211 ДМБовский альбом Часть 1 12 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 211. Северное море. БПК «Свирепый». ДМБовский альбом. Часть 1. 12.10.1973 г.


Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: Восточная Атлантика. Архипелаг шотландских островов Мейленд. Славка Евдокимов на фоне последней земли, которую мы видели перед выходом в открытый Атлантический океан. Остров Фэр-Айл (Feir Isle). 18.09.1973 г.

Евдокимов Вячеслав Михайлович, старший радиометрист БИП, дата призыва 20.11.1970 г., Ленинград.

Сквозь брешь в сплошных облаках хлынул настолько ослепительный солнечный свет, что море засверкало, как огненное…


В предыдущем:

А всего-то надо было просто организовать: тщательную подгонку предметов обмундирования при выдаче их в носку матросам срочной службы; обеспечить своевременный ремонт, химическую чистку и стирку предметов обмундирования, парадной и рабочей одежды; устранить обезличку в пользовании вещами; закрепить за матросами и старшинами все выдаваемые им в личное пользование предметы обмундирования, то есть сделать форму одежды достойной личности человека.

Что и было сделано командиром корабля, капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым и заместителем командира корабля, капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным, командирами боевых частей, офицерами и мичманами БПК «Свирепый», которые не пожалели своих месячных окладов на это общее благое дело – форменное достоинство матросов.


«Теперь такой фокус не прокатит», - думал я, открыв свой стол-рундук в «ленкаюте» и перебирая свой будущий «ДМБовский аттестат». – «Теперь надо придумать что-то другое».

Действительно, события в мире, в частности, В средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Южной Америке (Чили) развивались так, что мы, возможно, только «заскочим» в базу, чуть-чуть отдохнём и снова вернёмся в море, в океан, на БС (боевую службу), на войну…

Поэтому, какой уж тут ДМБ? Наверняка «ДМБовских годков», как самых опытных военморов, в связи с войной в Средиземке, оставят на службе ещё на полгода, а этот приказ об увольнении в запас, так - прикрытие, успокоение для слабонервных и дезинформация для врагов.

Так я думал в октябре 1973 года, с удовольствием ощущая дрожь равномерно работающих турбин и винтов, которые неустанно приближали меня, Славку Евдокимова, его друзей-годков, весь экипаж БПК «Свирепый» к родной земле.

Я опять аккуратно сложил новенький, ещё ни разу «ненадёванные» бушлат, суконные чёрные брюки, тёмно-синюю форменку, синий-синий воротник-гюйс, носочки, тёплую фланелевую тельняшку, три маминых белых с красной каёмочкой носовых платка и переделанную, перешитую аккуратную бескозырку с высокой тульей, которая еле-еле держалась на моей уже не лысой «башке»…

- Да, Сашок, ты уже не лысый «молодой годок», - сказал я сам себе голосом «Александра Сергеевича». – Ты вообще незнамо кто…

Действительно, ещё 19 июня 1973 года нынешние «годки» призыва ноября 1970 года все как один постриглись «на лысо», чтобы за свои законный «100 дней до приказа» (о ДМБ) быть с обновлёнными не лохматыми, а по уставному короткими, но уже приближёнными к гражданскому виду шевелюрами.

В пятницу 29 июня 1973 года за «90 дней до приказа» я был в отпуске в родительском доме, честно и добросовестно исполнял сыновьи обязанности, общался с родителями, помогал маме укладывать в мой «пузатый» портфель гостинцы и подарки моим друзьям-годкам.

Поздно вечером в понедельник 09 июля 1973 года за «80 дней до приказа» я вместе с моими друзьями-годками чинил корабельный кинопроектор и отметил это событие подарком для годков – просмотром знаменитого видеофильма «Мелодии советской и зарубежной эстрады».

Тогда Славка Евдокимов и его друзья-годки, как мальчишки, радостно отплясывали рок-н-ролл вместе с молоденькой Кайли Миноуг под её песенку «Локомотив» (KYLIE MINOGUE The Locomotion) и старательно махали ручками, как эта задорная австралийка на киноэкране.

В четверг 19 июля 1973 года за «70 дней до приказа» после вечерней поверки, когда мы услышали напутственную речь-обращение к экипажу корабля перед выходом на БС командира корабля, капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова, мои друзья-годки собрались на «посиделки у Суворова» в «ленкаюте» и обсудили, обменялись мнениями по поводу того, что сказал командир: «Мы зачинатели первых традиций нашего корабля. Оттого, как мы выполним первую боевую службу в море, зависит судьба корабля, судьба каждого из нас, судьба нашей Родины. С честью выполним наш воинский долг и нашу воинскую клятву».

Тогда мы даже не думали о том, чтобы как-то «отметить» завтрашний (20 июля 1973 г.) выход в море на БС (боевую службу). Все без исключения ощущали и понимали - «мирная жизнь» кончилась…

29 июля 1973 года в День ВМФ и за «60 дней до приказа» я, в знак солидарности с моими друзьями-годками, а также для примера и почина (у многих из нас начали болезненно болеть ранки, ссадины, потёртости, шишки на голове) постригся «на лысо» и организовал, устроил не просто празднования Дня ВМФ, а вместе с годками и лейтенантом Мишей Казаченко помог уговорить замполита и командира корабля разрешить купание личного состава в Северном море.

Это купание в прозрачных тёплых водах Северного моря у мыса Скаген остались самым радостным, самым восторженным и самым ярким воспоминанием о первой БС (боевой службы) БПК Свирепый».

В среду 08 августа 1973 года за «50 дней до приказа» я вместе с «годками» с интересом и азартом смотрел, как опускали в Северное море буксируемую гидроакустическую станцию «Вега».

Мне категорически запретили фотографировать сверхсекретную «Вегу», даже для фотолетописи корабля, поэтому я и другие «зрители» могли только с волнением наблюдать за процессом осторожного опускания корпуса «Веги», более похожую на огромную пузатую атомную бомбу с крыльями, в воду…

Вечером, на «посиделках у Суворова» в «ленкаюте», мои друзья-годки искренне были горды и счастливы за наших советских инженеров, конструкторов и рабочих, создавших такое устройство, за наших моряков, мичманов и офицеров, которые спокойно, но с напряжением, уверенно управляли этим сложнейшим механизмом.

Все вспоминали сильнейшую дрожь корпуса корабля, когда «Вега» на большой глубине следовала на толстом кабель-тросе за БПК «Свирепый». С помощью этой буксируемой гидроакустической станции мы могли обнаружить ПЛ «вероятного противника» на глубинах ниже «температурного скачка» (слои воды в море-океане разной температуры и плотности).

В субботу 18 августа 1973 года за «40 дней до приказа» волна тропического жаркого воздуха из африканской Сахары, «нахлынувшая» 09-13 августа 1973 г. на просторы Средней Атлантики, породила ураган 1 категории Бренда (18-22 августа 1973 г.).

Этот тропический ураган Брэнда сотворил сильное наводнение на островах Карибского моря и на побережье Центральной Америки (20 августа 1973 года скорость ветра достигла 90 миль в час (150 км/ч), но в Северной Атлантике этот ураган отозвался «отголосками» - сильными штормами, от которых на нашем корабле «потекли» подшипники гребного вала.

Фактический подвиг матросов-годков, мичманов и офицеров БЧ-5, на ходу устранивших в тесном тоннеле гребного вала течь масла, я постарался отразить в знаменитой фото0рисованной стенгазете, которую «годки» разодрали на сувенирные рисунки в своих «ДМБовских альбомах».

Во вторник 28 августа 1973 года за «30 дней до приказа» возникла первая серьёзная «трещина» в моих отношениях со Славкой Евдокимовым и его друзьями-годками.

Ещё бы, группа ОСНАЗ, которая располагалась со своим секретным оборудованием в простой брезентовой палатке на крыше ходового мостика БПК «Свирепый» и её командир, мой земляк Миша Сысоев, дали мне возможность поговорить по спутниковому телефону с моей мамой.

«Годки» тоже хотели позвонить «через космос» домой, родным, любимым и близким. От меня это никак не зависело, но Славка Евдокимов и его друзья обиделись…

За «20 дней до приказа», 07 сентября 1973 года, я устроил особые «посиделки у Суворова» - я угостил своих друзей-годков «домашними запасами» из маминых посылок. Эти «запасы» я тщательно берёг и хранил в «шхерах» в простенках корабельной библиотеки.

В этот раз я угостил ребят печеньем, галетами, плиткой шоколада, конфетами-ирисками и конфетами-леденцами, а самое главное – сушками (высушенными дольками яблок, а также сухими, прожаренными в подсолнечном масле с солью, маленькими кусочками чёрного хлеба).

Характерно, что суровые моряки-годки ели эти сушки молча, потому что они пахли домом, садом, маминой кухней…

Кроме сушек и печенья в посылках были банки с вареньем – клубничным, вишнёвым и малиновым. Это был мой НЗ на случай хвори, болезни, простуды.

В этот вечер ко мне «на посиделки» пришёл мой земляк, командир отделения ОСНАЗ Миша Сысоев. Он сначала очень стеснялся, отказывался от конфет, но с удовольствием, как семечки, хрупал яблочными сушками.

В этот вечер я попросил у него разрешения прочитать его стихи вслух. Миша кивком головы дал согласие и они со Славкой Евдокимовым внимательно и сразу, как-то отрешённо, слушали, как я читаю стихи Михаила. По себе знаю, как иначе воспринимаются твои стихи, когда их читает кто-то другой, особенно с чувством, с толком, с расстановкой…

17-18 сентября 1973 года за «10 дней до приказа», направляясь в назначенную точку Атлантического океана на встречу с нашей новейшей атомной подводной лодкой, мы прошли широким водным пространством между шотландскими островами (архипелагами островов) Мейленд.

В эти дни нам было не до праздников и праздничных дат, потому что мы ходко шли в тот район Северной Атлантики, в котором по всем прогнозам и приметам должен был быть сильный шторм.

Последней землёй, которую мы видели перед выходом в открытый океан, был остров Фэр-Айл (Feir Isle)…

Этот день я отметил фотографией моего друга-годка Славки Евдокимова на фоне чужой, но всё же «земли», того места, на котором человек чувствует себя в относительной безопасности.

Потом была борьба с жестоким штормом урагана Эллин (Эллен), жуткие приключения и испытания, наконец, тот памятный день 27 сентября 1973 года – День Приказа о ДМБ…

Тогда все, весь экипаж БПК «Свирепый», были особенно счастливы оттого, что остались живы и наплаву в том водяном месиве Атлантического океана, которое ощущаешь всем своим существом, потому что под тобой сотни метров глубины, готовой поглотить всё и всех…

12 октября 1973 года я нашёл в куче фотографий, отпечатанных мной для фотолетописи БПК «Свирепый», для командира корабля и замполита, для фотогазеты и для своего фотоальбома, ту фотографию Славки Евдокимова от 18 сентября 1973 года на фоне острова Фэр-Айл.

Как остро я сожалел, что мы поссорились со Славкой. Я захотел отдать ему эту памятную фотку для его «ДМБовского альбома», потому что «всё преходяще, а морская дружба – вечна».


Рецензии