Карандаши и автоматы

На территории некогда великой, единой и нерушимой страны, жившей по законам воинствующего атеизма, идеологии марксизма-ленинизма и вследствие этого бесславно закончившей свой век, происходят исторические события, синхронно повторяющие одну и ту же неразумную суть.
В приснопамятные времена в селе Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской Республики довольно успешно функционировала фабрика по производству цветных стержней, которые она поставляла производителям отечественных карандашей, находившихся в разных местах необъятной территории страны: фабрика «Десна» в Брянске, фабрика в Томске, фабрика им. Красина в Москве и, конечно, фабрика в Славянске Украинской ССР.
Помимо этого фабрика производила самую разнообразную продукцию, пользующуюся повышенным спросом у населения. Всеобщий дефицит необходимых товаров и проблема занятости местного населения того периода общеизвестны. А данное производство как раз и решало эту важнейшую задачу. На данной фабрике трудилось более 1200 человек, с круглосуточным, непрерывным режимом работы. Каждый третий карандаш, выпущенный на 1/6 части земного шара, был начинен стержнем из моего родного села Ачхой-Мартан.
Вначале побывать в должности руководителя пришлось моему отцу, а потом, к концу развала страны, и мне.
Мое назначение, уже в период перестройки и начала кооперативного движения, произведено было тогдашним генеральным директором объединения «Художественных промыслов» и ныне здравствующим небожителем-олигархом Гуцериевым Микаилом Сафарбековичем.
Весь народнохозяйственный комплекс единой территории был прочно связан смежными отношениями производителей в разных регионах, и это отчасти являлось связующим и цементирующим фактором не только в сфере производственных отношений регионов, но и в деле сохранения целостности самого государства…
Но, увы, все это в прошлом.
Фабрика в Ачхой-Мартане уже давно не фабрика…
В августе 1996 года, в период военных действий в Чечне, она была захвачена «боевиками» или «ополченцами», кто как теперь назовет, которые превратили ее в свой штаб и в свою тюрьму.
Небритым, угрюмым обитателям объекта очень пригодились бетонные подвалы и стальные решетки, служившие когда-то надежной защитой по сохранению социалистической собственности, для содержания несчастных пленников.
В 1999 году фабрика была освобождена федеральными войсками и пророссийскими подразделениями боевиков, а затем на объект вселилось военизированное образование из более чем в полтысячи штыков, названное впоследствии РОВД. Помимо данной структуры рядом с этим объектом в двухэтажном здании бывшего «Агропромбанка» разместились местные структуры ФСБ с большим количеством сотрудников. Тут же, в двух шагах, где раньше располагалась районная милиция, за стальными и бетонными заборами осело вооруженное образование с названием «ППС», оснащенное всеми видами вооружений, вплоть до БТЭРов.
В период боевых действий такой контингент вооруженных людей, может, и был оправдан и объясним.
Прошло более двадцати лет, а количество грозных мужчин не только не убавилось, но стало еще внушительнее.
В советское время на весь район было всего три десятка в основном пеших милиционеров, в потрескавшихся кобурах которых вместо пистолета чаще можно было разглядеть кукурузную кочерыжку. О какой-либо технической оснащенности им даже не приходилось мечтать. Ютились они в маленьком, неказистом доме, с небольшим участком.
И еще функционировала структура скромных и приветливых чекистов КГБ, насчитывавшая вместе с руководством в своем штате от четырех до шести человек.
Никаких других военизированных подразделений в районе не значилось. И при всем этом был идеальный порядок. Выйти тогда на улицу с перочинным ножиком в кармане было рискованней, чем сегодня с автоматом Калашникова. Милиция охраняла народ и государство и делала это в высшей степени ответственно и профессионально.
Нынче картина по всем направлениям кардинально иная.
Вместо фабрик — гарнизоны, вместо полей с овощами, зерном, садами — полигоны, вместо хороших дорог и надежной медицины — ракеты и пушки, вместо лечебных курортов — военные и учебные городки.
Откуда будет хлеб на стол, каким образом быть производству, товарам, изобилию, миру и счастью, наконец, если все воевать собрались?
Не хватает денег ни на дороги, ни на медицину, ни на приоритетные проекты, имеющие важное значение для народа и экономики всей страны. Такие непропорциональные и неэффективные траты, когда есть море жизненно важных направлений в социальной сфере и в производственных секторах экономики, не только не выгодны, но и неразумны. Оправдание милитаризации государства мифической угрозой терроризма не имеет под собой никаких реальных оснований. Нет стольких врагов ни в стране, ни за ее пределами, чтобы на каждого мнимого врага держать по одному до зубов вооруженному солдату.
И все это в кризис, когда сохнущий бюджет страны стал похож на «шагреневую кожу», где чем больше желаний, тем меньше самой кожи…
Слышал не так давно в теленовостях, что карандашную фабрику в Славянске захватили так называемые ополченцы и, как их называют в самой Украине, «террористы».
Рядовому читателю сложно понять, какому определению можно верить.
Ополченцев на нашей территории у нас называли террористами, но на чужой — название автоматически меняется на противоположное.
Но не в этом главное, а в том, что по аналогии через некоторое время с производственной фабрикой в Славянске произойдет то же, что произошло с фабрикой стержней в Ачхой-Мартане.
И она станет военизированной базой с большим числом молодых людей с оружием в руках, собравшихся воевать… А потом у них все, как и у нас, будут удивляться, а почему в магазинах нет отечественного ни того, ни другого, ни третьего? Почему все завозим из Китая, у загнивающих америк и европ всяких, а у самих мало что производится и кроме автомата с патронами ничего не прорастает?
«Загнивающие и умирающие» идут вперед и развиваются, а мы все время топчемся на месте… Почему у нас так много безработных молодых людей, которым себя нечем и негде занять? Мало рабочих мест, мало товаров, все «сидят» на бюджете, на пособиях…
Откуда быть экономике, когда нет малого бизнеса, нет многопрофильных, высокотехнологичных производств?
Именно такое положение на руку тем, кто ищет способы вербовки молодежи в различные авантюры в горячих точках и часто довольно успешно претворяет  их в жизнь.
Страна обречена, если не будет сильной экономики. А экономику можно построить не за счет продажи сырья из недр исключительно для наживы кучки бессовестных олигархов, что до сих пор делалось и делается. Средний и малый бизнес — вот самая важная и первейшая основа, на которой можно будет поднимать страну.
Необходимо дать производителям полную свободу и налоговые освобождения, стимулировать дотациями, беспроцентными кредитами. Помогать во всем, а не давить налогами и проверками.
Если этого не сделать, неминуемо падение. Падение бывает жестким, мягким, плавным, но бывает и с фатальным концом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мы против такого трагического финиша, ведь под угрозой находится не только наше настоящее, но и будущее наших детей и внуков.
Поэтому все обязаны проявлять активную гражданскую позицию, думать и говорить о существующих проблемах, показывать примеры созидания и ставить перед властью вопросы, какими бы нелицеприятными они ни казались…
Иначе падать будем все вместе — и правые, и виноватые, и молчаливые, и говоруны, и простые, и великие…
И, конечно, плохо и больно будет всем…


Рецензии
Интересный репортаж. Трагичный. Публицистика актальна. Слог замечательный. С одним замечанием я не совсем согласен. Вы пишите, что "...ополченцев на нашей территории у нас официально принято называть террористами, но на чужой- название автоматически меняется на противоположное. Но не в этом главное..." В этом как раз главное. Вы речь завели о ярлыках. Слова ярлык и тавро тюркского происхождения, а слово клеймо – происходит от немецкого слова Klei. Отсюда фраза «приклеить, прилепить ярлык». Таврить табун, означает выжигать жеребятам на холке тавро - герб владельца. В Древней Греции таврили рабов. Рабы людьми не считались и ходили по городу с клеймом, т.е., со стигмой. Так было раньше, сегодня людей калёным железом не клеймят, клеймят словом. Эффект тот же. Один и тот же человек в одно и то же самое время может получить в разных местах разные клички. В одном углу планеты его считают бандитом и разыскивают, чтобы посадить в тюрьму, в другом ему куют медаль за мужество и отвагу. Это не следствие и не причина всех бед, о которых Вы пишите. Это условия и в то же время инструмент, оружие, которым эти беды создаются. Если обезоружить тех, кто такие условия создаёт, то и беды бы не случались.
Удачи!
Сердечный привет Вашей семье.
Дед Фёдор

Фёдор Тиссен   06.11.2017 20:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.