Бывают ли объективные критерии оценки худ. произве

               
«Всегда требуют, чтобы искусство было
понятно, но никогда не требуют
приспособить свою голову к пониманию»
(К.Малевич)


 А есть ли критерии  оценки художественного произведения? Каковы они? И можно ли искать субъективную оценку в литературном творчестве?
Каждый эти оценки видит по своему. Много написано статей и всякой литературы на данную тему, но лично для меня  больше всего подходят данные критерии:
….......
 При оценке произведения важнейшим критерием является ее талантливость, художественность, новизна, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя. Не остается без внимания и нравственная – гуманистическая – направленность произведения, его эстетические ориентиры, глубина постижения явлений.
В последние годы к не менее важным моментам оценки художественной литературы стали относить занимательность сюжета, легкость языка, развлекательность сюжета.
А вот как кто понимает эту самую «талантливость, художественность, новизну, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя.» тоже вопрос неоднозначный.

Это с одной стороны, а с другой.

Хоть десять раз произнесите слово «халва» во рту не станет слаще, поэтому,
 если даже вы мне сто раз докажете, что данное художественное произведение объективно лучше всех остальных, что мне мешает думать прямо наоборот? В этом, собственно и заключается прелесть искусства.


Рецензии
Сложно подойти к вопросу однозначно. Одно дело профессионализм, умение строить произведение по драматургическим принципам (завязка, развитие, кульминация, развязка), грамотность, насыщенность текста.

Другое дело читательские вкусы. Кто-то любит мистику, кто-то дамские романы с полуголой страстно обнимающейся парой на мягкой обложке, кто-то детективы, кто-то историческое или драматическо-философское. Есть ещё некая "книжная мода" на какого-то определённого автора или жанр. Кто не "попал в струю", тот остался на обочине и не оценён читателем по достоинству, хотя писать может сколько угодно бесподобно.

Третье дело - литературные конкурсы, где члены жюри - живые люди, которые не всегда оценивают первое потому, что сильно подвержены второму, куплены кем-то или (если конкурс сильно местный, сайтовский, среди узкого круга лиц) дают призовые места своим друзьям, каким-то красивым мужчинам (женщинам), при этом если прочитать ВСЕ произведения, присланные на конкурс, то может оказаться, что есть один какой-то автор с очевидно яркими и профессиональными произведениями, которому вообще никаких призовых мест не досталось. И это довольно распространённая практика.

Спасибо, Люба, за внимание и неравнодушие к теме.

Марина Шатерова   15.10.2019 23:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.