Мюзикл, электронная, рок и зонг-опера из Молдовы

Глава первая:  «Мюзиклы  Мариана Стырчи»               

В Молдове жанр мюзикла я впервые увидела на сцене театра  «Сатирикус» - это «Чуляндра» композитора Мариана Стырчи по пьесе румынского автора ХХ-го столетия Ливиу Ребряну. Поставлен он в 1996 году и идет по сей день.
   «Премьера «Чуляндры» состоялась в Париже, в Румынском центре, - вспоминает М.Стырча. – И это, конечно, не Мулен Руж, скорее было рассчитано на румынскую публику, живущую в Париже. Получился вариант а-ля французского мюзикла».
   Сценический потенциал спектакля довольно интересен и в этом заслуга режиссера-постановщика Санду Греку и сценариста Иона Дивиза. Они сильно модифицировали содержание пьесы, сделав ее более доступной, сценичной и современной. Постановка выглядит куда глубже, крепче, ядренее, чем авторский оригинал. А надо напомнить, что Чуляндра – это такой круговой общий танец, типа хоры, хоровода, но более заводной, зажигательный, эротичный. Он начинается в медленном темпе, затем становится все быстрее и быстрее, доводя танцоров до экстатического состояния. В спектакле танец чуляндра становится символом круговорота жизни от рождения до смерти, от первых чистых движений человеческой души до самых темных ее глубин.
   И Дивиза, и Греку впервые столкнулись с музыкальным оформлением такого рода. Они поначалу задумали сценический вариант переложения всех слов на музыку. Стырча же предложил форму мюзикла с танцами, вокальными номерами и речитативами - форму подвижную, демократичную, концертно-шлягерную. Такой вариант оказался реальней, потому что вокальная подготовка актеров изначально была слабой.    
   Мариан Стырча не стремился использовать современные или рок-интонации, работая  в классической традиции с использованием элементов фольклора. «Музыка спектакля-мюзикла должна быть легковоспринимаемой и универсальной, тогда ее интересно будет слушать в течение десятилетий. На это работали и средства выразительности - я использовал в «Чуляндре» компьютер с семплерными звучаниями, основанными на натуральных составах лучших музыкальных инструментов». В «Чуляндре» чувствуется акцент на жанровости: женский танец - мужской танец, народный пляс – салонный выход. И  это классика, где композитора - автор музыки, контактирующий с музыкальным материалом, который у всех на слуху.
    У Стырчи была еще одна попытка работ с жанром мюзикла в детской постановке «Волшебная булава», которую он воплотил вместе с режиссером Виталием Дручеком 2008 году. Сказка-поэма Ливиу Деляну стала заметным событием в череде постановок театра имени А.Чехова. «Волшебная булава» - большой спектакль в стихах с пением, танцами, яркими костюмами и надувными куклами. И дело не только в забавном сюжете, где злобного Дракона побеждает храбрый рыцарь. Просто сказка получилась современная, живая, веселая, свежая с хорошей музыкальной  начинкой. И постепенно из жанра «музыкальной сказки» она превратилась в мюзикл, второе действие которого стало явной творческой  удачей.
   М.Стырча успешно творит в театральных жанрах, свидетельством чему стали спектакли «Синяя птица», «Мертвые души» в театре Эминеску, «Чуляндра» в «Сатирикусе», «Гамлет» в театре «Ионеско» и «Безымянная звезда» в театре Чехова. Он умеет точно угадать образные характеристики и органично соединяет их в единый ряд музыкальной драматургии.
   В веселой и «страшной» сказке «Волшебная булава» особо удались проявления нечисти. Это надувной величиной во всю сцену трехголовый Дракон, Баба-Хыркэ, Мурджилэ и Трысня-Прысня. Эффектен образ Бабы-Хыркэ в исполнении Юрия Андрющенко. Это настолько ярко сыграно, спето и решено пластически, что играть бы Андрющенко смешных дамочек и Бабок-Ежек,  не переиграть. Женские роли – его комическая стихия, и дай бог ему таких удач побольше - его Баба-Хыркэ вполне современная дама в духе Шапокляк  в модном черном платье ажурных чулках и кудрях! Дручеку удалось подчеркнуть комедийно-мюзикхолльную сущность Юрия,и дети в зале сразу откликнулись на это аплодисментами.
   Не забудем и остальных участников спектакля. Колоритный Олег Беспальченко в роли Царя Зеленой Страны Молдовы, Ада Самарцева в роли властной Царицы, забавный Петр Пейчев в роли Мурджилэ. Хорош и Трысня-Прысня Г. Зуева, и жутковатый Старичок-с-ноготок Д. Перева, резво шныряющий на велосипеде. Играли живо, увлеченно, так что сказку интересно смотреть и деткам, и взрослым, тем более, что в работах Мариана Стырчи и Виталия Дручека всегда происходит что-то интересное.

Глава вторая «Мюзикл Геннадия Чобану «Врата»

31 октября 2010 года в Национальном дворце прошла премьера нового молдавского мюзикла «The Gates» – «Врата» композитора Геннадия Чобану, режиссера Санду Василаке и хореографа Дмитрия Танмошан. Работа над мюзиклом длилась 5 лет и, по словам авторов, стала первой профессиональной пробой этого жанра в Молдове. Хотя у нас уже были мюзикл «Урок новейшей истории» Владимира Биткина в театре «Ликурич»  и рок-опера Ливиу Штирбу «Миорица» в театре имени Чехова, а также «Чуляндра» Мариана Стырчи в театре «Сатирикус», «Маугли» в труппе «Эминеску» и «Кабаре Джексонвилль» режиссера Бориса Фокши и джазмена Дорела Бурлаку в театре «Лучафэрул».
   Но суть интриги была в том, что на эксперимент решился Геннадий Чобану, хорошо известный как автор и пропагандист Новой музыки, но не как представитель шоу-бизнеса. И если в прежних мюзиклах акцент ставился в первую очередь на драматургию, то теперь авторы сделали самостоятельный спектакль, в котором поют и танцуют не актеры, а музыканты. Главные партии исполнили: Борис Коваль, солист группы «Гындул мыцей» Нику Цэрнэ, солист театра оперы и балета Валериу Караджа, Виктория Евтодиенко, Ирина Коваль, Андрей Раецкий, Кирилл Оарзэ. Хореографические партии исполнили артисты Национального Балета Молдовы.
   Мюзикл «The Gates» повествует о реалиях современной молдавской истории. Спектакль призван «достучаться до сердец» наших современников, ищущих счастья по ту сторону символических «Ворот» зарубежья, где жизнь кажется хлебной и беспечной. В решении этой непростой темы помогают и многоуровневые интерактивные декорации, способные создать яркие эффекты.
   «Многие люди уезжают из Молдовы, не осознавая, что может произойти с ними в чужой стране, - поясняет Борис Коваль. – Стремясь на заработки в Европу, люди не думают о том, что у них может распасться семья, могут пострадать родители и дети, оставшиеся без присмотра. Главной темой мюзикла становится пограничное состояние людей, оказавшихся не у дел. У «Ворот» есть две стороны, одна – это мы здесь, дома, где есть хоть какая-то уверенность. По другую сторону располагается что-то нам неведомое, манящее, затягивающее, словно «в омут с головой».   
   Для режиссера Санду Василаки «The Gates» - не первый музыкально-драматический спектакль. «Мне интересно было экспериментировать на грани музыки и драмы в пьесе Иона Друцэ «Последняя любовь Петра Великого», - делиться опытом режиссер. – Был в моей практике и мюзикл «Безымянная звезда» в театре «Эминеску». Мюзикл Геннадия Чобану мне очень понравился, потому что я впервые получил возможность работать с музыкантами-солистами. Заинтриговала и тема «Врат», символизирующая переход в другие миры и пространства. Мечтая о лучшей жизни, мы проходим испытание «Первыми вратами мечты», обещающими счастье и легкую удачу. Затем возникают «Вторые реальные врата» перехода из мира грез в мир материальный. И наш новый мюзикл как раз о том, как неоднозначно положение людей, рискнувших реализовать переход из мира внутреннего в мир внешний, грубый и жестокий».
   Спектакль «The Gates» получился  неожиданным и неоднозначным. Задуманный как мюзикл, он в итоге больше напомнил балет с вокальными вставками из рок-оперы. Такое смещение обусловилось  доминированием хореографии Дмитрия Танмошан, реально сильной и яркой. Прилично отработали спектакль и вокалисты, среди которых особо отметим Бориса Коваля в роли Мужа, Нику Цэрнэ - Хозяина ночного клуба и Викторию Евтодиенко в образе Дочери. Эти ребята весьма перспективны в музыкально-драма-тической ситуации.
   Особо отметим многоэкранное панно, подвешенное в верхней части сцены, на котором  изображались изящные рисунки песком по стеклу. И в целом эксперимент «The Gates» стоит поощрить хотя бы потому, что это редкий сплав достаточно актуальной, сложной, и драматичной темы с профессионально выполненным музыкальным рядом. Геннадию Чобану удалось создать цельную композицию с напряженными вокальными партиями и динамичными танцевальными интермедиями. Хороши костюмы светло-пастельных тонов дизайнера Людмилы Фурдуй и сценография художника Юрия Матей, достаточно лаконичная и интеллигентная.

Глава третья  «Жанр мюзикла в театре «Лучафэрул»

Жанр мюзикла активно развивается в Кишинева и весьма логично прижился в молодежном театре «Лучафэрул». Первый полноценный вариант музыкально-танцевальной постановки театр «Лучафэрул» предложил в «ТРЕХГРОШОВОЙ ОПЕРЕ», второй - в «Джексонвиль-кабаре».
   Самой экспериментальной и динамичной в театре можно назвать «Трехгрошевую оперу» по Бертольду Брехту. Постановка смелая, идущая с новым музыкальным оформлением в авторстве московского композитора, уроженца Молдовы Юрия Алябова. Для реализации спектакля режиссер Борис Фокша «жонглирует» текстом Брехта, трактуя его многозначно и современно, где каждый жест хорошо продуман и импульсивен. Фокше удается музыкальный театр, он умело сочетает темпоритм музыки и драмы. Его версия «Трехгрошовой оперы» необычна, сложна и активна в пластическом решении вплоть до элементов акробатики.
   Спектакль яркий, молодежный, рассчитанный на молодых и сыгранный очень молодо. Он вывел труппу на новый качественный уровень, обеспеченный
остросоциальной темой, экспрессивной сценографией и точным соотношением музыки и драмы. Финал постановки проявил режиссера как мыслителя, ищущего своё понимание мира «от дисгармонии к музыке сфер», через грехопадение к духовному очищению. 
   Полноценный мюзикл «КАБАРЕ ДЖЕКСОНВИЛЬ» в театре «Лучафэрул» сюжетно смещен во времени и пространстве – действие происходит в провинциальном городке Джексонвиль в Америке. В кофейне собираются молодые люди, мечтающие стать звездами. Движимые сиюминутными соблазнами они забывают о том, то в жизни действительно существенно. Постановщик спектакля Борис Фокша задумал его как яркое действо с живой музыкой, специально написанной для спектакля  Дорелом Бурлаку. Музыканты, импровизационная природа джаза, танец, театр – все это провоцирует рассказ о творческих свободе и коварстве любви, и о том, что любовь бывает истинной и продажной. Это мир человека-куклы, где пение, танец  и юмор перерождают марионетку в человека, в котором любовь и искусство возвращают его истинную духовную сущность.   
   Сюжет знаменитого «Кабаре», хорошо известный по фильму с Лайзой Минели,
здесь не буквален: есть злой персонаж - Хозяин-бизнесмен, управляющий чужими судьбами, и добрый - Композитор, который влюбляется в красавицу Героиню. Так образуется роковой любовный треугольник, напоминающий одновременно коллизии «Кабаре» и «Мулен Руж». В противоречие вступает продажная Любовь, которую культивирует Хозяин, как символ красоты и богатства, и настоящее чистое чувство молодых людей, возникшее нежданно-негаданно. Действие происходит на стыке начала и финала драмы, и все, что происходит, воспринимается в ретроспективе, как воспоминание, по принципу отмотанной назад кинопленки. Финал - итог действия мы видим задним числом, наблюдая «фильм жизни», уже зная итог драмы. И это все пропускается через «мясорубку» блистательного сюжета «Кабаре».
   Внешне все красиво и шикарно, глаза застит блеск легких денег, успеха и беззаботной жизни - это идеал современных девушек, где все хотят «оторвать» мужа побогаче, любовника пощедрее, пока вся жизнь не превращается в торговлю собственной душой и телом.
   Режиссер Борис Фокша называет свой спектакль антикризисным. Почему? Потому
что мюзиклы чаще всего возникают в кризисные этапы жизни общества, когда есть потребность встряхнуться и зарядиться оптимизмом от веселой энергетики яркого музыкального действа. Легкая музыка, яркие костюмы заставляют забыть о жестокой повседневности и хотя бы помечтать о том, что может быть.
   Спектакль получился яркий, смелый: откровенны наряды девушек, уместно внедрение джазового элемента в живом исполнении профессионалов, все динамично, живо, шокирующе и интеллигентно. Это важный опыт для молодых
актеров и музыкантов. В таком тесном сотрудничестве мы видим их в Молдове
впервые. И впервые у нас полноценный мюзикл на сцене с авторской музыкой джазового композитора Дорела Бурлаку.
   В Молдове не практикуется джаз в крупной форме, и у Бурлаку, и в знаменитом «Тригоне» это в основном миниатюры. Джаз как активный элемент действия, как «живой участник» интриги, формирующий эмоции и пафосную канву действия, впервые получил полную свободу и равноправие с драматической сценой.  Но это повышает ответственность, ибо музыкальные спектакли - самые сложные и утонченные, тут любая неточность и  недоработка заметны мгновенно.
   Интересно решены костюмы в спектакле, подчеркивающие разнородность провинциальных девушек: у них и костюмы, и фигуры разные. Они вроде люди, а вроде куклы - веселятся, грустят, бедствуют, мечтая о богатой жизни. Особенно хороша Паулина Завтони в роли эффектной Вирджинии. Смелая, в короткой юбке, на каблуках, сексуальная, влюбленная в молодого конферансье, она ни в чем не уступает молодым красоткам-соперницам.
  Пауль, конферансье, самый мюзик-холльный персонаж в талантливом исполнении Владимира Исак. Он - мачо, красавец, его обожают женщины, но слабый человек, у которого все деньги отбирает жена. Судьба играет им и преподносит неприятные сюрпризы. Блистательный красавец на сцене оказался беспомощным в частной жизни – такова судьба многих жертв Кабаре.
  Хороша главная героиня в трактовке Стелы Мьерле. Она певица, актриса, влюбленная в саксофониста, хотя ей предлагаются варианты богатого покровительства. Мечтает о карьере, попадает на Бродвей, но затем возвращается к любимому в Джексонвиль. Актриса - персонаж раздвоенный, подверженный мечтам и соблазнам, но,по сути,глубоко чувствующий, потому избирающий истинный путь любви Композитора, пусть и в провинциальном Кабаре. Красив и меланхоличен Вачеслав Мереуцэ в роли саксофониста-композитора, мечтающий о главной героине. Он не грезит о легких деньгах, творит и влюбляется надолго и по-настоящему. Это единственный цельный герой, спасающий Актрису от иллюзий.
  Уместны музыка и танец в спектакле. Хореограф Александр Войтенко обучил труппу пластике кабаре всего в двухнедельный срок. Получилось изящно, с фантазией, весело и точно в пластике до мельчайших деталей. Особо удался номер «Деньги», где девочки неожиданно обрядились в стиле «милитари», а молодой актер Серджиу Плынгэу эффектно изобразил элегантного транжиру -миллионера.

Глава четвертая: Электронная опера-балет Раду Поклитару «Силы судьбы»

Из современных музыкально-театральных постановок стоит упомянуть еще один уникальный жанр уроженца Молдовы хореографа Раду Поклитару. В 2005 году он поставил в Киеве ЭЛЕКТРОННУЮ ОПЕРУ  «Le Forze Del Destino», переводимую
как «СИЛЫ СУДЬБЫ». Экспериментатор-хореограф, ныне руководитель «Киев модерн балета»,  предлагает свою версию оперы-балета из 13 номеров, к которой
применимо и второе жанровое определение – МЮЗИКЛ-ПОПУРРИ из произведений Джузеппе Верди, Арриго Бойто, Джакомо Пуччини, Камиля Сен-Санса и Альфреда Каталани в аранжировке Павла «Picasso» Шевчука и исполнении «Paularis Music Group». Записано лондонской студии Abbey Road.
   Электронная опера - исторически весьма молодой жанр, и хотя ее давно пробуют на прочность такие мэтры, как Алексей Рыбников («Юнона и Авось»), Эдуард Артемьев «Преступление и наказание») и Виктор Арагонов («Легенда о несбывшемся грядущем»), для киевского ареала словосочетание электронная опера все еще хочется закавычить.
   Игра на стыках жанров - один из коньков заслуженно популярного хореографа Раду Поклитару, благодаря которому арии в «Силах судьбы» превратились в балет.
   Электронная опера-балет «Силы судьбы» в буквальном смысле - дитя Раду Поклитару. Он придумал сюжет, а центром постановки стала талантливое сопрано Алена Гребенюк. «Под нее мы вместе с композитором Павлом Шевчуком создали проект по мотивам классических сопрановых новых арий, - отмечает Поклитару. - Это оригинальные эстрадированные аранжировки с партией бельканто в чистом виде. Получилось в стиле мюзикла: безумно трагическая история певицы, ее любовь, слава. В итоге ее предают, бросают, и она сходит с ума».   
   В этой постановке мы вновь столкнулись с изобретательностью Поклитару, выдвинувшего на сцену пышнотелую красавицу примадонну и восемь мужских фигур, одетых во что-то солдатское или клоунское. Символичны огромные бильярдные шары, которые танцовщики с трудом переворачивают по сцене: символика ясна, это шары судьбы и неизвестно, в какую лузу они упадут.
   От сопрано Алёны Гребенюк исходит сумасшедший соблазн - она возвышенна,  вульгарна и мистична. А мужской кордебалет вьётся подле нее, словно восемь ипостасей судьбы, восемь ее грехов и исповедей.Они «вторят» ей, словно античный хор, «комментируют» телами, сочувствуют и провоцируют трагедию ее судьбы. Это витиеватые линии судьбы, восемь ее собственных лиц, влекущих к безумству и гибели - восьмиликий символ Рока, подобно осьминогу, создающий хитросплетение ловушек, связавших душу и судьбу певицы в единый узел обреченности.

Глава пятая:  «Рок-опера «Миорица» Ливиу Штирбу»

В музыкальной истории Молдова была уникальная попытка создания и постановки РОК-ОПЕРЫ: в 1990 году Ливиу Штирбу представил свою «МИОРИЦУ». «Я получил хорошую композиторскую школу у Бориса Дубоссарского и мне хотелось применить
свои знания в крупной форме. Поскольку большой опыт у меня был в эстрадной музыке, логично было проэкспериментировать на грани легких и академических жанров - так возникла идея рок-оперы, - размышляет композитор. Здесь нужен был особый исполнительский состав поюще-танцующий. К счастью, к тому времени как раз «подоспел» первый выпуск музыкальной комедии в консерватории, и я активно принялся за дело, не имея даже окончательного сценария. Поначалу сценарий поручили Юлиану Филипу, завершил работу Вячеслав Мадан. Работать было очень интересно и трудно – по 12 часов в день».
   Пять премьерных спектаклей вызвали большой интерес, и это понятно - Штирбу человек серьезный, талантливый. Но спектакль не удержали, потому что не учли специфику музыкально-театрального жанра. Рок-оперу в Молдове восприняли как жанр чисто театральный, и даже имя композитора вписали где-то внизу мелким шрифтом.
   А надо было делать акцент на музыку и рекламировать спектакль по законам шоу-бизнеса: на ТВ, в прессе, сделать диск, качественные видео- и телезаписи. Все ограничилось какими-то фрагментами. Телевидение предложило свои услуги, но Вячеслав Мадан отказался от телеверсии спектакля, полагая, что после ТВ-просмотра на живой спектакль зрители уже не придут. Это было роковой ошибкой и, если обычные спектакли восстановить легко, то
музыкально-театральные - проблема, они требуют уникальной поюще-танцующей артистической базы, которую трудно поддерживать. И теперь спектакль утерян.

  Глава шестая «Рок- и зонг-оперы в Театре с улицы Роз»
               
Государственный молодежный драматический театр с улицы Роз славится своими музыкально-драматическими постановками, и это очень важно, потому что участвует в них, главным образом, молодежь, и тематика спектаклей проблемная, философски противоречивая и необычная.
   РОК-ОПЕРУ «БЕЛАЯ ВОРОНА»  украинских авторов композитора Геннадия Татарченко и поэта Юрия Рыбчинского театр поставил весьма современно и убедительно, что подтверждают многочисленные гастроли.
   «Тема поэмы, положенной в основу спектакля - подвиг Жанны д’Арк как символа свободы не только для французов, но и для всех людей, не желающих жить в неволе, - отмечает режиссер Юрий Хармелин. - Мне всегда интересно пробовать себя и своих актеров в разных жанрах и не зацикливаться на чем-то одном. У нас артисты - поющие и танцующие, они умеют все, потому мы не боимся делать все, что нам хочется».
   Стоит отметить романтическую канву постановки, в которой тесно переплетаются чувства двух людей. Главная героиня в исполнении Ксении Куренковой сбегает с собственной помолвки, делая непростой выбор между любовью и чувством долга. Ее жениха Жульена (Алексей Штырбул) в финале также ждет испытание, в котором побеждает месть – именно ему предстоит стать палачом Орлеанской Девы. Трансформация чувств на фоне разыгрывающейся исторической драмы неизбежно наводит на мысль,что таких понятий, как добро и зло, в чистом виде не существует. Одно порождает другое, и наоборот. Недаром же утверждают, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Или на костер – тут уж как кому больше нравится. Как нет четкой грани между любовью и ненавистью, так нет и той черты, которая разделяет народ и толпу. Те, кто недавно боготворил Жанну д’Арк, теперь требуют ее казни и сполна получают свою часть зрелища. А та, которая мечтала «согреть вас, озябших и продрогших», задается вопросом – а стоила ли игра свеч?
   Важный спектакль в репертуаре "розовцев" – ЗОНГ-ОПЕРА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»,  воплощенный по одноименному роману  Уильяма Голдинга в 2012 году. Автор музыки к спектаклю - молодой композитор из Молдовы Иван Павленко, и это первая попытка создания зонг-оперы в нашей стране.
   «Повелитель мух» повествует о группе подростков, оказавшихся в ситуации на грани нервного напряжения. Жизнь выбрасывает их на необитаемый остров во время войны в результате крушения самолёта.Герои драмы Голдинга непостижимым образом проникают в глубины нравственной природы. Но это всего лишь дети. Попав в безвыходную ситуацию,  они вначале пугаются, затем резвятся и радуются. Но постепенно начинают соперничать, вредничать и проявляют эгоизм. В своих играх дети довольно жестоки и не способны отличить хорошее от плохого - они не могут предвидеть результаты своих поступков.
   Наедине друг с другом они подобны хищникам, готовым растерзать друг друга, если возникнет угроза их комфорту или власти. Произведение сложное,  апокалипсическое по духу, раскрывает сложную ассоциацию первородного греха в соединении с  размышлениями о глубинной сущности человека.


Рецензии