автобус к гостинице. Вышел водитель.
Содержание моего разговора с водителем изложено в моём эссе “Водка-матрошка”, адрес в Интернете:
http://www.proza.ru/2015/10/02/331

Водитель объявил, что его зовут Пелипе, можно просто Фил, и показал себя достойным экскурсоводом, предельно доступно рассказывавшим и про места, и про растения. Например, так: “Это банан, это кокос, а это дождь впереди. (Действительно, небо перед нами затягивала сплошная тёмная облачность). Но он испаряется, не долетая до земли”. И внезапно мы влетели в сплошную стену дождя, на нас обрушился жуткий тропический ливень. К счастью, въезд в тоннель оказался недалеко, и мы нырнули под землю, а то было немного страшновато.

Благодарение богу, мы уже на северном побережье острова Оаху. Яркое солнце. Голубое небо. Живописный горный хребет. Удивительные раскидистые деревья. Водитель подаёт голос: “В этих местах снимались многие фильмы – “Парк юрского периода”, ещё что-то, а в данное время снимается военный фильм”.

До Полинезийского центра домчались за час. По дороге узнали очень простое и самое известное гавайское слово – “алоха”, которое означает и “привет”, и “пока”, а более точно представляет собой сложное философское понятие “дыхание жизни”, или “дух жизни”, но об этом обычно мало задумываются.

Уже приехали! Выходим из автобуса. Офис, кассы, парковка. Невообразимое множество туристов со всего света! Не зря везде пусто – они все здесь собрались... Пелипе просит группу всюду неизменно следовать за ним и добавляет: “Если кто потеряется, ищите не автобус, не меня, а этот большой бело-зелёный зонт”, – который он в этот момент раскрыл у себя над головой.

Идём через главный вход, сразу поворачиваем направо и попадаем на территорию, называемую “деревня Самоа”. На просторной полянке устроен амфитеатр скамеек, на них уже сидело человек сорок-пятьдесят народу, как будто ждали нашу группу из автобуса. Нашей семейной четвёрке остались передние места, которые мы с удовольствием и заняли. В центр площадки вышел колоритный, толстый и мускулистый, бойкий туземец в набедренной повязке и стал балагурить на разных языках (кроме русского, конечно); назвал себя, но очень длинно и непонятно, вряд ли кто понял и запомнил; принялся знакомиться со зрителями, кто из какой страны. Большинство, естественно, было из США, около дюжины из Японии, по нескольку человек из Канады, из Англии, из Германии и пара из Кореи (Южной). После этого он стал спрашивать, кто из какого штата, и началась невероятная кутерьма и настоящее столпотворение. С гордостью и самодовольством зрители вставали с мест на вызов “Техас!”, “Канзас!”, ещё кто-то, а напоследок больше всего народу вскочило на призыв “Калифорния!” Всем забава понравилась, и тогда он устроил соревнование, какой ряд зрителей сильней аплодирует, кто громче засмеётся в ответ на его непритязательные ужимки и выходки.

После чего перешёл к практическим занятиям и стал показывать, как добывать огонь. Для этого он несколько минут, всё так же с шутками-прибаутками, артистически вертел длинной тонкой палочкой в углублении бревна; пошёл дымок; он обмотал горячий конец палки паклей, немного подул, повёл по ветру – и вспыхнул яркий огонь. Эффектно, ничего не скажешь. При этом, он сыпал остротами, что на всех языках слово “огонь” произносится очень звучно, только на японском как-то невыразительно – что-то вроде “хи”, и поизмывался, на что это похоже.

В завершение показал процесс разделки кокосового ореха. Попросил молодого помощника залезть на кокосовую пальму. Тот, в специальных сандалиях, живо вскарабкался вверх по стволу и сбросил большой, тяжёлый кокос на землю. Тут-то наш неутомимый весельчак принялся творить чудеса на глазах у всех присутствующих. Первым делом он необыкновенно быстро, с помощью большого деревянного кола, очистил орех от внешней кожуры и достал ядро в коричневой волокнистой оболочке. Особым острым чёрным камнем, как фокусник, поковырял в трёх тёмных точках и через образовавшуюся в скорлупе дырку вылил в миску прозрачный сок, которым угостил сидевшую рядом с нами пожилую женщину, “японскую маму”, как он её назвал. Следующий шаг – получение кокосового молока. Камнем надстучал коричневое ядро по окружности и легко развалил его на две половинки, сверкнула белизна внутренней мякоти. Взял стоящее рядом устройство в виде толстой палки с ножками, напоминающее пулемёт, сел на него верхом, со смехом направил “дуло” на публику и об этот конец натёр обе половинки кокоса, крошка сыпалась в тазик. Промокнул крошку белым полотенцем, выжал аппетитное молоко в миску, показал его всем и довольный собой воздел руки к небу. Все аплодировали в полном восторге. Когда наша группа уходила с этого, прямо скажем, занимательного спектакля, экскурсовод Пелипе со знанием дела, почтительно пояснил, что это перед нами выступал один из самых известных артистов Центра.

Дальше, в какой-то деревне мы осмотрели хижину вождя племени, хижину-кухню, хижину хранения вооружения.

В деревне Фиджи увидели опять сцену и амфитеатр скамеек. Сколько можно?! Все сели. На сцене два огромных туземца начали бить в огромные барабаны. Потом один из них без особых церемоний, грубовато стал вызывать зрителей на соревнование. Вышел Дима, представился, что он из Сан-Франциско. Ему надели зелёную юбку вроде бы из пальмовых листьев. Абориген предложил, кто громче крикнет, кто страшнее сделает позу и гримасу. Покричали, вроде бы победителя не выявили. Перешли к барабанам. “Проверим, как мистер стучит по барабану, как мистер повторит ритм”. Дима всё сделал неплохо, но местный недоволен, сквозит явная предвзятость, он ехидно спрашивает, есть ли жена, чтобы помочь мужу. Вышла Миса и эффектно выбила на барабане такую дробь, что вызвала неописуемый восторг всех присутствующих. Профессиональный фотограф постоянно всё снимал. Диму и Мису объявили победителями и надели им на голову почётные венки с длинным пером.

Мы продолжили путь по “Полинезии”. О-о! Каменные истуканы острова Пасхи! Если я правильно понял объяснения, это бетонные копии тех, настоящих священных статуй. Так это или не так, но мы постояли рядом с каждым идолом, в шутку сделали такие же выражения лица, пофотографировались.

Как раз подошло время большого представления на воде. Мы сели на скамейке на берегу искусственной реки. На другом берегу находилась эстрада, в которой три женщины в красочных нарядах обеспечивали музыкальное сопровождение. А по воде плыли один за другим катамараны, на низкой палубе которых артисты в ярких костюмах исполняли национальные танцы разных островов Полинезии. Среди них можно было заметить девушек и юношей европейской наружности.
По окончании водной феерии мы двинулись в кинотеатр. Это оказался широкоформатный кинозал с самой современной аппаратурой! И в нём демонстрировался фильм “Одиссея Полинезия”. Отличные съёмки, в том числе над горами и под водой, мелодраматический сюжет: рождение ребёнка, отправление судна в море, нападение врагов на деревню, прибытие судна с английскими мореплавателями, тьма лодок-пирог с радостными туземцами устремляются к судну, знакомство местного мальчика с корабельным юнгой. Нина с Мисой не пошли в кино, ели мороженое, спрятавшись под укрытием от небольшого дождика.
После кино сходили в универмаг, купили полинезийские маски.

Уже нужно было идти на обед, бесплатно, по предъявлению билета. При входе каждому надевали бусы. Шведский стол, хороший выбор блюд. Набрали по полной тарелке салатов, соусов, цыплят особого приготовления, свинины, рыбы, кофе, чаю, фруктов. Ведущий со сцены стал вызывать тех, у кого день рождения в сентябре. Вышло несколько человек, Дима тоже. Всем вручили по торту.

В этой большой крытой “столовой”, как я бы её назвал, с одной стороны стены не было, открывался широкий вид наружу. И оказалось, не зря, потому что на соседнем холме в это время началось зажигательное театрализованное представление: всеобщее веселье толпы, шествие вождя племени, взаимные приветствия, танцы. Главное, среди этой массы народа особое внимание всех нас привлекла необыкновенной красоты девушка, которая трубила в морскую раковину.

Не успели мы придти в себя от увиденного и вернуться к содержимому тарелок, как на сцене в зале опять появился ведущий и стал вызывать на сцену теперь уже тех, у кого медовый месяц! Вышло человек двадцать, и Дима с Мисой в их числе. Им всем преподнесли небольшие сувениры и они станцевали свадебный танец в полинезийском стиле.

На выходе из столовой мы выкупили наши фотографии с барабанами Фиджи.

В заключение состоялось главное действо этого дня, устроенное, как и всё здесь, с особым размахом. То был крытый летний театр на несколько тысяч зрителей. На сцене была установлена колоссальная декорация, изображающая высокий крутой обрыв с пальмами и водопадом. Высокопрофессиональные актёры на совесть отработали два отделения танцев, после чего ещё были показаны игры с огнём: вращения факелов, метания факелов, в шутку актёры садились на огонь. Завершилось всё фейерверком и грандиозным извержением вулканов.

Сразу по окончании зрелища мы быстро и дружно сели в автобус и первыми уехали с парковки.

Под сильнейшим впечатлением от всего увиденного, в полном молчании во мраке ночи ехали мы домой в гостиницу.

(Экскурсия в Полинезийский центр стоила 90 долларов с каждого, 2000 год).


Оглавление                http://www.proza.ru/2016/07/23/486
3. Вулкан Алмазная голова  http://www.proza.ru/2016/07/23/553
5. Жёлтая подводная лодка  http://www.proza.ru/2016/07/23/594


Рецензии