C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Откуда мы, русские? Часть 13 Заключительная. Нация

Часть 13. Нация

К началу перестройки в СССР русские уже почти утратили собственную народную культуру, однако в большинстве своём продолжали сохранять национальное самосознание. Сразу возникает вопрос – как же это возможно? В состоянии ли народ существовать без своей особой культуры? Народ – нет, но в данном случае речь уже идёт не о народе, а о нации. Что же такое «нация», и чем она отличается от народа?

Согласно современной политической науке, нации начинают формироваться лишь со 2-й половины 18 века и, в отличие от народов, всегда тесно связаны с государством. Их появление было обусловлено переходом от феодального общества к капиталистическому (или, как его называют сейчас на Западе, «индустриальному»).

В феодальную эпоху единство как правило разноплеменного государства держалось на преданности обладавшему высшей властью государю, авторитет которого поддерживался убеждением в божественном происхождении его власти. Широкое распространение на Западе в эпоху «Просвещения» (18 век) идей, отрицавших богоустановленность власти, со временем привело к ликвидации там абсолютных монархий. Однако отказ от религиозного оправдания верховной власти устранил и единственную причину её существования в глазах основной массы населения. Для предотвращения распада государств необходимо было найти замену этим утраченным духовным ценностям. И такой ценностью, объединяющей общество в рамках государства, стала идея нации.

Само слово «нация» было известно давно. Так древние римляне называли племя или народ (по латински - natio). В новом своём значении оно обозначало теперь всю совокупность граждан государства (независимо от этнической принадлежности), сознающих свою историческую связь с ним и готовых всесторонне его поддерживать. В отличие от народа, нация не предполагала обязательной общности происхождения и традиционной культуры. Её могли образовать и представители разных народов (например швейцарская нация состоит из немцев, французов и итальянцев). Не требовалось и единства религиозных верований.

Донести новую объединяющую идею до всех членов общества можно было в то время только письменным путём, следовательно для этого была необходима грамотность всего населения. Именно это обстоятельство заставило буржуазные государства Запада взяться за развитие всеобщего начального образования. Уже к середине 19-го века эта задача там (кроме Австрийской империи) была в основном (то есть для подавляющего большинства населения) решена. Всеобщая грамотность облегчила властям и интеллигенции формирование общенациональных культур и других характерных особенностей наций через систему образования, художественную литературу, театр и СМИ.

Дореволюционная Россия сильно отставала в этом отношении от стран Запада. Препятствием для создания собственной (российской) нации было там не только сохранение религиозного обоснования верховной власти, с вытекающей отсюда ненужностью для последней как самой нации, так и всеобщего образования народа, но и имперский характер государства. Россия была империей, то есть включала в свой состав ряд народов, имевших не такой уж давний собственный исторический опыт государственности и свою интеллигенцию, уже формировавшую собственные нации, закономерно стремившиеся к созданию своих национальных государств (например поляки, литовцы, грузины, армяне) . Некоторые народы Российской империи, не имевшие ранее государственности, тоже получили к тому времени собственную интеллигенцию, которая немедленно взялась за формирование своих наций (латыши, эстонцы, малороссы, белорусы). Финны уже имели в составе России своё автономное государственное образование – Великое княжество Финляндское.

Серьёзно ограничивали возможности создания российской нации также большие различия в укладе жизни населяющих её народов. Многие из них жили ещё в условиях родоплеменных или феодальных отношений и занимались в основном присваивающими типами хозяйства (охота и рыболовство) или кочевым скотоводством. Строительству же собственно русской нации мешали недостаточная грамотность и сословные различия среди населения. В результате, ни российской, ни русской нации к 1917 году в полном виде так и не было создано, что, во многом, предопределило судьбу империи.

В возникшем на развалинах имперской России Советском Союзе были предприняты большие усилия по созданию «советской нации», основным предназначением которой изначально являлось строительство социализма и коммунизма во всемирном масштабе и защита СССР. Советское руководство в той или иной степени разрушило традиционный уклад жизни всех народов страны, но привести их «к единому знаменателю» так и не смогло. Помешала этому его собственная национальная политика, направленная на формирование отдельных наций в республиках СССР. В результате, в стране было создано несколько десятков больших и малых наций, что, в конце концов, подготовило распад СССР и последовавшие за этим межнациональные конфликты на его территории.

В условиях утраты большинством общества веры в коммунистическое будущее и начавшегося кризиса советской идеологии, созданная на её базе Советская нация вступила в стадию своей деградации.  Ещё до распада СССР она начала активно разлагаться, впитывая ядовитые для неё соки западной массовой культуры и, большей своей частью, постепенно превращаясь в безыдейную массу потребителей, мечтающих только о личном благосостоянии и с завистью взирающих на более высокий уровень жизни Запада.

После крушения социалистической системы и ликвидации СССР остатки бывшей Советской нации обосновались в качестве особой, весьма значительной по численности группы населения во всех новообразованных государствах. Часть её затем влилась в состав местных наций. Часть – эмигрировала на вожделенный для неё Запад.

Русская нация, фактически заново созданная сталинским руководством накануне ВОВ, после смерти Сталина была лишена достойной поддержки государства и вплоть до перестройки влачила жалкое существование. Реформы Горбачёва вдохнули в неё новую жизнь. Тогда же начала потихоньку возрождаться и традиционная культура русского народа, особенно после того, как была реабилитирована его прежняя духовная основа – православие.

С воссозданием России, как суверенного государства, вновь появилась необходимость в формировании российской нации. Однако руководство страны взяло тогда курс на как можно более быструю интеграцию нашего общества в западную цивилизацию, в которой, к тому времени, уже начинался процесс постепенной ликвидации национальных государств, а следовательно - и их наций (в первую очередь европейских). В результате, вопросу создания российской нации в 90-е годы не было уделено достаточного внимания, что обернулось вспышками национализма и сепаратизма и затяжной кровавой войной на Северном Кавказе.

В последние годы власть в России, кажется, осознала, наконец, необходимость строительства российской нации, как гарантии существования страны в качестве самостоятельного государства. К этому подталкивает возобновившееся противостояние с НАТО, уже фактически в открытую приступившим к стратегическому окружению России путём уничтожения или подчинения себе её действительных и потенциальных союзников.

Но что же такое «Российская нация», и возможно ли её существование в нашей стране? Вообще-то, её формирование подспудно идёт уже давно, начиная с момента выделения России из СССР. Создана под неё культурная база (песни, фильмы, книги о России и её многовековой истории), хотя ещё и явно недостаточная. В 2000-е годы на обслуживание интересов российского государства переориентирована большая часть СМИ, что позволило в значительной степени нейтрализовать разрушительное воздействие на российское общество и культуру со стороны Запада.
 
Важным центром кристаллизации российской нации могут стать вооружённые силы, в которых служат представители практически всех народов страны. Проведённая в последние несколько лет их перестройка повысила престиж военной службы в России (в значительной степени и благодаря успехам в борьбе с дедовщиной), а значит и шансы на утверждение единого национального самосознания. Поддержанию национальной гордости россиян, как одной из основ формирующейся нации,  служит также повышение престижа российского государства во всём мире и его роли в международных делах. Проводится работа по воспитанию патриотизма среди молодёжи.

Основным препятствием для создания российской нации служит то обстоятельство, что ранее, ещё в советское время, уже были созданы нации в национальных республиках страны. Существует и русская нация, интересы которой охватывают всю территорию России (и ряд соседних регионов с плотным русским населением)  и, поэтому, входят в естественное противоречие с интересами проживающих там других коренных наций. Живёт в нашей стране и немало представителей некоренных наций, центры которых находятся за пределами России. Есть и значительные остатки бывшей «советской нации», частью идеологически переориентировавшиеся на Запад, а частью сохранившие коммунистические убеждения.

Примирить интересы всех этих наций и объединить их (разумеется лишь частично) в нечто целое – главная задача наших дней. Насколько это удастся – покажет время.


(книгу можно найти на сайте Букс.ру)


Рецензии
Это серьезная научная статья, которая к тому же, является частью книги и, как видно, самостоятельной научной концепции в этнологии.

Ваш подход заслуживает уважения, но я его не разделяю.
На мой взгляд, историческому анализу формирования этносов из ранних субстратов точнее отвечает моя теория, согласно которой ранние этноса-нации возникали из полукочевых этносов, ранние этносы-народы- из полуоседлых, а затем происходила диффузия более или менее диалектическая, то есть слияние некоторых народов и нации в синтетические государство-образующие этносы

Это происходило в два этапа:

- на первом, дихотомическом (дивергентном) этапе, в результате столкновения полуоседлых этносов с полукочевыми возникали этносы оседлые и кочевые (степные "хищники" номады, грабители, разрушители и завоеватели), враждовавшие между собой
- на завершающем диалектическом (конвергентном) этапе борьбы противоположностей уже объединялись (будучи в своей вере земной и небесной комплементарны) этносы оседлые и кочевые, как и произошло в самой ранней российской формации - Новгородской "гардарике"

Русский суперэтнос есть синтез нации русичей и славянских народов, причем каждое из этих образований к моменту слияния (этот момент подробно описан Нестором в "Повести временных лет" в эпизоде приглашение варягов племени "русь" править славянами) была уже синтетической, то есть имела опыт построения протогосударств.

Что же касается "российской нации", под которой, в сущности, сегодня понимается ни что иное как "гражданское общество" или "гражданская нация" по образцам американизированной социологии, то спорить о её реальности можно до бесконечности, пока нет единого, этаблированного в науке, концепта этноса, нации и народа.

Пока что у наших российских госидеологов, заигрывающих с национальными сознаниями при помощи броских патриотических лозунгов, в этом полнейшая путаница и эклектика.
Никто из них толком (то есть на историческом концептуализованном материале) не объясняет, что же такое нация, а что такое народ, в чем между ними разница (или сходство), и в каком отношении эти понятия находятся к понятию этноса.
Единой науки, эти понятия исторически объединяющей, попросту пока еще не существует.
Л. Гумилев со своей этнологией в биосфере в этом направлении со своими представлениями о "конвиксиях" и "консорциях" только делал первые шаги, рассуждая еще как натурфилософ, историк географии, а не как обществовед-историк, культуролог и социолог

Дмитриев   04.06.2020 09:53     Заявить о нарушении
К большому для меня сожалению, среди официальных историков я не числюсь, хотя имею достаточное для этого количество опубликованных в ваковских журналах статей. Так уж получилось, по ряду внешних для меня обстоятельств. По этнографии у меня есть только одна научная статья, да и та не опубликована (лежит в столе уже 15 лет).
На прозе.ру я просто популяризирую сложившиеся за 50 лет увлечения историей свои взгляды на неё, применительно к моему народу и государству.
У нас с Вами действительно разные представления об этносе и нации. Я исхожу из того, что нации возникли, как продукт европейского просвещения, только в 17-м веке. Национальные государства пришли на смену многоэтничных безнациональных государств, основанных на освящённом церковью божественном праве на власть наследственных монархов.
Никакой нации русичей, на мой взгляд, никогда не существовало. Русичи, первоначально, представляли собой ближайшее скандинавское окружение первых русских князей (тоже скандинавов по происхождению). К концу 10-го века они сильно перемешались с местной разноплеменной элитой и стали представлять уже её интересы. К концу 11-го века (к моменту начала летописания) эта элита была уже полностью однородна в этническом плане, то есть стала русской славянской. подробнее об этом - в первых пяти главах моей книги "Откуда мы, русские?".
Согласен с тем, что в науке по вопросу нации пока путаница. Да и сама наша историческая наука сейчас в кризисе.

Юрий Тарасов-Камчатский   04.06.2020 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.