Послесловие к роману Двенадцать звезд

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Роман «Двенадцать звезд» написан по мотивам игры-словески, в которую мы с Азрафэль играли у Рэя (Эррана) в 2001 году. Азрафэль играла Долгузагара, а я – Азраиля. Остальными персонажами, а также погодой, природой, ландшафтами, лошадями и случайностями был Рэй.
История стремительно ушла в глубину. Я очень быстро придумала и так же быстро написала (обычно я пишу очень медленно) рассказ «Выкуп» - предысторию Азраиля (вот он: http://samlib.ru/editors/t/taskaewa_s_j/ransom.shtml). Азрафэль тоже написала рассказ по мотивам игры – «Серебряный голос», в котором Гвайлас по прошествии двух тысяч лет вспоминает о своем друге (рассказ можно прочесть здесь: http://eressea.ru/library/library/silvoice.shtml), а также несколько историй о жизни Долгузагара.
А я, еще до окончания игры, не в силах побороть искушение начать нечто со слов «Эта повесть начинается в ночь падения Саурона», открыла новый файл, написала эту фразу и добавила пару абзацев. Если честно, я не чувствовала желания писать нечто монументальное, но импульс был настолько силен, а история настолько насущна, что я возвращалась и возвращалась к вылупляющемуся роману; несмотря на огромные перерывы, я никогда не считала его брошенным – нет, он всегда был «в работе».
Естественно, я многое забыла за те четырнадцать лет, пока роман писался, многое придумала заново или изменила. Например, кое-что добавила в роман из рассказа Азрафэль «Отец» (http://numen.tirion.su/tales/father.htm).
Это было о происхождении замысла и работе над романом. Теперь о нем самом.
Мне важно подчеркнуть, что «Двенадцать звезд» - это роман именно по Толкину, а не какой-нибудь «апокриф», в котором выворачиваются наизнанку, искажаются и осмеиваются мир, созданный Толкином, его герои и его ценности. Посему орки у меня отвратительны, эльфы – прекрасны, Верные нумэнорцы – правы, Черные нумэнорцы – неправы, а Саурон - зло.
На практике, конечно, мне приходилось достраивать и додумывать реалии и вещи, которых у Толкина нет: например, он очень скупо описывает ход Войны Последнего Союза и осады Барад-дура. Но я всегда старалась достраивать необходимое так, чтоб соответствовать фактам и стилистике его мира, используя все, что мне известно как знатоку мира Толкина, профессиональному переводчику его произведений и литературоведу-толкинисту. Например, геральдика романа основана на фактах, изложенных в моей статье «Гербы работы Толкина» (http://samlib.ru/editors/t/taskaewa_s_j/devices.shtml).
Также при воссоздании мира Толкина я основывалась на материалах, созданных другими людьми, на совместной работе над ролевыми играми по Арде (см., например, http://numen.tirion.su/rolegames.htm). И ниже я указываю авторство стихов и стихотворных фрагментов, использованных в романе.
Last not least, я хотела бы сказать большое спасибо всем, кто помогал мне на этом нелегком и непрямом пути: Азрафэли и Рэю, без которых бы ничего не было, Лориндилю с его бесценными советами по медицинской и «лошадиной» части, альфа-читателям Ксении Хмельницкой и Ольге Шульман, бета-ридерам и всем читателям, прошлым и будущим.
Если у вас есть вопросы по содержанию романа, пишите, буду рада пообщаться.

Авторство стихов и стихотворных фрагментов
«Отравленной стрелы проник мне в сердце яд…»: Антара ибн Шаддад в переводе А.Ревича.
«Вспыхнуло море синим лучом…», «Эта женщина в белом платье…», «…Город стоит вдалеке от морей…», «Я увидел тебя в зеркале моих снов…», «Я вернулся к вечному морю…», «Капли падают в пепел…», «Тихо падает снег, заметая следы…»: Азрафэль.
«Марш Золотой Гвардии» (в романе названный «Загир аннарди анГимлад»): Радомир при участии Алана (Арандиля).
Фрагменты из композиций «Lament For Gandalf», «May It Be» из саундтрека к фильму «Братство Кольца».
Фрагменты из «Lant Gil-galad» Эли Бар-яалома.
Подстрочник и перевод стихотворных фрагментов из «Лэ о Лэйтиан», перевод из «Into the West», переложение «Пливе кача по Тисинi», «Песня Смерти», «Белые скалы, крутые берега…», «Харадская колыбельная»: автор.

Плейлист к роману
Моцарт, «Lacrimosa dies illa» («Реквием»).
Бетховен, тема второй части Симфонии № 7 и ее переработка в исполнении Сары Брайтман: композиция Figlio Perduto на слова Гёте с альбома Classics (2001).
Elizabeth Fraser: Lament For Gandalf, The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring.
Enya: May It Be, The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring.
Annie Lennox: Into the West, The Lord of the Rings: The Return of the King.
Loreena McKennitt: баллада The Highwayman и композиция Dante's Prayer из альбома The Book of Secrets (1997).
Rob Dougan: композиции One And The Same и Instrumental из альбома Furious Angels (2002).
Dead Can Dance: композиция Summoning of the muse с альбома Wake.
Gregorian: английский рождественский гимн Come All Ye Faithful из альбома Christmas Chants.
«Аквариум»: «Волки и вороны» («Русский альбом»), «Как нам вернуться домой» («Любимые песни Рамзеса IV»).
Анарион: «Lant Gil-galad» из альбома «Двенадцать дней» (1999).
Анариэль Р.: «Песня Смерти».
Сергей Калугин и «Оргия праведников»: «Белое на белом» («Для тех, кто видит сны», 2009).
«Пiккардiйська терцiя»: «Пливе кача по Тисинi» («Ельдорадо», 2002).
Райнэ: «Марш Золотой Гвардии».

Плейлист можно послушать по этому адресу:


Анариэль Ровэн aka Светлана Таскаева

26 февраля 2016


Рецензии