Пара тёплых слов в адрес зоопсихологии

В 1894 году было сформулировано правило Ллойда Моргана, известного также как "правило экономии". Это правило является одним из важнейших принципов современной зоопсихологии. Оно гласит: "То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале" (Morgan, C. L. (1903). An introduction to comparative psychology, 2nd edition. London: W. Scott. p. 59.).

Вчера у нас случился порыв сильного ураганной силы ветра. Под ветром повалилась секция забора. Соседка написала записку о том, что произошло с забором и приклеила её скотчем на дверь нашего дома. Я на кухне жарил рыбу на ужин и услышал душераздирающий лай своей собачки Лили. Остальные собаки при этом вели себя относительно спокойно. Я подошёл к двери, открыл её, посмотрел по сторонам, ничего необычного не увидел, записку на двери не заметил, закрыл дверь и сказал Лиле, чтобы она заткнулась. Лиля посмотрела на меня, как умный смотрит на дурачка, пару раз тявкнула и замолчала. Позже, когда я несколько раз с кухни проходил в кабинет и обратно на кухню, Лиля глазками указывала мне на дверь в надежде, что я поумнею наконец-то. Записку на двери потом обнаружил сын.

Что-то я никак не соображу насчёт правила Моргана. То ли речь идёт о наличии у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале, то ли речь идёт о человеке, проявляющем высшую психическую функцию, выражающуюся в неспособности обладать животной психической способностью.   


Рецензии